| Святой пророк Иеремия. |
Память 1 мая, 4 ноября - "Воспоминание плача пророка Иеремии об Иерусалиме, пленения народа Иудейского и изумления Авдемелеха" (Румын. [1])
Родился около ок. 645 г. до Р. Х. [2]. Сын священника Хелкии из города Анафофа, близ Иерусалима. Жил при израильском царе Иосии и четырёх его преемниках.
К пророческому служению был призван на 15 году своей жизни, когда Господь открыл ему, что прежде рождения Он определил его быть пророком. Иеремия отказывался, указывая на свою молодость и неумение говорить, но Господь обещал всегда быть с ним и охранять его. Он коснулся уст избранника и сказал: "Вот, Я влагаю слова Мои в уста твои, поручаю тебе с сего дня судьбу народов и царств. По твоему пророческому слову они будут падать и восставать" (Иер. 1, 9-10). С того времени 23 года пророчествовал Иеремия, обличая иудеев за отступление от Истинного Бога и поклонение идолам, предрекая им бедствия и опустошительную войну. Он останавливался в воротах города, у входа в храм, всюду, где собирался народ, и увещевал с угрозами и нередко со слезами. Но люди отвечали ему насмешками, ругательствами и даже покушались его убить.
После смерти Иосии опять начались религиозно-нравственные нестроения и политические смуты. Иудейские цари, вздумавшие заводить политические интриги с фараонами, чтобы найти у них защиту против месопотамских завоевателей, навлекли на себя гнев последних, и участь царства была решена.
Изображая предстоящее иудеям рабство царю вавилонскому, Иеремия по повелению Божию надел на свою шею сначала деревянное, а потом железное ярмо и так ходил среди народа. Гневаясь на грозные предсказания пророка, старейшины иудейские бросили пророка Иеремию в темничный ров, наполненный зловонной тиной, где он едва не умер. По предстательству богобоязненного царедворца, эфиопа Авдемелеха, пророк был извлечён изо рва и не переставал пророчествовать, за что был посажен в темницу.
Нашествие вавилонян открыло народу глаза, но было уже поздно. При царе иудейском Седекии пророчество его сбылось: пришёл Навуходоносор, избил народ, остаток увёл в плен, а Иерусалим разграбил и разрушил. Навуходоносор освободил пророка из темницы и позволил ему жить, где пожелает. Пророк же остался на развалинах Иерусалима и оплакивал бедствия своего отечества.
| Прор. Иеремия. Икона пророческого ряда из Ферапонтова монастыря (1502 г.) (фрагмент). Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник |
Среди оставшихся в своём отечестве иудеев вскоре возникли междоусобные столкновения: наместник Навуходоносора Годолия был убит, и иудеи, боясь гнева вавилонского, решили бежать в Египет. Пророк Иеремия отклонял их от этого намерения, предсказывая, что кара, которой они боятся, настигнет их и в Египте. Но иудеи не послушались пророка и, взяв его насильно с собой, ушли в Египет и поселились в городе Тафнисе. Там пророк жил четыре года и был почитаем египтянами, так как умертвил своею молитвою крокодилов и прочих гадов, наполнявших те места. Когда же он стал предсказывать, что царь вавилонский опустошит землю египетскую и уничтожит поселившихся в ней иудеев, то иудеи убили пророка Иеремию. В том же году предсказание святого исполнилось.
Существует предание, что через 250 лет Александр Македонский перенес мощи святого пророка Иеремии в город Александрию.
Память Иеремии чтилась высоко: он считался одним из предтечей Мессии (Мф. 16, 14). История его жизни и деятельности изложена в "Книге пророка Иеремии". Иеремии принадлежит также книга под названием "Плач Иеремии", а также приписывается особое "Послание к вавилонским пленникам"; но этого послания нет в еврейской Библии, и в русском издании Библии оно переведено с греческого.
О временах, когда жил и пророчествовал Иеремия, говорится в 4-й Книге Царств (23, 24, 25), во 2-й Книге Паралипоменон (2 Пар. 36, 12) и во 2-й Книге Маккавеев. В Евангелии от Матфея указано, что предательство Иуды предсказано пророком Иеремией: "И взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь" (Мф. 27, 9 - 10).
