Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПАВЛИН ТИРСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Павлин I (греч. Παυλίος; лат. Paulinus; + ок. 330), епископ Антиохийский, участник арианских споров на их начальном этапе.

Происходил из Антиохии, там же получил сан пресвитера, так что христианская община Антиохии считала Павлина своим. В свое время он был известным экзегетом; вероятно, учился у сщмч. Лукиана Антиохийского. Евсевий Памфил неоднократно характеризует Павлина как человека, отличающегося ученостью и сведущего в Священном Писании [1].

Павлин стал епископом Тира после прекращения великих гонений начала IV века. В 311 году мученически скончался еп. Мефодий Тирский, но Павлин был избран на эту кафедру уже после провозглашения Миланского эдикта, не ранее 313 года. В византийской хронистике (источники не ранее начала IX века) было принято в качестве предшественника Павлина на Тирской кафедре помещать некоего Дорофея, который по ранним источникам не известен [2].

Основной заслугой еп. Павлина на Тирской кафедре является благоустройство местной общины после гонений. С началом арианских споров Павлин, как лукианист, выступил в защиту Ария. Сам Арий в своем послании к еп. Евсевию Никомидийскому называет Павлина среди своих сторонников [3]. Тем не менее первое время еп. Павлин предпочитал не вмешиваться в спор, так что еп. Евсевий Памфил обратился к нему с посланием, призывая его как человека ученого высказать свое авторитетное мнение. В результате этой настойчивости Евсевия Павлин отправил послание к архиеп. Александру Александрийскому, фрагмент которого сохранился в трактате Евсевия "Против Маркелла". В нем Павлин выступает против представлений о Рождении Сына как акта эманации или другой формы разделения Божества. В противоположность этому еп. Маркелл Анкирский обвинял еп. Павлина в том, что он поддерживал строго арианскую доктрину и мыслил рождение не более чем как акт творения. Впрочем, полемика еп. Маркелла с еп. Павлином относится ко времени после I Вселенского Собора (325), и Маркелл, вероятно, полемизировал уже с покойным еп. Павлином, так же как Евсевий, со своей стороны, защищал Павлина уже после его кончины.

На I Вселенском Соборе Павлин был среди группы тех бывших сторонников Ария, которые подписали его осуждение и приняли Никейский Символ веры.

На поместном Соборе Иерусалимской Церкви в Кесарии (ок. 325-328) к оправдывавшему арианскую ересь соборному обращению было приложено и личное послание Павлина Тирского, содержавшее составленный специально по этому поводу трактат, который разъяснял и оправдывал учения Ария [4].

Между 327 и 330 годом еп. Павлин Тирский принял участие в антиникейском Соборе в Антиохии, который осудил употребление термина "единосущный" (греч. ὁμοούσιος) в Никейском Символе веры и низложил архиеп. Евстафия Антиохийского [5].

После ссылки свт. Евстафия еп. Павлин по требованию христиан-антиохийцев был переведен на Антиохийскую кафедру, но управлял ею до своей кончины (+ ок. 330) всего около полугода [6].

Основным источником сведений о Павлине Тирском являются труды епископа Кесарийского Евсевия Памфила, его близкого друга. Евсевий посвятил Павлину свою «Церковную историю» [7], а также по его просьбе составил "Ономастикон", справочник библейских названий. В десятой книге "Церковной истории" Евсевий поместил свой панегирик в честь Павлина, написанный около 315 года по случаю освящения новой христианской базилики в Тире, "самой прекрасной во всей Финикии". В этом панегирике, а также в соч. Евсевия "Против Маркелла" [8] содержатся наиболее важные сведения о Павлине Тирском.

Литература

  • Venables E. Paulinus (3) // DCB. Vol. 4. P. 231-232;
  • CPG, N 2065;
  • Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 682, 708;
  • Simonetti M. Paulinus of Tyr // EEC. Vol. 2. P. 661-662.

Использованные материалы



[1]  Письмо Евсевия к П.: Theodoret. Hist. еccl. I 6

[2]  Theoph. Chron. P. 24

[3]  Theodoret. Hist. еccl. I 5

[4]  Дмитрий Гоцкалюк. Поместные Соборы Иерусалимской Церкви - http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39971.htm

[5]  Э. Г. П. "Антиохийские соборы (III-VI вв.)" // Православная энциклопедия, т. 2, с. 530-534 - http://www.pravenc.ru/text/115774.html

[6]  Philost. Hist. eccl. III 15

[7]  Euseb. Hist. eccl. 10 1

[8]  Euseb. Contr. Marcel. 1 4 // PG. 24. Col. 750

Редакция текста от: 12.05.2024 06:45:26

"ПАВЛИН ТИРСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google