Симонов монастырь.24 сентября 2016 |
- Адрес : Россия, 109280, Москва, ул. Восточная, 4 (м. "Автозаводская")
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Основан в 1370 году по благословению преподобного Сергия Радонежского его учеником и племянником - преподобным Федором, уроженцем Радонежа.
Свое название монастырь получил по имени инока Симона, в миру боярина Стефана Васильевича Ховрина, пожертвовавшего землю для монастыря. На этих землях - к югу от Москвы, в десяти верстах от Кремля - и был заложен монастырь.
Первоначально Симонов монастырь располагался несколько ниже по Москве-реке, у большой дороги в Москву, и святой Феодор, стремясь найти большее уединение, выбрал для монастыря другое место, неподалеку от старого. В 1379 году монастырь был перенесен на его нынешнее место. На старом месте осталась только приходская церковь Рождества в Старом Симонове, сохранившаяся и поныне.
Тогда же была заложена каменная церковь Успения Божией Матери. Церковь была освящена в 1405 году. В 1476 году купол собора сильно пострадал от удара молнии. В конце XV века храм перестраивался одним из учеников Фиораванти по образцу Успенского собора в Кремле.
Московский Симонов монастырь. Картина XIX века |
В 1383 году Симонова обитель первой на Руси сделалась ставропигиальной, войдя под непосредственное управление патриарха Константинопольского. Монастырь вскоре прославился по всей России, и сюда стекались огромные вклады. Симонов монастырь особенно любил посещать царь Феодор Алексеевич. Специально для него здесь были устроены кельи, где царь молился во время Великого поста.
В конце XVII века собор был расписан артелью московских царских мастеров. Тогда же был выполнен резной золоченый иконостас, в котором находилась главная реликвия монастыря - Тихвинская икона Божией Матери, которой св. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Здесь же хранился золотой крест, осыпанный алмазами и изумрудами - дар царевны Марии Алексеевны.
Трапезная Симонова монастыря сооружена в 1680 году на средства царя Федора Алексеевича артелью каменщиков во главе с Парфеном Петровым. В ее состав вошли фрагменты предыдущей постройки 1485 года. При строительстве нового здания Парфен Петров, вероятно, уже человек немолодой и строивший в традициях первой половины XVII века, использовал детали раннемосковской архитектуры, которые не понравились монастырским властям. Они возбудили против мастера судебную тяжбу, и три года спустя трапезная была перестроена заново. На этот раз работами руководил известный московский мастер Осип Старцев, много строивший в Москве и в Киеве. Наряду с Яковым Бухвостовым он является самым выдающимся зодчим конца 17-го столетия. Имена Старцева и Бухвостова часто стоят рядом в документах того времени: это были своего рода "друзья-конкуренты", работавшие в стиле московского барокко, но обладавшие ярко выраженной индивидуальностью.
Новая трапезная Симонова монастыря стала одним из самых значительных сооружений конца XVII века. Пышно украшенное здание было ярко раскрашено "в шахмат" - стиль росписи, имитирующий каменную ограненую кладку. Церковь Сошествия Св. Духа при трапезной построена в 1700 году на средства царевны Марии Алексеевны, сестрой Петра I. В XIX веке к ней были пристроены два придела.
В 1771 году, при Екатерине II, монастырь был упразднен и по случаю распространившейся в ту пору эпидемии чумы превращен в чумной карантин.
В 1795 году по ходатайству графа Мусина-Пушкина обитель была восстановлена.
Вид Симонова монастыря |
Башни и стены монастыря строились в XVI веке. Как считают, их возводил "государев мастер" Федор Савельевич Конь - строитель Смоленского кремля. Укрепленный при Борисе Годунове, монастырь отразил в 1591 году набег крымского хана Казы-Гирея.
Новые стены монастыря и часть башен были сооружены в 1630 году, при этом в состав новой крепости вошли фрагменты старой крепости, построенной Федором Конем. Окружность монастырских стен составляла 825 метров, высота 7 метров. Из сохранившихся башен особенно выделяется угловая башня "Дуло", увенчанная высоким шатром с двухъярусной дозорной башенкой. Две другие уцелевшие башни - пятигранная Кузнечная и круглая Солевая - построены в 1640-е годы, когда велась перестройка оборонительных сооружений монастыря, пострадавших в Смутное время.
