Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви, состоявшееся 12 апреля 1925 года в московском Донском монастыре
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
В Совещании участвовали 60 православных епископов, съехавшихся на похороны патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина). Было вскрыто и оглашено завещание Святейшего Патриарха, датированное 7 января 1925 года (н.ст.), по которому права и обязанности патриарха передавались местоблюстителю патриаршего престола митр. Казанскому Кириллу (Смирнову), в случае невозможности для него вступить в эту должность - митр. Ярославскому Агафангелу (Преображенскому) и, наконец, митр. Крутицкому Петру (Полянскому), если и митр. Агафангел окажется лишенным возможности принять на себя обязанности патриаршего местоблюстителя.
76-е Апостольское правило воспрещает епископам назначать себе преемников, этот запрет распространяется и на первосвятительскую кафедру Поместной Церкви, косвенным образом он касается и местоблюстительства. Однако Русская Церковь уже в течение восьми лет пребывала в исключительно трудных условиях. Созвать Поместный Собор для избрания нового патриарха было невозможно, Православная Церковь существовала в стране на полулегальном положении, поскольку советская власть в качестве Православной Церкви России признавала обновленческую группировку с ее Синодом. Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 годов предусмотрел возможность самого тяжелого положения для Церкви, в котором не удастся созвать Собор для избрания патриарха, и постановил, что в случае прекращения деятельности Священного Синода и Высшего Церковного Совета патриарх сосредоточит в своих руках всю полноту власти, включая и право назначать преемника - местоблюстителя патриаршего престола. Уже тогда патриарх Тихон назначил кандидатов в местоблюстители и доложил Собору о сделанном им назначении без оглашения имен на пленарном заседании.
Ко времени кончины патриарха митр. Агафангел находился в ссылке, митр. Кирилл получил уведомление об окончании срока ссылки накануне смерти первоиерарха, о чем собравшиеся на Совещание архиереи не знали. Поэтому было решено было во исполнение воли почившего первосвятителя признать патриаршим местоблюстителем митр. Крутицкого Петра, о чем и составлен был акт, удостоверенный 60 архиереями, на первом месте стоит подпись митр. Нижегородского Сергия (Страгородского), затем следуют подписи митрополитов Тверского Серафима (Александрова), Уральского Тихона (Оболенского), архиепископов Тамбовского Зиновия (Дроздова), Ростовского Иосифа (Петровых) и др. архипастырей. В акт, составленный на Совещании, включили и волеизъявление митр. Петра о согласии «вступить со дня оглашения завещания почившего Первосвятителя в отправление обязанности Патриаршего Местоблюстителя».
Архиерейское Совещание до известной степени придает поставлению митр. Петра патриаршим местоблюстителем характер соборного избрания, хотя, конечно, лишь отчасти. Совещание не усвоило себе власти избирать местоблюстителя и тем более патриарха, а только подтвердило правомочность завещательного распоряжения почившего патриарха, санкционировав переход полномочий предстоятеля к одному из архипастырей, назначенных свт. Тихоном.
Значение Совещания определяется тем, что оно содействовало сохранению патриаршего престола и первосвятительского возглавления Русской Церкви в крайне трудных условиях ее существования. Решение Совещания о признании митр. Петра местоблюстителем служило в дальнейшем одним из оснований для признания правомочности передачи полномочий первого архиерея по завещаниям и распоряжениям, которые издавались впоследствии самим митр. Петром, а также митр. Иосифом (Петровых) и митр. Сергием (Страгородским).
Участники-архиереи
- Сергий (Страгородский), митр. Нижегородский
- Серафим (Александров), митр. Тверской
- Тихон (Оболенский), митр. Уральский
- Зиновий (Дроздов), архиеп. Тамбовский
- Иосиф (Петровых), архиеп. Ростовский
- Николай (Добронравов), архиеп. Владимирский
- Сильвестр (Братановский), архиеп. Костромской
- Прокопий (Титов), архиеп. Херсонский
- Сергий (Зверев), еп. Мелитопольский, упр. Самарской епархией
- Григорий (Козлов), еп. Ветлужский
- Филипп (Гумилевский), еп. Балахнинский
- Филипп (Ставицкий), еп. Смоленский
- Иларион (Бельский), еп. Каргопольский
- Стефан (Гнедовский), еп. Кирсановский
- Иоанн (Василевский), еп. Бронницкий
- Тихон (Русинов), еп. Царицынский
- Иннокентий (Бусыгин), еп. Каменский
- Павел (Кратиров), еп. Старобельский
- Августин (Беляев), еп. Иваново-Вознесенский
- Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский
- Серафим (Самойлович), архиеп. Угличский, упр. Ярославской епархией
- Владимир (Соколовский-Автономов), архиеп. Екатеринославский
- Иннокентий (Ястребов)?, архиеп.
