Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИАКОВ (ПОСПЕЛОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прп. Иаков (Поспелов)
Прп. Иаков (Поспелов)
Иаков (Поспелов) (1818 - 1896), архимандрит, первый историк Кирилло-Белозерского монастыря, преподобный, местночтимый святой Тульской и Вологодской епархий

Память 16 января (Вологод., Тульск.), в Соборах Вологодских и Тульских святых

В миру Поспелов Василий Иванович, родился в 1818 году в селе Кадном Ефремовского округа Тульской губернии в многодетной семье приходского священника Иоанна Поспелова. Родной брат Михаила, буд. еп. Муромского Андрея (Поспелова).

В 1834 году поступил в Тульскую духовную семинарию. Поскольку семья жила бедно, семинарист не имел денег на книги и переписывал от руки все учебные курсы, на каникулы в родное село обыкновенно отправлялся пешком. Невзирая на стесненные обстоятельства, успешно окончил семинарию и в 1838 году поступил в Московскую духовную академию. Его преподавателями были архим. Филарет (Гумилевский), иером. Филофей (Успенский), иером. Платон (Фивейский), протоиереи Ф. А. Голубинский и А. В. Горский. В академии Поспелов увлекся русской историей, получил необходимые навыки архивной работы.

На последнем курсе академии, 6 апреля 1842 года пострижен в монашество с наречением имени Иаков митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым); 12 апреля рукоположен во иеродикона, а 29 июня - во иеромонаха. С самого начала монашеского пути, хотя он и находился вне стен монастыря, отец Иаков строго относился к исполнению монашеских обетов.

По окончании академии, в 1842 году был назначен преподавателем библейской истории Орловской духовной семинарии, а в 1845 году - инспектором Харьковской духовной семинарии, где занялся составлением учебных пособий по богословским дисциплинам. Были изданы проповеди отца Иакова для семинаристов.

30 июля 1849 года возведен в сан архимандрита, а в 1850 году назначен благочинным монастырей Харьковской епархии. Архиеп. Филарет (Гумилевский) рекомендовал о. Иакова как "человека строго монашеской жизни, очень исправного и благонадежного".

В 1852 году о. Иаков был назначен настоятелем церкви при русском посольстве в Риме. Накануне отъезда в Рим он испросил разрешение Святейшего Синода на постоянное ношение за границей монашеской одежды. Его назначение совпало с началом Крымской войны, и нелегкое служение усложнилось проявлением среди части итальянцев враждебного отношения к представителям России. Он не только строго исполнял устав и предписания Церкви, но требовал того же от других. Следствием возникающих по этому поводу конфликтов стало поданное им 1855 году прошение в об увольнении. Перед возвращением в Россию совершил поездку в Бари, чтобы поклониться мощам святителя Николая Чудотворца.

С 1855 года некоторое время жил в московском Новоспасском монастыре, затем был назначен настоятелем Зеленецкого Троицкого монастыря под Петербургом.

19 марта 1857 года назначен настоятелем Кирилло-Новоезерского монастыря.

Здесь о. Иаков организовал больницу, в которой на излечении находилось 10 монахов, а также получали необходимую помощь все приходившие богомольцы. С присущей ему принципиальностью новый настоятель взялся за установление монастырского порядка в жизни братии, основной недостаток которой видел в злоупотреблениях вином. Настоятель запретил белозерскому земскому исправнику и управляющему белозерской акцизно-откупной компанией размещать на Красном острове т. н. выставки, где торговали вином во время местных ярмарок, чем нажил себе немало недоброжелателей. Тогдашний благочинный белозерских монастырей кирилловский архим. Феофан вступился за "древний" обычай проводить ярмарки около обителей, он писал о. Иакову: "Вы отказом своим учиняете урон и казне и вверенному Вам монастырю". Отцу Иакову удалось только отодвинуть размещение "выставок" на пять верст от стен монастыря [1].

10 января 1866 года был назначен настоятелем Кирилло-Белозерского монастыря.