В монастырь вели трое ворот: восточные, западные и северные. В память об отражении нападения крымского хана Казы-Гирея в 1591 году была сооружена надвратная церковь Всемилостивого Спаса. Над восточными воротами в 1834 году была возведена надвратная церковь Св. Николая Чудотворца.
в 1812 году подвергся разорению от французов.
В 1832 году было принято решение о постройке новой колокольни Симонова монастыря. Средства для строительства дал купец Иван Игнатьев. Первоначальный проект в стиле классицизма составил известный архитектор Н.Е. Тюрин. Колокольня была заложена в 1835 году, но затем ее проект был изменен, и возводилась она уже в "русском" стиле по проекту К.А. Тона. Строительство завершилось в 1839 году. По своему силуэту и местоположению - близ монастырской ограды - колокольня повторяла колокольню Новодевичьего монастыря. Ее высота составляла более 90 метров. Огромная пятиярусная колокольня Симонова монастыря зрительно замыкала перспективу излучины Москвы-реки и была видна на много верст вокруг. Самый большой из висевших на колокольне колоколов весил 1000 пудов. На четвертом ярусе были установлены часы.
В 1896 году Успенский собор монастыря был реставрирован и освящен.
фото Симонова монастыря. Конец ХIХ в. |
На территории Симонова монастыря находился обширный некрополь, где были похоронены поэт Д.В. Веневитинов (1805-1827), писатель С.Т. Аксаков (1791-1859), его сын Константин Сергеевич Аксаков |1817-1860), композитор А.А. Алябьев (1787-1851), известный библиофил и коллекционер А.П. Бахрушин (1853-1904), дядя А.С. Пушкина - Николай Львович Пушкин, а также многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий - Загряжские, Оленины, Дурасовы, Вадбольские, Соймоновы, Муравьевы, Исленьевы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские.
Живописное местоположение монастыря вдохновляло многих поэтов, писателей и художников. Около монастыря находился пруд, по преданию, выкопанный Сергием Радонежским.
Монастырь в советское время
С 1923 года в части монастыря размещался музей, занявший Тихвинскую церковь с трапезной. Был выпущен путеводитель и проектировались реставрационные работы в 1927 году.
В мае 1929 года был закрыт последний храм монастыря.
В ночь на 21 января 1930 года, в 6-ю годовщину смерти В. И. Ленина, Успенский собор Симонова монастыря (на то время одно из древнейших зданий Москвы) и стены вокруг него были взорваны, также погибли колокольня, надвратные церкви, башни Сторожевая и Тайнинская, были уничтожены все могилы на территории обители.
От монастыря уцелела лишь южная стена с башнями, трапезная палата с обезглавленной церковью Тихвинской иконы Божией Матери, и хозяйственная постройка - "солодежня" или "сушило".
С 1931 г. в трапезной монастыря находился киноклуб. Трапезная реставрировалась с 1955 по 1966 гг. и с 1982 по 1990 гг.
В 1932-1937 гг. на месте большей части монастыря архитекторами Л.А., В.А. и А.А. Веснинами был построен Дворец культуры автомобильного завода им. И.А. Лихачева.
Московский Симонов монастырь, 2008 г. Фотография Иванова Дмитрия с сайта sobory.ru |
Наши дни
В 1992 году была зарегистрирована община глухих и слабослышащих Тихвинского храма бывшего Симонова монастыря.
В 1995 году остатки монастырского ансамбля были переданы Церкви.
К 1990 году в монастыре сохранились следующие здания:
- крепостные стены (три прясла): были сооружены в 1630 г., при этом в состав новой крепости вошли фрагменты старой крепости, построенной Федором Конем. Окружность монастырских стен составляла 825 м, высота — 7 м.
