Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Перенаправлено со статьи "БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Кирилло-Белозерский мужской монастырь
Кирилло-Белозерский мужской монастырь
Кирилло-Белозерский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Кириллове Вологодской епархии

Монастырь стоит на высоко вздымающейся над рекой Шексной горе Мауре.

История

Становление монастыря как духовного центра

Основан в конце XIV века, когда преподобный Кирилл Белозерский, инок Московского Симонова монастыря и ученик преподобного Сергия Радонежского, вместе со своим сподвижником преподобным Ферапонтом Можайским, обосновались в этом месте. Ранее Сама Пречистая Дева указала Кириллу уйти на Белоозеро. Вначале Кирилл и Ферапонт водрузили деревянный крест и выкопали келью-пещеру на небольшом пригорке в лесу, на берегу Сиверского озера. В 1397 году был построен первый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, что обычно считается датой основания обители. Ферапонт вскоре покинул зарождающийся монастырь, но к Кириллу вскоре стали прибывать ученики и ко времени его кончины в 1427 году их уже было 53. В первый же год по смерти преподобного из них скончались 30, а оставшимся преподобный часто являлся во сне с поддержкой и наставлением.

Уже при втором игумене Трифоне монастырь получил известность по всей Руси и продолжал быстро разростаться. Здесь закладывается традиция иконописания, которую начал инок обители преподобный Дионисий Глушицкий, написавший в 1424 году прижизненный образ Кирилла Белозерского а также образ святого Димитрия Прилуцкого, хранившийся затем в Спасо-Прилуцком монастыре. Монастырю была оказана всяческая поддержка со стороны Московских князей. На эти средства игумен Трифон возвел новую деревянную Успенскую церковь, украсив ее «иконами и другими красотами». В 1447 году в Кирилло-Белозерский монастырь приехал со своими противниками Василий Темный. Ослепленный своими врагами, сосланный в Вологду, он был вынужден дать Дмитрию Шемяке крестное целование в том, что не станет искать вновь Московского стола. Игумен Трифон то крестное целование с Василия Темного снял, и была восстановлена справедливость. В 1497 году соборная церковь сгорела и на ее месте был сооружен каменный собор.

Монастырь был одним из оплотов нестяжательства – духовно-нравственного течения, опасавшегося чрезмерного обогащения монастырей. В Кирилло-Белозерском монастыре жили духовные вожди нестяжателей – преподобный Нил Сорский, инок Вассиан (Патрикеев), летописец и книжник Гурий Тушин, отсюда духовная проповедь нестяжателей звучала по всей Руси. Влияние нестяжателей обусловило то, что с 1482 по 1515 год монастырь не приобретал земельных владений. Здесь также создаётся богатейшая монастырская библиотека на Руси: в её основу легли 17 рукописных книг принадлежавших основателю монастыря, а главным составителем библиотеки стал старец Евфросин в XV веке. В монастыре трудился и известный духовный писатель и агиограф Пахомий Серб.

Расцвет "Северной Лавры" в XVI-XVII веках

С первой половины XVI века в Кириллов монастырь стали регулярно ездить на богомолье Московские великие князья и цари. На их средства обитель начала быстро застраиваться каменными зданиями. В 1528 году в Кирилло-Белозерский монастырь приезжал великий князь Василий III с молодой женой Еленой Глинской – вымаливать у Бога и святых угодников Белозерских наследника, которым стал будущий царь Иоанн Грозный. В память об этом в монастыре была построена церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, а впоследствии Иоанн Грозный пожертвовал обители огромную сумму в 28 тысяч рублей [1]. Трижды побывав в Кирилловом монастыре, Иван Васильевич высказал желание постричься в нем в монахи, и перед смертью принял постриг от монаха Кирилло-Белозерского монастыря на подворье в Москве.

