Церковь св. Иакова Нисибинского (Нисибин, нач. XX в.) |
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Нисибин впервые как арамейский город упоминается в ассирийских источниках, относящихся к 901 г. до н.э..
После завоевания местности Александром Македонским страна получила название Анфемусия (Ανθεμουσία) или Мигдония (Μυγδονία). Плутарх сообщает, что уже в эпоху македонских завоеваний город населяли потомки спартанцев.
В 309 г. до н.э. Селевк I Никатор укрепляет город, дополнительно заселяет его македонскими колонистами и называет Антиохия Мигдонийская (Αντιόχεια την εν Μυγδονία), хотя арамейское население оставалось значительным в городе. Из этого города происходил знаменитый античный философ-стоик Аполлофан (III в. до н.э.).
В 141 г. до н.э. восточные территории империи Селевкидов (современные Ирак и Иран) переходят к парфянскому царю Митридату I Великому. С этого времени Нисибин, как и остальная центральная часть древней Ассирии, становится частью царства Адиабены, признавшего зависимость от Парфии.
Ненадолго Адиабена вошла в состав Армянского царства при Тигране II, но была отвоевана римским полководцем Лукуллом, чьи легионы захватили Нисибин в 67-68 г.г. до н.э. Однако, после заключения мирного договора Армения продолжала контролировать Нисибин вплоть до 36-38 г.г., когда конфликт в Армении перерос в гражданскую войну во всей Парфянской империи, в которую вмешался и римский правитель Сирии Луций Виттелий. В результате, Адиабена с центром в Нисибине получила самостотельность от Армении. Однако, по некоторым данным в конце II века армянский царь Сантрук имел здесь свою резиденцию [1].
После победы Септимия Севера в гражданской войне, начавшейся в Римской империи в 193 г., он вторгся в Месопотамию и освободил осаждаемый войсками Адиабены и Осроены (другого соседнего парфянского княжества) лояльный Римской империи Нисибин, а также захватил Эдессу. Вновь приобретенные территории были преобразованы в провинцию под охраной двух легионов: III Парфянского (Legio III Parthica), расквартированного в Ресене (Феодосиополе) и I Парфянского (Legio I Parthica) в Сингаре.
Ворота Школы Нисибина (Нисибин, нач. XX в.) |
В ранневизантийский период город стал крупным и укрепленным торговым, религиозным и административно-военным центром Мигдонии.
В 338 г. город осадил во главе огромной армии, включавшей слонов и осадные машины, персидский царь Сапор II. Однако благодаря прекрасно организованной епископом Иаковом обороне города после 63-дневной осады персы были вынуждены отступить. Последующая трехмесячная осада города в 344 г. также оказалась для персов безуспешной. В дальнейшем обороной города в 353-354 и 359 г.г. успешно руководил магистр пехоты Востока (magister peditum per Orientem, ο στρατηλάτης του πεζικού των ανατολικών επαρχιών) Урсицин.
Однако, в результате неудачного похода императора Юлиана II Отступника на персов в 363 г., когда войско союзников-армян вообще уклонилось от участия походе, а персы-проводники завели византийское войско в пустыню, ромеи потерпели поражение, а сам император погиб. По условиям мирного договора новый император Иовиан обязывался не оказывать поддержку армянским правителям, а крепость Нисибин, как и другие крепости (Сингара (Σίγγαρα, совр. Sinjar в Ираке)), Castra Maurorum и др.), переходила в руки персов на условии беспрепятственного отхода византийской армии, гарнизонов и христианского населения оставляемых городов во внутренние пределы Византийской империи.
Так, в течение трех дней православное население Нисибина переселилось в опусташенную крепость Амида, население которой незадолго до описываемых событий в 359 г. было почти полностью истреблено персами.
С того времени граница между Византийской империей и Персией проходила чуть к западу от Нисибина, а в самом городе находили прибежище гонимые в Византии несториане, манихеи, гностики. Согласно Кодексу Юстиниана, торговля между империями разрешалась лишь в Нисибине, Каллиниконе и Артаксате. Чтобы контролировать Нисибин, использовавшийся персами как основная военная база на границе, византийцы построили в 18 км к западу от Нисибина крепость Дара, которая после полутора лет осады была захвачена персами в 605 году во время ирано-византийской войны 602-628 годов, поводом для которой послужило восстание армян против имперской власти.
В 640 году Нисибин была захвачена арабами.
Религия
Гробница св. Иакова Нисибинского (Нисибин, нач. XXI в.) |
В середине IV века, спасаясь от персидских захватчиков, школа с преподавателями и студентами переехала в Эдессу.
Впоследствии выпускником этой школы стал и Несторий, будущий Константинопольский патриарх, чье еретическое учение о природе Христа было осуждено на Эфесском соборе 431 г., а самой школе в 489 г. пришлось вернуться обратно в Нисибин как заподозренной императором Зиноном в симпатиях к несторианству.
Святые
- Сщмч. Дометий Сирийский (+363), крестился в городе
- Свт. Иаков, епископ Нисибинский (+ ок.350)
- Прп. Ефрем Сирин (303-378), родился и жил в Нисибине
Использованные материалы
- Ливий – статьи по Древней Истории (Livius Articles on Ancient History) (англ.):
[1] Последнее замечание - по ст. Рыжов К. В., Все монархи мира: Древний Восток: Справочник, М.: Вече, 2006, ст. "Армении цари", https://slovari.yandex.ru/~книги/Монархи. Древний Восток/Армении цари/