- Солевая башня (угловая, юго-восточная), построена в 1640-е гг.;
- Кузнечная башня (пятигранная, на южной стене), имеет пятиугольную форму и расположена на южной единственной сохранившейся стене монастыря. Это самая малая башня монастыря была возведена в 1640-е гг., а ее высокий шатер достраивался в течение последующих 40 лет. Башня имеет одноярусный наблюдательный пункт, в отличие от других башен, где он двухярусный
- "Дуло" (угловая, юго-западная башня), увенчана высоким шатром с двухъярусной дозорной башенкой
- "Водяные" ворота (1/2 XVII в.);
- "Келарский корпус" (или "Старая" трапезная, 1485 г., XVII в., XVIII в.); Старая трапезная - название XX века, Келарский корпус - название XIX в., Хлебная палата - название XVIII в. В 1485 году построили "келарский" корпус - двухэтажное здание у южного участка стены, бывшее старой трапезной. Оно - одно из самых старых зданий не только самого монастыря, но и вообще Москвы.
- "Новая" трапезная (1677-1683 гг., зодчие П. Потапов, О. Старцев);
- "Сушило" (солодежня, XVI в., 2/2 XVII в.); Согласно сохранившимся документам, оно предназначалось для хранения продовольственных запасов и сушки солода и зерна. Здание сооружено одновременно с трапезной палатой зодчим Парфеном Потаповым (по другим данным Парфеном Петровым) и первоначально было окружено галереей на столбах. Первый этаж здания занимают две одинаковые палаты, на втором и третьем этажах располагаются большие бесстолпные зальные помещения.
- Казначейские кельи (1/3 XVII в.).
Утраченные храмы
Успенский собор Московского Симонова монастыря. Фотограф К.Фишер |
Успенский собор был заложен в 1379 году, когда был основан Симонов монастырь, и освящен 1 октября 1405 года.
В 1476 году в грозовую ночь молния ударила в крест главного купола собора, и купол загорелся. Занимаясь его ремонтом, стали перестраивать и весь собор, для чего великий князь Иван III разрешил пригласить ученика архитектора Аристотеля Фиорованти.
Еще через семьдесят лет собор перестраивался вторично, а рядом с ним возвели шатровую колокольню. В результате переделок к XVII веку собор превратился в высокое крестово-купольное здание с входом в центре западной стены, с трех других сторон его окружала невысокая галерея. На галерею с востока вели две лестницы, и это особо подчеркивало симметричность и торжественность постройки. Почти квадратный в основании, собор стоял на высоком подклете из белого камня. Верх завершался крестовым сводом на четырех столбах. Торцы сводов образовывали закомары. В плане собор имел форму восьмиконечного креста. В световом барабане были устроены щелевидные оконные проемы, у его основания – небольшие килевидные кокошники. Когда переделывали сгоревшую главу, закомары закрыли, по углам поставили декоративные барабаны. Собор стал о пяти главах луковичной формы. Изменилась также форма портала главного входа.
В 1832 г. к собору с левой стороны пристроили ризницу, а с правой – придел Казанской иконы Божией Матери. В приделе находилась икона Господа Вседержителя, принадлежавшая преподобному Сергию Радонежскому. По преданию, именно этим образом преподобный благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его дружину перед Куликовской битвой. В ризнице находился трехстворчатый складень, которым преподобный Сергий благословил иноков Пересвета и Ослябю перед сражением. В соборе находился великолепный пятиярусный вызолоченный иконостас, в котором помещались Владимирская и Тихвинская иконы Божией Матери начала XVI века. В конце XIX века собор обновили снаружи и внутри по проекту архитектора К.А. Тона. Позакомарное покрытие переделали на четырехскатное, окна растесали, застеклили галерею. В 1891 году храм обновляли.
В январе 1930 года Успенский собор вместе частью других монастырских построек был взорван. Историки и реставраторы пытались спасти этот памятник, указывая на его древность и обнаруженные в соборе фрески XV в., но – безуспешно.
Церковь Николая Чудотворца Московского Симонова монастыря |
В 1834 году над восточными воротами была возведена надвратная церковь св. Николая Чудотворца.
Церковь уничтожена в начале 1930-х годов.