В преддверии 500-летнего юбилея древней обители под руководством о. Иакова начались ремонтные и реставрационные работы, перестраивались иконостасы, были систематизированы старый монастырский архив и библиотека. Но главное, к чему стремился настоятель, - это восстановить в обители дух истинного монашества. В первые дни первой и Страстной седмиц Великого поста ворота монастыря закрывались для мирян, настоятель вкушал лишь одну просфору в день. На протяжении многих лет о. Иаков добивался вывода с территории монастыря духовного училища и уездной тюрьмы, находившихся здесь с XVIII века. На строительство нового здания для училища он пожертвовал кирпичи и большую сумму денег. Он вел дневник, в котором записывал все нарушения устава, допущенные братией, а по ночам посещал кельи иноков, как это делали древние игумены. Неодобрительно относился к хождениям братии по кельям. "Не вернется монах в келью таким, каким он вышел из нее", - говорил он инокам. Сам никогда не употреблявший вина, о. Иаков строго запретил приносить его в обитель. При нем прекратились праздничные угощения с вином в кельях настоятеля, в трапезной - "водочные порции братии", за монастырские стены был выведен винный склад, сдававшийся в аренду (ранее размещался в башнях обители).

Архим. Иаков также был благочинным близлежащих монастырей. Сохранились документы, которые говорят о его активном участии в делах Нило-Сорской пустыни, Горицкого женского монастыря, Кирилло-Новоезерского монастыря и других. Он старался организовать их внутреннее устроение в соответствии с уставами преподобных Кирилла Белозерского и Нила Сорского, стремился утвердить строгость монашеской жизни и ввести общежительный устав.

Заботился о просвещении окрестного населения и занимался благотворительностью. В предисловии к книге "Пастырь по отношению к себе и пастве" он писал: "Поднятие нравственного и умственного уровня народа - вот та громадная задача, в решении которой наше духовенство по званию своему должно принять самое деятельное участие".

В 1880 году был избран почетным попечителем Кирилловского духовного училища. На собственные средства он содержал несколько учеников училища, обеспечивал деньгами тех, кто отправлялись учиться в духовную семинарию. Богомольцам в обители бесплатно раздавали книги.

За 30 лет настоятельства в Кирилло-Белозерском монастыре о. Иаков приобрел глубокое уважение и любовь местного населения, которое почитало его как подвижника благочестия.

В 1892 году, при учреждении Кирилловского викариатства Новгородской епархии он отказался от предложенного ему епископского сана и остался настоятелем монастыря. В том же году он был избран почетным членом Московской духовной академии "во уважение его 50-летнего ревностного служения церкви и духовному просвещению, совершаемому в духе древнего православия и строгого подвижничества".

12 января 1893 года в монастыре была торжественно открыта церковноприходская школа. Благословляя детей иконой прп. Кирилла Белозерского, архим. Иаков говорил: "Веру имейте, какую имел преподобный". За свой счет он приобретал для школы учебники и письменные принадлежности. Первое время ученикам выдавали бесплатно хлеб на завтрак, а в праздники - булки, впоследствии для учеников в городе устроили бесплатную столовую, на покупку провизии для которой настоятель тратил около 300 р. из личных сбережений. Ученики обеспечивались также обувью и одеждой. Следуя примеру настоятеля, братия монастыря приняла решение выделять из братских сумм 30-40 р. в месяц для раздачи нищим. Кирилловский архимандрит оплачивал лекарства, которые раздавали неимущим в монастырской аптеке. В быту он придерживался строгой нестяжательности. Иногда архимандриту, отдавшему все до последней копейки просителям, не на что было купить чаю, и он занимал его у своего келейника. После его кончины остались клобук, две рясы и шуба, "лишние" подрясник и рясу он сохранил как подарок еп. Можайского Тихона (Никанорова).

По благословению архим. Иакова на горе Мауре в окрестностях Кириллова была построена часовня в память о приходе прп. Кирилла в белозерские пределы.

