Боголюбская икона Божией Матери. Фото 2016 г., после реставрации |
Празднование 18 июня
Ныне насчитывается немногим более трех десятков доподлинно "домонгольских", то есть написанных еще до Батыева нашествия, русских икон. Среди них и несколько образов Богородицы, в том числе "Великая Панагия" из Ярославля, иконы "Знамение" Новгородская, "Умиления" Белозерская. К ним принадлежит и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, исполненная утонченнейшей пластики и удивительной одухотворенности.
Написан этот образ в 1157 году. Примечательно, что целых девять лет пребывал он при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира. Тем самым Боголюбская, одна из первых икон, написанных русскими мастерами, словно бы переняла благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного (письма апостола Луки) образа Пречистой, став своего рода палладиумом первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси.
Еще в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях; взял он с собою и чудотворный образ Царицы Небесной. Когда князь подъехал к Владимиру на расстояние семи верст, кони, везшие повозку с чудотворной иконой, замерли как вкопанные. Благочестивый князь узрел в этом знамение и дал обет устроить на том месте обитель во имя Пречистой. Помолившись, он был удостоен видения Богородицы, в правой руке державшей свиток, а левую простершей к Сыну Своему.
Такой и изобразили княжеские мастера Богоматерь на иконе, написанной в память об этом событии (происшедшем 18 июня) и установленной в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Название для этого пригородного дворца (впоследствии вокруг него разрастется и предместье Владимира) избрал сам князь, узревший, что «Матерь Божия возлюбила место сие».
Князь Андрей часто уединялся здесь для молитвы; тут он и принял в 1174 году мученическую кончину от рук своих же подданных - бояр Кучковичей.
Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой Матерний покров монастыря, и слава его и внешнее благосостояние век от века росли. В XV веке великий князь Василий Темный повелел поставить список с чудотворной в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля. А богомольный царь Федор Алексеевич в 1680 году украсил первый образ Боголюбской золотым крестом.
Боголюбская икона Божией Матери. Список |
Сверху написаны Спас, Богородица, Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил - в этом предание видит изображение личных моленных икон князя Андрея Боголюбского.
Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города. На нем помимо Пречистой изображены молящиеся святители и блаженные Московские, и сам этот особый извод, в XVII столетии известный как "Моление о народе", был святыней собственно московской, охранявшей жителей белокаменной столицы.
Ко дню празднования Боголюбской, то есть к 18 июня, перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на три дня ставилась в специальной шатровой часовне-«палатке». На это время езда через Варварские ворота прекращалась - вся площадь заполнялась богомольцами, желавшими приложиться к чудотворной. Именно здесь в 1771 году зародился знаменитый "Чумной бунт" - после того, как архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский) запретил страждущим москвичам искать у Боголюбской исцеления от чумы. Шатровую часовню XIX века снесли в 1928 году, спустя пять лет та же участь постигла и сами древние Варварские ворота - ныне лишь основание их можно видеть в близлежащем подземном переходе. Сам чудотворный список пребывает ныне в Петропавловском храме у Яузских ворот (каждую пятницу ему служится здесь молебен с акафистом), а его "заместительница" (на время, пока образ спускался в часовню) - в Воскресенском храме в Сокольниках (акафист по понедельникам).
В первопрестольной столице Боголюбской иконе Божией Матери был посвящен еще и летний собор Высокопетровского монастыря (усыпальница бояр Нарышкиных); в северной же столице - лишь домовый храм при Александро-Невском приюте - доме призрения бедных духовного звания в конце Невского проспекта.
Чудотворные списки с Боголюбской имелись: в Калужской губернии - в селе Юрьевское Боровского уезда (эта икона в середине XIX столетия избавила от холеры города Боровск и Малоярославец) и в Тарусе (прославилась в 1848 году); в Рязанской губернии - в селе Зимарово близ Раненбурга (прославилась также в 1848 году); в Тамбовской губернии - в городах Козлове (ныне Мичуринск) и Елатьме (прославились в 1771 и 1831 годах), в Ярославской губернии - в Угличском храме во имя царевича Димитрия (прославилась в 1654 году). Все они принесли чудесное прекращение моровых язв и поветрий; это стало отличительной особенностью благодатного воздействия всех списков с Боголюбской.
