Свт. Афанасий Александрийский |
Память 18 января (вместе со свт. Кириллом Александрийским) и 2 мая
Родился около 297 года в городе Александрии в семье благочестивых христиан. Он получил хорошее светское образование, но еще более глубокие познания приобрел прилежным изучением Священного Писания. С отроческих лет будущий великий святитель Афанасий стал известен Александрийскому Патриарху, святому Александру при следующих обстоятельствах. Однажды группа детей, среди которых находился и отрок Афанасий, играла на берегу моря. Дети-христиане решили крестить своих сверстников-язычников. Отрок Афанасий, которого дети избрали "епископом", совершал крещение, в точности повторяя слова, слышанные им в церкви при этом таинстве. Все это наблюдал из окна патриарх Александр. Потом он велел привести к себе детей и их родителей, долго беседовал с ними и, удостоверившись, что крещение, совершенное детьми в игре, было во всем согласно с церковным уставом, признал крещение действительным и дополнил его миропомазанием.
С этого времени патриарх наблюдал за духовным воспитанием юного Афанасия и со временем присоединил его к клиру, сначала чтецом, а затем посвятил в сан диакона. В этом сане святой Афанасий сопровождал патриарха Александра в 325 году на I Вселенский Собор в Никее. На Соборе святой Афанасий выступал с опровержением ереси Ария. Эта речь была одобрена православными отцами Собора, а ариане - явные и скрытые - возненавидели Афанасия и на протяжении всей его жизни подвергали гонениям.
9 июня 328 года Афанасий был единодушно избран преемником патриарха Александра на Александрийскую кафедру. Он долго отказывался, считая себя недостойным, но по настоянию всего православного населения должен был согласиться, и в возрасте 28 лет был рукоположен в сан епископа и поставлен во главе Александрийской Церкви.
Свт. Афанасий Александрийский. Мозаика |
По бездоказательным наветам ариан, святитель Афанасий был низложен в 335 году Тирским Собором.
Свт. Афанасий Великий, архиеп. Александрийский. Византийская икона |
По смерти императора Константина в 337 году, Афанасий возвратился из ссылки осенью 338 года, но его энергичная борьба против ариан возбудила их вражду, против него был созван Собор в Антиохии. Весной 340 г. императорский наместник с помощью вооруженной силы поставил и архиепископом александрийским арианина Григория. Афанасий бежал в Рим к архиепископу Иулию I, по старанию которого он был признан на Римском соборе 341 г. и на соборе в Сардике в 343 г. невинным, а учение его объявлено согласным с догматами церкви. Император византийский Констант также благоволил к Афанасию, и выхлопотал ему у брата своего Констанция разрешение вернуться в Александрию по смерти Григория, в октябре 346 г. Когда же Констанций, сделавшись единодержавным монархом, доставил победу арианам в 355 г., то Афанасий должен был вновь отказаться от духовной власти. На его место был назначен Георгий из Каппадокии, а когда солдаты ворвались 9 февраля 356 г. ночью в церковь св. Фомы, где Афанасий совершал по случаю праздника всенощное бдение, то он вынужден был бежать в Египетскую пустыню; но и отсюда имел большое влияние на паству своим личным авторитетом и сочинениями. По вступлении на престол Юлиана Отступника, Георгий был убит во время народного восстания, и Афанасий мог вернуться в Александрию в феврале 362 г., но его ревностная деятельность, клонившаяся к умиротворению церкви, возбудила неудовольствие императора, так что 25 октября 362 г. ему пришлось в четвертый раз отправиться в изгнание, на этот раз в Фиваидскую пустыню. После падения Юлиана Афанасий возвратился в Александрию в феврале 364 г., но в царствование императора Валента был вынужден еще раз оставить город с октября 365 г. по февраль 366 г.; с тех пор его более не беспокоили до самой его кончины.
Скончался 2 мая 373 года, в возрасте 76 лет.
Свтт. Афанасий и Кирилл Александрийские. Миниатюра из Минология Василия II, ок. 979-989 (Ватиканская библиотека) |
Молитвословия
Тропарь, глас 3
Сто́лп бы́л еси́ правосла́вия,/ Боже́ственными догма́ты подтвержда́я Це́рковь,/ священнонача́льниче Афана́сие:/ Отцу́ бо Сы́на Единосу́щна пропове́дав,/ посрами́л еси́ А́рия./ О́тче преподо́бне,/ Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.
Тропарь свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских, глас 3
Де́лы возсия́вше правосла́вия,/ все́ погаси́вши злосла́вие,/ победи́телие, победоно́сцы бы́сте,/ благоче́стием вся́ обогати́вше,/ Це́рковь вельми́ украси́вше,/ досто́йно обрето́сте Христа́ Бо́га,// да́рующаго на́м ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 2 , Правосла́вия насади́в уче́ния,/ злосла́вия те́рния изсе́кл еси́,/ умно́жив се́мя ве́ры одожде́нием Ду́ха, преподо́бне,// те́мже тя́ пое́м, Афана́сие.