Среди древних комментаторов книги пророка Иеремии особенно выделяются Ориген, Феодорит Кирский, блаженный Иероним; из новейших Keil, "Prophet J."; Scholz, "Commentar zum Buche d. Proph. J." (1880); Schneedorfer, "Das Weissagungsbuch des J." (1883). В русской литературе — исследование и толкование проф. И. С. Якимова, в "Христ. Чт." (1879 и отд.) и А. Бухарева, "Прор. И." (М., 1864).
Молитвословия
Тропарь, творение Ермолая-Еразма, глас 4
| Прор. Иеремия. Мозаика (ок. 1120-1130) храма св. Климента, Рим |
Ин тропарь, эллинский, глас 1
От чре́ва ма́терня освяти́лся еси́ Провиде́нием Сотво́ршаго,/ и проро́ческаго испо́лнился еси́ от пеле́н ра́зума,/ рыда́л еси́ над паде́нием Изра́иля,/ му́дре Иереми́е, любо́вию./ Сего́ ра́ди, я́ко проро́ка и страда́льца почита́ем тя, зову́ще:/ Сла́ва просла́вльшему тя Христу́,/ сла́ва венча́вшему тя,// сла́ва подаю́щему тобо́ю нам лу́чшая.
Кондак, глас 3
Очи́стив ду́хом, вели́кий проро́че и му́чениче,/ твое́ светоза́рное се́рдце,/ сла́вне Иереми́е,/ проро́чествия дар свы́ше прия́л еси́/ и возопи́л еси́ велегла́сно во страна́х:/ се Бог наш, и не приложи́тся ин к Нему́,// И́же, вопло́щся, на земли́ яви́лся е́сть.
Ин кондак, творение Ермолая-Еразма, глас 3
Бо́жий кио́т от иноплеме́нник сохрани́в,/ святы́й проро́че Иереми́е,/ быв храни́тель свято́му в ме́сто Моисе́я и Ааро́на,/ с ни́миже моли́ всех Бо́га,// да сохране́ни бу́дем от диа́волих кова́рств, чту́ще тя.
Ин кондак, эллинский, глас 8
Я́ко от чре́ва богоприя́тен и сострада́ния испо́лнь,/ о наро́да твоего́ отпаде́нии пла́кался еси́, Иереми́е сла́вне./ Сего́ ра́ди тебе́ ка́мением во Еги́пте, проро́че, убие́нию преда́ша,// и́же не ве́дуще пе́ти с тобо́ю Бо́гу: Аллилу́ия.
Литература
- Э. П. С., Лукашевич А. А., Журавлёва И. А. "Иеремия" // Православная энциклопедия, т. 21, с. 280-285 (опубликовано: 8 апреля 2010 г.)
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life963.htm
- Минея-май, ч. 1, изд. МП, с. 8:
- Руди Т. Р. О гимнографическом наследии Ермолая-Еразма // Труды Отдела древнерусской литературы. - СПб., 2003. Т. 53, с. 204 (тропарь, ин кондак)
- Тропари и кондаки еллинстии. Перевод с греческого Наталии Бахаревой. Источник: Великий часослов (Ωρολογιον το μεγα). Афины, 2003 г. // Блог в ЖЖ пользователя ulita_n aka Natalia Bakhareva:
- https://ulita-n.livejournal.com/7616.html (ины тропарь и кондак, эллинские)
[1] "Tot în aceasta zi, pomenirea plângerii proorocului Ieremia pentru Ierusalim si pentru robirea lui si pentru uimirea lui Abimeleh" // Румынский православный календарь CALENDAR ORTODOX --- SFINTII ZILEI VIETILE SFINTILOR --- SINAXAR, https://www.calendar-ortodox.ro/luna/noiembrie/noiembrie04.htm.
[2] Так по: Э. П. С., Лукашевич А. А., Журавлёва И. А. "Иеремия" // Православная энциклопедия, т. 21, с. 280-285 (опубликовано: 8 апреля 2010 г.), https://www.pravenc.ru/text/293630.html; согласно греческому синаксарю 650 до Р. Х. - 568 до Р. Х. ("Ὁ Προφήτης Ἱερεμίας" // Греческий сайт Μεγασ Συναξαριστησ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, Μεγασ Συναξαριστησ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, https://www.synaxarion.gr/gr/sid/2829/sxsaintinfo.aspx.