В годы опричнины монастырь служил местом ссылки многих известных деятелей того времени, таких как воевода князь Воротынский – герой Казанского похода, митрополит Московский Иоасаф, касимовский царевич Симеон Бекбулатович, ученый монах Сильвестр, бояре Шереметьевы, князья Воротынские и представители многих других знатных боярских семей. Ссыльные бояре делали значительные вклады в монастырь, на эти средства была, в частности, возведена церковь во имя равноапостольного князя Владимира над могилой князя В. И. Воротынского.

В XVI века в монастыре было возведено много новых церквей и зданий, так что к концу века разросшийся монастырь разделили на две части – территория, вокруг той самой горки, где жил преподобный Кирилл, обстроенная храмами и службами и обнесенная оградой, стала называться Горним, или Малым Иоанновским монастырем. В конце XVI века Кирилло-Белозерский монастырь был мощной по тем временам крепостью с каменной стеной протяженностью около километра, с восемью башнями и тремя подъездными воротами. В монастырской библиотеке к XVII веку уже насчитывалось 2092 рукописи, среди которых – древнейший список «Задонщины», летописные своды XV-XVI веков. В монастыре складывались свои распевы духовных песнопений, работали талантливые иконописцы, резчики и другие мастера. Монастырь имел свое подворье в Московском кремле, а также в ряде других русских городов; к нему приписывались захиревшие окрестный обители, как Нило-Сорская. В годы расцвета монастырь был богатым землевладельцем, имевшим также соляные и рыбные промыслы. Он не раз помогал государству денежными средствами и имуществом.

Несмотря на многие слабые места, крепость позволила монахам в 1612-1614 годах трижды отбить попытки интервентов во главе с паном Песоцким и «воровских людей» захватить монастырь. И, хотя обширное монастырское хозяйство было разорено дотла, сама обитель уцелела. К 1630-годам монастырь восстановил разрушенное хозяйство, стали возводиться новые храмы. В 1640-е годы также были построены и каменные корпуса настоятельских и братских келий. В июне 1648 года в стенах Кирилло-Белозерского монастыря укрывался от московского восстания боярин Борис Иванович Морозов – воспитатель и родственник царя Алексея Михайловича. Царь писал монахам: «Если убережете, я вас пожалую так, чего от зачала света такой милости не видели». За спасение Морозова настоятели монастыря получили сан архимандрита, а обитель – средства на возведение новых крепостных стен: царь пожертвовал 45 000 рублей, а еще 5 000 дал боярин Морозов. Сооружение стен началось в 1654 году.

В 1676-1681 годах в монастыре жил под строгим надзором патриарх Никон.

К началу XVIII века Кирилло-Белозерский монастырь стал одним из богатейших монастырей на Руси. При нем образовалась даже целая слобода, из которой вырос впоследствии город Кириллов.

Синодальный период

По инициативе тогдашнего настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря архимандрита Иринарха в 1715 году царь Пётр издал указ о возобновлении Валаамского монастыря. С 1716 по 1720 [2] год Валаамская обитель была приписана к Кирилло-Белозерскому монастырю и возрождалась на его средства, трудами и заботами его братии.

Продолжается практика заточения в монастырь высоких особ - так, в 1730-1740 годах здесь пребывал лишенный сана оболганный архиепископ Варлаам (Вонатович), около 1735 года - Феофилакт (Лопатинский).

Закат "Северной Лавры" начался со второй половины XVIII века, после мероприятий правительства Екатерины II по секуляризации монастырских владений в 1764 году. Монастырь в одночасье стал беден, и его многочисленные здания, для поддержания которых не хватало средств, начали приходить в упадок. 1350 наиболее ценных рукописей, хранившихся в библиотеке монастыря, в начале XX века были переданы в библиотеку Санкт-Петербургской духовной академии.