Скончался 16 января 1896 года во время чтения благодарственных молитв по Святом Причащении. Более 6 тысяч человек приехало на погребение, притом что общая численность населения г. Кириллова составляла 4 тысячи. Погребён за алтарем Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Через три года после его кончины почитатели установили на его могилу белый мраморный памятник.

Как завещание архимандрита Иакова на погребении раздавалась отпечатанная проповедь "На день Рождества Христова":

"…Не думайте, чтобы житейские заботы, необходимые для плоти, могли быть преградою нашему возношению к Спасителю на небо: на земные заботы нужно смотреть по-евангельски, тогда мы будем смотреть на них так, как велит смотреть Господь, т. е. на все вещи смотреть как на средства к достижению неба. Следовательно, самое наше видимое нисхождение мыслями долу будет не что иное, как восхождение и нисхождение по лествице, ведущей к небу, подобно виденной Иаковом. Много значит восхождение мыслями на небо. Не думайте, чтобы мысли наши не оставляли в душе никакого следа. Вера наша уверяет, что все наши мысли, явные и самые сокровенные, записываются в книге живота (жизни), все они откроются взорам нашим на Страшном суде. Каждая мысль записывается не только в книге живота, но резкими чертами напечатлевается на образе души; каковы мысли, таков и вид души; ибо через мысли настраивается душа в тот и другой вид. Занимайтесь чистыми, святыми, небесными мыслями об Иисусе Христе, родившемся для спасения нашего, и вид души будет чистый, светлый, небесный, богоподобный. Приразитесь мыслями к нечистому, плотяному, похотному, и вид души сделается нечистый, мрачный, безобразный, еще хуже – бесоподобный. Еще более: к чему теперь больше стремимся мыслями, к тому, по разлучении от тела, душа получит решительное направление. Стремилась ли душа к Спасителю на небо, и по разлучении от тела она прямо воспарит на небо, к Богу. Вращалась ли около предметов дольних, тленных, греховных, и по разлучении от тела она прямо пойдет туда, где царство всякой мерзости, греха и смерти – во ад. Будем же как можно чаще возноситься к яслям Вифлеемским, и мы легко будем возноситься к Спасителю нашему на небо…"

В 1987 году архимандрит Иаков (Поспелов) был канонизирован в лике преподобных, его имя включено в Собор Тульских святых, установленный по благословению патриарха Пимена на основании рапорта архиеп. Тульского и Белёвского Максима (Крохи), а в 2009 году - в Собор Вологодских святых. В день памяти святого 29 января 2010 года состоялся первый молебен у его могилы.

Сочинения

Архим. Иаков был талантливым церковным писателем, живо интересовался русской историей. В 1875 году архимандрит впервые опубликовал Житие прп. Кирилла Белозерского, в 1880 году - "Извлечения из архивных книг и дел Кирилло-Белозерского монастыря".

По его благословению преподаватель Кирилловского духовного училища Н. П. Успенский составил обобщающий труд по истории Белозерского монастыря - "Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского монастыря 1397-1893 гг." [2]; ранее высказывавшееся в литературе предположение об авторстве архим. Иакова ошибочно: сохранился его рапорт от 15 февраля 1894 года в Новгородскую духовную консисторию о составлении "Летописи..." Успенским [3]. Поводом для составления "Летописи..." послужили указы консистории о возобновлении летописания в церквах и монастырях (1893). При составлении "Летописи..." была использована не только историческая литература, но и документы монастырского архива. Архим. Иаков отредактировал сочинение Успенского, в тексте сохранилась его правка.

Архим. Иаков составил службу на обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского и акафист святому. По просьбе кирилловского архимандрита А. Ф. Ковалевский написал акафисты прп. Кириллу Белозерскому и Смоленской иконе Божией Матери. В архивах сохранились переписка архим. Иакова с Ковалевским и его обращение в Новгородскую консисторию за разрешением на чтение в монастыре сочиненного Ковалевским акафиста [4]. Большой популярностью пользовались проповеди о. Иакова, до революции они выдержали несколько изданий.

