Феодорит (393 - ок. 458), епископ Киррский, блаженный, один из знаменитейших учителей и писателей Церкви V века, ярчайший представитель Антиохийской школы богословия
Родился в Антиохии в 393 [1] году в благородном, богатом и благочестивом семействе. Получил прекрасное образование в Антиохийском богословском училище [2]. Мать его, в продолжение тринадцати лет быв неплодною, получила этого сына по молитвам пустынника Македония Критофага, почему и наименовала его Феодоритом, то есть Богодарованным, и от самой колыбели посвятила на служение Богу. Согласно с этим обетом благочестивой матери, Феодорит с юных лет был в сношениях с местными подвижниками и, может быть, сам некоторое время воспитывался в одном монастыре, лежавшем в трех милях от Апамеи и в шестидесяти пяти от Антиохии. Потом, лишившись родителей, он раздал бедным оставленное себе значительное богатство и в том же самом монастыре вступил на степень чтеца. Здесь проходил он служение и вместе дополнял своё воспитание изучением еврейского и сирийского языков.
Так он продолжал до 423 года, когда по рекомендации Феодота Антиохийского был взят оттуда против воли и рукоположен Александром Иерапольским в епископа Киррского.
В то время небольшой городок Кирр был центром военного управления на Востоке в провинции Евфратисия. Здесь блаженный Феодорит обнаружил самую широкую деятельность как администратор и пастырь; его влияние, ввиду и личных качеств, и близости к разным высокопоставленным лицам, простиралось далеко и за пределы его епархии (при патриархах Антиохийских Иоанне и особенно Домне).
Его кафедра, расположенная в Евфратской Сирии, заведовала восьмьюстами приходами и требовала неослабной деятельности со стороны епископа, так как жители её несли тяжкое бремя бедности, а также из-за обилия еретических обществ в киррском округе. Феодорит ревностно подвизался против того и другого зла.
Раздав еще в Антиохии часть своего имения бедным, он остальную его часть использовал на благоустройство города Кирра. В пользу внешнего благосостояния своей паствы он открыл источники церковных доходов, выстроил собор, создал форум, украшенный портиками, для народных сходок и два больших моста через реку, возобновил общественные бани, устроил в городе водопроводы и просил правительницу империи Пульхерию об освобождении тамошних жителей от некоторых отяготительных налогов. В личных своих средствах он настолько был скромен, что кроме одежды у него ничего не было.
Для утверждения и распространения Православия он неукоснительно проповедовал чистое учение веры и пастырскими наставлениями привлек в Церковь более десяти тысяч маркионитов, целые поселения евномиан и ариан, так что в его епархии еретиков наконец не оставалось. Все это он совершил с опасностью для жизни, так как еретики иногда преследовали его с намерением забить камнями.
Известно, что епископ Феодорит заменил более двухсот экземпляров неточного евангельского свода Татиана на канонический евангельский текст [3]
Владыка Феодорит также нередко проповедовал слово Божие и в Антиохии. Поучениям его тамошняя Церковь внимала шесть лет при епископе Феодоте [4] и тринадцать при епископе Иоанне, с которым, как и с Константинопольским епископом Несторием, он был в особенно тесных дружеских отношениях.
По высокому своему значению среди тогдашних светильников Православия, блаженный Феодорит также участвовал в соборном управлении Церковью и вместе с прочими блюстителями Веры обличал новые ереси. В одно время, когда он находился в Антиохии, к Антиохийскому епископу Иоанну принесли послание епископов Александрийского Кирилла и Римского Келестина с объявлением о неправоверии Нестория. Феодорит, бывший тогда при Иоанне, советовал Антиохийскому предстоятелю известить обвиняемого Нестория о распространении неблагоприятной молвы касательно его учения и просить, чтобы он постарался доказать несправедливость таких слухов. Между тем Александрийский епископ Кирилл уже написал самому Несторию и к своему посланию присоединил двенадцать анафематств против некоторых его догматических мнений. Копия этого послания была доставлена в Антиохию, и епископ Иоанн поручил Феодориту опровергнуть его особым сочинением, что Феодорит и исполнил. Но тогда как он занимался этим, в 431 году в Ефесе составлялся уже III Вселенский Собор для рассмотрения догматических мнений Нестория. Будучи приглашены на Собор, Иоанн и Феодорит не успели явиться вовремя и не признали правомочность соборных решений, за что были лишены церковного общения соборным определением.
