Ровоам (евр. Рехавам, "родственник (досл. "народ") проявил щедрость" или "народ размножился, распространился" (Брокгауз), распространитель народа, распространяющий народ (Никифор)), царь Иудейский (926-910 гг. до н.э.)
Сын Соломона и аммонитянки Наамы (3 Цар 14:21). В возрасте 41 года унаследовал престол после смерти отца (3 Цар 12:1-24; 3 Цар 14:21-31; 2 Пар 10-12). На собрании народа в Сихеме Ровоам, отвергнув мудрый совет старейшин и последовав легкомысленному совету молодых людей, отказал возглавляемым Иеровоамом израильтянам в просьбе облегчить лежащее на народе бремя повинностей. Помимо этой несправедливости он нанес народу еще глубокое оскорбление в следующих словах: "отец мой наказывал вас бичами, говорил он, а я (буду бить вас) скорпионами". В результате десять колен отпали от Иудейского царства. Только колено Иуды и часть колена Вениамина (а также не отмеченное особо колено Симеона) остались верны династии Давида. Ровоам хотел было остановить мятеж в самом начале, но, к несчастью, поручил это дело Адонираму, главному начальнику над собиранием дани. Народ, искавший облегчения от податей, побил Адонирама камнями.
Ровоам бежал в Иерусалим, а Иеровоам стал царем Северного царства. Так исполнилось слово Господа (3 Цар 12:15). Поход против бунтовщиков был предотвращен пророком Самеем (3 Цар 12:21-24), но два царства продолжали пребывать в состоянии войны (3 Цар 14:30). Ровоам строил укрепления и готовился к военным действиям (2 Пар 11:5-12).
Священники и левиты из Израильского царства переселялись в Южное царство, и в первые три года своего правления Ровоам удерживал Иудейское царство на путях Давида и Соломона (2 Пар 11:13-17). Но затем жители Иудеи стали делать неугодное пред очами Господа. Они сооружали святилища на высотах, устанавливали освященные камни и статуи языческих божеств, практиковали культовую проституцию в честь богини плодородия (3 Цар 14:22-24).
На пятом году царствования Ровоама Иудею постиг Божий суд, орудием которого стало войско фараона Сусакима (Шешонка); хотя Ровоам и князья смирились перед Богом и были помилованы, храм и царский дворец оказались разграбленными (2 Пар 12:1-12).
На некоторых из памятников царя Сусакима были открыты изображения пленных царей и между ними - Ровоама. Воспроизведение этой поразительной сцены находится, кроме того, на стене дворцового храма в Карнаке. Каждое лицо, здесь изображенное в овале, содержит какую-либо надпись и в одной из них заключаются следующие слова: Иуда-малек, т.е. царь Иудейский. Лицо под коим находится означенная надпись имеет совершенно иудейскую наружность, бороду и головной убор. Другие надписи составляют названия Иудейских городов. Таким образом на этом памятнике, очевидно, представляется победа Сусакима над иудейским царем Ровоамом.
У Ровоама было 18 жен и 60 наложниц, 28 сыновей и 60 дочерей. Его престол унаследовал Авия, сын от Маахи, которого Ровоам выделял среди своих сыновей и еще при жизни собирался сделать царем. Кроме того, он благоразумно разослал остальных своих сыновей по городам в уделах Иуды и Вениамина, дав им богатое содержание (2 Пар 11:21-23).
Из 2 Пар 12:15 известно, что деяния Ровоама были записаны пророком Самеем и Аддою прозорливцем, но эта летопись, к сожалению, не уцелела до нашего времени.
Общий приговор царствованию Ровоама был таков: "И делал он зло, потому что не расположил сердца своего к тому, чтобы взыскать Господа" (2 Пар 12:14).
Ровоам упоминается в родословии Господа Иисуса Христа у Матфея (Мф 1:7) и не упоминается у Луки (Лк 3:23-38).
Использованные материалы
- Архим. Никифор (Бажанов). Библейская энциклопедия. Москва. 1891 г. Репринтное издание 1990 г.
- Ринекер Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза