Истребление сынов Вениаминовых. Миниатюра из октатевха. XIII в. (Vatop. 602. Fol. 456 r) |
Несмотря на кроткий нрав, Вениамин в благословении патриарха Иакова назван «хищным волком» (Быт 49, 27), что пророчески указывает на последующий воинственный характер представителей этого рода. Особенный статус колена Вениаминова в истории подтверждается и словами пророка Моисея о том, что оно возлюблено Господом и безопасно пребывает под покровительством Божиим (Втор 33, 12), впосл. это проявилось в независимом положении и благосостоянии его представителей, в увеличении их численности (Чис 1, 19-43) и могущества (2 Пар 14, 8; 2 Пар 17, 17).
Число способных воевать потомков Вениамина возросло за время между двумя исчислениями народа с 35.400 до 45.600 человек. Тем самым, колено Вениамина среди двенадцати колен переместилось с предпоследнего на седьмое место (Чис 1:37; Чис 26:41). Во время странствования по пустыне вениамитяне располагались на западе израильского стана, рядом с коленами Ефрема и Манассии, а выступать они должны были вслед за скинией и левитами (Чис 2:18, 22).
В Ханаане колену Вениамина была выделена небольшая плодородная область с 26 городами к западу от Иордана и к северу от Иерусалима, граничащая на севере с уделами колен Ефрема и Манассии, на юге - с уделом колена Иуды, на западе - с уделом колена Дана и на востоке - с рекой Иордан. Удел колена Вениамина был невелик, но имел влияние благодаря своим городам: Иерихону, Вефилю, Гаваону, Раме, Мицпе (Массифе) и Иерусалиму (Нав 18:11-28). Гаваон вместе с тремя другими городами колена Вениамина был передан во владение левитам (Нав 21:17 и след.).
В Книге Иисуса Навина подробно повествуется о завоевании земли, выделенной вениамитянам, а о завоевании уделов других колен дается лишь краткая информация общего характера. Ведущую роль в заселении коленом Вениамина территории Заиорданья играл Иисус Навин (Нав 2-9) из колена Ефремова (Нав 24, 29-30). Между этими двумя родами еще раньше существовал военный союз, который был подтвержден построением общего святилища в Галгале на границе племен (Нав 4-5). Тесная зависимость колена Вениамина от колена Ефремова находит отражение в песне Деворы (Суд 5, 14).
Колено Вениамина было знаменито своими лучниками и пращниками, часть которых могла метать камни левой рукой, а другая часть - обеими руками (Суд 20:16; 1 Пар 8:40; 1 Пар. 12:2; 2 Пар 14:8; 2 Пар 17:17).
Во время правления судей вениамитяне были почти полностью истреблены. Это явилось следствием того, что они встали на сторону жителей Гивы, которых народ хотел наказать за их преступление. Оставшимся в живых воинам было разрешено брать жен с соседних территорий, чтобы сохранить род (Суд 19-21).
Из колена Вениамина происходили судья Аод, обеспечивший Израилю 80 лет мира с моавитянами (Суд 3:12-30), и первый царь Израиля Саул, при котором этот род достиг своего расцвета и сильного влияния на другие колена (1 Цар 9, 1-2, 21), распространившись на территории, располагавшейся далеко на западе.
После смерти Саула вениамитяне вместе с другими коленами пожелали видеть своим царем его сына Иевосфея (2 Цар 2:9). Когда царем всего Израиля стал Давид, давняя вражда колен Иуды и Вениамина разгорелась с новой силой (2 Цар 16:5-13; 2 Цар 20:1-22; Пс 7:1).
Но все же Иерусалим, располагавшийся на границе их уделов и провозглашенный Давидом главным городом Израиля, оставался таковым вплоть до нового разделения колен при Ровоаме. И с тех пор Иуда и Вениамин объединились для борьбы с десятью другими коленами (3 Цар 12:21). В ходе столкновений между царствами границы территории Вениаминова колена постоянно менялись (2 Пар 13, 19; 3 Цар 14, 8-14; 3 Цар 15, 17, 22).
После разрушения в 587 г. до н.э. Навуходоносором II Иудейского царства территория колена Вениамина, где находился центр политической оппозиции к последнему иудейскому царю Седекии, пострадала в меньшей степени. Пророк Иеремия, который выступал с обличением Седекии, происходил из г. Анафофа, из Вениаминова колена (Иер 1, 1; ср. Иер 37, 12). Принадлежавший колену Вениамина г. Мицпа стал административным центром, основанным вавилонянами на завоеванной территории (4 Цар 25, 22-23; Иер 40, 6), а его святилище приобрело официальный статус (Иер 41, 5).
Вениамитяне вернулись из вавилонского плена вместе с коленом Иуды, в то время как часть их оставалась жить в рассеянии (Есф 2:5 и след.). Основную часть населения Иудеи после плена составляли члены Вениаминова колена, сыгравшие значительную роль в восстановлении Иерусалима (1 Езд 4:1; 1 Езд 10:9). Под управлением Зоровавеля и особенно во времена Неемии территории колен Вениамина и Иуды получали статус независимой провинции в персидской сатрапии Заречье, сохранившейся и во время правления Александра Великого и при его преемниках.
Возможно, историческая память о присущих представителям Вениаминова колена качествах нашла отражение в том, что апостол Павел специально указывал на свое происхождение из колена Вениамина (Рим 11, 1; Флп. 3, 5). Упомянутое в Апокалипсисе (Откр 7, 8), оно, по мнению свт. Андрея Кесарийского, таинственным образом предрекает, что иудеи обратятся в Христианство в конце времен (Apoc. VII 19).
В Иерусалиме именем Вениамина назывались одни из ворот при доме Господнем (Иер 20:2) и одни из городских ворот (Иер 37:13; Иер 38:7; Зах 14:10), через которые, вероятно, гнали овец. В пророчествах Иезекииля говорится о том, что колену Вениаминову перейдет во владение часть земли обетованной южного Иерусалима, принадлежащая левитам (Иез 48:23).
Использованные материалы
- А. Е. Петров. Вениамин // Православная энциклопедия, т. 7, с. 613-614
- Вениамин 2) // Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза
- Вениаминово колено // Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва. 1891 г. Репринтное издание 1990 г.