Чуваши́ (самоназв. чăваш, мн. ч. чăвашсем) - титульная нация Чувашской республики в Среднем Поволжье в Российской Федерации.
Чуваши говорят на чувашском языке булгарской подгруппы тюркской группы алтайской языковой семьи. В чувашском языке выделяют верховой ("окающий") и низовой ("укающий") диалект, на основе которого сформировался литературный язык. Наиболее ранним был тюрский рунический алфавит, замененный в X-XV вв. арабским, а в 1769-1871 - русской кириллицей, к которой затем добавили специальные знаки.
Чуваши делятся на две основные субэтнические группы в соответствии с течением Волги: верховые (вирьял, тури) на западе и северо-западе Чувашии, низовые (анатари) - юге, причем в центре республики выделяют группу средненизовых (анат енчи).
Традиционные занятия чувашей - пашенное земледелие, животноводство, огородничество, хмелеводство и пчеловодство.
По антропологическому типу большинство чувашей - европеоиды с некоторой долей монголоидности (субуральский расовый тип).
Предки верховых чувашей (вирьял) - тюркские племена болгар, пришедшие в VII-VIII веках из северо-кавказских и приазовских степей и слившиеся с местными финно-угорскими племенами. Самоназвание чувашей, по одной из версий, восходит к названию одного из родственных болгарам племён - сувар, или суваз, суас. В русских источниках упоминаются с 1508 года. В 1551 году Чувашия вошла в состав России. К середине XVIII века чуваши в основном были обращены в Христианство [1].
Чуваши проживают на территории России, в основном, в Чувашии: согласно переписи населения 2002 года, из 1 млн 637 тыс. чувашей России - 889,2 тыс. жили в Чувашии. Значительная часть чувашей живет в Татарстане (126,5 тыс.), Башкирии (117,3 тыс.), Ульяновской области (111,3 тыс.), Самарской области (101,3 тыс.). По своей численности чуваши занимают пятое место в Российской Федерации после русских, татар, украинцев и башкиров. Кроме того, 22,3 тыс. чувашей жило в Казахстане и 10 тыс. - на Украине (2001).
Религия
Чуваши с XVI-XVIII веков - православные (80-90% населения), однако в 1990-е-2000-е годы наблюдался интерес к языческому прошлому. В Министерстве юстиции Чувашской республики зарегистрировано два объединения этнических верований чувашей.
Чувашский язык употребляется в богослужении в ряде приходов Чувашской митрополии, а также в некоторых храмах Самары и Казани для окормления чувашей. Всестороннее внедрение чувашского языка в богослужебное употребление началось к концу 1870-х годов, благодаря трудам переводческой комиссии под началом Николая Ильминского [2]. Богослужения по-чувашски были распространены вплоть до разгрома церковной жизни в 1920-х-1930-х годах, и стали снова совершаться в преимущественно чувашских приходах Чебоксарской епархии со второй половины XX века. К концу советского периода в большинстве церквей епархии велось богослужение на чувашском [3].
Использованные материалы
- "Чуваши" // Энциклопедия "Вокруг света" (материал использован частично)
[1] Т. С. Гузенкова, В. П. Иванов. Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 631-633 - http://www.hrono.ru/etnosy/etnos_ch/chuvashi.php
[2] Ольшевский Иустин, свящ., "Дело и деятельность Переводческой Комиссии Православного Миссионерского Общества (В извлечении читано в общем собрании Полтавского Отделения Православного Миссионерского Общества, 27 марта 1894 года)", сайт Омского Ефремовского прихода, http://st-efrem.orthodoxy.ru/krest/aweb/d/text/s7.htm; "СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ЧУВАШСКОГО ЯЗЫКА", Чувашская энциклопедия, http://enc.cap.ru/?t=publ&lnk=5055
[3] Отчёт уполномоченного Совета по делам религий по Чувашской АССР Б. А. Краснова, ГИА ЧР, ф. 1857, оп. 4, д. 153, л. 43-44, цит. по Берман А. Г., Страницы истории православия в Чувашии в ХХ веке, Чебоксары, 2009, http://сувары.рф/ru/content/stranicy-istorii-pravoslaviya-v-...eke