Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КИТАЙСКИЕ МУЧЕНИКИ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Икона Собора свв. новомучеников Китайских
Икона Собора свв. новомучеников Китайских
Китайские мученики [1], убиенные при Боксерском (ихэтуаньском) восстании (+ 1900)

Память 10 июня, 11 июня (Кит., РПЦЗ [2]), во вторую неделю по Пятидесятнице (Греч.) [3]

Китайские православные первомученики приняли смерть за Христа в мае-июне 1900 года, в ходе охватившего Китай Боксёрского (ихэтуаньского) восстания. Устав повстанцев-ихэтуаней обязывал их исповедывать буддизм и убивать всех христиан, отказывавшихся отречься от своей веры. Паства православной Русской духовной миссии в Китае также подверглась жестокому гонению и потеряла около 300 человек: некоторые из них отреклись от Православия, но другие сделались исповедниками и мучениками за веру [4].

Самый большой сонм китайских первомучеников пострадал в Пекине 10-11 июня [5]. Очевидец событий, начальник Русской духовной миссии в Китае архимандрит Иннокентий (Фигуровский), вспоминал:

"Главным днем мученической смерти православных китайцев в Пекине было 11 июня 1900 года. Еще накануне по всем улицам были расклеены прокламации, призывавшие язычников к избиению христиан и угрожавшие смертью каждому, кто осмелится их укрывать. В ночь с 11 на 12 июня боксеры с горящими факелами, появившись во всех частях Пекина, нападали на христианские жилища, хватали несчастных христиан и истязали их, заставляя отречься от Христа. Многие в ужасе перед истязаниями и смертью отрекались от православия, чтобы спасти свою жизнь, и воскуряли фимиам перед идолами. Но другие, не страшась мучений, мужественно исповедовали Христа. Их участь была страшна. Им распарывали животы, отрубали головы, сжигали в жилищах. Розыски и истребление христиан продолжались и все последующие дни восстания. По истреблении жилищ христиан их самих выводили за городские ворота в языческие кумирни боксеров, где производили им допрос и сжигали на кострах."

В 1901 году, когда по показаниям родственников, соседей и очевидцев стало возможно установить список погибших и обстоятельства их кончины, было выявлено 222 китайских мученика [6]. 11 октября того года архимандрит Иннокентий (Фигуровский) направил этот список в Святейший Синод с ходатайством об их прославлении. Высочайшим указом из Святейшего Синода за № 2874 от 22 апреля 1902 года было установлено совершать память китайским мученикам особым чином в Пекинской духовной миссии 10 и 11 июня. 10 июня полагалось соблюдать строгий пост, перенося его на ближайшую пятницу, если означенной число случится в субботу или воскресенье, и совершать заупокойную литургию с панихидой по избиенным православным китайцам, а 11 июня отправлять торжественно, по храмовой главе, Богослужение во имя святых мучеников Православной Церкви с крестным ходом на места избиения православных китайцев, или вокруг храма, с пением ирмосов "Волною морскою" и после обычного многолетствия провозглашать вечную память всем честно пострадавшим за православную веру китайцам.

Пекинский храм Святых Мучеников.  Фото Дмитрия Кесселя, 1946 г.
Пекинский храм Святых Мучеников. Фото Дмитрия Кесселя, 1946 г.
Их мощи были собраны и в 1903 году, когда в первый раз совершался праздник в честь китайских мучеников, положены в крипте новопостроенного храма, освящённого в их память - Пекинского храма Всех святых мучеников на главном миссийском подворье Бэйгуань. Многие из мощей оказались нетленными. Здесь их честные останки почивали до 1956 года, когда, при перепланировке Бэйгуаня и строительстве там комплекса зданий посольства СССР, мощи мучеников были перезахоро­нены на русском кладбище за Аньдинмэньскими воротами. Впоследст­вии на месте этого кладбища был разбит парк Озера молодежи, треть которого занимает искусственный водоем; на его дне ныне покоится большая часть останков, погребённых на кладбище.

