Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ФЕОФИЛАКТ (ГУБАНОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Феофилакт (Губанов) [1] (1696 - 1757), епископ Воронежский и Елецкий

Родился в 1696 году [2] в Вологде.

Школьного образования, по-видимому, не получил. Когда принял монашество и рукоположен во священный сан неизвестно.

С 1724 г. служил казначеем в архиерейском доме и в том же году назначен игуменом Глушицкого монастыря.

С 20 августа 1727 года - архимандрит Корнилиево-Комельского монастыря.

С 9 сентября [3] 1732 г. переведен настоятелем в Кирилло-Белозерский монастырь по представлению епископа Афанасия (Кондоиди), в котором было отмечено, что он "монахов в благоговение и в страх Божий привести может, так и слуг от своевольства отвратить... понеже человек он умный, ревностный, эконом, приказный и житием безпорочный".

15 декабря 1733 г. за укрывательство в монастыре беспаспортного лица, назвавшегося иеродиаконом, по приказанию Св. Синода, лишен настоятельства и помещен в рядовой братской келье под караулом 4-х монастырских солдат.

4 нояря 1737 г. определен настоятелем Комельского монастыря и судьею Вологодской консистории.

При покровительстве еп. Амвросия Феофилакт стал быстро подвигаться по службе и в 1738 г. уже занимал место в числе кандидатов на епископство.

2 июня 1740 г. Св. Синод поручил ему управление Вологодской епархией до прибытия нового архиерея.

3 октября того же года назначен членом Св. Синода и 9 октября - настоятелем Костромского Ипатьевского монастыря.

Заведуя Санкт-Петербургской Синодальной конторой, Феофилакт большую часть своего времени пребывал в столице, управляя монастырем оттуда. Феофилакт жил в Петербурге на Карповке-речке, как раз возле дома Новгородского владыки Амвросия, своего покровителя.

С 5 февраля до 20 декабря 1742 г. присутствовал в Петербургской Синодальной конторе.

14 сентября 1743 г. хиротонисан во епископа Воронежского и Елецкого. Прибыл в Воронеж 31 декабря.

В епархиальной деятельности Феофилакта выделяются как традиционные направления приложения сил воронежских архиереев: строительство церквей и архиерейских зданий, преодоление сложностей в отношениях с донским казачеством, борьба с расколом и сектантством, так и новое – поднятие местного духовного образования на качественно новый уровень.

Еще в начале 1744 года он сделал запрос о славяно-латинской школе. Духовенство ответило, что о ней ничего не знает. 24 мая 1744 года была создана специальная комиссия для поиска следов существования школы. Ее члены, консисторские канцеляристы, доложили, что ответить на этот вопрос невозможно из-за отсутствия документов, сгоревших в пожаре 1744 года. Феофилакт сдвинул вопрос с мертвой точки и не позволил школе уйти в небытие. Таким образом, следует согласиться с П.В. Никольским, что не Льву (Юрлову) или Иоакиму (Струкову), а именно Феофилакту принадлежит честь именоваться «основателем Воронежской семинарии».

31 мая 1745 году указом преосвященного епископа Феофилакта в Воронеже учреждена Воронежская духовная семинария (по настойчивому требованию Синода). Специальные уполномоченные разъезжали по епархии, осматривали детей 7–15 лет, составляли списки «годных к учению». В консистории детей экзаменовали, представляли епископу, который и отбирал наиболее способных. Занятия начались в феврале 1746 года.

При епископе Феофилакте в Воронеже шло активное строительство церквей, обусловленное отчасти религиозной необходимостью, отчасти – последствиями страшного пожара 1748 года.

Оставались напряженными отношения архиерея с донским казачеством. Область Войска Донского, присоединенная к Воронежской епархии в 1718 году, нередко старалась продемонстрировать свою независимость от духовной власти. В конфликт с обеих сторон включались по их ходатайствам и вышестоящие инстанции – Военная коллегия, Синод, иногда Сенат. В 1747 году на законное требование воронежского епископа прислать четырежды женатых казаков и ряд священников Войско ответило «дерзкой грамотой». В итоге Феофилакт, намереваясь отправиться для обозрения епархии, “с заездом и в Донскую область, высказывал опасения за личную свою безопасность во время этого путешествия”. Год спустя он доносил Синоду, что порученное ему следствие о пойманных раскольниках тормозится из-за препятствий со стороны войскового атамана Данилы Ефремова.