В её честь были устроены обители: мужская "киновия" Троице-Сергиевой лавры (близ Гефсиманского Черниговского скита), женский монастырь в городе Козлове (ныне Мичуринск); женский монастырь в селе Сарсы-Вторые Красноуфимского района Свердловской области; женский монастырь в лесах на речке Вотгати (ныне - посёлок Вешка Кадыйского района Костромской области).
Возобновленная к началу 1990-х, Боголюбская обитель под Владимиром сохранила все свои храмы, включая древнейший Рождественский, соборный Боголюбский (где у правого столпа пребывала чудотворная) и приписной к монастырю, всемирно знаменитый храм Покрова Богородицы на Нерли.
Боголюбский образ пребывал в специальном "климатическом киоте" в местном ряду собора Успенского Княгинина монастыря во Владимире. Но древнюю икону не пощадило время и людская небрежительность: она была много раз записана и поновлена, пострадала от недолжных условий хранения, так что в 2009 году остро встал вопрос о срочном спасении святыни. Образ был отправлен на реставрацию во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И. Э. Грабаря. В результате многолетней работы реставраторам удалось спасти святыню домонгольского периода и раскрыть первоначальный замысел иконописца. В марте 2016 года за эту работу генеральный директор Центра им. И. Э. Грабаря Александр Лесовой и реставратор Александр Горматюк получили премию газеты "The Art Newspaper Russia" [1].
Молитвословия
Тропарь, глас 1
Боголюби́вая Царице,/ Неискусному́жная Де́во, Богоро́дице Мари́е!/ Моли́ за ны́ Тебе́ Возлюби́вшаго/ и ро́ждшагося от Тебе́ Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,/ пода́ти на́м оставле́ние прегреше́ний,/ ми́рови ми́р, земли́ плодо́в изоби́лие,/ па́стырем святы́ню/ и всему́ челове́чу ро́ду спасе́ние./ Гра́ды наш'а и страны́ Росси́йския от нахожде́ния иноплеме́нных заступи́/ и от междоусо́бныя бра́ни сохрани́./ О Ма́ти Боголюби́вая Де́во!/ О Цари́це Всепе́тая!/ Ри́зою Свое́ю покры́й на́с от вся́каго зла,/ от ви́димых и неви́димых вра́г защити́// и спаси́ ду́ши на́ша.
Ин тропарь, глас тот же:
Всепе́тая и Всесла́вная Цари́це Богоро́дице,/ Ма́ти всея́ тва́ри Соде́теля,/ христиа́нская наде́ждо и Засту́пнице,/ печа́льных утеше́ние,/ ненаде́ющихся и отча́явшихся ско́рое наде́яние,/ мо́лим Тя́: ми́лостива бу́ди на́м, гре́шным,/ и не оста́ви ра́б Свои́х,/ и не отри́ни моле́ния ве́рных,/ в ско́рбех и беда́х пред честны́м о́бразом Твои́м избавле́ния тре́бующих./ О Влады́чице, Блага́я Помо́щнице!/ Ри́зою Твое́ю честно́ю на́с защити́/ и от все́х зо́л изба́ви,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бога на́шего,// да спасе́т ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рд.
Кондак, глас 3. Творение Патриарха Сергия (подобен; Дева днесь:)
Де́ва дне́сь предстои́т Сы́ну,/ ру́це Свои́ к Нему́ простира́ющи,/ святы́й кня́зь Андре́й ра́дуется,/ и с ни́м Росси́йская страна́ торжеству́ет,/ на́с бо ра́ди мо́лит Богоро́дица// Преве́чнаго Бо́га.
Величание
Велича́ем Тя́,/ Пресвята́я Де́во,/ и чти́м о́браз Тво́й святы́й,/ его́же благове́рный кня́зь Андре́й даде́ на́м на враги́ в побе́ду// и все́м ве́рным во спасе́ние.
Молитва
О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.
Использованные материалы
- Дмитриева Надежда, "Икона Божией Матери Боголюбская" из кн. О Тебе радуется!, 1 июля 2005:
- Минея-июнь, ч. 2. Изд. Московской Патриархии, с. 58-59, 65:
- http://files2.regentjob.ru/minea/jun2/jun257.html (тропари, величание)
- http://files2.regentjob.ru/minea/jun2/jun264.html (кондак)
[1] "Спасенная святыня. Реставратор Александр Горматюк о Боголюбской иконе Божией Матери", страница портала Православие.Ru, 1 июля 2016 г., http://www.pravoslavie.ru/94897.html.