Епископ Костромской Симон (Лагов) |
В миру Лагов Стефан, родился в 20-х годах XVIII столетия в посаде Лыткине, близ Вологды, в семье монастырского крестьянина.
В 1736 году за хороший голос взят певчим в хор архиеп. Вологодского Амвросия (Юшкевича).
В 1740 году определен архиеп. Амвросием в Новгородскую духовную семинарию.
В 1754 году по окончании семинарии начал педагогическую деятельность в Московской духовной академии.
С 1755 года - учитель Новгородской семинарии.
С 1757 года - вице-префект Новгородской семинарии.
10 апреля 1758 года пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха; 28 апреля назначен префектом семинарии.
В январе 1759 года возведен в сан архимандрита Новгородского Антониева монастыря; с 22 апреля - вице-ректор Новгородской семинарии, а с 8 ноября того же года назначен ректором.
В августе 1761 года определен архимандритом Кирилло-Белозерского монастыря и вскоре назначен членом Св. Синода.
28 октября 1764 года перемещен в Московский Новоспасский монастырь.
6 сентября 1769 года хиротонисан во епископа Костромского и Галицкого.
31 марта 1778 года переведен епископом Рязанским и Муромским. С 1779 года именуется Рязанским и Зарайским.
В 1787 - 1788 годах временно управлял Тамбовской епархией [1].
6 ноября 1792 года возведен в сан архиепископа.
Скончался 17 января 1804 года.
Архиеп. Симон - сверстник и друг святителя Тихона Задонского. Воспитанные в одной и той же семинарии, вместе в один день постриженные, долгое время служившие при Новгородской семинарии, они отличались многими сходными чертами характера. Так же, как и святитель Тихон, архиеп. Симон отличался незлобием и всепрощением, сам первый просил прощения у обидчика. Так же старался строгость наказания смягчить благостию, любил общаться с простыми и бедными людьми, являться к ним в рясе простого монаха, чтобы быть неузнанным, ходатайствовать за них перед властями, мирить ссорившихся и т. п. Память о нем, о его благости свято хранится на месте его служения. Несмотря на свои высокие качества, архиеп. Симон принужден был отдавать дань духу времени, требовавшему, чтобы наряду с губернским начальством все несли, как повинность, устройство обязательных, иногда очень дорогих торжеств.
Архиеп. Симон - выдающийся церковный проповедник. Проповедь для него была главным орудием борьбы с расколом, а послания к духовенству или ко всей пастве - любимой формой учительства. Он настойчиво вводил произношение проповедей священнослужителями в церкви. С целью приобретения навыка в этом деле он учредил методическое толкование катехизиса.
Сочинения
- Краткое поучение, како подобает стоять в церкви Божией. 1787.
- О Пасхалии. 1799.
- Увещательное послание 1798 года к рязанской пастве против раскольников. СПб., 1852.
- Наставление правильно состязаться с раскольниками. М., 1858.
- Поучение костромской пастве. 1776.
- Новое собрание поучений. 1778-1796.
- Слова и речи, говоренные в Рязани (1779-1781 гг.).
Литература
- Списки архиереев. № 124.
- Строев. стб. 57, 60, 145, 417, 849.
- Булгаков. с. 1403, 1411.
- Толстой Ю. № 124.
- Денисов. с. 399.
- Гатцук. Календарь на 1883 год. с. 135.
- Поселянин Е. Русская церковь и русские подвижники 18 века.
- Обзор рус. дух. лит. с. 387-388.
- Исторический вестник. 1880. февр. с. 646-647.
- -"- 1888. июль. с. 202-203.
- Православный собеседник. 1875. нояб.-дек. с. 354-411.
- -"- 1898. окт. с. 408.
- -"- 1909. июль-авг. с. 212, 224, прим.
- -"- 1912. окт. с. 578.
- Странник. 1870. т. II. с. 73-120, 155-193.
- Русский архив. 1900. кн. 3. № 1. с. 429.
- БЭЮ. т. 17. с. 388.
- БЭС. т. II. с. 1973.
- ЭС. т. XXIX-а (58 кн.). с. 937-938.
- РБС. т. XVIII. с. 499.
Использованные материалы
[1] "После кончины преосвященного Феодосия Тамбовская епархия полтора года находилась во временном управлении епископа Рязанского Симона (Лагова)" // "Феодосий Голосницкий", Большая биографическая энциклопедия. 2009 - http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/28151/Феодосий