Раздел земли между коленами Израилевыми. Библейский атлас Тима Даули |
От 12 сыновей Иакова, из которых каждый являлся праотцем своего потомства, произошли 12 колен (племён), носящих имена своих родоначальников: колена Рувимово, Симеоново и т.д. Но, вследствие того, что Иаков на одре болезни перед своей смертью усыновил двух сыновей Иосифа: Ефрема и Манассию, вместо одного колена Иосифова, стало два (Быт. 48:5), так что всех колен было 13, вместо 12. Однако при разделе земли Ханаанской все-таки считали только 12 колен, так как колено Левиино, отделенное для священнического служения, не получило для себя никакого удела. Это колено имело некоторые города, расположенные в уделах других колен; кроме того, оно получало десятины, начатки и добровольные приношения.
У Иакова были четыре жены - Лия, Рахиль, Валла и Зелфа. Обычно в перечнях колен последние группируются в соответствии с происхождением по материнской линии:
- От Лии:
- Рувимово колено,
- Симеоново колено,
- Левиино колено - не входит в число 12 колен, как не получившее надела,
- Иудино колено,
- Иссахарово колено,
- Завулоново колено;
- От Зелфы:
- От Рахили:
- От Валлы:
Из рассказа об Ахане можно получить представление о подразделении колен: жребий пал на колено Иудино, которое стало подходить по родам, семействам и, наконец, по одному (Нав. 7:16 и дал.). Срав. Откр. 1:2, где говорится о разделении народа по родам семействам и домам. См. также 1 Цар. 10: 19 и дал., где при выборе Саула царем, выходили по коленам и по родам. Во главе колен и родов стояли князья или начальники поколений (Чис. 3:24-30,35; Чис. 10:4; Чис. 16:2), «старейшины Израилевы» (Исх. 12:21). Несмотря на то, что всякое колено вначале имело свое собственное управление и судопроизводство — все же вместе они составляли одно целое, имея Господа своим Царем (Суд. 8: 23).
В 1-ой главе книги Чисел мы находим два различных по времени, исчисления мужей в 12 коленах, способных к войне. Первое сделано в начале странствования по пустыне, второе в конце. Из этой таблицы видно, что колено Иудино было самое многочисленное и на много превосходило каждое из других колен. Поэтому сказано: «Иуда пойдет впереди» (Суд. 20:18). Пророческое благословение каждого колена было произнесено Иаковом (Быт 49) и Моисеем (Втор 33). Рассеяние не совсем уничтожило сознание о существовании двенадцати колен, что видно из Деян. 26:7, где Павел называет еврейский народ «наши двенадцать колен». Иаков пишет: «Двенадцати коленам, находящимся в рассеянии». В Откр. 7:4-8 говорится о «144.000 запечатленных из всех колен сынов Израилевых», но там не упоминаются колена Даново и Ефремово; вместо колена Ефремова упомянуто Иосифово, а колено Даново совершенно исключено. Вероятно, это сделано для того, чтобы получилось число 12. В Откр. 21:12 сказано, что на воротах нового Иерусалима написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых, что соответствует пророчеству Иезекииля (Иез. 48:31 и дал.).
По мере захвата Израильского царства Ассирией (733/2–722 гг. до н. э.) значительная часть его населения уводилась в пленение ассирийское. Пленники, оказавшиеся в различных городах империи, со временем растворялись среди местного населения. Они составили 10 утерянных колен Израилевых (кроме Иудина и Вениаминова колен).
Несмотря на то, что более полторы тысячи лет протекло от времени сынов Иакова до явления в мир Христа Спасителя, при всех переворотах и смутах в такой длинный период времени, евреи и при Христе Спасителе могли отличать еще свое происхождение по коленам посредством родословных таблиц или устных преданий (Лк 2:36, Деян 13:21, Рим 11:1, Флп. 3:5). Сам Господь Иисус Христос по плоти произошел от колена Иудина (Евр 7:14, Мф 1:3,16, Лк 3:23-33), согласно пророчеству о том патриарха Иакова (Быт 49:10).
Литература
- Библейская энциклопедия Брокгауза
- Еврейская энциклопедия
- Энциклопедия "Кругосвет"
Использованные материалы
- Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия
- Библейский словарь Нюстрема