Еп. Амвросий (Казанский), 1927 год |
В миру Казанский Александр Николаевич, родился 10 октября 1860 года в селе Шпилево Княгининского уезда Нижегородской губернии в семье священника Николая и Марии Афанасьевны (1829 г.р.) Казанских. Родной брат Серафимы (1859 г.р.), Марии (жена священника Гребенева Уфимской епархии), обновл. еп. Сергачского Александра (Казанского) [1].
В 1876 году окончил Лысковское духовное училище по II разряду [2], в 1882 году - Нижегородскую духовную семинарию с аттестатом второго разряда [3].
12 декабря 1882 года рукоположен во иерея для церкви с. Низовки Васильевского уезда Нижегородской губернии. Был законоучителем в Низовской церковноприходской школе.
23 сентября 1895 года принят в число братии Александро-Невской лавры Петербурга, 31 октября того же года пострижен в монашество с наречением имени Амвросий.
11 марта 1906 года возведен в сан архимандрита.
С 1909 года - библиотекарь, с 1911 года - архивариус братской библиотеки Александро-Невской лавры [4].
5 апреля 1912 назначен настоятелем ростовского Троице-Варницкого монастыря Ярославской губернии.
10 мая 1913 года перемещён на должность настоятеля Николо-Улейминского монастыря [5].
22 декабря 1916 года перемещен в Московскую епархию и назначен настоятелем Коломенского Старо-Голутвина Богоявленского монастыря [6]. Среди прочих обязанностей исполнял обязанности благочинного Коломенского уезда, затем заведующего страховым делом по всем уездным монастырям Московской епархии.
15 марта 1918 года повторно назначен настоятелем Николо-Улейминского монастыря [7].
2 февраля 1920 года хиротонисан во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии, но уже 4 февраля того же года назначен епископом Любимским, викарием Ярославской епархии.
16 декабря 1921 года переведен на новооткрытую Воткинскую викарную кафедру Сарапульской епархии. Вступил в управление викариатством 27 марта 1922 года.
30 августа 1922 года на съезде духовенства, проходившего в Елабуге с 14/27 по 16/29 августа 1922 года, вместе с епископами Сарапульским Алексием (Кузнецовым) и Елабужским Георгием (Анисимовым), подписал устав «Живой Церкви», формально признав обновленческое ВЦУ временным посредником между патриархом Тихоном и его заместителем - митрополитом Агафангелом (Преображенским) [8].
С января 1923 года по 17 февраля 1924 года временно управлял Ижевской епархией [9].
В связи с арестом епископа Оханского Никона (Соловьёва), к еп. Амвросию обратились многие приходы Пермской епархии с просьбой принять их в свое подчинение. В рапорте от 15 декабря 1923 года просил патриарха Тихона "поскорее разрешить вопрос ввиду опасного стремления обновленческого духовенства Пермской епархии использовать отсутствие епископа в своих целях". Резолюцией патриарха Тихона и временного Священного Синода от 4 января 1924 года епископу Амвросию поручалась "временная забота о приходах Оханского, Осинского и других уездов Пермской епархии" [10].
8 июля 1924 года был перемещён на Сергачскую викарную кафедру Нижегородской епархии.
Не позднее марта 1925 года назначен епископом Сызранским, викарием Ульяновской епархии [11].
12 апреля 1925 года был в числе подписавших акт о передаче высшей церковной власти Крутицкому митрополиту Петру (Полянскому) [12].
Сызранское духовенство встретило нового архипастыря неприветливо, в адрес патриаршего местоблюстителя митр. Петра (Полянского) 9 июля 1925 года был направлен доклад президиума церковного совета Ильинской церкви г. Сызрани, в котором отмечалось:
В своей резолюции от 21 июля 1925 года митр. Петр (Полянский) отвечал:
В "Вестнике Свящ. Синода" за 1926 год имеется указание, что Сызранский обновленческий епископ Павел (Краснорецкий) во время подготовки к собору 1925 года пытался лично войти в сношение с епископом Амвросием, приглашал его во имя церковного мира и любви принять участие в предсоборной работе. Епископ Амвросий на это сначала ответил, что цель хороша и обещал через две недели дать письменный ответ. Однако вместо ответа он возвратил обратно все полученные им воззвания и программу собора и явно не пожелал никакого сближения с обновленцами [15].
