Свт. Иларий Пиктавийский |
Память 13 января (Галл. [1], Греч. [2], Румын. [3], ПЦА [4])
Родился около 315-320 года в состоятельной языческой семье. Получив риторическое и философское образование, занимал высокие государственные должности.
Христианство принял примерно в 345 году. Около 350 года стал епископом Пиктавии (ныне Пуатье) в провинции Аквитания.
Годы его епископства заполнены непрекращающейся борьбой с арианством на Западе. За свое непреклонное преследование ариан был сослан императором Констанцием II во Фригию. Там он знакомится с произведениями греческих теологов и закончил свое главное сочинение О Святой Троице (De Trinitate) в 12 книгах, в котором изложил православное учение о трех Лицах. Учитель святителя Мартина Турского. В это же время он поддерживает оживленную переписку с западными епископами.
После собора в Селевкии (359 г.) он возвращается в Галлию и организует общегалльский собор в Париже (361 г.), на котором благодаря ему почти все галльские епископы осудили арианство. За чистоту своей жизни пользовался всеобщим уважением. После этого остаток жизни Иларий провел в Пуатье, посвятив его писательской деятельности.
Скончался во второй половине 367 года [5].
Иларий - один их самых малоизученных отцов Церкви, несмотря на уважение, которым он пользовался у ряда западных отцов, например, у Августина и Иеронима. Из-за его бескомпромиссной позиции по отношению к арианам его называли "Западным Афанасием".
Труды
Помимо эгзегетических работ, таких как "Комментарий к Евангелию от Матфея и Псалмам", сохранились историко-полемические сочинения:
- О Святой Троице (De Trinitate) - главное сочинение Илария, содержащее критику письма Ария к Александру.
- К цезарю Констанцию - содержащее полемику с арианством;
- Против цезаря Констанция - выражает протест Илария против допущенной несправедливости;
- Против ариан - описывает опасности, которые влекут за собой ошибки ариан;
- О соборах - произведение, важное для исследования арианских споров.
Письма Илария утрачены.
Из собрания его гимнов сохранилось только три сильно испорченных фрагмента. Заслугой Илария является его вклад в учение о Троице и ознакомление Запада с теологической наукой Востока. Он был первым автором гимнов на Западе.
Литература
- Попов И. В., проф., "Св. Иларий, епископ Пиктавийский", Богословские Труды, № 4 (1968), с. 127-168:
- "Иларий Пиктавийский", Православная энциклопедия, т. 22, с. 77-110:
Использованные материалы
- Словарь "Античные писатели", СПб.: Изд-во "Лань", 1998, (предположительный источник, использовался электронный текст по нижеследующей ссылке):
- "St Hilary the Bishop of Poitiers", страница официального сайта Православной Церкви в Америке:
[1] Страница календаря на сайте Православная Франция, http://www.france-orthodoxe.net/ru/calen/
[2] Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1733/sxsaintinfo.aspx.
[3] Румынский православный календарь CALENDAR ORTODOX --- SFINTII ZILEI VIETILE SFINTILOR --- SINAXAR, http://www.calendar-ortodox.ro/sfintii_ianuarie.htm.
[4] Страница официального сайта Православной Церкви в Америке, http://oca.org/saints/lives/2015/01/13/100170-st-hilary-the-...ers
[5] В "Хронике" блаженного Иеронима (Hieron. Chron. // PL. 27. Col. 695, http://mlat.uzh.ch/MLS/xfromcc.php?tabelle=Hieronymus_Strido...T C) сообщение о смерти святителя Илария помещено перед восшествием на престол императора Грациана (24 августа 367). При этом, по мнению некоторых современных исследователей - Goemans, 1969, P. 111; Henne, 2006, P. 139 - наиболее вероятный день кончины святого Илария, 1 ноября. Дата - 13 января (память в Римо-католической церкви), по-видимому, является воспоминанием погребения. См. "Иларий [лат. Hilarius Pictaviensis]", Православная энциклопедия, т. 22, с. 77-110, http://www.pravenc.ru/text/389089.html.