МИТРОФАН КИТАЙСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Сщмч. Митрофан, пресвитер Пекинский.  Икона
Сщмч. Митрофан, пресвитер Пекинский. Икона
Митрофан Ян Цзи (弥特若梵·楊吉) или Цзи Чун [1] (1855 - 1900), священник, священномученик

Память в числе Китайских мучеников

Родился в 1855 году 10 числа 12 месяца по китайскому календарю, в Китае, из маньчжур [2]. Отца он лишился еще в малолетстве и воспитывался под попечением своей бабушки Екатерины и матери Марины; мать его была учительницей в женской школе Русской духовной миссии в Китае. В то время испытал он много горя. Когда архимандрит Палладий (Кафаров) во второй раз был начальником Миссии, он поручил своему учителю, цзюй-жэню, Лун Юаню с особенным вниманием воспитывать Митрофана, чтобы приготовить его впоследствии к принятию священства. Митрофан был человек смирного характера, очень осторожный и молчаливый, миролюбивый и незадорный, когда случалась хотя бы и очень тяжелая обида, он не старался оправдывать себя. Еще не достигши двадцатилетнего возраста, был назначен на должность катехизатора.

Преемником архимандрита Палладия был архимандрит Флавиан (Городецкий), которому, с самого приезда его в Пекин, отец Палладий поручил постараться, чтобы Митрофан достиг священного сана. Митрофан не хотел принимать священства и постоянно отказывался, говоря: "малоспособный и малодобродетельный человек как осмелится принять этот великий сан?" Но понуждаемый архимандритом Флавианом и убеждаемый учителем повиновался, хотя и знал, что с принятием священства конец его не будет благоприятен.

Сщмч. Митрофан Китайский.  Фото среди участников Токийского Собора, июль 1882 г.
Сщмч. Митрофан Китайский. Фото среди участников Токийского Собора, июль 1882 г.
Летом 1882 года он отправился в Японию, где 20 июня (2 июля н.ст.) был рукоположен во диакона, а 29 июня (11 июля н.ст.) - во священника. Оба рукоположения совершил святитель Николай Японский в Токийском крестовом храме. Принял участие в ежегодном Соборе Японской Церкви [3].

При архимандрите Флавиане священник Митрофан был ему помощником в переводе и проверке книг на китайский. В продолжение пятнадцати лет он неутомимо служил Богу, терпя и от своих и от внешних много обид и оскорблений, и наконец впал в тихое помешательство. После этого он более трёх лет жил вне ограды Миссии, получая половину прежнего жалования. Во всю жизнь священник Митрофан не был любостяжательным и многие злоупотребляли этим.

Сщмч. Митрофан Пекинский, пресвитер. Икона
Сщмч. Митрофан Пекинский, пресвитер. Икона
В 1900 году 1 июня (по китайскому календарю 17 числа 5 месяца) вечером, во время Боксерского восстания, здания Русской Духовной Миссии были сожжены боксерами. Многие христиане, укрываясь от опасности, собрались в доме священника Митрофана. Среди собравшихся были и прежние недоброжелатели отца Митрофана, но он не гнал их. Видя, что некоторые малодушествуют, он укреплял их, говоря, что наступило время бедствий и их трудно избежать. Сам он каждый день по нескольку раз ходил смотреть на сожженную миссийскую церковь. 10 июня вечером в десятом часу китайские солдаты и восставшие окружили жилище отца Митрофана. В это время там было человек до семидесяти христиан; более сильные из них убежали, а отец Митрофан и многие другие, преимущественно женщины и дети, остались и были замучены. Священник Митрофан сидел во дворе пред домом. Бунтари искололи ему грудь, как соты, и он упал под финиковым деревом. Тут же были его жена Татиана, из фамилии Ли, и три сына, - старший Исаия, второй Сергий, и третий Иоанн. Все кроме второго сына - впоследствии протоиерея - разделили участь отца семейства и сделались мучениками за Христа.

Соседи оттащили его тело на место, где была богадельня Миссии. Потом иеромонах Авраамий подобрал тело отца Митрофана, и в 1903 году, когда в первый раз совершался праздник в честь китайских мучеников, оно вместе с другими положено было в Пекинском храме мучеников под алтарем.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года его имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания [4].

Литература

Использованные материалы



[1]  Первая версия имени и фамилии указана иероглифами в материалах Собора Японской Православной Церкви 1882 года. Вторая - известна в русскоязычной транскрипции из статьи Китайского благовестника за 1917 год. Первая транскрипция выбрана основной в новейших текстах портала Православие в Китае; вторая - широко распространена поныне в русскоязычной среде. См. http://www.orthodox.cn/history/martyrs/1_en.htm#1

[2]  Народность - согласно "Списку православных христиан, избиенных в Китае в 1900 году (составлен по показаниям родствеников избиенных христиан, соседей и очевидцев)", Известия Братства православной церкви в Китае, Г.I., №6-7, 1 июля 1904, сс. 3-11, http://orthodox.cn/localchurch/izvestijabratstva/1904/190407...htm

[3]  "Beijing delegates at All Japan Council of 1882", портал Православие в Китае, http://www.orthodox.cn/history/martyrs/188207jpcouncil_en.htm

[4]  Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых, 3 февраля 2016, официальный сайт Русской Православной Церкви - http://www.patriarchia.ru/db/text/4367765.html

Редакция текста от: 07.02.2016 15:39:08

"МИТРОФАН КИТАЙСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google