Часосло́в (от греч. Ωρολόγιον) – наиболее распространенная и чаще всего употребляемая богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга (в т.ч. часов) [1], а также тексты некоторых из наиболее употребляемых изменяемых молитвословий.
В славянском рукописании и книгопечатании известны варианты Часослова, которые отличаются своей полнотой. Так называемый великий Часослов кроме полных текстов перечисленных выше служб содержит всевозможные молитвословия и святцы (месяцеслов) с перечислением святых, память которых церковь отмечала в течение всего года, и с текстами песнопений, посвящённых этим святым.
Часослов, а особенно его сокращенный вариант – Часовник – кроме своего прямого богослужебного назначения использовались на Руси для обучения детей грамоте. В церкви же эти книги употреблялись каждодневно. Отсюда сравнительная редкость древних Часословов по сравнению с другими богослужебными книгами – они быстро изнашивались и заменялись новыми. Редки даже печатные Часословы и Часовники, не говоря уже о рукописных.
Сколько-нибудь древних списков Часослова мы не знаем, старейшие из них восходят к XIII в. Таков Часослов, привезенный епископом Порфирием (Успенским) (+1885) из монастыря св. Екатерины на Синае и в 1883 г. поступивший в Петербургскую публичную библиотеку. Написан он на пергамене, и кроме повседневных служб содержит молитвы Григория, папы римского, Иоанна Златоуста, Петра Черноризца и других церковных писателей.
Старейший известный нам датированный список русского Часослова был исполнен на пергамене в 1423 г. писцом Христофором “грубыми и неудобреными алфавиты”, как он сам писал в послесловии, по повелению Кирилла Белозерского. Книга, которая сохранилась в библиотеке Троице-Сергиева монастыря, замечательна цельностраничной миниатюрой с изображением пятиглавого храма, восходящим к известному рисунку Софии Константинопольской, исполненному Феофаном Греком.
Известен Часослов из собрания Иосифо-Волоколамского монастыря, переписанный в 1451 г. “многогрешною рукою Микиты Остафьева сына Толмачева... замышлением Иоанна Мисаилова сына”. По подсчетам А.А. Турилова, в архивах, музеях и книгохранилищах стран СНГ сохранилось 36 Часословов и их фрагментов, восходящих к XV в.
Эти рукописные Часословы относятся в основном к числу “великих”; тексты служб в них приведены с достаточной полнотой, нередки и повторения отдельных текстов, если их полагалось исполнять во время различных служб. Ниже мы увидим, что к “великим” следует причислить и краковский Часослов 1491 г.
Книги аналогичного состава, а иногда и более расширенные бытовали на протяжении всего XVI в. Назовем, например, два рукописных Часослова из собрания В.М. Ундольского. Первый из них – новгородского происхождения: в нем есть запись об архиепископе Новгородском Феодосии, установившем празднование памяти архиепископа Иоанна (ум. 1186), канонизированного московским собором 1447 г.
При широком бытовании Часословов в рукописной традиции любопытно и показательно, что типографы XVI в. к этой книге почти не обращались. На протяжении 70 с лишним лет после выхода в свет краковского Часослова книги под таким названием не издавались. Часословец, выпущенный в 1566 г. в Венеции Яковом из Каменной Реки, на самом деле представляет собой сборник смешанного содержания, включающий и краткий Часовник. Малоформатные Часовники выпускают в 1565 г. Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец в Москве, Петр Мстиславец в 1574–1576 гг. в Вильне, ученики Ивана Федорова в 1577–1580 гг. в Александровой Слободе, типографы Мамоничи в конце XVI в. в Вильне... Часослов, выпущенный в 1598 г. в Остроге на Волыни опять-таки не относится к числу “великих” – это небольшая книга объемом в 121 л. Сравнительно небольшими были первые киевские и виленские Часословы первой четверти XVII в. Несколько полнее лишь острожский Часослов 1612 г.
Такое “невнимание” типографов к Часословам объясняется просто. При сравнительной скудости типографских средств, при обширности репертуара богослужебной и другой религиозной литературы славянским печатникам XVI в. приходилось быть очень жесткими и придирчивыми при отборе произведений для издания. Мы уже говорили, что Часослов в литургической практике может быть заменен Псалтирью с восследованием. Книга эта, впервые напечатанная в Черногории в 1495 г., на протяжении XVI в. издавалась неоднократно. Назовем венецианское издание 1519–1520 гг., горажданское 1521 г., милешевское 1544 г., венецианское 1546 г., милешевское 1557 г., брашовское 1576 г. и т.д. Тексты кратких Часословцев входили во многие Сборники и Молитвенники. Неоднократно печатались и Часовники.
Все это способствовало тому, что “великие” Часословы в течение долгого времени после 1491 г. в свет не выходили. Потребности неквалифицированных священнослужителей, которые затруднялись поиском текстов по справочным отсылкам в “малых” Часословцах, удовлетворяло рукописание; последнее, как мы знаем, в XVI, да и в XVII в. успешно конкурировало с книгопечатанием.
Лишь в 1652 г. повелением патриарха Иосифа в Москве был напечатан Часослов, который с полным правом может быть назван “великим” и который в этом отношении явился непосредственным преемником краковского издания. В послесловии книги указывалось, что ранее тексты приходилось искать в Следованной Псалтири – в этом издании “псалмы же и тропари” размещены в порядке служб: “лучшего ради изрядства вся по ряду суть расположена”.