Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АНТИОХИЙСКИЙ СОБОР 341

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Антиохийский Собор, состоявшийся между 6 января (или 22 мая) и 1 сентября 341 года; возможно, Собор заседал с 339 по 341 год. Собор, правила которого приняты всей Церковью в числе правил десяти Поместных Соборов

Собор составился по окончании постройки Великой церкви (Золотого храма) в Антиохии, заложенной при имп. Константине Великом (т. н. Собор «на обновление», греч. ἐν ἐγκαινίοις). На ее освящение прибыли 97 епископов и император Констанций II, симпатизировавший арианству. Собор проходил под председательством Флакилла, еп. Антиохийского.

Состав Собора

Известные участники собора:

Собор был весьма многочисленным, и несмотря на то что ведущую роль на нем играли евсевиане, их было мало, на Соборе же присутствовали и такие представители Православия, как свт. Иаков Нисибинский, еп. Павел Неокесарийский, митр. Дианий Кесарийский. Даже наиболее известные антиникейцы из присутствовавших на этом Соборе - епископы Евсевий Никомидийский и Феогний Никейский, - принесшие покаяние в арианстве, считались в то время вполне православными. Римский еп. Юлий, обращаясь к участникам Собора, не называет их ни еретиками, ни арианами, но возлюбленными братьями и приглашает их к себе на Собор [1].

Деяния Собора

Приверженцы ариан обвинили свт. Афанасия Александрийского в том, что он без согласия Собора епископов по возвращении из ссылки занял кафедру, нарушив тем одно из только что принятых ими правил (12-е; на это правило впоследствии ссылались и противники свт. Иоанна Златоуста), и что при его вступлении произошло возмущение народа. Собор низложил свт. Афанасия, и сначала епископом Александрийским наречен был Евсевий Эмесский, который отказался от Александрийского престола, тогда на кафедру был поставлен Григорий Каппадокиец [2]. Однако ряд историков считает, что это произошло раньше, на другом Соборе, см. ниже.

Из деяний Собора известны 4 вероисповедные формулы.

1-я формула, изложенная в "Окружном послании", отвергает западные обвинения в арианстве, учение строгого арианства предается анафеме в основных своих тезисах. Никейская формула "единосущия" Сына Отцу не принимается, но и не отрицается открыто, однако, подчеркивая авторитет Предания, отцы Собора дают понять, что в Никейском Символе усматривают новшество, не имеющее основания в древнем наследии; отношение Сына Божия к Отцу выражается через термин "сосуществующий" (греч. συνών).

2-я формула (опирающаяся на вероопределение Лукиана, пресв. антиохийского, имя которого было символом доникейского восточного богословия) впоследствии повторялась на Соборах, в противовес никейской "вере 318 отцов" ее называли иногда "верой 97 отцов". В этом определении Собора о Божестве Сына наиболее важно выражение "неотличный образ" (а также "неизменный" - греч. ἀπαράλλακτος εἴκων) Божества Отца, как существа, так и силы, воли и славы Его. Сущность Сына признается "неотличной" от сущности Отца. Но т. к. две абсолютно Божественные сущности быть не могут, то такое утверждение необходимо ведет к признанию "единосущия".

3-я формула, составленная еп. Феофронием Тианским, анафематствовала сторонников веры Маркелла Анкирского и Савеллия. Формула поразила не только никейцев, но всю Западную Церковь, т. к. на Соборе в Риме, происходившем непосредственно перед Антиохийским, с Маркелла были сняты обвинения в савеллианстве, и он был принят в общение [3].

4-я формула не была принята вместе с остальными, но представлена в следующем году в Медиолане имп. Зап. империи Константу послами Собора епископами Наркиссом Нерониадским, Марием Халкидонским и Феодором Ираклийским, чтобы разрешить спор между Восточной и Западной Церквами. Возможно, это был сокращенный вариант трех предыдущих.

Собор не принял Никейский Символ, но он не встал и на сторону ариан, скорее это был Собор восточных епископов, консервативно настроенных в отношении смущавшего их термина "единосущный". Вероопределение Собора 341 года в своем сопротивлении "единосущию" положило начало длительному 40-летнему процессу развития восточной богословской мысли, постепенно принимавшей Никейский Символ веры.

Соборным деянием стали 25 правил, которые были приняты всей Церковью (Трул. 2), вошли в канонические сборники.

Исследователи придерживаются различных точек зрения на то, результатом деяния какого Собора явились эти 25 правил. Проф. Спасский утверждает, что тот же Собор, который издал 12-е правило, приложил его и к свт. Афанасию. По его мнению, этот Собор происходил в 339 г., т. к. свт. Афанасий летом 339 года вынужден был покинуть Александрию, уступив место Григорию Каппадокийцу, а осенью 339 года он уже был в Риме. Римский еп. Юлий, обращаясь в послании (339) к отцам Антиохийского Собора, пишет об изгнании свт. Афанасия с Александрийской кафедры с помощью воинов и поставлении там Григория [4]. В «Лекциях по истории древней Церкви» проф. Болотова также высказывается предположение, что правила были выработаны более ранним Собором еще при жизни Константина Великого (+ 337), председательствовал на Соборе Евсевий Кесарийский (+ 339) [5]. Возможно, речь идет о Соборе 338 года.

См. также Антиохийские Соборы.

Использованные материалы



[1]  Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 21-35

[2]  Socr. Schol. Hist. eccl. II 8, 10

[3]  Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 32

[4]  Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 29-30

[5]  Болотов Т. 4. С. 52

Редакция текста от: 07.09.2019 21:03:32

"АНТИОХИЙСКИЙ СОБОР 341" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google