Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВАРЛААМ (ВОНАТОВИЧ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Варлаам (Вонатович) [1], в схиме Василий (+ 1751), архиепископ б. Киевский и Галицкий.

Родился в Польском местечке Ярославле в Галиции.

Образование получил в Киевской духовной академии, а монашеское пострижение принял в Тихвинском монастыре Новгородской епархии и там же служил иеромонахом.

Впоследствии он служил духовником при Новгородском архиепископе Феодосии (Яновском) и флотским обер-иеромонахом.

С 2 февраля 1719 года - архимандрит Тихвинского Успенского монастыря.

14 мая 1722 года был хиротонисан во епископа Киевского с возведением в сан архиепископа. При этом он носил титул "Киевский и Галицкий," без прибавления "и Малые России", которое имели его предместники [2].

Архиепископ Варлаам плохо ладил с наиболее влиятельным при дворе архиереем - Феофаном (Прокоповичем). Киевский владыка не сдерживал толков, ходивших в Киеве о еретичестве Феофана, и допустил перепечатку "Камня веры" Стефана (Яворского). Официальной причиной постигшей владыку Варлаама беды стало то, что в высокоторжественный царский день он не служил молебна, в противность указу 17 марта 1730 года. Это обвинение было выдвинуто в доносе киевского городового войта Димитрия Полоцкого, который отягощал архиерейских и монастырских людей разными поборами, отнимал у них поля, леса и разные угодья. Опасаясь последствий тяжбы, которую поднял с ним архиепископ, Полоцкий донес в Святейший Синод, где доносом воспользовался Феофан.

В 1730 году, по именному повелению императрицы Анны, ему предписано было со всеми консисторскими членами и кафедральным писарем явиться в Москву, куда он был доставлен 3 августа. 20 ноября того же года последовал над ним суд тайной канцелярии, по которому он был приговорен Сенатом к лишению сана, Синодом отрешен от архиерейства и священства и в звании простого монаха сослан в пожизненное заключение в Кирилло-Белозерский монастырь. Имущество его повелено было описать и взять в казну.

Только через десять лет, с воцарением императрицы Елизаветы, он был возвращен из ссылки и восстановлен в сане, но по личной просьбе оставлен в Тихвинском монастыре на покое.

В 1750 году принял схиму с именем Василия.

Скончался 17 января 1751 года.

Литература

  • Соловьев, С. М., История России, кн. IV, 1193.
  • Рункевич, С. Г., Александро-Невская Лавра (1713-1913), 184-185.
  • Булгаков, 1403.
  • Захарченков, М. М., Киев теперь и прежде, Киев, 1888, 202.
  • Бередников, Историко-статистическое описание Тихвинского монастыря, 149-203.
  • Толстой, Ю., № 26.
  • Петров, Л., Словарь, 46.
  • Строев, стб. 7, 64.
  • Летопись Е. А., 704.
  • Описание Киево-Софийского собора, Киев, 1854, 31.
  • Св. Иоасаф Белгородский, М., 1913, 12.
  • Труды КДА, 1878, май, 308.
  • Русская старина, 1879, апр., 748; май, 4-5.
  • Исторический вестник, 1882, апр., 933.
  • Душеполезное чтение, 1869, сент., 307.
  • Н. Д., 16.
  • БЭЛ, т. X, 601-603.
  • БЭС, т. II, 1328-1329.
  • ЭС, т. V-а, 430.

Использованные материалы



[1]  Или Ванатович. В русскоязычной историографии преобладает первая версия, в украиноязычной - вторая.

[2]  Титулатура согласно статье словаря Брокгауза и Ефрона.

Редакция текста от: 06.05.2010 04:11:13

"ВАРЛААМ (ВОНАТОВИЧ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google