Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

НИКОН МОСКОВСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Патриарх Никон.  Миниатюра Царского титулярника, 1672 г.
Патриарх Никон. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г.
Никон (Минов) (1605 - 1681), патриарх Московский и всея Руси (1652 - 1666)

В миру Никита Минов, родился в мае 1605 года в с. Вельдеманово Нижегородского уезда (Перевозский район Нижегородской обл.) в крестьянской семье Мины и Мариамны (Марии). В синодиках середины XVII века приведены имена его братьев - Симеон, Никифор и Григорий. По сообщению Аввакума Петрова, земляка Никона, отец патриарха был "черемисин" (мариец) [1]. В последующей традиции утвердилось мнение о том, что Никон был мордвин.

В раннем возрасте Никита потерял мать, мачеха обращалась с ним жестоко. Мальчик обучался грамоте у приходского священника, в "детских летех" ушел в Желтоводский монастырь - центр зарождавшегося движения церковного обновления - кружок Ревнителей благочестия, с которым оказались связаны судьбы многих церковных деятелей того времени. Существует несколько версий того, когда Никита попал в Желтоводскую обитель. Поскольку активное возрождение Желтоводского монастыря происходило в 1620-х годах, когда Никита Минов уже не был отроком, часто пишут, что он сначала жил в нижегородском Печерском Вознесенском монастыре и в начале 1620-х годов перешел в Желтоводский монастырь. Высказывалось мнение, что около 1617 года Никита поселился в Макариевом Унженском монастыре, затем перешел в Желтоводский монастырь.

В монастыре Никита прилежно изучал Писание, часто оставался ночевать в церкви под колоколом, чтобы не пропустить начало службы. Живя в Желтоводском монастыре, юноша бывал "для духовных бесед" у свящ. Анании, служившего на монастырском подворье в близлежащем с. Лыскове. У свящ. Анании Никита мог познакомиться с Иоанном Нероновым, одним из вождей движения "боголюбцев" (ревнителей благочестия).

В монастыре Никита пробыл до 1624 года, по настоянию семьи вернулся домой и женился, в 1625 году был рукоположен во иерея к храму в Лыскове или в с. Кирикове (окраина Лыскова).

Спустя год по ходатайству московских купцов, пораженных начитанностью свящ. Никиты, он был переведен в Москву.

Монашество

Трое детей свящ. Никиты умерли в раннем возрасте, после чего он решил принять постриг и уговорил жену стать монахиней в московском Алексеевском женском монастыре, дав за нее вклад. Около 1636 года свящ. Никита принял постриг с именем Никон в Анзерском Елеазаровом Троицком скиту.

В скиту Никон вел аскетичный образ жизни, "вдаде себе великому посту и воздержанию", ежедневно совершал по тысяче поклонов, мало спал [2], переписывал книги. Никон стал близок к настоятелю скита - прп. Елеазару (Севрюкову) (+ 1656). В Житии прп. Елеазара сообщается, что тому было видение Никона в святительских одеждах. Никон ездил с прп. Елеазаром в Москву для сбора средств на строительство в скиту каменного храма в честь иконы Божией Матери «Знамение». Несогласие в отношении собранных средств и хода строительства стало причиной размолвки между прп. Елеазаром и Никоном, около 1639 года покинувшим Анзерский остров. С. В. Лобачёв считает, что рассказ о конфликте Никона и Елеазара является поздним сюжетом [3]. Впоследствии, став Новгородским митрополитом, затем патриархом, Никон оказывал помощь насельникам Анзерского скита, увеличил выделяемое им содержание, делал в скит вклады. Во время бегства с Анзерского острова Никон и его спутник попали в бурю на Белом море и едва не утонули. Они выбрались на пустынный Кий-остров близ устья р. Онеги, где Никон в благодарность за спасение поставил крест.

Никон продолжил иноческую жизнь в Кожеезерский монастырь. Весной 1640 года он получил благословение удалиться на пустынный остров на оз. Коже (Кожозеро), где построил келью и стал жить по чину Анзерского скита. Среди насельников Кожеезерского монастыря был известен мон. Боголеп (Львов), брат дьяка Посольского приказа Григория Львова. Вероятно, Боголеп, пользуясь своими связями, оказывал поддержку Никону. В 1643 году Новгородский митр. Аффоний поставил Никона игуменом Кожеезерского монастыря. За три года настоятельства Никона монастырю были даны шесть царских жалованных грамот на оброчные земли, рыбные ловли, соляные варницы, поступали вклады от видных московских бояр - Б. И. Морозова, Н. И. Романова, кн. А. М. Львова и др.

В 1646 году Никон совершил очередную поездку в Москву, был представлен царю Алексею Михайловичу и произвел на него хорошее впечатление. В том же году он был назначен архимандритом Новоспасского монастыря - родовой усыпальницы Романовых. Это назначение ввело Никона в ближайшее окружение царя, началось его общение с ревнителями благочестия, в т. ч. с царским духовником Стефаном Вонифатьевым, боярином Ф. М. Ртищевым, протопопом Казанского собора Иоанном Нероновым, протопопом Аввакумом и др. "Боголюбцы" занимались разработкой программы церковных и социальных преобразований с целью исправления народной жизни и нравственности после Смутного времени через более глубокое воцерковление. Они обсуждали необходимость книжной справы, введения в богослужение "единогласия" (отсутствие одновременного чтения или пения нескольких частей службы), восставали против порочной жизни духовенства, выступали за насаждение публичной проповеди. В эти годы укреплялась дружба Никона с царем, он стал еженедельно бывать у государя для духовных бесед, нередко обращался к царю с просьбами о заступничестве и "многих обидимых вдов и сирот прошением своим от насильствующих им избавляше". Вскоре по поручению Алексея Михайловича Никон начал приносить царю "обиженных челобитныя", стали "мнози к нему... во обитель Спасову притекати и милостиваго его заступления просити начаша" [4].

После Московского восстания 1648 года было принято Соборное уложение, задевавшее интересы Церкви. Впоследствии Никон неоднократно резко высказывался об авторе Уложения кн. Н. И. Одоевском, а сам свод законов называл "проклятой книгой", однако в 1649 году он поставил свою подпись под Уложением. Ответом Никона на Соборное уложение можно считать издание 15 июня 1653 года Кормчей книги, печатать которую начали при патриархе Иосифе в 1649 году. Став патриархом, Никон освидетельствовал напечатанную Кормчую и сделал многозначительные вставки в текст, утверждавшие идею превосходства церковных канонов над светскими законами. Никон внес в Кормчую статьи о происхождении патриаршества в России, в которых показана самостоятельность русского патриарха наравне с другими патриархами, текст о "Константиновом даре", в котором говорилось о неприкосновенности церковной власти и имений, сказание "О римском отпадении".

Митрополит Новгородский

В начале 1649 года в Москву прибыл за милостыней Иерусалимский патриарх Паисий. Никон неоднократно встречался с ним, Паисий просил у царя разрешения для Никона приходить к нему на беседы "без запрещения" [5].

11 марта 1649 года хиротонисан во митрополита Новгородского и Великолуцкого патриархами Московским Иосифом и Иерусалимским Паисием. Особенность поставления Никона состояла в том, что Новгородская кафедра в 1649 году не была вакантной, с 1635 года ее занимал митр. Аффоний (+ 1652). В январе 1649 года митр. Аффоний в Москве бил "челом, чтоб государь пожаловал отпустить его в келлию, занеже ему, святителю, сущу в древней старости" [6]. Просьбу удовлетворили, и свт. Аффоний удалился на покой в Варлаамиев Хутынский Преображенский монастырь. Патриарх Паисий подтвердил правомерность поставления Никона. Однако на Большом Московском Соборе 1666-1667 Крутицкий митр. Питирим упрекал Никона в том, что тот был возведен на место живого митр. Аффония. Никон ответил, что "тот Аффоний митрополит был без ума" [7]. Никон перестроил в Новгороде митрополичий двор, планировал обновление Софийского собора, на средства домовой митрополичьей казны в соборе были устроены новые царские врата.

Никон начал активную деятельность по духовному просвещению и борьбе с церковными нестроениями в Новгороде. Он много внимания уделял благотворительности: учредил четыре богадельни, ежедневно кормил нищих, раздавал милостыню, посещал заключенных в тюрьмах. По разрешению царя митрополит мог освободить осужденного из тюрьмы после рассмотрения его вины и принятия покаяния. Никон начал произносить проповеди, что было редкостью в Русской Церкви того времени, и скоро приобрел славу выдающегося проповедника. Тексты проповедей не сохранились, однако исследователи отмечают, что окружные грамоты Никона времени его патриаршества по стилистике близки к устным проповедям. Наиболее известными выступлениями Никона более позднего времени стали проповеди в защиту троеперстия 4 марта 1655 года и 24 февраля 1656 года в кремлевском Успенском соборе.

В марте 1650 года в Новгороде началось городское восстание, поводом к которому послужил рост цен на хлеб. Во время восстания Никон спрятал в своих покоях воеводу кн. Ф. А. Хилкова Молодого. 17 марта в Софийском соборе он предал анафеме И. П. Жеглова (бывш. митрополичьего дворецкого) и других предводителей восстания. 19 марта толпа ворвалась на митрополичий двор. Как впоследствии Никон писал царю, он вышел и "почал разговаривати", но убедить народ ему не удалось: "Оне меня ухватили со всяким безчинием… бранили… и ослопом в грудь… ударили, и грудь розшибли, и по бокам камением... били". "Чая себе скорой смерти", Никон соборовался [8]. 27 и 29 марта Никон созывал поповских старост и обращался к ним с увещеванием о прекращении восстания. В апреле в город вошли царские войска во главе с кн. И. Н. Хованским.

