Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВАРЛААМ (РОГОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Варлаам I (Рогов) (+ 1603), митрополит Ростовский, распевщик

В миру Василий Рогов. Считается, что его отцом был иерей Карп. Однако в соответствии с записью Вкладной книги Троице-Сергиева монастыря [1] можно предположить, что он был отцом др. Варлаама, митр. Ростовского (1620-1652) [2]. Василий и его старший брат Савва род. в Кореле, втором по величине городе Новгородской земли. В начале XVI века здесь проживало в основном рус. население - посадские и ратные люди, дети боярские, духовенство. Все они именовались «корелянами», поэтому имеющееся в научной литературе утверждение о том, что братья были по национальности карелами, скорее всего, неверно.

Точно сказать, когда братья Роговы поселились в Новгороде, и когда начал свою педагогическую деятельность Савва, нельзя. Учитывая все данные о знаменитых учениках Саввы, можно полагать, что они пребывали в его училище примерно в конце 1530-х - первой половине 1540-х годов.

Постигнув тонкости певческого искусства у старшего брата, Василий вскоре принял монашеский постриг, вероятно, в Кирилловом Белозерском монастыре, куда впоследствии неоднократно возвращался.

В 1560 г. стал игуменом этого монастыря. В период его первого игуменства (оно продолжалось «год без семи недель») бояре и царь Иоанн Васильевич делают значительные вклады в монастырскую казну. Так, 5 сентября 1560 г. царем пожаловано монастырю 3,5 тыс. рублей в память о царице Анастасии Романовне.

В 1563 г. Варлаам вторично возглавил Кирилло-Белозерский монастырь.

Занимался книжным делом. В 1564 году он дал вкладом в приписной Ворбозомский Благовещенский монастырь Псалтирь своего письма.

В 1564 году ушел на покой, проживая простым «клирошанином» то в Зосимовой пустыни, то в самом Кирилловом монастыре.

В 1569 году был поставлен игуменом Соловецкой обители.

Жизнь монастыря осложняли военные действия в ходе Ливонской войны. В 1571 г. в связи с появлением у Соловецких островов шведских военных кораблей, о. Варлаам неоднократно обращался с посланиями к царю. В ответной грамоте Иоанн Грозный писал, что выслал на помощь воеводу, отряд стрельцов, оружие и повелел игумену совместными усилиями «сделать» около монастыря укрепленный острог.

Варлаам активно управлял монастырским хозяйством, заботясь о соляных и рыбных промыслах, о расширении земельных угодий. Он сам объезжал монастырские вотчины на Онеге, Кеми, Суме и др., собирая в казну «соляные» и прочие денежные доходы. Хозяйственная документация велась с особой аккуратностью и проверялась им. В двух приходно-расходных книгах Соловецкого монастыря XVI в. есть автограф игум. Варлаама: «Соловецкого монастыря игумен Варлам руку приложил».

Ездил в Новгород, иногда в Москву, «к государю». В 1578 г. он выехал в Новгород «к государю со святою водою» для поздравления с праздником.

За годы его игуменства Соловецкая обитель стала пользоваться расположением верховной власти, утраченным в период игуменства Филиппа (Колычева). Не раз царь присылал грамоты «о богомолье с милостынею» в связи с ведением войны, делал большие денежные вклады. В обители с благословения о. игумена процветало искусство книгописания. Монастырская библиотека пополнилась певческими сборниками. В центре забот игумена был и хор, состоявший из 21 клирошанина. В 1578 г. в монастырскую казну о. Варлаам внес установленную сумму на сорокоусты - 20 алтын (0,6 р.) «по брате своем, по Саве».

В 1580 г. он участвовал в заседании церковного Собора, подписавшись под его решением «о неотъятии у монастырей их вотчин, о невложении новых». Вскоре он оставляет Соловецкую обитель. В июне 1581 г. старец Протасий получил 10 р. и был «послан бывшаго игумена Варлама провожать до Кириллова монастыря».