Колокольня с храмом Иоанна Постника и Александра Невского Московского Симонова монастыря |
В 1832 году было решено построить новую колокольню монастыря на средства, которые пожертвовал купец Иван Игнатьев. По первоначальному проекту колокольня должна была быть построена в стиле классицизма по проекту Н.Е. Тюрина, однако в те времена уже набирало силу движение за возврат к более традиционной для России архитектуре. В итоге к 1839 году была возведена пятиярусная колокольня высотой 90 м в «русско-византийском стиле» по проекту К.А. Тона. Звонница, вдохновленная «Иваном Великим», превосходила его высотой на 9 м. Самый большой из висевших на колокольне колоколов весил 16,4 т (1000 пудов). На четвёртом ярусе были установлены часы. Колокольня была одной из архитектурных доминант Москвы своего времени и зрительно формировала завершённую картину живописной излучины Москва-реки вниз по течению от города.
В 1929 году была взорвана и разобрана на кирпич.
Церковь Спаса Всемилостивого Московского Симонова монастыря |
В 1591 году монастырь оказался на пути войск крымского хана Казы-Гирея, и огнем стоявших на стенах пушек участвовал в отражении набега. В память этого события в 1593 году над древними западными вратами был сооружен небольшой Спасский храм.
Ежегодно 1 августа, в день Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, из храма совершался крестный ход на Москву-реку для освящения воды. Храм и его иконостас подвергались поновленням, но были сохранены старинные царские врата и некоторые иконы, в том числе образ Успения Пресвятой Богородицы XVI века.
Храм был закрыт вскоре после Октябрьской революции 1917 года.
Его взорвали с большей частью построек древней обители в январе 1930 года.
Церковь прп. Александра Свирского Московского Симонова монастыря. Фото с западной стороны |
В конце XVIII века у северной стены Симоновой обители появилась пристройка – монастырская больница. Вскоре при ней была устроена церковь преподобных Ксенофонта и Марии. В 1774 году при церкви устроили трапезную с приделом Сошествия Святого Духа. В середине XIX века в монастыре проводились крупные строительные работы. Была перестроена и больничная церковь, которую в 1853 году переосвятили во имя преподобного Александра Свирского.
Храм закрыли в 1929 году, а на следующий год он со многими другими монастырскими постройками был взорван.
Настоятели
- свт. Феодор (1370 - 1386)
- прп. Кирилл Белоезерский (1390 - 1396)
- Иларион (1396 - 26 августа 1406)
- Сергий (Азаков)
- Варфоломей (уп. 1436) [1]
- Иона
- Иоанн
- cвт. Геронтий (упом. 1447 - 1453)
- Афанасий (1453 - 62)
- Антоний (октябрь 1463)
- Евсевий
- Досифей (декабрь 1471)
- Антоний (1474) [2]
- Герасим (март 1475)
- Симеон (1477)
- Аарон (1481)
- Нифонт (1482 - 1484)
- Зосима Брадатый (1485 - 26 сентября 1490)
- Феогност (1494 - 1499)
- свт. Вассиан (Санин) (ок. 1502 - 1506)
- Варлаам (1506 - 3 августа 1511)
- Кассиан (1511 - 1514)
- Иоанн (1514 - 9 февраля 1520)
- Герасим (Замыцкий) (1520 - 1526)
- Игнатий (1528)
- Макарий (1528)
- Филофей (август 1528 - 1543)
- Савва (Черный) (1543 - 24 февраля 1544)
- Трифон (Ступишин) (1544 - 10 марта 1549)
- Алексий (Ступишин) [3] (1550 - 1555)
- Феоктист (11 декабря 1556)
- Филофей (25 апреля 1557)
- Феоктист (апрель 1558 - 15 февраля 1559)
- Макарий (1559 - 1560)
- Филофей (1560 - 1562)
- Феоктист (февраль 1563 -1570)
- Иов (1571 - 1572)
- Феодосий 1574
- Гермоген (1577 - 1580)
- Корнилий (1583 - 1584)
- Иосиф (1584 - 1586)
- Тихон (1588 - 1593)
- Сильвестр
- Макарий (1596 - 1598)
- Иона (1598 - 1605)
- Пимен (1606 - 1607)
- Филофей (1608 - 1610)
- Иcaия (15 мая 1612)
- Павел (сентябрь 1612 - август 1613)
- Иринарх (1613 - 1615)
- Иона (1615 - 1620)
- Левкий (1620 - 6 июля 1634)
- Сергий (3 сентября 1634 - 1637)
- Иосиф (Дьяков) (1639 - 1642)
- Илия (1642 - 1653, + сентябрь 1654)
- Феодосий (29 декабря 1655)
- Герасим (в октябре 1656, в январе 1658)
- Прохор (в мар. 1659 - 1663)
- Кирилл (уп. 1663, 1664 и 1665)
- Варнава (1665 - 1666)
- Мисаил (упом. в июле, августе 1666 - 9 июня 1667)
- Варсонофий (Еропкин) (упом. в августе 1667 - 9 апреля 1671)
- Павел (май 1671 - 15 сентября 1674)
- Пахомий Козел (15 сентября 1674 - июнь 1679).