Закрытие в советское время

В апреле 1918 года в Кирилловском уезде началась национализация церковного имущества, и в первую очередь, земельных угодий храмов и монастырей. Попытка священноархимандрита епископа Варсонофия уберечь монастырь от разграбления и резкие высказывания по поводу декрета об отделении Церкви от государства привели к его мученической смерти в том же году. После его расстрела монастырь продолжал жизнь еще пять лет, его немногочисленные насельники жили под страхом репрессий. Кирилло-Белозерский монастырь был закрыт в 1924 году, а его последний настоятель архимандрит Анастасий был также расстрелян коммунистами. В советское время монастырь стал историко-архитектурным музеем-заповедником, благодаря чему сохранился архитектурный ансамбль и многие художественные ценности.

Возрождение монастыря

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь, 2015 г.  Фото: Ю.Булкин
Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь, 2015 г. Фото: Ю.Булкин
Юбилейный для монастыря 1997 год ознаменовался подписанием договора между музеем и Вологодским епархиальным управлением о передаче территории Малого Иоанновского монастыря для возобновления монашеской жизни, и 28 августа, после более чем 70-летнего перерыва, совершилась Божественная литургия в храме над гробом преподобного Кирилла Белозерского. 29 декабря 1998 года Малый Иоанновский монастырь был наконец передан Церкви. В 1998 году президентским указом ансамбли Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей и музей-заповедник были включены в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Монастырь ныне сосуществует с музеем, из храмов действуют Сергиевский (только летом) и Кирилловский (круглый год). Места для приема и размещения большого количества паломников в монастыре пока нет. Одной из новых традиций обители стал ежегодный крестный ход 15 сентября к месту расстрела в 1918 году епископа Варсонофия Кирилловского и игумении Серафимы Ферапонтовской, где сейчас установлен памятный крест и заложена часовня.

Храмы, архитектура

Успенский монастырский собор

Успенский собор Кирило-Белозерского монастыря
Успенский собор Кирило-Белозерского монастыря
После того как второй деревянный соборный храм монастыря сгорел в том же 1497 году на его месте возвели каменный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Его строили двадцать ростовских каменщиков во главе с Прохором Ростовским. Это была одна из первых каменных построек на Севере России [3]. Архитектурные формы Успенского собора обнаруживают в нем черты московской строительной традиции, восходящей к известным памятникам конца XIV - начала XV века, таким как Звенигородский Успенский собор или Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Ступенчатость внутреннего пространства снаружи получила выразительную обработку в виде нескольких ярусов декоративных закомар-«кокошников», уступами поднимающихся к венчальному барабану. Стены собора расчленены узкими лопатками, а вверху, у основания закомар, украшены пышными орнаментальными поясами. Такие же пояса проходят по верху апсид и барабана. Белокаменные перспективные порталы, увенчанные заостренной «килевидной» аркой, имели характерные для московских построек бусины и «сноповидные» капители. Из трех порталов к началу XXI века сохранился только северный, выходящий на паперть. Закомары собора имели острые килевидные завершения. Над ними с небольшим отступом поднимались еще два яруса кокошников, повторяющих схему размещения и форму закомар, но в уменьшенных размерах.

Впоследствии облик собора сильно изменили и усложнили различные переделки и добавления. Одноглавый собор со всех сторон окружают построенные в разное время приделы.

Иконостас собора создан также в 1497 году, но впоследствии неоднократно дополнялся. Царские врата в серебряном чеканном окладе изготовлены на средства царя Алексея Михайловича в 1645 году. Собор был чрезвычайно богато украшен. Иконы, их оклады, утварь, паникадила, шитые пелена в основном являлись вкладами в монастырь, которые на протяжении сотен лет делали цари и знатные люди.

Казанский городской собор

Недалеко от стен монастыря, слева от входа, вероятно в XVII веке была построена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, построенная на пожертвования жителей монастырской слободы. Впервые она упомянута в описи Кирилло-Белозерского монастыря 1668 года как принадлежащая монастырю.