В 432 году Феодорит принял участие в Антиохийском Соборе, участники которого отказались поддержать определения III Вселенского Собора и осудить Нестория.
Феодорит недолго оставался в разномыслии с александрийским святителем Кириллом. Когда последний написал послание Акакию Веррийскому и в нем ясно изложил исповедание своей веры епископ Феодорит убедился в его Православии и навсегда примирился с ним. При этом он не расторгнул личного общения и с Несторием, хотя тот уже был лишен епископского престола и объявлен ересеначальником. За это, по указу царя, Феодорит лишен был права участвовать в соборном управлении Церковью и выезжать за пределы своей паствы.
Между тем, по поводу осужденной уже Собором ереси Несториевой, возник новый спор Константинопольского архимандрита Евтихия и Дорилейского епископа Евсевия о двух естествах в Иисусе Христе. В 448 году Поместный Собор в Константинополе осудил Евтихия, но в следующем году состоялся новый Собор в Ефесе, оправдавший Евтихия и низложивший его противников. Феодорит, как один из главных противников евтихианства, был также низложен, а император Феодосий Младший предписал ему оставить свою паству и жить безвыходно в монастыре, где он некогда получил воспитание. Здесь проводил Феодорит поздние годы своей жизни до самой смерти Феодосия, или до восшествия на царские престол Маркиана.
Император Маркиан возвратил Феодориту свободу, но он все еще оставался в монастыре, пока не призван был для присутствования на Халкидонский Собор в 451 году. Осужденный в Ефесе в 449 году, он еще до Халкидонского Собора был восстановлен властью папы Льва Великого и выступил самым усердным почитателем и распространителем его "томоса". Но доказывая свою правоту согласием с ним, он заранее возбуждал этим в своих противниках подозрение относительно православия последнего. На Халкидонский Собор он был введен по особому повелению императора, ввиду оправдания его папой, и там выступал со справкой относительно согласия Льва с Кириллом. На восьмом заседании епископов в Халкидоне, Феодорит подал прошение Собору о пересмотре его сочинений относительно догматов веры, так как в них предполагаемы были черты учения Несториева. Ему отвечали что пересмотр писаний в этом отношении не нужен и что Феодориту остается только отречься от Нестория и произнесть ему анафему. Убежденный, блаженный Феодорит сделал это и был объявлен православным. Собор возвратил ему прежнюю епископию, а император отменил касательно его указ Феодосия. После этого, прибыв в Кирр, он управлял своею паствою еще около пяти лет и умер около 458 года.
В 553 году V Вселенский Собор осудил некоторые смущающие Церковь писания блаженного Феодорита, но самого его, как отказавшегося от ложных мнений и скончавшегося в мире с Церковью, счел православным.
Труды
Блаженный Феодорит оставил после себя много сочинений, отличающихся силою назидательности, чистотою учения и богатством исторических сведений. В полном составе дошедшие до нас его прозведения были изданы аббатом Гарнье и Сирмондом. Кроме этих сочинений, Феодорит написал много других, не дошедших до нас, среди которых - Пенталог, Книга о девстве, Книга против Евтихия и Нестория, Книга Иудеев и другие. Дошедшие до нас работы включают в себя:
- Вопросы на осьмикнижие [5] и на книги Царств и Паралипоменон - Объяснение некоторых трудных мест в этих священных книгах.
- Толкования на все Псалмы, на Песнь Песней, на пророчества Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила, на двенадцать малых пророков и на все послания апостола Павла.
- Боголюбец, или история благочестивой жизни - книга, содержащая в себе жизнеописания современных Феодориту тридцати пустынников, творивших много чудес силою крестного знамения, святой воды и благословенного елея.
- Речь о любви - написанная в добавление к Боголюбцу, чтобы представленными в той книге примерами постоянства и терпения укрепить души людей, подвергающихся гонениям.
- Послания разным лицам - 147 посланий.
- Басни еретиков, или история ересей, изложенная в пяти книгах - В первой книге Феодорит рассматривает ереси, принимавшие два начала и доказывавшие, что Боговоплощение было только кажущееся; во второй - те, которые признавали Христа простым человеком; в третьей - ряд ересей, в частности монтанистов и новациан; в четвертой - новейшие ереси от Ариевой до Несториевой; в пятой блаженный Феодорит излагает учение Православной Церкви, как слово обличения всех вообще еретиков.