Кондак свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских, глас 4
Священнонача́льницы велича́йшии благоче́стия/ и до́блии побо́рницы Це́ркве Христо́вы,/ вся́ соблюди́те, пою́щия:/ спаси́, Ще́дре,// ве́рою чту́щия Тя́.
Творения
Сохранились многочисленные творения святителя Афанасия: четыре "Слова", направленные против ереси ариан, а также письмо к Епиктету, епископу Коринфской Церкви, о Божественной и человеческой природе в Иисусе Христе, 4 письма к епископу Серапиону Тмуитскому о Божественности Святого Духа и равенстве Его с Отцом и Сыном - против ереси Македония. Сохранились также и другие сочинения апологетического характера в защиту Православия, в том числе письмо к императору Констанцию.
Его "История ариан для монахов" написана в строго православном духе и служит неоценимым памятником для изучения борьбы религиозных партий того времени. Меньшее значение имеют его сочинения в области экзегетики и морали. Лучшее издание их принадлежит Монфокону (3 тома, Париж, 1698 г.). Дополнением к ним служит второй том "Bibliotheca patrum" Монфокона (Пар., 1706). Тило поместил в первом томе своей "Bibliotheca patrum graecorum dogmatica" (Лейпц., 1853) только главные догматические сочинения Афанасия. Важное значение для летосчисления имеют сохранившияся на сирийском языке: "Описания праздников", составленные Афанасием.
Известны комментарии святителя Афанасия к Священному Писанию, книги нравоучительного характера и подробное жизнеописание преподобного Антония Великого, с которым святитель Афанасий был очень близок. Святитель Иоанн Златоуст советовал читать каждому православному христианину это житие.
На русском языке издано:
- Творения. Части 1-4. Под ред. проф. А. П. Шостьина. М., 1851-1854. ( "Творения святых отцев в рус. пер.", изд. при МДА, тт. 17, 19, 21, 22). То же. Изд. 2-е, испр. и доп. Части 1, 2, СТСЛ, 1902. Части 3, 4. СТСЛ, 1903 (Отд. пригож. к ж. "Богословский вестник", 1902, 1903).
- О пользе чтения Священного Писания. В кн.: "Выписки из писаний святых церковноучителей и других писателей о необходимости и пользе чтения Священного Писания". Изд. А. фон Эссом. Пер. с нем. СПб., 1817.
- Из ХХХIХ письма о праздниках. В кн.: "Сочинения и переводы Евсевия, архиепископа Карталинского. Ч. I. Переводы из творений святых отцев." СПб., 1858. То же. "Христианское чтение", 1838, III, с. 188 слл.
- Из беседы на слова: "Вся мне предана суть Отцем Моим". - Из беседы о слепорожденном. - В кн.: Поторжинский М. А. Святоотеческая хрестоматия. Киев. 1877. То же: "Христианское чтение", 1835, II, с. 119 слл.; 1837, III, c. 150 слл. 5. Краткое обозрение Святого Писания Ветхого Завета. - "Христианское чтение", 1841, IV, с. 217 слл.; с. 324 слл.
- Обозрение Посланий Святых Апостолов и Откровения Иоанна. - Там же, 1842, I, с. 157.
- О девстве или о подвижничестве. - Там же, 1833, III, с. 117 слл.
- О начале и распространении идолопоклонства. - Там же, 1837, IV, c. 3 слл. 9. О том, что человек может познавать Бога в душе своей умом, и что душа человеческая разумна и бессмертна. - Там же, 1837, IV, с. 113 слл.
- О причинах воплощения Бога-Слова. - Там же, 1837, IV, с. 275 слл.
- О воплотившемся Боге-Слове против ариан. - Там же, 1840, III, с. 165 слл.
- О Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. - Там же, 1841, II, с. 84 слл.
- О терпении. - Там же, 1837, II, с. 120 слл.
- О происхождении нравственного зла. - Там же, 1837, III, с. 25 слл.
- О крестной смерти Иисуса Христа. - Там же, 1838, II, с. 132 слл.
- На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. - Там же, 1831, ХVII, с. 127 слл.
- Жизнь преп. Синклитикии. - Там же, 1824, ХVI, с. 3 слл.
- Письма. - Там же, 1838, IV, с. 118 слл.; 1839, IV, с. 133; 1842, II, с. 212 слл., 236 слл.
- На богомерзких и проклятых злохульных ариан. - В кн.: Богодухновенные книги великих пастырей церковных и учителей всея Вселенныя. Пер. с эллиногреч. яз. на славянорос. иером. Епифания (Славинецкого). М., 1656.
Использованные материалы
- Святитель Афанасий, архиепископ Александрийский // Сайт Издательства Московской Патриархии
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
[1] Дмитрий Гоцкалюк. Поместные Соборы Иерусалимской Церкви - http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39971.htm
[2] "Константинопольские соборы" // Православная энциклопедия, т. 37, с. 299-343 - http://www.pravenc.ru/text/2057126.html#part_2