Началось следствие по "новгородскому делу", руководство которым царь поручил Никону. В ноябре 1650 года Никон отправился в Москву, где получил от царя "велию милость" за помощь в прекращении восстания: ему пожаловали сукно, а для новгородского Софийского собора был отлит 150-пудовый колокол. В 1650 году Никон во Пскове активно участвовал в борьбе с восставшими из-за роста цен на хлеб, сообщал царю о положении дел в Новгороде и Пскове. Авторитет Никона при дворе и его влияние на царя возросли. Царской грамотой от 6 февраля 1651 года вопреки Соборному уложению Никону был передан суд над духовенством Новгородской епархии по всем вопросам, кроме "татинных, убивственных и разбойных дел" [9]. С этого времени царь в письмах своих к Никону уже начинает называть его "возлюбленником своим и содружебником".

9 февраля 1651 года Никон присутствовал на церковном Соборе, утвердившем "единогласие". По возвращении в Новгород он начал борьбу с "многогласием" в храмах своей епархии, ввел пение греческим и киевским распевами вместо "хомового" пения (в "хомовом" пении знаки редуцированных гласных Ъ и Ь в слабой позиции пропеваются как О и Е соответственно; см. Истинноречие). В эти годы Никон показал себя строгим пастырем, часто применял к провинившимся телесные наказания, тюремное заключение. Последовательно и жестко Никон боролся с пьянством среди духовенства, с нарушениями монастырского устава, стремился поднять престиж духовенства в обществе [10].

В 1651 году Никон подал царю мысль перенести мощи митр. Филиппа (Колычева) из Соловецкого монастыря в Москву. Личность и деятельность свт. Филиппа были очень важны для Никона: в его домовой казне хранились частица мощей святителя, его образы, книги с Житием. Никон особо чтил дни памяти свт. Филиппа. Для Никона митр. Филипп был символом противостояния духовной власти светской, он делал акцент на мученичестве Филиппа от рук царя, экстраполировал на себя подвиг митр. Филиппа, когда началось его собственное противостояние со светской властью. В 1657 году по заказу Никона для собора основанного им Новоиерусалимского монастыря была написана икона "Господь Вседержитель с припадающими Филиппом, митр. Московским, и Святейшим патриархом Никоном".

В марте 1652 года было принято решение о перенесении в Москву мощей митр. Филиппа и патриарха Иова. Погребение двух святителей в Успенском соборе должно было стать актом торжества Церкви, ее единства со светской властью. 11 марта 1652 года Никон выехал из Москвы, но достиг Соловков лишь 3 июня, попав в бурю на Белом море. 9 июля Никон вернулся в Москву с мощами митр. Филиппа и был встречен торжественным крестным ходом во главе с царем. 19 июля в Успенском соборе состоялись торжества, во время которых царь преклонил колени у мощей свт. Филиппа и просил о прощении прегрешений его "деда" Иоанна IV Васильевича. Митр. Филипп был общецерковно прославлен. Идея симфонии светской и духовной властей позднее отразилась в предисловии к Служебнику (М., 1655), где читалось: "Бог избра в начальство двоицу - великого государя царя Алексия Михайловича и великого патриарха Никона". На Соборе 1654 года говорилось, что священство "действует Божественным служа", а "царство человеческим владея".

Патриарх Московский

Во время отсутствия Никона, 15 апреля, в Москве умер патриарх Иосиф. Есть сведения, что среди "боголюбцев" обсуждалась кандидатура на патриарший престол Стефана Вонифатьева. Однако в те годы Никон был более популярен как среди духовенства, так и при царском дворе. С. М. Соловьёв считал, что царь Алексей Михайлович лично предложил кандидатуру Никона на патриарший престол [11]. Более вероятной является т. зр. Н. Ф. Каптерева о том, что инициатива выдвижения Никона в патриархи, вероятно, принадлежала кружку ревнителей благочестия [12]. По возвращении Никона в Москву его посещали высокопоставленные лица, целью которых было "умоление" Никона на патриаршество. В столь благоприятных обстоятельствах Никон расширил свои полномочия. Шведский резидент И. де Родес писал, что перед поставлением Никон потребовал от царя обещания повиноваться ему во всех делах духовных, а сам Никон получил такую же власть и авторитет, как дед царя патриарх Филарет [13]. Царь с церковным Собором несколько раз посылал "умолять" Никона принять патриаршество, тот отвечал условием: "Если обещаетесь слушаться меня как вашего главного архипастыря и отца во всем" [14].

25 июля 1652 года Никон был возведен на патриарший престол (при этом в соответствии с русской традицией над ним была повторена епископская хиротония). Обряд совершил Казанский митр. Корнилий. Патриарший титул Никона был дополнен словами "великий государь". Впоследствии на обвинения в использовании этого титула Никон отвечал: "Не вем, откуду начася, а мню тобою, великим государем, такие начатки явилися" [15].

Реформы Никона

патриарх Никон
патриарх Никон
Заняв патриарший престол, Никон начал преобразования в Русской Церкви. Определенные предпосылки для реформ были созданы переменами в политическом мировоззрении в России. Речь шла о становившейся возможной перспективе освобождения православных от иноверной власти и их объединения вокруг России. Первым шагом представлялось присоединение Украины - в переговорах с Б. М. Хмельницким Никон принимал активное участие. В таких условиях, чтобы Россия могла встать во главе всего православного мира, ее церковные порядки должны быть приближены к порядкам, существующим в Украине и в остальном православном мире.

Первые шаги патриарха соответствовали общим идеям ревнителей: Никон боролся с пьянством и корчемством, безграмотностью духовенства. В 1653 году патриарх перевел Московский Печатный двор под свое непосредственное руководство (ранее типография состояла в ведении Дворцового приказа), Никон сам назначал справщиков и давал им указания. Справщики, высказавшие несогласие с новыми принципами работы, были уволены, среди них старец Савватий, иером. Иосиф (Иоанн Наседка) и другие. Основным сотрудником Печатного двора при Никоне сделался греч. иером. Арсений Грек, вызванный с Соловков в 1653 году, важную роль играл Евфимий, монах московского Чудова монастыря. Для нужд Печатного двора в 1655 году Никон основал бумажную мельницу в устье р. Пахры при впадении ее в Москву-реку. Через два года мельницу смыло наводнением [16].

Основные решения о внесении изменений в богослужебную практику и печатную продукцию Русской Церкви были приняты очень быстро в 1653-1656 годах. Наряду с созывом церковных Соборов патриарх действовал и единолично. По сообщению протопопа Аввакума, перед началом Великого поста в 1653 году Никон разослал по московским церквам "Память", в которой говорилось о сокращении числа земных поклонов (в молитве прп. Ефрема Сирина) и о введении троеперстия. "Память" не содержала разъяснений, не имела соборного утверждения. Текст "Памяти" не сохранился. Лобачёв считает, что документ был послан в начале 1654 года [17]. Митр. Макарий (Булгаков) высказывает догадку, что эта "Память" послужила Никону "пробным камнем", способом узнать, «как отзовутся на задуманное им исправление церковных обрядов» и богослужебных книг» [18].

Распоряжение патриарха вызвало беспокойство и протесты со стороны духовенства и ревнителей, высказывавших недовольство действиями Никона. Протопопы Аввакум и Даниил подали царю протестную челобитную, но она не была удовлетворена [19]. В июле 1653 года состоялся Собор против муромского протопопа Логгина, на котором Иоанн Неронов хулил патриарха и собравшееся духовенство. В августе - сентябре 1653 года в ссылки были отправлены Неронов, Аввакум, Логгин. Кружок ревнителей распался.

В 1653 году с целью закупки греческих и славянских книг, необходимых для реформы, на Афон и на Восток был послан мон. Арсений (Суханов).

С 27 февраля по 2 мая 1654 года в царских палатах в присутствии царя заседал первый церковный Собор по вопросам богослужебной реформы. В соборной речи Никон перечислил искажения древних обрядов в русской богослужебной практике, ссылаясь на новопереведенную с греческого языка грамоту Константинопольского Собора 1593 года об учреждении в России патриаршества. Собор постановил привести богослужение в соответствие с древней русской традицией и греческими образцами - "противу старых харатейных и греческих" книг и рукописей. Коломенский еп. Павел высказал несогласие с некоторыми решениями Собора. Вскоре он был лишен кафедры, сослан в Палеостровский монастырь и в 1656 году умер. Впоследствии, во время суда над Никоном на Большом Московском Соборе 1666-1667 годов, бывшему патриарху вменили в преступление извержение епископа Павла из сана собственной властью, без собора: "Да ты же, Никон, коломенского епископа Павла без собора, вопреки правил, низверг и обругал и сослал его в ссылку и там его умучил, и то тебе низвержение вменится в убийство".

Образ действий Никона усилил сопротивление его противников. Соглашение между ними стало тем менее возможным, что обе стороны выходили, по существу, из одинаковых принципиальных взглядов: по недостатку богословского образования обе придавали обрядам существенную важность в деле веры, не различая их от догматов, и потому не могли сойтись на компромиссе. Так было положено начало трагедии старообрядческого раскола.