Каменный храм на месте деревянного был возведён в 1700 году. С этого времени Казанская церковь принадлежала уже не монастырю, а монастырской слободе, как первая приходская церковь последней. После того, как в 1776 году подмонастырская слобода была преобразована в уездный город Кириллов, Казанская церковь была обращена в городской собор. Вскоре встал вопрос о его расширении и придании ему более представительного наружного вида. К 1825 году завершается перестройка и отделка Казанского собора, сделанная по проекту коллежского советника А. И. Старова (1772-1838). В отличие от прежнего в новом храме устроили три престола. В теплом отделении слева – во имя апостола Андрея Первозванного, справа – в честь Боголюбской иконы Божией Матери; престол холодного собора был освящен, как и прежде, в честь Казанской иконы Богородицы. Из старых образов для новых иконостасов сохранили только особо чтимые – с изображениями преподобного Кирилла Белозерского и Казанской Божией Матери. В 1859 году из Петербурга были привезены резные иконостасы, изготовленные по рисункам академика Ф. Г. Солнцева. Там же были заказаны и новые образа, которые выполнил «иконописец двора Его Императорского Величества» М. Пешехонов.

Собор в честь Казанской иконы Божией Матери играл важную роль в жизни Кириллова: здесь совершались венчания и требы, выполнение которых невозможно было осуществить в монастыре. У собора располагалась главная площадь города, где проходили ярмарки.

В 1930-х годах собор был закрыт. Колокольню собора разрушили в конце 1935 или начале 1936 года. Тем не менее, собор оставался средоточием городской жизни, у его стен до 1960-х годов дважды в год собирались многолюдные ярмарки, а по воскресениям шумели базары. В советское время в здании собора размещался винный цех. Возродившаяся община Кириллова первым делом добилась выведения винного производства из храма, полуразрушенное здание было передано общине. Однако средств на капитальный ремонт собора нет.

Введенский храм

В 1519 году на юго-западе от собора, на спускающемся к озеру склоне холма, была построена трапезная палата с церковью в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Одностолпная трапезная палата представляла собой громадное квадратное в плане сводчатое помещение. По своим размерам (17 на 17,5 м) она может быть причислена к крупнейшим палатам своего времени. Примыкавшая к ней с востока церковь, при граненом внешнем очертании ее объема, внутри имела единое крестчатое пространство. Трапезная и церковь подверглись очень сильным искажениям и перестройкам в позднейшее время. Иконостас церкви утрачен.

Владимирский храм

В 1554 году с северной стороны к Успенскому собору пристроили церковь святого равноапостольного князя Владимира. Это небольшой бесстолпный храм, перекрытый своеобразной системой ступенчато повышающихся арок. В наружном декоре храм Владимира воспроизводил в миниатюре формы Успенского собора. Храм был возведен как придел над могилой Владимира Ивановича Воротынского на вклад его вдовы. В дальнейшем он стал усыпальницей князей Воротынских.

Гаврииловский храм

В 1531-1534 годы была построена церковь во имя архангела Гавриила. Архитектурные формы храма значительно отличают его от Успенского собора. В них нашло отражение влияние итальянских зодчих, приглашенных в ту пору в Москву царем Иоанном III. Ранее храм архангела Гавриила завершался вверху двумя главами – большой в центре и малой – над приделом Константина и Елены. После перестроек в XVIII и XIX веков были утрачены оба барабана, южный портал и второй ярус кокошников.

Евфимиевский храм

Храм во имя святого Евфимия Великого с больничными палатами была построена в 1643-1646 годы. Церковь по архитектурному облику почти полностью повторяет современную ей Епифаньевскую церковь. Она была сооружена сразу после постройки примыкающих к ней Больших больничных палат.

Епифаниевский храм

Церковь во имя святого Епифания Кипрского была выстроена в 1645 году рядом с Владимирской церковью, над гробом князя Федора Андреевича Телятевского. Сооружала ее артель сельских каменщиков из вотчины Кириллова монастыря во главе с Яковом Костоусовым. Ее общая композиция, конструктивное решение сводов и основные элементы декора почти точно повторяют Владимирскую церковь. Интерьер церкви Епифания Кипрского изменился относительно мало. Расписана она не была. Первичный четырехъярусный иконостас дошел до XXI века без существенных переделок, утрачены только две иконы в нижнем ряду по сторонам северной двери.