Некоторое время о. Варлаам, очевидно, пребывал в Кирилловом Белозерском монастыре «на покое»

В 1583 году упоминается как игумен Ворбозомского Благовещенского монастыря, в 1583-1584 годах - архимандрит Владимирского Богородице-Рождественского монастыря, игравшего видную роль в церковной, культурной и политической жизни России.

С 1584 г., по распоряжению царя Иоанна, о. Варлаам вновь управляет Кирилло-Белозерским монастырем. Приступая к обязанностям игумена, он передает в качестве вклада образ соловецких чудотворцев, серебряную чашу, книги (всего на 114,1 р.). При нем в обители ведется большое строительство, расширяются промыслы и земельные владения. Участвуя в Соборе 1584 г., он снова подписал решение о сохранении монастырской земли.

В 1587 году был хиротонисан во архиепископа Ростовского.

В 1589 году выдвигался вместе с Иовом, митр. Московским, и Александром, митр. Новгородским, на патриарший престол и участвовал в избрании первого патриарха всея Руси в Москве. В том же году был возведен патриархом в сан митрополита Ростовского, Ярославского и Белозерского.

Вероятно, в Ростове митр. Варлаам создал похвальный канон ростовскому святому Иоанну Власатому (Милостивому) (+ 1580).

В 1592 г. присутствовал при избрании и хиротонии Новгородского митр. Варлаама.

В 1598 году присутствовал на московском Земском соборе, избравшем на царство Бориса Годунова, и расписался на обороте Утвердительной грамоты. Будучи митрополитом, он не раз посылал вклады в Кирилло-Белозерский монастырь. В описи этого монастыря за 1601 г. упоминаются пожалованные им «образ Пречистые Богородицы с ростовскими чюдотворцы», книги, одежды.

Скончался 24 марта 1603 года.

Известен как распевщик. В знаменитом «Предисловии, откуду и от какого времени начася в нашей Рустей земли осмогласное пение» (1630-е годы) отмечается, что московский распевщик Феодор Христианин «сказывал своим ученикам, что в Велицем Нове граде были старыя мастеры Сава Рогов да брат его Василий, во иноцех Варлам... Вельми был муж благоговейн и мудр зело, пети был горазд, знаменному, и трестрочному, и демественному пению был роспевщик и творец» [3]. Произведения Варлаама, очевидно, первыми исполняли хоры возглавлявшихся им монастырей, а позже - ростовский архиерейский хор.

Вполне возможно, что среди песнопений безымянных кирилловского и соловецкого распевов есть и его творения. Будучи главой крупных российских монастырей, а затем одной из самых значительных епархий, он часто бывал в Москве, где встречался с Феодором Христианином, находившимся в ту пору на придворной службе, и его учениками, которые проявляли интерес к «Варламовским» произведениям. Самого Варлаама также не могли не интересовать распевы столичных мастеров. Этот интерес передался и клирошанам - певчим хоров Кириллова Белозерского и Соловецкого монастырей, включавших эти распевы в свои рукописные сборники.

В певческих книгах конца XVI-XVII в. встречаются произведения с обозначением авторства Варлаама. Ряд песнопений одного из сборников имеет правку киноварью с указаниями: «Правлено с доброво переводу», «По красному все - с Варламовсково». В другом крюковом сборнике среди несколько распевов стихиры «Возыде Бог» находится «Ино знамя Варламово». Особое место в творчестве Варлаама занимает своеобразный цикл из трех избранных стихир, исполнявшихся в Крестопоклонную неделю. Примечательно, что единственный список этого цикла найден в библиотеке государевых певчих дьяков. Цикл озаглавлен «Стихиры крестные Варламовские» и включает в себя песнопения «Христе Боже наше» (3-го гласа), «Денесе владыка твари» и «Денесе непреступеным существом» (оба на 8-й глас).