Желая опереться в завязавшейся борьбе на высший авторитет, Никон, согласно с соборным постановлением, предложил на решение константинопольского патриарха Паисия спорные вопросы церковной практики, касавшиеся, главным образом, обрядовых особенностей Русской Церкви. Паисий в ответной грамоте, разъясняя действительное значение обряда, давал понять законность обрядовых различий между поместными церквами, но Никон не оценил этой мысли греческого патриарха и истолковал его ответ как полное одобрение своим начинаниям. Намеченная программа стала им осуществляться еще до получения грамоты Паисия.

В марте 1655 году состоялся новый Собор с участием Антиохийского патриарха Макария III и Печского патриарха Гавриила I (Раича), на котором было провозглашено начало сличения греческих печатных книг и рукописей с древними славянскими харатейными и современными печатными книгами. Собор одобрил текст первой правленной книги - Служебника и исправленный текст Символа веры. В том же году Служебник был напечатан и введен для всеобщего употребления в Русской Церкви. В патриаршество Никона (до оставления им кафедры) Служебник был неоднократно исправлен и издан: в 1655, 1656, 1657 (дважды) и 1658 (дважды) годах. В 1656-1658 годах Печатный двор также выпустил исправленные Триодь Постную (1656), Часослов (1656), Ирмологий (1657), Следованную Псалтирь (1658), Евангелие напрестольное и Апостол (1657), Требник (1658).

По подсчетам Н. И. Сазоновой, в Требник и Часослов было внесено в общей сложности более 3 тысяч изменений, текст серьезно сокращался и дополнялся, из него удаляли целые чины [20]. Значительная часть правки была связана с последовательным насаждением в текстах норм "Грамматики" Мелетия (Смотрицкого). Наиболее острую реакцию противников реформы вызвали следующие изменения: написание имени Спасителя Iисус (вместо Iсус), четырехконечный крест вместо восьмиконечного, троеперстное крестное знамение, изменение числа просфор на проскомидии и начертания печати на просфорах, трегубая аллилуия, хождение против солнца, а не посолонь и др. В Неделю Торжества Православия (24 февраля) в 1656 году во время богослужения в московском Успенском соборе патриархи Антиохийский Макарий, Сербский Гавриил и митр. Никейский Григорий провозгласили анафему приверженцам двоеперстия.

В 1655 году был издан, но не обнародован сборник "Скрижаль", содержащий официальное обоснование реформ, в составлении которого принимал непосредственное участие Никон. В основу сборника легло присланное Никону Константинопольским патриархом Паисием I толкование чина литургии греч. иером. Иоанна Нафанаила. К этому толкованию Никон добавил выдержки из послания Константинопольского патриарха, несколько статей, объясняющих богослужение, статьи о троеперстии, слово прот. Николая Малакса о именословном перстосложении, статьи о новопереведенном тексте Символа веры.

Провозглашенные Никоном и на Соборах принципы книжной справы на деле не выполнялись. По мнению Н.Ф. Каптерева, Никон думал, что правка производится по старым греческим книгам. И хотя справщики декларировали ориентацию на греч. оригиналы и древние рукописи, о чем неоднократно заявляли в предисловиях к изданиям (см., напр., предисловие к Служебнику, М., 1655), на деле, однако, исправление проводилось преимущественно по юго-западнорусским печатным изданиям. Юго-западнорусские источники были авторитетны для никоновских справщиков, поскольку в ходе киево-могилянской книжной справы в типографии Киево-Печерского монастыря в первой половине XVII века тексты были исправлены по современным греческим богослужебным книгам и соответствовали современной греческой богослужебной практике. Например, тексты напечатанного в Москве в 1655 году Служебника точно следуют текстам греч. венецианского Евхология 1602 г. и почти буквально совпадают с текстами Служебника еп. Гедеона (Балабана) (К., 1602). Зависимость никоновской справы от книг "литовской печати" была очевидна для противников реформ и подвергалась ими критике.

Распространено мнение, что Никон не мог руководить книжным исправлением, поскольку "совсем не знал греческого языка" [21]. Однако Павел Алеппский пишет, что патриарх Никон "очень любит греческий язык и старается ему научиться" [22]. Известно, что в Новом Иерусалиме Никон иногда служил литургию полностью по-гречески [23]. Эти факты позволяют предположить, что патриарх не стоял совсем в стороне от книжной справы [24].

После первого издания Служебника и "Скрижали" патриарх почти не следил за ходом книжной справы, передав ее в руки сотрудников Печатного двора, и занимался только разработкой чина архиерейского служения. По просьбе Никона находившийся в Москве в 1653 году бывший Константинопольский патриарх св. Афанасий III Пателларий написал "Чин архиерейского совершения литургии на Востоке" [25]. Этот чин стал основой для последующих рус. изданий архиерейского Чиновника. Никон подражал восточным иерархам при совершении богослужения, добавил ряд греч. чинопоследований, ввел греч. покрой монашеского одеяния и т. п. Нередко патриарх совершал литургию по-гречески.

При реализации принятых решений Никон действовал энергично и жестко. В 1654 году по приказу Никона у москвичей были изъяты иконы нового письма, на образах выкалывали глаза и носили иконы по городу [26]. В 1655 году во время торжественного богослужения в Успенском соборе он отлучил от Церкви иконописцев, которые пишут иконы не в греческой традиции, а в новой (западной, "живоподобной") манере, а также людей, которые хранят у себя такие иконы. Павел Алеппский описал, как Никон "брал эти образа правою рукою один за другим, показывал их народу и бросал их на железные плиты пола, так что они разбивались, и приказал их сжечь". Были ужесточены требования к поставляемым священникам, наказания за нарушения и т. п. Жесткая реализация реформ не сопровождалась разъяснительной кампанией. И патриарх, и царь придавали обрядовым различиям значение, которого они не имели.

По мере того как расширялся круг нововведений, росло и противодействие реформе. Избрав с самого начала средством реформы власть патриарха, Никон вынужден был идти по этому пути все дальше и дальше. Захваченный своим темпераментом борца, он все охотнее применяет крутые меры, нередко теряя самообладание: чтобы больнее, например, поразить своих противников, он предает торжественному проклятию особенно ревниво отстаивавшееся ими двоеперстие; усиливает репрессии по отношению к отдельным лицам.

Самый процесс борьбы начинает заслонять перед ним ту задачу, из которой борьба возникла. Положение становится трагическим, когда Никон теряет уверенность в правильности начатого дела. Ход реформы и вызванные ею споры заставляют Никона глубже вдуматься в обрядовую сторону веры и постепенно изменяют его взгляды на этот предмет; в 1658 году он уже открыто признает равноправность старых и новых, русских и греческих книг и обрядов, заявив, например, Неронову о служебниках: "обои-де добры (старые и новые), все-де равно, по каким хочешь, по тем и служишь".

Строительство при патриархе Никоне

Никон был увлеченным строителем. В августа 1652 года начались работы по возведению патриарших палат в Кремле (зодчий Алексей Корольков). К конце 1655 года были выстроены палаты с церковью во имя ап. Филиппа, отделка помещений продолжалась еще три года. В 1653-1655 годах была перестроена Крестовая (Мироварная) палата на сомкнутом безопорном своде площадью ок. 280 кв. м.

Никон основал три крупных монастыря, обустройством которых он занимался лично. В 1653 году началось строительство Валдайского Святоозерского мужского монастыря в честь Иверской иконы Божией Матери. По просьбе Никона на Афоне была написана копия с чудотворной Иверской иконы Божией Матери (Портаитиссы, Вратарницы). В 1654 году она была привезена в Россию, с 1656 года являлась главной святыней монастыря. Весной 1655 года в обители был заложен каменный Успенский собор. Рост монастыря начался после переселения сюда в мае 1655 года белорусских монахов из Оршанского Кутеинского Богоявленского монастыря. С собой монахи привезли печатный стан, в монастыре появились типография и скрипторий, где делали переводы литовско-польских хроник и др. книг. В Иверской типографии были напечатаны Часослов (1658), "Рай мысленный" (1658) с сочинением Никона "Слово благополезное о создании монастыря Пресвятыя Богородицы Иверския", "Брашно духовное" (1661). В общей сложности в Иверской типографии было отпечатано 11 книг. В монастыре развивались переплетное дело, резьба по дереву, возникла изразцовая мастерская, продукция которой использовалась для украшения соборов в Валдайском и Новоиерусалимском монастырях.

В 1656 году в память о своем чудесном спасении в 1639 году от бури Никон на Кий-острове в устье р. Онеги основал Кий-Островский Крестный Онежский мужской монастырь. Из Палестины по заказу Никона был привезен крест-реликварий из кипарисового дерева, изготовленный как точная копия Креста Господня - Кийский крест. В 1657 году он был установлен в Кий-Островском монастыре. Крест заключал в себе более 300 частиц мощей святых - от свидетелей библейских времен и земной жизни Иисуса Христа, апостолов и первых христианских мучеников до русских святых.