Иоанно-Лествичницкий храм

Надвратный храм во имя преподобного Иоанна Лествичника над Святыми вратами был построен в 1569-1572 годах на вклад царевичей Ивана и Федора – сыновей Иоанна Грозного. По своему внутреннему устройству церковь несколько напоминает монастырский храм архангела Гавриила. В юго-восточном углу храма размещен небольшой придел во имя святого Феодора Стратилата. В церкви Иоанна Лествичника почти полностью сохранилось первоначальное убранство интерьера. В главном иконостасе на расписных тяблах уцелело большинство деисусных и пророчеких икон XVI века, а также небольшой придельный иконостас. Только из нижнего местного ряда иконы XVI века вместе с храмовым образом Иоанна Лествичника «в житии» были вывезены в Государственный Русский музей.

Кирилловский храм

Храм во имя преподобного Кирилла Белозерского была построена как придел Успенского собора над гробом основателя монастыря в 1585 году. Простояв около 200 лет, эта церковь была разобрана «за ветхостью». По оставшимся следам можно судить, что она в целом повторяла конструкцию Владимирского храма. Новое здание Кирилловской церкви, возведенное в 1781-1784 годах, выполнено в формах позднего барокко. Убранство интерьера Кирилловской церкви не сохранилось. Ее богатый резной иконостас был разобран и перенесен в церковь Иоанна Предтечи. Утрачена и сень над ракой преподобного Кирилла, а сама рака, как ценный памятник прикладного искусства XVII века, была изъята и на начало XXI века находится в Москве, в Оружейной палате.

Преображенсий храм

Надвратный храм в честь Преображения Господня был достроен на юго-западной стене монастыря в 1595 году. Своеобразная композиция Преображенской церкви с группой трех глав, резко сдвинутой от центра храма к востоку, чрезвычайно живописна. На стенах храма сохранились два киота с монументальной живописью времени построения. На северной стене со стороны монастыря расположена храмовая композиция Преображения Господня, которая, однако, была сильно переписана в XIX веке. Лучше сохранилась композиция Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня на противоположной южной стене. Внутреннее убранство церкви сохранилось весьма полно, обращает на себя древний тябловый иконостас. Идеально сохранившаяся позолота царских врат и местных икон, обилие орнамента на одеждах святителей в деисусе делают иконостас этой церкви ярким и праздничным.

Ризоположенский храм из Бородавы

Храм в честь Ризоположения был построен в селе Бородавы в 1485 году. В то время это село было вотчиной Ферапонтова монастыря и церковь была сооружена по Ростовского епископа Иоасафа, бывшего до того Ферапонтовским игуменом. При реконструкции Волго-Балтийского водного пути церковь попала в зону подтопления и была перевезана на территорию Нового Города Кириллова монастыря, где и была отреставрирована в 1958 году.

Церковь обладает исключительной ценностью как одна из древнейших сохранившихся в России деревянных построек, принадлежит к типу клетских храмов, начало которых уходит в глубокую древность. Церковь перекрыта высокой двускатной кровлей с полицей. С запада к ней примыкает большая трапезная с двухсторонней галереей. Несмотря на исключительную простоту архитектурных форм, памятник поражает изысканностью пропорций и особой поэтичностью облика.

Сергиевский храм

Храм во имя преподобного Сергия Радонежского при трапезной был построен в 1560 году, на крутом холме. Здесь имеется придел во имя преподобного Дионисия Глушицкого. Декор и внутреннее убранство церкви преподобного Сергия довольно скромны. Церковь и примыкающая к ней трапезная палата несколько раз перестраивалась из-за начавшихся оползневых явлений. С этой церковью связаны прекрасной работы царские врата, находящиеся сейчас в экспозиции музея.