Публикации:

  • Путешествие в Бар-град на поклонение мощам свт. Христова и чудотворца Николая (в 1855 г.). СПб., 1859;
  • Краткие заметки о Римской Церкви. СПб., 1859;
  • Житие прп. отца нашего Кирилла, Белозерского чудотворца. СПб., 1875, 18962;
  • Пастырь по отношению к себе и пастве. СПб., 1880;
  • Извлечения из архивных книг и дел Кирилло-Белозерского монастыря // Древности: Тр. МАО. 1880. Т. 8. С. 135-154;
  • Смирением ищи благодать: Наставления. Письма игум. Арсении (Корчагиной). М., 2002.
  • Служба на обретение мощей преподобного Кирилла Новоезерского и акафист святому

Награды

  • набедренник (17 декабря 1843)
  • палица (6 января 1846)
  • наперсный крест золотой (22 мая 1847)
  • наперсный крест золотой с драгоценными камнями (17 апреля 1882)
  • орден св. Анны II ст. (20 августа 1855 за «отлично-усердную службу»)
  • благодарность великой княжны Марии Александровны за поднесение ей своих сочинений (10 февраля 1862)
  • орден св. Анны II ст, украшенный императорской короной (10 марта 1866)
  • орден св. Владимира III ст. (16 апреля 1872)
  • знак Красного Креста (13 марта 1879)
  • золотой наперсный крест с драгоценными камнями (17 апреля 1882)

Литература

  • РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 1755. О службе в Риме настоятеля церкви при Русском посольстве. 1853 г.;
  • Там же. Ед. хр.1830. Формулярный список настоятеля Кирилло-Новоезерского мон-ря Иакова 1858;
  • Об определении настоятелем Кирилло-Белозерского монастыря Иакова // Там же. Ед. хр. 1928; 1 февр.- 17 июля 1866;
  • Формулярная ведомость настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря архим. Иакова // Там же. Ед. хр. 2083, 1879 г.; Ед. хр. 2072, 1878 г.; Ед. хр. 1982, 1870 г.; Ед. хр. 2059, 1877 г.; Ед. хр. 2094, 1880 г.;
  • Переписка благочинного Иакова с Новгородской духовной консисторией и настоятелями монастырей // Ед. хр. 2069, 1878 г.
  • Иванова Г. О., Смирнова А. В. Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского монастыря, 1397-1893 гг. // Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 1997. Вып. 2. С. 273-347.
  • Смирнов С. К. История МДА до ее преобразования: (1814-1870). М., 1879. С. 520-521;
  • Измайлов А. Памяти отца архим. Иакова, бывш. настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря // Новгородские ЕВ. 1896. № 6. С. 383-390;
  • Тюменев И. Ф. 500-летие Кирилло-Белозерского монастыря // ИВ. 1897. Авг. С. 465-466;
  • Б-овъ И. Иаков (Поспелов) // ПБЭ. 1905. Т. 6. Стб. 154-156;
  • Смирнова А. В. Об авторе «Летописи событий Кирилло-Белозерского монастыря» // К свету. М., 1997. № 15: Край Кирилла Белозерского. С. 20-21.

Использованные материалы

  • Е. В. Романенко. "Иаков (Поспелов)" // Православная энциклопедия, т. 20, с. 475-477
  • Преподобный Иаков Кирилловский (Поспелов) // сайт комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии:
  • Глызина Л. И., научный сотрудник Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея заповедника: Архимандрит Иаков (Поспелов) – настоятель Кирилло-Новоезерского монастыря, с.157-158:



[1]  переписку по поводу этих событий см.: РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 1853. Л. 150-157 об.

[2]  КБМЗ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 40

[3]  РГАДА. Ф. 1441. Оп. 4. Ед. хр. 41

[4]  РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 2114, 2266; КБМЗ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 22. Л. 15

Редакция текста от: 14.01.2020 21:52:26

"ИАКОВ (ПОСПЕЛОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google