В 1656 году на р. Истре Никон основал Воскресенский монастырь, вскоре названный Новым Иерусалимом. Он замышлялся как "подмосковная Палестина", образ одновременно и Св. земли - места жизни и подвига Иисуса Христа, и "Новой земли" "будущего века", будущий центр православного мира. Никон лично занимался делами монастыря, после оставления кафедры жил в нем. В 1658 году в обители началось строительство Воскресенского собора, освященного в январе 1685 года. В 1660-х годах были устроены и освящены самим Никоном храмы в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и Успения Пресвятой Богородицы. Усилиями Никона в монастыре была основана школа песнетворчества.

Управление Церковью и отношения со светской властью

При Никоне был обновлен архиерейский корпус. Во время поставления на кафедру архиереи давали патриарху письма "за своими руками", где читалось: "Аще что говорит без нашего патриаршего ведома, да будет лишен без всякого слова всего священного сана". Ставленниками Никона были Новгородский митр. Макарий III, Ростовский митр. Иона (Сысоевич), Сарский митр. Сильвестр, Тверской архиеп. Лаврентий, Суздальский архиеп. Стефан. В начале русско-польской войны 1654-1667 годов, после того как русские войска заняли часть белорусских земель, Киев, Северскую и Смоленскую земли, Никон поставил в Смоленск и Полоцк архиереев, подчиненных его власти: в 1656 году в Смоленск был переведен Суздальский еп. Филарет, наместником Полоцкой кафедры в марте 1656 года Никон назначил Каллиста (Дорофеевича-Риторайского). Патриарх лично участвовал в обращении в Православие униатских священников из западнорусских земель. При разбирательстве "дела Никона" в 1660 и 1666 годах никто из его ставленников не выступил в его поддержку. Еще один ставленник Никона, Вятский еп. Александр, стал одним из противников патриарха.

Никон нередко расширял владения патриаршей кафедры и основанных им монастырей за счет земель других архиереев. В 1657 году была упразднена Коломенская епархия, ее земли вошли в Патриаршую область, еп. Александр был переведен в новоучрежденную Вятскую епархию. В 1653-1656 годах к основанному Никоном Валдайскому Иверскому монастырю были приписаны 12 монастырей и 45 приходских церквей в Тверской, Новгородской, Полоцкой епархиях. В 1657 году земли в Каргопольском и Турчасовском уездах (территория Новгородской епархии) были пожалованы Кий-Островскому Крестному монастырю. В 1654-1658 годах Никон купил более 40 вотчин у светских землевладельцев, получил несколько выморочных имений; жаловал ему земли царь Алексей Михайлович. Значительная часть этих приобретений отошла Новоиерусалимскому Воскресенскому монастырю.

Многие действия Никона и ряд пожалований ему нарушали нормы Соборного уложения. Однако Никон не стремился изменить сложившиеся отношения между светской властью и Церковью. Соборное уложение устанавливало низкий сословный статус священников и монахов - их "бесчестье" равнялось "бесчестью" "молодшего" посадского человека. Против таких норм протестовало московское духовенство в своей челобитной царю на патриарха (1657), Никон не протестовал. Авторы челобитной обвиняли патриарха в увлечении войной в ущерб церковным делам, пристрастии к роскоши, злоупотреблениях патриарших людей и т. п. [27]. О челобитной стало известно лишь в 1668 году, поскольку авторы спрятали ее в кремлевском Благовещенском соборе [28]. Никон поставлял епископов по своему выбору, но не было документа, который давал бы патриарху такое право. Особенностью русской церковной жизни было то, что архиерей управлял епархиальным духовенством с помощью светских чиновников, - Никон считал такой порядок нормальным и не пытался его изменить. Никон подолгу отсутствовал в столице, ежегодно совершая поездки в Троице-Сергиев, Саввин Сторожевский, Иверский, Воскресенский монастыри. Например, с сентября 1656 по январь 1657 года он был в походе в Твери, Вязьме, Иверском монастыре.

Будучи патриархом, Никон не ограничивался делами церковными. Он участвовал в решении государственных дел, был советником царя, вероятно, присутствовал на заседаниях Боярской думы. Шушерин писал, что Алексей Михайлович без патриаршего "совета ничто же хоте творити, но все за его благословением желаше делати" [29]. В 1654-1655 годах, когда царь отправился в польский поход, он оставил Никона "на Москве". По традиции столицей в отсутствие царя управляла комиссия бояр, но, поскольку Никон был оставлен опекуном царевича Алексея Алексеевича, бояре согласовывали решения с патриархом. Роль Никона особенно возросла во время эпидемии чумы летом-осенью 1654 года 24 июля он увез царскую семью в Троице-Сергиев монастырь и организовал карантин столицы, 7 сентября царская семья в сопровождении Никона отправилась в Макариев Калязинский Троицкий монастырь на Волге. По мнению исследователей, велико было влияние Никона в решении внешнеполитических задач Российского государства. Именно патриарху принадлежала идея вселенской миссии царя - освободителя православных. Так, напр., Лобачёв утверждает, что Никон оказал прямое давление на царя в деле начала русско-польской войны в 1654 году [30]. Об этом есть свидетельство Шушерина: "На брань с польским и литовским королем… не без его архиерейскаго совета и благословения пойде" [31]. После первых успехов русской армии в войне с Речью Посполитой Никон выступил за войну со Швецией и за союз с обессиленным Польско-Литовским государством, чтобы вернуть земли, занятые шведами в годы Смуты. Такие планы не поддерживались большинством русской элиты. Никон занимался снабжением армии, призывал людей на службу из митрополичьих и монастырских вотчин, посылал на войну припасы, фураж, лошадей, оружие.

Никон любил богатые одеяния, торжественность и пышность. Иконописец Оружейной палаты Иоанн Детерс (Детерсон) создал, вероятно с натуры, портрет Никона в полный рост в архиерейском облачении (в 1941 году портрет погиб [32]). Несмотря на борьбу патриарха с западным влиянием, в его личном обиходе имелись вещи западноевропейского происхождения - часы, зеркала, ножи нем. работы.

Участие Никона в светских делах, титул "великий государь", рост патриарших владений, властность и честолюбие патриарха, его вмешательство в частную жизнь элиты вызывали недовольство боярства. Со временем наиболее влиятельными противниками Н. стали бояре А. Н. Трубецкой, Н. И. Одоевский, П. М. Салтыков, Ю. А. Долгорукий, Б. М. Хитрово, окольничий Р. М. Стрешнев, дьяки А. Иванов и Л. Голосов.

Положение Никона зависело прежде всего от его отношений с царем. В первые годы знакомства Никона оказывал беспрецедентное влияние на молодого царя. Ярким примером может служить требование Никона к царю в 1653 году отказаться от охоты, которая составляла любимое времяпрепровождение Алексея Михайловича. События 1654 года, успешное начало русско-польской войны и спасение Никоном царской семьи во время чумы еще больше укрепили положение патриарха.

Первая крупная ссора Никона и Алексея Михайловича произошла на Страстной неделе в 1656 году из-за изменения, которое патриарх внес в чин освящения воды на Богоявление: Никон отменил водосвятие в день праздника, оставив совершение чина в навечерие праздника. Царь, ранее уверенный, что Никон так поступил по совету Антиохийского патриарха Макария, узнал, что Макарий был против такого нововведения. Алексей Михайлович разгневался, бранил Никона, тот вел себя надменно и грубо. С этого времени отмечается охлаждение в отношениях царя и патриарха. Увлечение царя польской культурой (в результате участия в польском и шведском походах в 1654-1658) вызвало протест патриарха и внесло в их отношения еще большую напряженность. С весны 1658 года имя Никона перестало упоминаться в дворцовых разрядах, и "бысть между ними распря и безсоветие чрез всяких злых человек" [33]. К этому времени Никон настроил против себя царя, двор, духовенство и собственное окружение. Ситуацию в стране осложнял усиливавшийся церковный раскол.

Никон, патриарх Московский и всея Руси (1652-1658)
Никон, патриарх Московский и всея Руси (1652-1658)

Оставление патриаршества

4 июля 1658 года царем давался в честь приехавшего в Москву грузинского царевича Теймураза обед. Никон, вопреки обычаю, не был приглашен, а посланного им ко дворцу патриаршего стряпчего князя Мещерского окольничий Б. М. Хитрово, распоряжавшийся церемонией, оскорбил, ударив палкой, причем на протест Мещерского, сославшегося на поручение от патриарха, ответил: "не дорожися патриархом!" Никон увидел в этом вызов и настаивал, чтобы царь немедленно дал ему удовлетворение, но в ответ получил лишь обещание рассмотреть дело. Избегая личного объяснения с Никоном, царь после того перестал присутствовать на патриарших службах и однажды через князя Ю. Ромодановского объяснил Никону свое отсутствие гневом на него за то, что тот "царское величество пренебрег и пишется великим государем". Ромодановский при этом добавил, что царь почтил патриарха титулом "как отца и пастыря", а он, Никон, "того не уразумел, и потому впредь писаться великим государем не должен". Для Никона было еще возможно примирение, но теперь оно означало бы с его стороны отказ от главной его цели, и Никон выбрал другое: 10 июля, по окончании богослужения, "перед всем народом… отрекся от своего патриаршескаго звания и на амвоне разоблачился от всей архиерейской одежды… вздел на себя простую мантию и клобук" и покинул собор. На следующий день он уехал в свой Воскресенский монастырь. Впоследствии, объясняя свой поступок, он говорил: "от немилосердия ево царева иду с Москвы вон, и пусть ему, государю, просторнее без меня".