Колокольня

Огромная колокольня монастыря была построена в 1757-1761 годах каменщиком Спасо-Прилуцкого монастыря Федором Жуковым. Колокольня имеет немаловажную роль в общем силуэте монастыря. При взгляде издали она привлекает внимание, собирая вокруг себя остальные сооружения.

Святые врата и книгохранилище

Святые врата и книгохранилище были построены в 1523 году. Святые врата состоят из двух пролетов: более широкого – для проезда и более узкого – для прохода. Стены и своды Святых ворот покрыты фресковой росписью. Как свидетельствует надпись на правой стороне меньшего пролета, роспись была исполнена в 1585 году.

Стены

Новые крепостные стены монастыря – "Новый Город" – высотой 10 метров и толщиной в семь метров строились с 1654 по 1680 год и охватили территорию в 6 гектаров (общая площадь монастыря – около 12 гектаров). Высота башен достигает двадцати пяти метров. Протяженность монастырских стен – более полутора километров. Строившие их подмастерья каменных дел Кирилл Серков и Семен Шам создали одну из сильнейших крепостей Русского государства. Недаром патриарх Никон, говоря о русских монастырях, причислял Кириллов монастырь к трём «великим царским крепостям» [4].

Святыни

Среди множества икон, находившихся в монастыре, наибольшим почитанием пользовались иконы Богоматери – в разных храмах монастыря их насчитывалось 88. Одной из главных святынь монастыря была чудотворная икона Богоматерь Одигитрия, принесенная преподобным Кириллом Белозерским в 1397 году. Она написана московским мастером еще до эпохи Андрея Рублева и ранее находилась в Симоновом монастыре. Другой чтимой иконой была храмовая икона Успения Богоматери, которая, вероятно, была написана преподобным Андреем Рублевым, и икона святого Кирилла Белозерского, написанная преподобным Дионисием Глушицким.

В храме преподобного Кирилла Белозерского под спудом почивают мощи преподобного. На месте первого поселения преподобного поставлены каменные палатки, в которых сохранены копия первой деревянной кельи святого Кирилла и, по преданию, тот самый крест, водруженный иноками при поселении. Недалеко от монастыря, на горе Мауре, где преподобный Кирилл узнал место для поселения, указанное в видении Богородицей, сооружена деревянная часовня и поставлен поклонный крест.

Настоятели

1924 - 1998 - закрыт

Вологодские архиереи, священноархимандриты (с 1998)

Использованные материалы



[1]  Около миллиона золотом по дореволюционному курсу.

[2]  Последний год - по данным официального сайта Валаамского монастыря. Страница сайта Вологодской епархии указывает 1736 год. См. http://valaam.ru/ru/history/chapter.php?id=406, http://vologda-eparhia.ru/monk/kir/

[3]  Лишь два других каменных храма на Севере были возведены незадолго до этого: в Спасо-Каменном и Ферапонтовом монастырях.

[4]  Другими он называл Троице-Сергиев и Соловецкий монастыри.

[5]  Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского монастыря 1397-1893 гг. // ФГБУК "Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник": http://www.kirmuseum.ru/issue/article.php?ID=2179

[6]  Постриженец и инок, клирик Кирилло-Белозерского монастыря. См. Святитель Пимен Черный, архиепископ Новгородский // Официальный сайт Новгородской епархии (18 июля 2012): http://vn-eparhia.ru/svyatiteli-novgorodskoj-zemli/149-svyat...kij

[7]  Определение Св. Синода от 29 января - 9 февраля. 1896 года за №320 // ЦВ. 1896. №7 (17 февраля), с. 61; Определение Св. Синода от 20-31 января 1900 года за № 253 // ЦВ. 1900. №6 (5 февраля), с. 40.

[8]  Определение Св. Синода от 20-31 января 1900 года за № 253 // ЦВ. 1900. №6 (5 февраля), с. 40; Определение Св. Синода от 7 - 12 сентября 1907 года за № 5594 // ЦВ. 1907. №38 (22 сентября), с. 347.

Редакция текста от: 04.02.2023 12:56:37

"КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google