- Павел (упом. август 1679 - 12 июня 1680)
- Гавриил (Домецкий) (1680 - 1691)
- Павел
- Варфоломей (1691 - 1697)
- Феоктист? (1697)
- Карион (Заухонский) (1697 - 28 октября 1703)
- Рафаил (Краснопольский) (нач. 1704 - 1708)
- Иосиф (Туробойский) (1708 - 1710 [4])
- Дорофей (Короткевич) (1710 - 1712)
- Петр (Смелич) (Сумилявич) Серб, (январь 1713 - 31 июля 1725)
- Иоанникий (Любибратич) (1725 - 24 января 1733)
- Амвросий (Юшкевич) (4 августа 1733 - 2 февраля 1736)
- Лука (Конашевич) (4 февраля 1736 - 18 сентября 1737)
- Кирилл (Флоринский) (? - июль 1741)
- Гервасий (Корда) (25 октября 1737 - 9 марта 1745)
- Гавриил (Краснопольский) (24 марта 1745 - 24 сентября 1771)
- Амвросий (Андреевский) (18 января 1772 - 4 марта 1783)
- Дорофей (4 марта - 30 октября 1783)
- Павел (Пономарев) (27 ноября 1783 - 13 октября 1785)
- Иосиф (13 октября 1785 - 10 июля 1788)
- Указом 6 мая 1788 монастырь велено было упразднить, а 4 апреля 1795 он обращен в прежнее состояние.
- Игнатий (26 апреля 1795 - 4 августа 1796)
- Иоанн (Терликов) (17 июня 1797 - 15 февраля 1810)
- Герасим (Князев) (15 февраля 1810 - 1821) [5]
- Мельхиседек (Сокольников) (октябрь 1821 - 26 марта 1851)
- Аполлоний (Матвеевский) (1851 - 9 октября 1861)
- Порфирий (Попов) (1861 - 1864)
- Гурий (Карпов) (13 сентября 1865 - 26 января 1866)
- Евстафий (Романовский) (22 февраля 1866 - ?) ...
- Иоанн (Митропольский) (26 марта 1881 - 12 августа 1889)
- Андрей (Садовский) (1889 - 1893)
- Александр (Закке-Заккис) (16 апреля - 3 сентября 1893) ...
- Иоанн (Кратиров) (12 марта 1903 - 5 декабря 1908)
- Мисаил (Крылов) (4 декабря 1908 - ?)
- Филипп (Перов) (не ранее 1912 - 1917)
- Иаков (Пятницкий) (1921 - март 1922)
- Петр (Руднев) (1923 - 1927)
Использованные материалы
- "Монастырь Симонов" // Сайт "Русское Православие"
- Москва. Симонов мужской монастырь // "Народный каталог православной архитектуры"
- "Симонов монастырь" // Библиотека сайта "Музей фресок Дионисия"
- Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".
- Строев П.М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. - СПб., 1877, с.149 - 153.
[1] Строитель при великом кн. Василии Дмитриевиче (Огшс.Рум. Муз., 780)
[2] Собр. грам., I, 249
[3] Российская генеалогия: научный альманах. Выпуск первый. – М.: Ста- рая Басманная, 2016, с. 36, https://oldbasman.ru/f/almanax-1.pdf
[4] Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический. О бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, М: Троицкая Сергиева Лавра, 1995, с. 172.
[5] А.А. Половцов. Русский биографический словарь. Том 4, https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/russkij-biografiches...405