12 июля к Никону по царскому указу прибыли кн. А. Н. Трубецкой и думный дьяк Ларион Лопухин. Никон дал им свое благословение на избрание нового патриарха, чтобы "Церковь Божия не вдовствовала и безпастырна не была". До избрания нового патриарха Никон благословил Крутицкого митр. Питирима управлять церковными делами, добавив, что "только-де я похочу быть патриархом, проклят буду и анафема" [34].

27 марта 1659 года митр. Питирим совершил обряд шествия на осляти. Никон воспринял это как оскорбление патриаршего достоинства, хотя сам совершал шествие на осляти, будучи Новгородским митрополитом. Он послал царю жалобу, что "без первого архиерея действовати о вайи митрополитом не достоит, а Крутицкой-де митрополит в митрополитах меньший" [35]. Жалоба последствий не имела, и в августе 1659 года Никон неожиданно прибыл в Москву под предлогом получения новостей о продвижении к Москве татар после поражения русской армии под Конотопом. Царь не сразу принял патриарха, разговаривал с ним в присутствии бояр и отпустил, не пригласив на придворные мероприятия. Вскоре Никон отправился в Иверский и Крестный монастыри, вернулся в Воскресенскую обитель осенью 1659 года. О событиях в столице он узнавал из писем боярина Н. А. Зюзина, человека незнатного происхождения, который при покровительстве Никона в 1652 году получил чин окольничего, в 1653 году стал боярином. В течение долгих лет Зюзин поддерживал Никона и предпринимал усилия к его возвращению на кафедру.

Осенью-зимой 1659/1560 года в Москве шла подготовка к церковному Собору, который должен был решить вопрос о главе Русской Церкви. Начался розыск об обстоятельствах оставления Никоном престола. 17 февряля 1660 года Собор вынес решение, что Никон оставил престол "своею волею, никем не гоним" [36]. 27 февраля 1660 года на Соборе рассматривались выписки из Кормчей книги о том, как поступать с архиереями, оставившими престол. Одновременно к Никону был послан гонец за благословением на поставление нового патриарха. Никон в благословении отказал, отвечая, что, пока он жив, "благодать Святого Духа с ним; оставил-де он престол, а архиерейства не оставливал" [37]. Согласно представлению Никона об особой благодати патриаршего сана, митрополит не мог совершить обряд поставления патриарха. Никон сообщил царю о готовности немедленно выехать в Москву. Царь не принял это предложение и обратился за помощью к греч. духовенству. В Москве в это время находились митр. Фивский Парфений, архиеп. Андросский Кирилл, архиеп. Погонианский Нектарий. Они высказались за лишение Никона сана вслед. самовольного оставления кафедры. С этим мнением не согласился иером. Епифаний (Славинецкий), считавший, что лишь новоизбранный патриарх может решить судьбу Никона. Несмотря на эту дискуссию, 14 августа 1660 г. Собор постановил избрать и поставить нового патриарха, а Никона лишить владений и отправить в монастырь, который укажет царь [38]. Никон считал неканоничными как созыв собора, так и постановления, принятые на нем. Он основывался на том мнении, что патриарх не подлежит суду своих епископов, а сами епископы, собравшись по приказу царя, нарушили данную ими при поставлении присягу ничего не совершать без согласия патриарха. Решительная позиция Никона, аргументы иером. Епифания, колебание части епископов и самого царя стали причинами того, что с реализацией соборного решения власти не спешили.

Когда бывш. патриарх жил в Воскресенском монастыре, он вел тяжбы с соседями. Наиболее продолжительными и ожесточенными были конфликты с И. Сытиным и Р. Бобарыкиным о захвате Никоном их владений, грабежах и увечьях крестьян и т. п. Тяжба с Бобарыкиным длилась до 1664 года [39]. В июле 1663 года Бобарыкин отправил донос на Никона, в котором писал, что опальный патриарх проклял царя и его семью во время богослужения. По одной из версий, в порыве гнева Никон произнес клятву в такой двусмысленной форме, что ее с одинаковым основанием можно было отнести и к Бобарыкину, и к самому царю. В Воскресенский монастырь отправилась комиссия во главе с Н. И. Одоевским и Р. М. Стрешневым в сопровождении отряда стрельцов. Никон отрицал свою вину, но в монастыре был оставлен отряд стрельцов, а Никону предписано "жить в монастыре смирно и никуды не ходить" [40], он фактически был взят под стражу. 16 февраля 1662 года Никон предал анафеме Крутицкого митр. Питирима за совершение шествия на осляти, поставление Мстиславского еп. Мефодия (Филимоновича) местоблюстителем Киевской митрополии и управление тремя епархиями (собственной, патриаршей и Суздальской). Все эти действия, по мнению Никона, были посягательством на патриаршую власть, которой митр. Питирим не обладал. Церковное проклятие Никон также призвал на боярина С. Л. Стрешнева за неуважение к патриарху (назвал собаку именем Никона) ([41]). Патриаршая анафема обеспокоила власти, архиереям были разосланы царские грамоты с вопросами о каноничности действий Никона. Епископы признали проклятие Никона недействительным. Открыто против Никона выступил Вятский еп. Александр, в письме царю он просил о поставлении нового патриарха, называл Никона еретиком.

Царь искал пути разрешения ситуации. В 1662 году в Москву прибыл Газский митр. Паисий Лигарид. Первоначально он предпринял попытку убедить Никона вернуться на престол, но вскоре стал выступать за организацию суда над Никоном, что позволило бы поставить нового патриарха без недоразумений с положением прежнего. Паисий Лигарид подготовил "ответы" на 30 "вопросов" боярина С. Л. Стрешнева о каноничности действий Никона. Все ответы были не в пользу Никона [42]. Под влиянием Паисия Лигарида было принято решение созвать Собор с участием восточных патриархов для суда над Никоном. В начале 1663 года в Константинополь были отправлены богатая милостыня и приглашения на Собор.

К этому времени Никон, чувствуя безвыходность своего положения, решил предпринять шаги для примирения с царем. В 1664 году он получил от Зюзина письмо, в котором боярин сообщил, что царь изменил свое отношение к патриарху, готов к примирению (впоследствии за написание этого письма Зюзин подвергся пытке, был лишен боярского чина и сослан в Казань). В ночь на 18 декабря 1664 года Никон тайно приехал в Москву, утром пришел в Успенский собор. В храме служил литургию местоблюститель патриаршего престола Ростовский митр. Иона (Сысоевич). Никон вошел и встал на патриаршее место, благословил присутствовавших (позднее Иона был осужден Собором и отстранен от местоблюстительства за то, что принял благословение от Никона). Патриарх объяснил свой приезд видением, в котором св. митр. Петр показал ему "хартию, подписанную церковными властями о возвращении… на свой престол" [43]. Царь велел Никону вернуться в Воскресенский монастырь, тот послушался, но увез с собой посох митр. Петра. Возвращая посох, Никон отправил царю письмо, содержавшее условия, на которых он согласен на поставление нового патриарха: сохранить владение Воскресенским, Иверским и Крестным монастырями с вотчинами. После этого инцидента Никон жил в Воскресенском монастыре безвыездно. В мае 1665 года его посетил голландский путешественник Н. Витсен, оставивший описание внешности Никона: "Он опрометчив и тороплив… крепкого телосложения, довольно высокого роста, у него красное… лицо". О душевном состоянии Никона свидетельствует такая фраза Витсена: «С тех пор как он уехал из Москвы… его головы не касались ни гребенка, ни ножницы. Голова у него как у медузы, вся в густых, тяжелых космах, также и борода» [44].

В феврале 1666 года по грамотам царя в Москву съехались все русские архиереи и видные представители духовенства, 2 ноября в столицу прибыли патриархи Паисий Александрийский и Макарий III Антиохийский. 30 ноября, 3 и 12 декабря состоялись судебные заседания Собора по делу Никона. Ему были предъявлены обвинения: в клевете на царя, который, по утверждению патриарха, якобы нарушал церковные каноны и вмешивался в дела Церкви, а также в клевете на других лиц; в своевольном и незаконном оставлении патриаршего престола и паствы; в незаконном извержении из сана Коломенского еп. Павла; в следовании католического обычаю, что выражалось в повелении Никона носить перед собой крест; в незаконном устроении монастырей за пределами Патриаршей области на землях, отнятых у монастырей других епархий. Собор признал Никона также виновным в анафематствовании патриархов Паисия и Макария, в жестокости по отношению к собственному духовному отцу [45]. Никон был лишен не только патриаршего, но и епископского сана и простым монахом направлен в ссылку в Белозерский Ферапонтов монастырь. Основанные им монастыри перешли под управление епархиальных архиереев.

Ссылка в Белозерский Ферапонтов монастырь

13 декабря 1666 года Никон с приставом А. Шепелевым отправился в ссылку в Ферапонтово, где пробыл до июня 1676 года. Он был лишен прислуги, находился постоянно под стражей. В одном из писем Никона царю из Ферапонтова он так описывал свой внешний вид и общее состояние: "И есмь ныне болен, и наг, и бос, обжогся и обносился до нага, и креста на мне нет третей год; стыдно и во другую келью выйти, идеже хлебы пеку и варю, понеже многие части зазорные непокровены" [46]. К нему не допускали никого из посетителей; даже дорога, проходившая вблизи монастыря, была, по распоряжению из Москвы, отведена, в предупреждение соблазна.