- Эранист или Полиформ (т. е. Собиратель или Разновидный) - сочинение, состоящее из трех разговоров против евтихиан. Феодорит дал ему такое заглавие потому, что обличаемая в нем ересь была смесью заблуждений Маркиона, Валента, Аполлинария и Ария. Первый разговор назвал он «неизменным», поскольку в нем доказывается, что Слово, став плотию, не изменилось; второй - «несмешанным», поскольку в нем утверждается, что в Иисусе Христе природа Божественная и природа человеческая существенно различны; третий - «не страдающим», поскольку в нем объясняется, что Божество, по существу своему, страдать не может. В конце этого сочинения те же самые положения доказываются посредством силлогизмов.
- Десять бесед о промысле - одно из превосходнейших произведений древнего христианского витийства, показывающее обширность познаний в философии, глубину мыслей и мастерское владение словом.
- Обличение двенадцати анафематств Кирилла - сочинение, написанное по поручению Антиохийского епископа Иоанна, бывшее плодом недоразумений относительно нового вопроса, возникшего тогда в Церкви по поводу учения Нестория.
- О врачевстве эллинских предрассудков - сочинение, состоящее из двенадцати речей, содержащих в себе апологию Христианства против идолопоклонников. В нем собано много сказаний о богословии древних язычников, о нечестии их философов и о пороках, которыми они унижали свою науку. В нем доказывается также, что почитание, какое христиане воздают святым, существенно отличается от почитания, воздаваемого идолам, и что мученики, взятые на небо, в некотором смысле суть наши ходатаи перед Богом и врачи наших душ и тел.
- Церковная История - труд, написанный для предания потомству достопамятных событий, случившихся в Церкви Христовой с того времени, до которого довел свое повествование Евсевий Кесарийский. Феодорит имел в виду «описать то, что не вошло в Церковную историю» - т.е. дополнить изложения Сократа и Созомена, повествующие о тех же временах, но преимущественно в Константинопольской Церкви. История Феодорита дополняет их, рассказывая о событиях на Востоке. Труд этот разделен писателем на пять книг и обнимает сто пять лет - период от появления арианства до смерти епископов Феодора и Феодота в 427 году. Время написания истории приходится около 450 года, потому что Феодорит упоминает в ней о спорах Нестория с Кириллом и о появлении ереси Евтихия. Язык истории Феодорита гораздо лучше языка в повествованиях Сократа и Созомена, отличаясь ясностью и возвышенностию.
Использованные материалы
- "Краткое сведение о жизни и сочинениях блаженного Феодорита, епископа Кирского", портал Седмица.RU ЦНЦ "Православная энциклопедия":
- Феодорит, еп. Кирский, Церковная история [пер. с греч.], М.: Изд-во "Российская политическая энциклопедия"; Православное товарищество "Колокол", 1993:
- http://www.sedmitza.ru/lib/text/433631/
- http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Feodorit_Kyrr/pred.phtml?id=7392
- Бриллиантов А. И., Лекции по истории древней церкви, "I. Антиохийская школа и несторианство", СПб.: "Издательство Олега Абышко", 2007:
- Бриллиантов А. И., Труды по истории древней Церкви. Происхождение монофизитства, гл. VI, СПб.: "Издательство Олега Абышко", 2006, 86:
- Соколов Серафим, прот., История восточного и западного христианства (IV-XX века): Учебное пособие, 2007, 28:
[1] Основная версия. В статье "Краткое сведение о жизни и сочинениях блаженного Феодорита, епископа Кирского" с портала Cедмица.RU - http://www.sedmitza.ru/text/433635.html - указан 387 год.
[2] Но не у Феодора Мопсуестийского, который тогда уже был в Мопсуэстии.
[3] Толкование на Четвероевангелие преподобного Ефрема Сирина. Предисловие. М., Сибирская благозвонница, 2001. Стр 7-8, 380 С. ИС 11-025-2693
[4] В статье с портала http://www.sedmitza.ru/text/433635.html указан епископ "Феодорит", но по имеющимся данным предшественнком епископа Иоанна I на Антиохийском престоле был Феодот. См. Антиохийская Православная Церковь.
[5] Т. е. на пять книг Моисея, на книги Иисуса, Судей и Руфь