Единосущие - единство сущности, тождество природы. Наиболее часто термин используется в прилагательной форме - единосущный (калька с греч.: όμοούσιος) - для указание на единосущие ипостасей Бога.
Понятие о единосущии Бога-Троицы выкристаллизовалось в ходе борьбы за православное учение с арианской ересью. Первое указание на термин "единосущный" в отношении Сына Божия к Отцу приписывают святителю Осии Кордувийскому. В итоге этот термин был закреплен в общепринятом Никео-Цареградском символе веры: "Верую... во единаго Господа Иисуса Христа... единосущна Отцу."
Среди других значительных в богословском отношении положений касательно тождества природы:
- Господь Иисус Христос единосущен Богу Отцу по Божеству и человеку по человечеству.
- Определение IV Вселенского Собора: "Господь наш Иисус Христос есть [...] единосущный Отцу по Божеству и тот же единосущный нам по человечеству..."
- Церковь единосущна самой себе в любое время её бытия.
- "Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви" от 27 марта 2007: "(Церковь) непрерывно растёт как единосущная той Церкви, которая родилась в День Пятидесятницы" [1].
- Образ (икона) сущностно отличен от своего первообраза (архетипа).
- свт. Никифор I Константинопольский: "Икона есть подобие первообраза [...] или подражание первообразу и отражение его; своей сущностью, однако, от архетипа она отлична; икона сходна с архетипом благодаря совершенству искусства подражания, сущностью же она от первообраза отлична. И если бы она ни в чем не отличалась от первообраза, то это была бы и не икона, а не что иное, как сам архетип" [2].
- прп. Феодор Студит: "Никто не будет столь безумен, чтобы истину и тень ее [...], архетип и изображение его, причину и следствие мыслить по существу тождественными" [3].
[1] http://www.patriarchia.ru/data/781/526/1234/Konzepzia.doc
[2] Цит. по Шмеман А. Д., прот., Евхаристия - Таинство Царства, Париж, 1984, 187.
[3] Цит. по Языкова И. К., Богословие иконы, гл. "Торжество Православия," http://azbyka.ru/tserkov/ikona/yazykova_icon_07g-all.shtml