С течением времени положение Никона улучшилось. Царь не раз присылал ему значительные подарки, запретил излишние стеснения, предоставил доступ посетителям. Никон приветливо встречает всех приходящих, делится с бедняками своими средствами, оказывает больным медицинскую помощь, и скоро монастырь наполняется толпами богомольцев, привлекаемых именем патриарха.

Лишь в 1672 году Никону позволено было выходить из монастыря, к 1674 году у него уже был большой штат прислуги, огород, достаток. Лобачёв связал эти изменения с покровительством бывш. патриарху А. С. Матвеева [47]. В 1672 году для "Титулярника" был создан портрет Никона в архиерейской мантии с камилавкой на голове.

Отношение самого царя к Никону до конца остается благожелательным. Перед смертью царь послал просить у Никона отпустительную грамоту и в своем завещании просил у него прощения.

Заключение в Кирилло-Белозерском монастыре

После смерти царя Алексея Михайловича (+ 29 января 1676) патриарх Иоаким (Савёлов), противник Никона, начал новое следствие против бывшего патриарха. Приставы обвинили Никона в использовании обращения "святейший патриарх", жестокости и битье палками стрельцов, лечении мирян, многие из которых умерли, в строительстве богатых келий и т. п. Выяснилось, что в ноябре 1668 году к Никону приходили казаки с Волги и уговаривали идти с ними, о чем приставы сообщили в Москву, а Никон не сообщил [48]. По результатам следствия Никон в июне 1676 года был переведен в Кирилло-Белозерский монастырь. Все имущество Никона в Ферапонтове описали и отобрали, включая съестные припасы, келейных старцев сослали по разным монастырям.

В Кириллове Никона поместили в Больших Больничных палатах рядом с церковью Евфимия Великого, к нему приставили двух монахов для надзора, которые никого к патриарху не допускали, не давали писать писем, следили за ним даже в церкви. Он не мог выходить за пределы монастыря.

Ситуация начала меняться в 1678 году, когда Никон стал благоволить царь Феодор Алексеевич, по-видимому, вследствие заступничества царевны Татьяны Михайловны, с детских лет почитавшей Никона [49]. В мае 1678 года Феодор Алексеевич и Татьяна Михайловна сделали богатый вклад в Белозерский монастырь. 5-8 сентября 1678 года царь ездил на богомолье в Новоиерусалимский монастырь, это была первая после опалы Никона поездка царя в эту обитель. Феодор Алексеевич стал оказывать монастырю покровительство, неоднократно посещал его в 1678-1681 годах, имел намерение завершить строительство монастыря. 5 декабря 1678 года Феодор Алексеевич отправил Никону собственноручное письмо, посылал подарки, уговаривал патриарха Иоакима вернуть Никона из ссылки. Исследователи связывают изменение отношения к Никону не только с личной симпатией царя к бывшему патриарху, но и с намечавшейся царем церковной реформой [50].

Кончина

Летом 1681 года Никону позволили покинуть место ссылки, и он отправился в Воскресенский монастырь. 26 июня 1681 года были посланы царские грамоты к восточным патриархам с ходатайством о прощении Никона и о возвращении ему сана патриарха. Посылка грамот была связана с тем, что Московский патриарх Иоаким не давал согласия на освобождение Никона. 16 августа 1681 года Никон на стругах достиг Ярославля.

Скончался 17 августа 1861 года, 26 августа его тело было доставлено в Воскресенский монастырь, при этом оно оставалось "невредимым" [51]. Царь настоял на отпевании Никона по патриаршему чину, лично присутствовал на похоронах. Обряд совершил Новгородский митр. Корнилий, поскольку патриарх Иоаким отказался отпевать и поминать Никона как патриарха, ссылаясь на решения Большого Московского Собора. Никон был похоронен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря.

В 2013 года после вскрытия гробницы Никона археологами был обнаружен пустой саркофаг.

Основные сведения о биографии Никона до поставления на патриарший престол содержатся в "Известии о рождении, и воспитании, и о житии святейшего Никона", которое было написано в 1680-х годах И. К. Шушериным, много лет служившим у Никона.

Память и почитание

Царские грамоты 1682 года с просьбой "о прощении и разрешении блаженнаго Никона" были удовлетворены, Никона стали поминать в сане патриарха. В XVIII-XIX веках документы о суде и приговоре над Никоном не печатали в составе официально издававшихся "Деяний Великого Московского Собора 1666-1667 гг.". Около 1682 года живописцами Оружейной палаты был создан тафтяной портрет Никона (облачение оформлено фрагментами шелковой ткани), происходящий из Высокопетровского мон-ря (ныне в ГИМ). Наиболее известным является изображение патриарха Никона с братией Новоиерусалимского монастыря (парсуна, нач. 1660-х гг., ИАХМНИ). На нем Никон представлен со всеми знаками патриаршей власти. Возможно, портрет заказала царевна Татьяна Михайловна по случаю освящения Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря в 1685 году.

Память Никона увековечил его ученик архим. Новоиерусалимского монастыря Герман, составивший стихотворное описание жизни Никона, выбитое впоследствии на надгробии бывшего патриарха. Весьма сильны агиографические мотивы в посвященном Никону сочинении Шушерина. В разных списках к "Известию..." добавлены рассказы об исцелении больных Никоном в Ферапонтовом монастыре и позднее - на месте его погребения: в 1691 году на гробнице прозрел слепой сторож Воскресенского монастыря, в 1705 году исцелилась от паралича М. В. Стрешнева [52]. Никон занимался врачеванием во время пребывания в Воскресенском монастыре, потом в Ферапонтовом монастыре. Он использовал травы и снадобья - "ладон росной, скипидар, траву чечюй, целибоху, траву зверабойную, ношатырь, квасцы, купорос, канфару, да камень безуй" [53], но основным средством исцеления была молитва. В некоторых списках "Известия..." есть перечень имен 132 чел., исцеленных им в 1673-1676 годах [54].

Почитание Никона сосредоточилось в основанных им монастырях. В 1874 году настоятель Воскресенского монастыря архим. Леонид (Кавелин) устроил в обители музей Никона, позднее подобный музей возник в Иверском монастыре на Валдае. В соч. архим. Леонида "Святая Русь" (1891) Никон включен в число 795 русских святых. В конце XIX века Никон почитался в Киево-Печерской лавре. В XX веке сторонником канонизации Никона был митр. Антоний (Храповицкий). Вопрос о канонизации Никона обсуждался при подготовке Поместного Собора Русской Церкви в 2000 году [55].

8 сентября 1862 году в Вел. Новгороде был открыт памятник 1000-летию России (М. О. Микешин, И. Н. Шредер, М. А. Чижов) с изображением Никона. 5 августа 2006 года патриарх Алексий II освятил памятник Никона в Саранске (скульптор Н. М. Филатов).

В 1670-х годах в Пустозерске был составлен свод старообрядческих сочинений о Никоне, в котором он представлен "волком, хищником… предотечей антихриста" [56]. В XVIII-XIX веках продолжали создаваться "Сказания" о Никоне такой же направленности, распространявшиеся среди старообрядцев.

Труды

Литературное наследие Никона обширно и разнообразно в жанровом отношении: письма, челобитные, грамоты, послания, сказания, сборники разного содержания, поучения и т. п. Особый вид сочинений, встречающийся в основном в посланиях Никона, - описание его видений. Большинство сочинений Никона написаны быстро, на злобу дня, преимущественно после оставления кафедры. Патриарх активно реагировал на текущие события, защищался от нападок, обращался к царю, современникам. В его сочинениях ярко выражено личностное начало, часто встречаются автобиографические сюжеты, речевые народные обороты и рифмованные отрывки. Никон предстает начитанным книжником, хорошо владеющим традиционными приемами работы с текстами; он отличается оригинальностью мышления и свободным обращением с первоисточниками. Излюбленными текстами Никона были Священное Писание и творения отцов Церкви, святителей, пострадавших от светской власти (Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого).

Особое место в литературном наследии Никон занимает переписка с царем Алексеем Михайловичем в 1650-1676 годах. За это время он написал царю 76 писем (15 писем - в 1650-1652 годах, 6 - во время патриаршества, 17 - в 1658-1666 годах, 38 - за 10 лет жизни в Ферапонтове, преимущественно в форме челобитных). Большинство писем Никона опубликованы.

В период патриаршества Никон создал "Поучение священному чину и причетникам" (февр. 1654 г. [57]). В 1656 г. в Московской типографии тиражом 1200 экз. каждое были напечатаны сочинения Никона - Грамота об основании Крестного Кийского монастыря на Белом море и "Поучение о моровой язве". В них Никон обосновал начавшиеся реформы, проводя параллель между деяниями Константина Великого и царя Алексея Михайловича, утверждал авторитет Церкви.