Тем временем, ещё в межвоенные годы, поминовение китайских мучеников стало распространяться за пределы Китайской миссии. В 1930-х годах в цикле статей в журнале Охридской епархии "Мали мисионар" их подвиг прославил "Сербский Златоуст" святитель Николай (Велимирович) [7]. С массовым исходом русских из Китая после Второй мировой войны, почитание Китайских мучеников распространилось по всей Русской Православной Церкви Заграницей. В конце XX века учреждение в Восточной Азии приходов Константинопольского Патриархата способствовало установлению празднования Китайским мученикам в Церквах греческой традиции, причём Собор китайских мучеников было определено праздновать во вторую неделю по Пятидесятнице [3]. За это время сведения о мучениках были немного уточнены - в частности, в новых изданиях упоминались несколько некрещеных китайцев убиенных за принадлежность к православной общине, которых "можно считать принявшими крещение кровью" [8]. Наконец, определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года имя священномученика Митрофана пресвитера "и иже с ним пострадавших мучеников многих, принявших мученические венцы в 1900 году в Пекине" были включены в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания с днём памяти 10 июня [9].

Собор свв. новомучеников Китайских. Икона из Покровского храма в Кабраматте, г. Сидней (автор Андрей Сосылятин, г. Мельбурн, конец XX в.)
Собор свв. новомучеников Китайских. Икона из Покровского храма в Кабраматте, г. Сидней (автор Андрей Сосылятин, г. Мельбурн, конец XX в.)

Собор китайских мучеников

[10]:

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Му́ченицы Твои́, Го́споди, два́ сте́ два́десят и два́,/ в ца́рствии Кита́йстем просия́вшии,/ ве́ру Христо́ву я́ко щи́т держа́ще/ и куми́ром не покло́ньшеся,' от единоплеме́нных обезу́мевших му́ки и сме́рть прия́ша,/ усты́ о́трока страстоте́рпца воспева́юще:/ боле́зни за Христа́ ни во что́же вменя́ем,/ за жи́знь вре́менную// жи́знь ве́чную улучи́ти жела́юще.

Ин тропарь, глас 3 (перевод с греческого)

Му́ченицы кита́йстии,/ заблужде́ние отцо́в уничто́жившии,/ ве́ру правосла́вную возвели́чившии/ и за нея́ живо́т сво́й положи́вшии,/ будди́йскую ве́ру попра́вшия,/ и прише́ствие Христа́ испове́давшии, Го́спода соверше́на,// моли́теся к Нему́ о душа́х на́ших.

Литература

Использованные материалы



[1]  Также называются новомучениками и первомучениками. Ср. "День памяти 222 китайских новомучеников убиенных при Боксерском восстании в 1900 году (РПЦЗ)", страница официального сайта Котовского благочиния Балтской епархии Украинской Православной Церкви, http://kotovsk-istok.com.ua/zhitie-svyatykh/iyun/446-11-iyun...tml; Иларион (Капрал), архиеп., "Слово в день 222-х первомучеников китайских, убиенных при Боксерском восстании 11/24 июня 1900 г.", официальный сайт Русской Православной Церкви Заграницей, http://www.russianorthodoxchurch.ws/synod/rocor/ser_chinesem...tml

[2]  Православный Церковный Календарь 2015, Издание Обители Преп. Иова Почаевского в Мюнхене (официальный календарь РПЦЗ), с. 34.