Сохранилось дело, которое могло бы для Феофилакта закончиться печально. 24 июля 1746 года после литургии к епископу подошел священник Богословской церкви Василий Ефимов и подал написанное не по форме (без титула императрицы) доношение. В него был вложен рубль. Страшно разгневанный Феофилакт бросил его попу в лицо и велел его наказать. Спустя пять дней к покоям архиерея был приставлен караул с приказом никуда его не выпускать и посторонних лиц к нему не допускать. Как выяснилось, причиной домашнего ареста стал донос чиновника Воронежской губернской канцелярии И. Дмитриева, заботящегося о чести Ее Величества. В вину епископу ставилось то, что он бросил монету с изображением “персоны” Елизаветы Петровны “нечестно наземь”. 31 июля было решено отправить доносчика, свидетелей и Феофилакта в Тайную канцелярию. Испуганный этой мрачной перспективой И. Дмитриев встретился с В. Ефимовым, которому заявил, что поступок епископа чести императрицы не затрагивает. После допроса доносчика в губернской канцелярии караул был снят. Кляузник получил по заслугам. Сенат определил И. Дмитриева, нещадно бив кнутом, сослать в Оренбургскую губернию. Попа В. Ефимова за подачу прошения не в присутственном месте, не по форме, дачу взятки, чем и привел архиерея в “немалое зазрение”, Синод распорядился лишить священства и определить на должность дьячка или пономаря. К тому же наказанию был приговорен его брат елецкий протопоп Н. Ефимов, который сотворил над доносом молитву и его благословил.

Его управление епархией отличалось исключительной строгостью, даже наиболее приближенные к нему духовные лица наказывались по самым незначительным причинам и месяцами не выходили из оков. Обладая природным крепким умом, железной волей и таким же характером, новый преосвященный, по словам анонимного историка, “пас свою паству жезлом железным”, так что даже получил выговор от Синода за излишнюю суровость. Архиерейских служителей по его приказу заковывали в кандалы, а с члена консистории акатовского архимандрита Ефрема сдернули крест и надели семипудовую цепь. Надо отметить, что по своей обширности, разнородности населения, невысокому уровню дисциплины и образования духовенства и отсутствию такового в народе Воронежская епархия была одной из труднейших для управления.

Скончался 30 ноября 1757 года. Погребен в Благовещенском соборе Митрофанова монастыря г. Воронежа.

Литература

  • Сергий (Петров), архиеп., История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней (в четырех частях), ч. II, Воронеж–Минск–Одесса, 1961–1968 (машинопись), 274–284.
  • Болховитинов Е. А., Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии, Воронеж, 1800, 207–208.
  • "Воронежский епископ Феофилакт," Воронежская старина, Воронеж, 1914, вып. 13, 231–243.
  • "Из старинных дел по Воронежской епархии," Воронежские епархиальные ведомости, 1871, № 19, 796–801; № 20, 857–860; № 22, 956–961; № 24, 1016–1019.
  • Комолов, Н. А., "Воронежские архиереи середины XVIII века," Из истории воронежского края. Сб. статей, вып. 7, Воронеж, 1998, 64–72.
  • Летописный синодик г. Елисеевых (1737–1800 г.), Воронеж, 1886, 38.
  • Никольский П. В., История Воронежской духовной семинарии, ч. 1, Воронеж, 1898.
  • Олейников Т. М., "Воронежский архиерейский дом в XVII и XVIII вв.," Воронежская старина, Воронеж, 1913, вып. 12, 159–401.
  • ОДиД, т. XVIII, Пг., 1915; т. XXI, СПб., 1913; т. XXVI, СПб., 1907; т. XXVIII, Пг., 1916; т. XXIX, СПб., 1913; т. XXXIV, СПб., 1912.
  • Правдин А. М., "Об отношениях донских казаков к власти воронежских епископов в период церковной зависимости их от воронежской епископской кафедры," Воронежская старина, вып. 1, Воронеж, 1902, 164–176.
  • Правдин А. М., "Опись указам Святейшего Синода, относящимся до Воронежской епархии, хранящимся в Воронежской Духовной Консистории за 1743-1850 гг.," Воронежская старина, Воронеж, 1902, вып. 1, 339–373.
  • Русский биографический словарь, т. Яблоновский–Фомин (XXV), СПб., 1913, 470–471.
  • "Семилуцкий Спасо-Преображенский монастырь," Воронежские епархиальные ведомости. Прибавления, 1883, № 17, 681–712.
  • Строев, П., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви, СПб., 1877, 57, 749, 751, 854.
  • Толстой, Ю., Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии всероссийской со времени учреждения Святейшего правительствующего Синода (1721–1871), СПб., 1872, № 69.
  • Амвросий, архим. Воронежские архиереи, ("Воронеж. еп. вед.", 1879).
  • История Корнилиева Комельского м-ря. (Волог. еп. вед., 1883).
  • Историч. очерк Глушицкого м-ря. (Волог. еп. вед., 1876).
  • Прав. собес., 1905, май, с. 96.
  • БЭЛ, т. III, с. 840.
  • Булгаков, с. 1398.
  • Денисов, с. 136.
  • Н. Д., с. 61.

Использованные материалы



[1]  Его фамилию удалось обнаружить недавно в одном из дел Синода - http://www.vob.ru/eparchia/history/ierarxija/08_feofilakt/fe...htm

[2]  По ortho-rus.ru, в 1695

[3]  По ortho-rus.ru - 14 июля

Редакция текста от: 24.12.2015 11:15:32

"ФЕОФИЛАКТ (ГУБАНОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google