- Гурий (Степанов), архиеп. Иркутский
- Александр (Похвалинский), еп. Павловский
- Борис (Соколов), архиеп. Рязанский
- Иоасаф (Шишковский-Дрылевский), еп. Малоярославецкий, упр. Калужской епархией
- Серафим (Силичев) [1], еп. Рыбинский
- Амвросий (Казанский), еп. Сызранский
- Амвросий (Смирнов), еп. б. Брянский
- Иоасаф (Удалов), еп. Чистопольский
- Герман (Коккель), еп. Ибресинский
- Парфений (Брянских), еп. Ананьевский
- Константин (Дьяков), еп. Сумский, упр. Харьковской епархией
- Митрофан (Поликарпов) [2], еп. Бутурлиновский
- Петр (Зверев), еп. Старицкий
- Вассиан (Пятницкий), еп. б. Егорьевский
- Аверкий (Кедров), еп. Житомирский
- Иннокентий (Тихонов), еп. Ладожский
- Амвросий (Полянский), еп. Каменец-Подольский
- Вениамин (Глебов), еп. Рославльский
- Иов (Рогожин), еп. Пятигорский
- Борис (Рукин), еп. Можайский
- Симеон (Михайлов), еп. Чебоксарский, упр. Вятской епархией
- Николай (Покровский), архиеп. Псковский
- Иоанн (Братолюбов), еп. Воткинский
- Петр (Гасилов), еп. Осинский
- Иннокентий (Летяев), еп. Ставропольский
- Александр (Раевский), еп. Керченский
- Виссарион (Зорнин), еп. Симбирский
- Дамиан (Воскресенский), еп. Переяславский
- Алексий (Готовцев), еп. Серпуховский
- Иринарх (Синеоков-Андреевский), еп. Тюменский
- Григорий (Козырев), еп. Вольский
- Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский
- Арсений (Соколовский), еп. Прикаспийский
- Феодор (Маковецкий), еп. Мосальский
- Алексий (Буй), еп. Петропавловский
- Григорий (Яцковский), архиеп. Екатеринбургский
- Тихон (Шарапов), еп. Гомельский
Литература
- Акты свт. Тихона. С. 413-417
- Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917-1945. М., 1996р. С. 538-542
- Одинцов М. И. Русские Патриархи XX века. М., 1999. С. 56, 140-141
Использованные материалы
- Цыпин Владислав, прот. Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви 12 апреля 1925 года// Православная энциклопедия, том 3, стр. 576-577
[1] В Актах свт. Тихона, с. 416 ошибочно указан Серафим (Протопопов), который был еп. Рыбинским в 1930-1932 г.г.
[2] В Актах свт. Тихона, с. 416 - Митрофан (Русинов), такая расшифровка - ошибка М. Губонина или последующих за ним исследователей; на фото оригинала на с. 413 - фамилий епископов нет (указано - Митрофан, еп. Бутурлиновский). В биографии Русинова не значится Бутурлиновской кафедры. См. Лавринов В.В., Обновленческий раскол в портретах его деятелей // Общество любителей церковной истории, Екатеринбург, 2016, с. 360; 19 марта 1925 года освобождён из под стражи. Проживал в Москве без права выезда. См. Лавринов В.В., Временный Высший Церковный Совет и его роль в истории Русской Православной Церкви (1925-1945) // Общество любителей церковной истории, Екатеринбург, 2018, c. 446-447, еп. Митрофан (Русинов) Бутурлиновским не был никогда. Епископом Бутурлиновским сразу был назначен при хиротонии и оставался в 1925 году Митрофан (Поликарпов). См. гл. Примечания и гл. Дополнительно, https://turkestanskaya-golgofa.info/repressed/polikarpov-nik...ich