Георгий (+ после 359), епископ Лаодикии Сирийской, один из лидеров богословской партии омиусиан, возникшей в Восточной Церкви в ходе арианских споров IV века
До посвящения в сан пресвитера Георгий был преподавателем философии [1] начала спора о Втором Лице Св. Троицы, поднятого Арием, он, уже будучи александрийским клириком, выступил против отлучения Ария, за что сам был отлучен свт. Александром Александрийским [2]. Покинув Александрию, он поселился в Антиохии, откуда отправил послания к Арию и к Александру. Свт. Афанасий Великий приводит два фрагмента из них [3]. По сведениям Евсевия Кесарийского [4], имп. Константин в письме к Антиохийскому Собору 327 или 330 года, низложившему свт. Евстафия Антиохийского, предлагал на кафедру Антиохии кандидатуру Георгия, в то время клирика в г. Арефуса в Сирии.
Вероятно, Георгий стал епископом Лаодикии Сирийской между 338 и 341 годами, поскольку известно, что он присутствовал в этом качестве по крайней мере на одном из Соборов в Антиохии, созывавшихся по инициативе сторонников арианствующего еп. Евсевия Никомидийского [5]. На Сардикийском Соборе (между 343 и 346) Георгий Лаодикийский был осужден православными епископами как один из лидеров ариан [6], но тем не менее он остался на кафедре. Созомен пишет, что в 346 году свт. Афанасий Великий, возвращаясь в Египет из ссылки и проезжая через Лаодикию, сблизился с Аполлинарием младшим, за что Георгий отлучил последнего от церковного общения [7]. Сократ Схоластик дает иные версии причины этого отлучения [8]. Согласно одной из них, Георгий отлучил пресв. Аполлинария старшего и в то время чтеца Аполлинария младшего и сына, за то что они общались с софистом-язычником Епифанием. По другой версии, оба Аполлинария прервали общение с Георгием Лаодикийским, т. к. тот склонялся к арианству. В сочинении "Апология о своем бегстве" свт. Афанасия Великого (357) Георгий Лаодикийский фигурирует как один из главных противников автора [9]. Вероятно, Георгий Лаодикийский был среди инициаторов рукоположения на александрийскую кафедру вместо свт. Афанасия арианствующего еп. Георгия Каппадокийца.
С конца 350-х годов характер деятельности Георгия Лаодикийского несколько меняется. Если до этого времени он главным образом выступал против никейцев, то в дальнейшем стал противником также и партии крайних ариан - аномеев во главе с еп. Евдоксием Антиохийским.
В начале 358 года арианствующий Евдоксий созвал Собор своих сторонников, на котором была поддержана 2-я Сирмийская формула имп. Констанция II (357) с запретом рассуждений о "сущности" (οὐσία). Несогласные клирики изгонялись из Антиохии; в город вернулся глава партии крайних аномеев Аэтий. В этих условиях Георгий обратился с посланием к антиохийским изгнанникам, в котором описывал опасность, таящуюся в аномействе [10]. Весной 358 года это послание было зачитано на Соборе в Анкире под председательством еп. Василия Анкирского. В противовес крайнему арианству аномеев участники Собора сформулировали Символ веры с использованием термина "подобосущный" (ὁμοιούσιος) для описания отношения Сына к Отцу в Св. Троице. Георгий на Соборе не присутствовал, но несомненно одобрил его постановления, т. к. спуcтя год он вместе с Василием Анкирским составил "Памятную записку" [11], в которой защищал омиусианскую позицию.
В 359 году Георгий Лаодикийский присутствовал на Соборе в Селевкии, где проявил себя как один из лидеров партии омиусиан [12].
Дальнейшая судьба Георгия Лаодикийского неизвестна. Филосторгий упоминает, что после Собора в Константинополе в начале 360 года, на котором партия омиусиан была разгромлена омиями, Акакий Кесарийский рукоположил на кафедру Лаодикии нового епископа - Пелагия [13]. Однако неизвестно, скончался ли к этому времени еп. Георгий или, подобно еп. Василию Анкирскому, он был низложен и отправлен в ссылку.
Из сочинений Георгия Лаодикийского кроме вышеназванных послания к антиохийским изгнанникам и "Памятной записки" в источниках упоминаются похвальное слово Евсевию Эмесскому [14] и сочинение против манихеев [15].
Сведения о Георгии Лаодикийском содержатся в сочинениях церковных писателей и историков IV-V веков: Евсевия Кесарийского, свт. Афанасия Великого, свт. Епифания Кипрского, Филосторгия, Созомена, Сократа Схоластика, Феодорита Кирского.
Литература
- Болотов. Лекции. Т. 4. С. 74, 136;
- Спасский А. История догматических движений в эпоху вселенских Соборов. Серг. П., 19142. С. 370-375, 385, 397;
- Simonetti M. La crisi ariana nel IV sec. R., 1975;
- Nautin P. Georges (46) // DHGE. T. 20. Col. 629-630.
Использованные материалы
- Д. В. Зайцев. "Георгий, еп. Лаодикии Сирийской" // Православная энциклопедия, т. 11, с. 27
[1] Philost. Hist. eccl. VIII 17
[2] Athanas. Alex. De Synod. 17; Apol. de fuga sua. 26
[3] Athanas. Alex. De Synod. 17
[4] Euseb. Vita Const. III 62
[5] Sozom. Hist. eccl. III 5
[6] Hilarius Pictaviensis. Fragmenta ex opere historico. II 1, 7-8 // PL. 10. Col. 622-639
[7] Sozom. Hist. eccl. VI 25
[8] Socr. Schol. Hist. eccl. II 46
[9] Athanas. Alex. Apol. de fuga sua. 26
[10] текст: Sozom. Hist. eccl. IV 13
[11] Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 73. 12-22
[12] Socr. Schol. Hist. eccl. II 39; Sozom. Hist. eccl. IV 22
[13] Philost. Hist. eccl. V 1
[14] Socr. Schol. Hist. eccl. II 9; Sozom. Hist. eccl. III 6
[15] Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 66. 21; Theodoret. Haer. fabul. 1. 26