[3]  "Sunday of the Chinese Martyrs", официальный сайт Гонконгской митрополии Константинопольской Православной Церкви, 17 июня 2012, http://www.omhksea.org/2012/06/sunday-of-the-chinese-martyrs/

[4]  Со слов К. М. Гирса, сына пекинского посланника Российской империи пережившего пекинскую осаду, если до восстания китайских православных "было четыреста," то после него "осталось человек восемьдесят, прочие перебиты; трупами их наполнены были колодези на месте Духовной Миссии". См. Накамура, К., сост., Дневники святого Николая Японского. В 5-ти тт., СПб.: Гиперион, 2004, т. IV, 339 (запись за 18/31 октября 1900), http://ru.scribd.com/doc/169546847/ДНЕВНИКИ-СВЯТОГО-НИКОЛАЯ-...-IV. Статья "Первые христианские мученики из православных китайцев", За Церковь, 1936, указывает что: "Из 1000 человек православной паствы Русская Духовная миссия потеряла 300 человек; некоторые из них отреклись от Православия, но другие, в числе 222, явились святыми исповедниками и мучениками за веру Христову". Согласно ст. Ковалевой Е. В., "ИННОКЕНТИЙ (Фигуровский)", Православная энциклопедия, т. 23, сс. 30-33, http://www.pravenc.ru/text/468765.html - в 1899 году в ведении Китайской духовной миссии было "более 100 русских и более 450 китайцев" (без учёта русской паствы при вновь создаваемых железнодорожных приходах Маньчжурии).

[5]  Из приведённой цитаты о. Иннокентия (Фигуровского) следует что массовое мученичество пришлось преимущественно на ночь с 11 на 12 июня, но даты кончин православных мучеников преимущественно приходятся на 10-11 июня.

[6]  См. поимённое перечисление в "Списке православных христиан, избиенных в Китае в 1900 году (составлен по показаниям родствеников избиенных христиан, соседей и очевидцев)", Известия Братства православной церкви в Китае, Г.I., №6-7, 1 июля 1904, сс. 3-11, http://orthodox.cn/localchurch/izvestijabratstva/1904/190407...htm

[7]  Свт. Николай (Велимирович), пер. Юрия Максимова, "Китайские мученики", портал Православие.Ru, 18 февраля 2010, http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41626.htm

[8]  См. биографические очерки в "Сказании о Мучениках Китайской Православной Церкви, пострадавших в Пекине в 1900 году", Китайский благовестник, 2000, № 1, http://www.chinese.orthodoxy.ru/russian/kb3/Martyrs1.htm

[9]  Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых, 3 февраля 2016, официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/4367765.html

[10]  Согласно "Списку православных христиан, избиенных в Китае в 1900 году (составлен по показаниям родствеников избиенных христиан, соседей и очевидцев)", Известия Братства православной церкви в Китае, Г.I., №6-7, 1 июля 1904, сс. 3-11, http://orthodox.cn/localchurch/izvestijabratstva/1904/190407...htm и "Сказанию о Мучениках Китайской Православной Церкви, пострадавших в Пекине в 1900 году", Китайский благовестник, 2000, № 1, http://www.chinese.orthodoxy.ru/russian/kb3/Martyrs1.htm. Список упорядочен по семействам; семьи мирян приведены в алфавитном порядке. Курсивом выделены имена встречающиеся только в одном из двух вышеуказанных списков мучеников. Возраст обыкновенно приводится согласно китайской традиции того времени, по которой учитывается количество пережитых лунных новолетий. Таким образом, новорожденный считается годовалым, а если он родился незадолго до лунного нового года - вскоре становится двухлетним. См. Mitrophan Chin, "Coming of Age for a Young Chinese Martyr", портал Православие в Китае, 23 июня 2004, http://www.orthodox.cn/catechesis/age_en.htm

[11]  См. подробнее в ст. Анна Китайская.

[12]  См. подробнее в ст. Лянь Матрона.

[13]  Убита некрещеной. См. подробнее в ст. Чжан Кир Фучэн.

[14]  Ребёнок убит некрещёным. См. подробнее в ст. Чжан Кир Фучэн.

Редакция текста от: 13.03.2016 10:24:05

"КИТАЙСКИЕ МУЧЕНИКИ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google