После оставления Никоном патриаршего престола наступил самый плодотворный период его лит. деятельности. В сочинениях и сборниках 1658-1666 годов он изложил систему церковно-канонических взглядов. По мнению С. К. Севастьяновой, ок. 1660-1661 годов Никон составил "Наставление царю" [58] - сборник выписок из Нового Завета, Кормчей и "Нравственных правил" Василия Великого. В центре "Наставления..." - идея симфонии властей: идеального правителя, власть которого ограничена Законом Божиим, и христ. пастыря, вмешательство в дела к-рого со стороны правителя недопустимо. Еще одно крупное сочинение этого времени - Послание Н. к митр. Газскому Паисию Лигариду, написанное до выступления Лигарида против Никона (1662 г.[41]). В нем Никон назвал три причины размолвки с царем: вмешательство Алексея Михайловича в церковные дела, отказ царя заступиться за патриаршего стряпчего, избитого царским человеком, происки недругов. Никон доказывал каноничность своего поведения ссылками на Кормчую книгу 1653 г. Той же теме посвящены послания Никона к патриархам Дионисию Константинопольскому и Нектарию Иерусалимскому, отправленные в декабре 1665 года. Письма были перехвачены царскими чиновниками и в 1667 году прочитаны на Соборе. Известно содержание одного послания - к Константинопольскому патриарху Дионисию. Никон писал о вмешательстве царя в церковный суд, с осуждением высказался о создании Монастырского приказа, обвинял Алексея Михайловича в том, что он назначает архиереев на кафедры, церковные владения облагает тяжелым налогом.

Наиболее крупным сочинением Никона стало "Возражение, или Разорение, смиренаго Никона, Божиею милостию патриарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисию Лигаридиусу, и на ответы Паисеовы" (более 900 рукописных листов). Оно содержит 27 возражений на 30 вопросо-ответов Паисия Лигарида и С. Л. Стрешнева. Автограф рукописи не сохранился, известны 14 списков XVII-XVIII вв. "Возражение..." аккумулировало церковно-канонические взгляды Никона. В нем ярко проводится мысль о превосходстве духовной власти над светской: Никон уподобил власть светскую сиянию месяца, а духовную - свету солнца. Он рассуждал о принципах гос. устройства, качествах православного царя, подробно перечислил свои претензии к Алексею Михайловичу, вмешивавшемуся в церковные дела, особо критиковал Монастырский приказ.

Обвинения Никона имели резкий характер. В сочинениях, написанных во время опалы, Никон утверждал, что царь как светское лицо не может влиять на церковные дела. Церковь ничего ему не должна, а царь обязан организовать ее защиту. Поскольку порядки на Руси этим нормам не соответствовали, Никон объявлял их беззаконными и нехристианскими. Говоря о решении царем касавшихся Церкви дел, Никон сделал выводы, что "такова ради беззакония все упразнилося святительство от мала до велика" и церковь "уже не Божий храм". "От сего разумеем, яко последний час есть". При этом Никон игнорировал те слои византийские традиции, которые говорили об особой роли и назначении царской власти.

В высказываниях Никона можно отметить много общего с высказываниями сторонников григорианской реформы в католической Европе, что дало основание оппонентам Никона обвинить его в "папизме". Однако между взглядами "папистов" и Никона есть существенная разница. Целями григорианской реформы были консолидация церковного сословия, повышение его роли и значения в обществе. Отсюда, напр., требование, чтобы епископ избирался не правителем, а собранием каноников - капитулом. Никон не стремился к консолидации и усилению позиций духовенства, проводя четкую границу между собой как патриархом и остальной Церковью, включая весь епископат. По мнению Никона, патриарх был "образом Христа", от которого зависели все духовные лица и решение всех духовных дел, а митрополиты, архиепископы и епископы были "образами учеников и апостолов". Представление об исключительности патриаршего сана Никон аргументировал, апеллируя к рус. богослужебной традиции - повторению архиерейской хиротонии при возведении на патриарший престол (традиция прекратилась после суда над Никоном). По мнению Никона, патриарх неподсуден Собору епископов возглавляемой им Церкви; правила, запрещающие оставление епископом своей епархии, относятся не к патриарху, но лишь к епископам. В этих особенностях взглядов Никон можно видеть одну из причин того, почему большинство рус. архиереев не выступили в его защиту.

Севастьянова ввела в научный оборот "Завещание-устав" Никона для братии Воскресенского монастыря. В 1660-1666 годах Никон создал его на основе завещания прп. Иосифа Волоцкого [59]. Никон дополнил свой текст цитатами из Свящ. Писания, выдержками из рукописных сборников XVII века.

Никон живо интересовался отечественной и мировой историей, был собирателем летописей. Обширные летописные сборники, Воскресенский и Никоновский, получили свое название по месту хранения и их владельцу. В годы Патриаршества Н. был создан патриарший летописный свод 1652 года, в котором нашли отражение политические симпатии и идеалы Никона.

Никон был собирателем книг и создателем крупных библиотек - Патриаршей, Воскресенской и Ферапонтовской. Наиболее обширной и разнообразной являлась Патриаршая библиотека Никона в Москве. В ней были собраны древние славянские переводы книг из 39 монастырей страны. В результате поездки Арсения (Суханова) на Афон в 1653-1655 годах библиотека пополнилась 395 книгами и рукописями, в числе к-рых помимо богослужебных книг были сочинения Гомера, Гесиода, Эсхила, Плутарха, Фукидида, Демосфена, визант. хроники, грамматики и т. п. Личная библиотека патриарха в Воскресенском монастыре в 1658 году насчитывала 156 книг, 5-ю часть которых составляли книги светского содержания [60]. В состав этого собрания входили книги московской и киевской печати, рукописные. В библиотеке имелись книги разного содержания - четьи, естественнонаучные, житийные, исторические, географические (из редких - Космография, перевод сочинения Г. Меркатора). В келейной библиотеке Никона были книги на латыни («Лечебник» с русским переводом), на греческом («Грамматика», Псалтирь), польском и немецком языках (Библии) [61]. Никон этих языков не знал. Основная часть Патриаршей библиотеки хранится ныне в Синодальном и Воскресенском собраниях ГИМ [62]. Воскресенская библиотека до начала XX века хранилась в Новоиерусалимском монастыре, в 1906-1907 годах значительная ее часть была передана в Синодальную библиотеку (ныне в ГИМ). Во время ссылки в Ферапонтово Никон много читал. Из царских даров была сформирована библиотека из 43 печатных и 13 рукописных книг [61].

Публикации:

  • Поучение о моровой язве. М., 1656;
  • Грамота о Крестном монастыре. М., 1656; ЗОРСА. 1861. Т. 2. С. 423-498;
  • Patriarch Nikon on Church and State: Nikon's «Refutation» / Ed., introd., not. V. A. Tumins, G. Vernadsky. B.; N. Y.; Amst., 1982. P. 80-673;
  • Севастьянова С. К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патр. Никона». СПб., 2003;
  • она же. Эпистолярное наследие патр. Никона: Переписка с современниками: Исслед. и тексты. М., 2007. Прил. 1-7;
  • она же. Лит.-публицистическое наследие патр. Никона: Принципы работы автора сер.- 2-й пол. XVII в. Saarbrucken, 2011. Прил. 1-5;
  • Труды / Науч. исслед., подгот. к изд., сост. и общ. ред.: В. В. Шмидт. М., 2004.

