Анкирский Собор 358 года, "полуарианский"
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)
Собор был созван 12 апреля 358 года Анкирским еп. Василием, главой омиусиан (греч. ὁμοιουσία - подобосущие, от ὅμοιος κατ' οὐσίαν). Введение термина ὁμοουσία (единосущие) для обозначения единства Божественных Лиц в Троице в Никейский Символ веры, не содержащегося в Священном Писании, сразу же вызвало появление оппозиции: омиусиане представляли умеренное крыло противников вероопределения I Вселенского Собора.
Поводом к созыву Собора послужили решения Антиохийского Собора 358 года, на котором была одобрена 2-я Сирмийская формула (357), утверждавшая субординационизм: Отец по чести, достоинству, божеству и имени больше Сына - и осуждавшая одновременно термины "ὁμοούσιος" (единосущный) и "ὁμοιούσιος" (подобосущный). Еп. Георгий Лаодикийский, противник никейцев, видевший в их формуле тайное савеллианство, но в то же время не принявший Сирмийскую формулу, обратился с посланием к епископам Востока с призывом защитить правую веру. Еп. Василий Анкирский откликнулся на него и в короткий срок собрал 12 епископов (Евстафий Севастийский, Элевсий Кизический и др.), воспользовавшись случаем освящения нового храма.
Результатом деятельности Собора стало окружное послание "К епископам Финикии и других епархий Востока", составленное еп. Василием и подробно излагавшее вероопределение Собора. "Родственное единение" Сына с Отцом - член веры, на который, по мнению отцов Собора, посягают злоизобретатели и который изложен неполно и нуждается в разъяснениях, - является предметом, обсуждаемым в Послании. Не принимая никейское "единосущие" Сына Отцу, стремясь в то же время сохранить раздельность Ипостасей, не впадая в крайность аномейства, отцы Собора старались встать на средний путь: из Никейского Символа они заимствуют понятие сыновства, "так как всякий отец мыслится отцом подобной ему сущности", "земные отцы называются так потому, что именуется Отцом и Отец Небесный, поскольку имеет Сына, рожденного от Него вполне, по подобию Его сущности" [1]. Отвергая т. зр. Евномия и ариан на рождение Сына, отцы Собора уточняют: Сын, родившийся по сущности подобным Отцу, имеет свою сущность не в тождестве (εἰς ταυτότητα), но в подобии (ἐπὶ τὴν ὁμοιότητα - [2]). Они признали, что Сын подобен (ὁμοῖος) Отцу не только по власти (κατ̓ ἐξουσίαν), но и по сущности (κατ̓ οὐσίαν), понимая это в смысле, близком к тому, который вкладывался защитниками Никейского Символа в термин «ὁμοούσιος» [3], и отвергая последний лишь из опасения толкования его в духе савеллианства. Термин «ὁμοῖος» для отцов Собора в первую очередь подчеркивал неслиянность Лиц Святой Троицы. Тем не менее «ὁμοῖος», согласно общепринятой в то время терминологии Аристотеля, означал равенство не по сущности, а по тем или иным качествам, поэтому формулировка Собора была недостаточно четкой и в некоторой степени искусственной.
Послание заканчивалось 18 анафематизмами против Маркелла Анкирского, аномеев и (последний) - против сторонников никейского вероопределения. Несмотря на последний анафематизм, Собор был шагом к окончательной победе над арианством на Востоке.
Собор направил делегатов к имп. Констанцию II для противодействия только что возведенному на Антиохийскую кафедру Евдоксию, одному из лидеров аномеев. Посольство завершилось успешно, и Констанций отозвал утвердительную грамоту на поставление Евдоксия.
Литература
- Mansi. T. 3. Col. 265-290;
- Epiph. Haer. 73.
- Болотов. Лекции. Т. 4. С. 74-75;
- Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 1. P. 903-908;
- Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 1914. С. 373-383;
- Карташев А. В. Соборы. С. 82-84;
- Foss C. Late Antique and Byzantine Ankara // DOP. 1977. Vol. 31. P. 27-87;
- L'Huillier P. The Church of the Ancient Conciles. Crestwood (N. Y.), 1986.
Использованные материалы
- Э. П. Г. "Анкирские соборы" // Православная энциклопедия, т. 2, с. 448-449
[1] Epiph. Haer. 73. 5
[2] Epiph. Haer. 73. 9
[3] Athan. De synod. 41