Единоверие - одно из течений поповского старообрядчества, находящееся под юрисдикцией Русской Православной Церкви
Император Павел I, приверженный древнему чину православного богослужения (в его домовой церкви в Михайловском замке служили по-старому), полагал дело восстановления полноты русской Церкви одной из главных задач своего правления.
В 1796 г. законное священство было даровано старообрядцам Казани, в 1797 г. — Нижнего Новгорода, а 12 марта 1798 г. был издан именной указ императора, в котором всем епархиальным архиереям предписывалось рукополагать священников для старообрядцев, причем в обязательном порядке по древнему чину. По этому же указу было разрешено повсеместное строительство старообрядческих храмов.
Сразу же после издания указа на высочайшее имя было подано прошение московских старообрядцев. В прошении содержался в том числе важный пункт — о том, чтобы старообрядцам по их личному желанию было разрешено приобщаться Святых Христовых Тайн в Греко-Российской Церкви, а сынам этой Церкви «приобщаться Святых Тайн от старообрядческих священников».
Из отмены клятв естественно вытекало требование о том, что «распри, раздоры и хулы ни с единыя стороны да не слышатся за содержание разных обрядов и разных книг, употребляемых для богослужения». На поданном ему прошении император начертал: «Быть по сему».
На доработку документ направили московскому митрополиту Платону. Тот составил «11 пунктов единоверия», утвержденные Синодом. В большинстве своем они удовлетворяли стремления просителей, однако некоторые детали были прописаны так, что существенно сужали возможности изживания церковного раскола.
Так, пункт 1 разрешает (отменяет) клятвы, наложенные на приверженцев старого обряда только в случае их перехода в единоверие. Присоединение к единоверию было возможно только для «не менее пяти лет уклонявшихся от Церкви» (пункт 5), а принятие Святых Тайн членом Греко-Российской Церкви от единоверческого священника допускалось только «в крайней нужде, в смертном случае» (пункт 11).
Оговорки лишали стремления как императора Павла, так и старообрядцев силы и ясности, придавали тогдашнему единоверию двойственный характер и были одной из причин того, что в большинстве своем старообрядцы «11 пунктов» не приняли и продолжали поиск церковной иерархии «на стране далече».
Официально единоверческая церковь была утверждена в 1800 г.
Современное единоверческое движение стало формироваться в 1970-е гг. (Поместный собор 1971 г. отменил клятвы на старый обряд) с разрешения российских властей в ответ на ходатайство старообрядцев-беглопоповцев.
Единоверцы, сохранив старую обрядность и верность дореформенным богослужебным книгам, приняли руководство Русской Православной Церкви, епископы которой стали рукопологать для единоверческих церквей священников.
Единоверцы малочисленны, они есть в Москве и Подмосковье (Михайловская слобода), Иванове, Нижегородской области (в районе г. Арзамас), а также на востоке Латвии. По этнической принадлежности - русские.
Использованные материалы
- Народы и религии мира. Энциклопедия. Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", Москва, 1999, с. 727
- Владимир КАРПЕЦ. Что такое единоверие - http://his.1september.ru/2003/28/18.htm