Литература

  • РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. № 46, 75, 140, 550, 558; Ф. 52, 96, 111; Ф. 153. Оп. 1. № 16, 48; Ф. 196, 210, 235, 236, 1182;
  • НИИА. СПб ИИ РАН. Ф. 171. Пер. 2. Л. 83-85; Ф. 172. Оп. 1. №. 144, 177; Колл. 27. Оп. 2. № 59; Колл. 12, 183, 189. Оп. 1. № 150; Колл. 249. Оп. 1. № 16.
  • Соборное деяние о низложении Никона из сана патриаршеского, 12 дек. 1666 г. // ПСЗ. 1830. Т. 1. № 397. С. 649-656; ААЭ. 1836. Т. 4; АИ. 1842. Т. 4;
  • Аполлос (Алексеевский), архим. Начертание жития и деяний Никона, патр. Московского и всея России. М., 18454;
  • Письма рус. государей и других особ царского семейства. М., 1848. Т. 1; Дворцовые разряды. СПб., 1854. Доп. к т. 3. Стб. 142-143 и др.;
  • Собрание писем царя Алексея Михайловича / Изд.: П. И. Бартенев. М., 1856;
  • Шушерин И. К. Известие о рождении и воспитании и о житии свят. Никона, патр. Московскаго и всея России. М., 1871;
  • Гиббенет Н. А. Ист. исслед. дела патр. Никона. СПб., 1882-1884. 2 ч.;
  • Дело о патр. Никоне. СПб., 1897;
  • Павел Алеппский. Путешествие // ЧОИДР. 1898. Кн. 3. Отд. 3. С. 1-208;
  • Кордт В. А. Донесение И. де Родеса, посланное из Москвы швед. ген.-губернатору в Риге гр. Г. К. Горну 20 окт. 1652 г. // Юбилейный сб. ст. ист.-этногр. кружка при ун-те св. Владимира. К., 1914. С. 317-325;
  • Воссоединение Украины с Россией: Док-ты и мат-лы: В 3 т. М., 1953. Т. 3: 1651-1654 гг. (по указ.);
  • Житие Елеазара Анзерского, написанное им самим / Подгот. текста, коммент.: Л. А. Дмитриев // ПЛДР: XVII в. 1989. Кн. 2. С. 299-304;
  • Житие Аввакума и др. его сочинения / Сост., вступ. ст., коммент.: А. Н. Робинсон. М., 1991;
  • Витсен Н. Путешествие в Московию, 1664-1665: Дневник / Пер. со староголл.: В. Г. Трисман. СПб., 1996;
  • Поздеева И. В., Дадыкина А. В., Пушков В. П. Московский печатный двор - факт и фактор рус. культуры, 1652-1700 гг.: Исслед. и публ.: В 3 кн. М., 2011. Кн. 1.
  • Субботин Н. И. Дело патр. Никона. М., 1862;
  • Palmer W. The Patriarch and the Tsar. L., 1871-1876. 6 vol.;
  • Николаевский П. Ф., прот. Жизнь патр. Никона в ссылке и заключении после осуждения его на Моск. Соборе 1666 г. СПб., 1886;
  • Писарев Н. Н. Домашний быт рус. патриархов. Каз., 1904;
  • Каптерев Н. Ф. Патр. Никон и царь Алексей Михайлович. Серг. П., 1909-1912. 2 т.;
  • Зызыкин М. В. Патр. Никон: Его гос. и канонич. идеи. Варшава, 1931-1938. 3 т.;
  • Тихомиров М. Н. Псковское восстание 1650 г.: Из истории классовой борьбы в рус. городе XVII в. М.; Л., 1935;
  • Кошелева О. Е. Боярство и дело патр. Никона // Проблемы истории СССР. М., 1982. Вып. 12. С. 16-33;
  • Полознев Д. Ф. Канонизация митр. Филиппа в идейной борьбе за упрочение авторитета Церкви в сер. XVII в. // Церковь, общество и гос-во в феод. России: Сб. ст. М., 1990. С. 283-293;
  • он же. Письма рус. архиереев царю Алексею Михайловичу 1662 г.: (К истории внутрицерк. борьбы в связи с «делом Никона») // Проблемы истории и культуры. Ростов, 1993. С. 61-80;
  • Соловьёв. История. Кн. 5-6; Бубнов Н. Ю. Никон // СККДР. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 400-404;
  • он же. Сказания и повести о патр. Никоне // Там же. 1998. Вып. 3. Ч. 3. С. 459-462;
  • Лаврентьев А. В. Летописный свод патриарший 1652 г. // Там же. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 282-284;
  • Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 7;
  • Michels G. B. At War with the Church: Religious Dissent in XVIIth Century Russia. Stanford, 1999;
  • Лобачёв С. В. Патр. Никон. СПб., 2003;
  • Буланин Д. М. Никон // СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. Доп. С. 757-761;
  • Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор кон. XVII в. СПб., 2006 (по указ.);
  • Воробьёва Н. В. Историко-канонич. и богосл. воззрения патр. Никона. Омск, 2008;
  • Сазонова Н. И. У истоков раскола Рус. Церкви в XVII в.: Исправление богослуж. книг при патр. Никоне (1654-1666 гг.): (На мат-лах Требника и Часослова). Томск, 2008;
  • Шмидт В. В. Никоноведение: Библиография, историография и историософия // Гос-во, религия, Церковь в России и за рубежом. М., 2008. № 3/4 (44/45). С. 96-227;
  • Белякова Е. В., Мошкова Л. В., Опарина Т. А. Кормчая книга: От рукоп. традиции к печ. изданию. М.; СПб., 2017.
  • Шушерин (иподиакон Никона), "Известие о рождении, воспитании и житии святого Никона" (М., 1871);
  • архидиакон Аполлос "Начертание жития и деяний Никона" (М., 1852);
  • Субботин "Дело патриарха Никона"; Макарий "Патриарх Никон в деле исправления церковных книг";
  • Субботин "История русской церкви", т. XII;
  • гр. Гейден "Из истории возникновения раскола при патриархе Никоне";
  • Каптерев "Патриарх Никон и его противники в деле направления церковных обрядов" (изд. 2-е, Сергиев Посад, 1913);
  • Каптерев "Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович", т. 1 и 2 (1909 - 1912);
  • Николаевский "Жизнь патриарха Никона в ссылке" (Санкт-Петербург, 1886);
  • Николаевский "Патриаршая область и русская епархия в XVII в."; (Санкт-Петербург, 1888);
  • "Дело о патриархе Никоне" (изд. Археографического Комитета); "Гиббенет" (ук. соч., 2 т.);
  • "Записки отделения русской и славянской археологии Императорского Русско-Археологического Общества" (т. 2);
  • Барсков "Памятники первых лет русского старообрядчества" (Санкт-Петербург, 1912).
  • Прот. Лев Лебедев. "Патриарх Никон" // Богословские труды, сборники 23-24 (Москва, 1982-1983 гг.)

Использованные материалы



[1]  Житие Аввакума. 1991. С. 212

[2]  Шушерин. 1871. С. 6

[3]  Лобачёв С. В. Патр. Никон. СПб., 2003, с. 61

[4]  Шушерин. 1871. С. 10

[5]  Лобачёв. 2003. С. 83

[6]  ПСРЛ. Т. 3. С. 189

[7]  Цит. по: Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 353

[8]  Лобачёв. 2003. С. 91

[9]  НИИА. СПб ИИ РАН. Ф. 171. Пер. 2. Л. 83-85

[10]  НИИА. СПб ИИ РАН. Ф. 171. Колл. 27. Оп. 2. № 59

[11]  Соловьёв. История. Кн. 5. С. 501-502

[12]  Каптерев. 1909-1912. Т. 1. С. 107-111

[13]  Кордт. 1914. С. 318-319

[14]  Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 19

[15]  Дело о патр. Никоне. 1897. С. 8

[16]  Лихачёв Н. П. Бумага и древнейшие бумажные мельницы в Моск. гос-ве. СПб., 1891. С. 83-84

[17]  Лобачёв. 2003. С. 123-125.

[18]  Митроп. Макарий. История Русской Церкви. т. XII. с. 127—129 (1994 г.). Прот. Лев Лебедев. "Патриарх Никон" // Богословские труды, сборник 23, стр. 174 (1982 г.)

[19]  МДИР. Т. 5. Ч. 2. С. 18-19

[20]  Сазонова. 2008. С. 39-71

[21]  Н. Ф. Каптерев. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад, 1909, с. 258.

[22]  "Путешествие Аптиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским". Перевод с арабского Г. Муркоса (по рукописи Московского Главного Архива Министерства Иностранных дел»). М., 1896—1900., вып. II, с. 36; Митроп. Макарий. История Русской Церкви, т. XII, с. 281

[23]  "Известие о рождении и о воспитании и о житии Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России, написанное клириком его Иоанном Шушериным". М., 1871. Изд. Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря , с. 54—55; Архимандрит Леонид (Кавелин). Историческое описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря. M., 1876., с. 20

[24]  Прот. Лев Лебедев. "Патриарх Никон" // Богословские труды, сборник 23, стр. 177-178 (1982 г.) - http://www.btrudy.ru/resources/BT23/154_Lebedev.pdf

[25]  ГИМ. Син. греч. № 245; Син. № 369 (рус. перевод)

[26]  Павел Алеппский. Путешествие. 1898. С. 136-137

[27]  РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. № 558. Л. 33

[28]  Michels. 1999. P. 30-31, 244

[29]  Шушерин. 1871. С. 24

[30]  Лобачёв. 2003. С. 132-137

[31]  Шушерин. 1871. С. 24.

[32]  Овчинникова Е. С. Портрет в рус. искусстве XVII в. М., 1955. С. 86

[33]  Шушерин. 1871. С. 31

[34]  Дело о патр. Никоне. 1897. С. 17

[35]  Дело о патр. Никоне. 1897. С. 13

[36]  Дело о патр. Никоне. 1897. С. 37

[37]  Дело о патр. Никоне. 1897. С. 19

[38]  Дело о патр. Никоне. 1897. С. 94-111

[39]  Соловьёв. История. Кн. 6. С. 216-218

[40]  Гиббенет. 1882-1884. Ч. 2. С. 625

[41]  Гиббенет. 1882-1884. Ч. 1. С. 222-227

[42]  Гиббенет. 1882-1884. Ч. 2. С. 518-580

[43]  Дело о патр. Никоне. 1897. С. 123-124

[44]  Витсен. 1996. С. 182

[45]  Соборное деяние. 1830

[46]  Севостьянова. 2011. С. 93-94

[47]  Лобачёв. 2003. С. 252

[48]  Дело о патр. Никоне. 1897. С. 341-351

[49]  Шушерин. 1871. С. 94

[50]  Седов. 2006. С. 422-452

[51]  Шушерин. 1871. С. 104-107

[52]  Попытки канонизации патр. Никона / Сообщ.: В. Колосов // ИВ. 1880. Авг. С. 793-796

[53]  Дело о патр. Никоне. 1897. С. 378

[54]  Белокуров С. А., публ. «Дела свят. Никона патриарха, паче же рещи чудеса врачебная» // ЧОИДР. 1887. Кн. 1. Смесь. С. 86, 90-94

[55]  ЖМП. 2000. № 9. С. 55-68

[56]  Бубнов. Сказания. С. 459

[57]  Лобачёв. 2003. Прил. 5

[58]  Севастьянова. 2011. Прил. 5

[59]  Севастьянова. 2011. Прил. 4

[60]  Луппов С. П. Книга в России в XVII в. Л., 1970. С. 133-136

[61]  Севастьянова. 2007. Прил. 9

[62]  Савва (Тихомиров), архим. Указатель для обозрения Моск. Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и б-ки. М., 1855

Редакция текста от: 24.11.2025 09:29:24

"НИКОН МОСКОВСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google