На Руси распевы «стихир крестных» претерпели определенную эволюцию. Уже в сборниках XII-XIII вв. тексты стихир сопровождались сложными знаковыми оборотами. На рубеже XV-XVI вв. была создана новая версия распевов, на основе которой в последней четверти XVI в. сформировался наиболее распространенный тип нотирования данных песнопений. Этот распев во многом подготовил создание в дальнейшем авторских версий «Стихир крестных».

Творчество Варлаама развивалось в рамках канонического искусства. Он изложил «дробным знаменем» сложнейшие лицевые и фитные формулы, которые ранее выпевались по памяти. В общей сложности в цикле он распел 113 формул, что свидетельствует о его обширных знаниях в области теории лицевого и фитного пения и уникальной памяти, т. к. некоторые разводы включали до 80 звуков. Сохраняя в целом особенности традиционного фитного звучания, он привнес в распевы новые интонации и выразительные приемы, основывающиеся на современном ему опыте богослужебного пения. Он расширил возможности мелодического варьирования, обогатил напевы традиционных стихир за счет богатой мелизматики. Сложность, продолжительность и исключительная насыщенность созданных им «Стихир крестных» дают основание для рассмотрения их в стиле большого распева.

Славник «Возыде Бог» в Варлаамовском распеве обнаружен в рукописи рубежа XVI-XVII вв. среди шести певческих вариантов песнопения. Все распевы стихиры различаются между собой и не имеют общих фрагментов. «Ино знамя Варламово» представляет собой частично тайнозамкненный, частично разводной распев. Привлечение разных вариантов песнопения того же периода позволило установить авторские разводы лицевых и фитных формул. Все это свидетельствует о наполнении распевщиком сложных знамен собственным музыкальным содержанием, о выработке им самостоятельной певческо-интонационной азбуки, что, главным образом, и отличает творчество выдающихся мастеров древнерусского церковно-певческого искусства.

Сочинения

  • РГБ. Ф. 178. № 766. Л. 367-367 об: «Возыде Бог» («Ино знамя Варламово»);
  • РГАДА. Ф. 188. № 1683. Л. 80-84: «Стихиры крестные Варламовские»;
  • ГИМ. Син. певч. № 123. Л. 777 об: «По красному все с Варламовсково».

Литература

  • Досифей (Немчинов), архим. Летописец Соловецкий на четыре столетия от основания Соловецкого мон-ря до наст. времени, то есть с 1429 по 1847 гг. М., 1847;
  • Хронол. указатель иерархов Ростовской и Ярославской паствы. СПб., 1859;
  • Крылов А. П. Иерархи Ростово-Ярославской паствы. Ярославль, 1864;
  • Титов А. А. Летописец о ростовских архиереях. СПб., 1890. С.11, 20;
  • Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. СПб., 1910. Т. 1. Ч. 2. С. 162 (прил.);
  • Парфентьев Н. П. Из истории профессиональных хоров в России XVI-XVII вв. // Рус. хоровая музыка XVI-XVIII в. М., 1986. С. 100-117. (Сб. тр. / ГМПИ; Вып. 83);
  • он же. Древнерус. певч. искусство в духовной культуре Российского гос-ва XVI-XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991. С. 34-37;
  • Зверева С. Г. Мастера пения Кирилло-Белозерского и Соловецкого мон-рей XVI - 1-й пол. XVII в. // ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Художественные памятники Рус. Севера. М., 1989. С. 340-346;
  • Протопопов В. В. Ростовский митр. Варлаам (Рогов) - «знаменному пению распевщик и творец» // История и культура Ростовской земли, 1994: Сб. ст. Ростов, 1995. С. 143-148;
  • Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерус. певч. искусства XVI-XVII вв. Челябинск, 1997. С. 87-124.

Использованные материалы



[1]  М., 1987. С. 38

[2]  Кривоносова В. К., Уткина В. М. Митр. Варлаам и его вклады в Успенский собор // Мат-лы конф. 1991 г. Ростов, 1991. С. 26-29

[3]  РГАДА. Ф. 181. Д. 600. Л. 12-13 об.

Редакция текста от: 26.03.2015 20:41:20

"ВАРЛААМ (РОГОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google