Ушёл на покой не позднее 7 марта 1926 года, когда во епископа Сызранского был хиротонисан Авраамий (Чурилин).
В 1929 году назначен на Мелекесское викариатство Ульяновской епархии.
В 1932 году почислен на покой.
Скончался 28 апреля 1933 года.
По отзывам некоторых современников, в обращении с окружающими он был груб и придирчив. Возможно, это была неправильно оцененная требовательность.
Литература
- Хроника церковной жизни [кончина епископа Амвросия (Казанского)] // Журнал Московской Патриархии. М., 1933. №16-17, с. 9.
- ФПС III, с. 1.
- "Вестник Священного Синода (обновл.) 1926, № 7, с. 7.
Использованные материалы
- Биография на сайте "Русское Православие"
- Малых, Александр Павлович, История Ижевской и Удмуртской епархии в XX веке [Текст] / свящ. Александр Малых. - Ижевск : ОАО "Ижевская респ. тип.", 2010. – с. 87-88:
[1] Клирики. К. №10 // Официальный сайт Лысковской епархии, http://lyskovskaya-eparhya.ru/kliriki-k/
[2] "Разрядный список учеников Лысковского духовного училища за 1875-76 учебный год" // Нижегородские епархиальные ведомости, 1876, №16 (15 августа), с. 392.
[3] В машинописи Мануила (Лемешевского) имеет место путаница с биографией сщмч. Амвросия (Гудко): "Родился в Холмской губернии, окончил Холмскую духовную семинарию. Высшее образование получил в Санкт-Петербургской духовной академии. <...> По окончании академии в 1893 году занимал целый ряд преподавательских должностей. В 1902 году был ректором Волынской духовной семинарии", см. http://www.ortho-rus.tk/cgi-bin/ps_file.cgi?2_6968
[4] Голубятникова Н. Д., Из истории формирования братской библиотеки Александро-Невской Лавры // Научно-богословский журнал "Христианское чтение", 2014. № 4. с. 91, http://christian-reading.info/data/2014/04/2014-04-04.pdf
[5] Определение Св. Синода 10 - 24 мая 1913 года за № 4165 // Церковные ведомости. 1913. №22 (1 июня), с. 320.
[6] Определение Св. Синода от 22 - 23 декабря 1916 года за № 9496 // Церковные ведомости. 1917. №3 (21 января), с. 18.
[7] Постановление Св. Патриарха и Св. Синода от 2 (15) марта 1918 года за № 38// Церковные ведомости. 1918. №13/14 (15 (28 апреля)), с. 84.
[8] Малых Александр, свящ., Основные вехи истории Ижевской епархии в ХХ веке. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата богословских наук, С. 7 // Портал Богослов.Ru: http://www.bogoslov.ru/data/081/193/1234/Малых А., свящ..pdf. Малых, Александр Павлович, История Ижевской и Удмуртской епархии в XX веке, Ижевск : ОАО "Ижевская респ. тип.", 2010., С. 47.
[9] "Архиереи" // Официальный сайт Ижевской и Удмуртской епархии, http://arhiv.udmeparhia.ru/diocese/Arhi/
[10] 1924г. - Акты Осинского уездного церковного совета - http://zz-project.ru/osa/243-1924g-akty-osinskogo-uezdnogo-t...eta
[11] Документы Патриаршей канцелярии 1925–1926 годов, стр. 71, примеч. 59 - http://www.sedmitza.ru/data/734/984/1234/Vest1_0056-073.pdf
[12] "Изменения в составе епископата 1917-1939". Список составлен в 1977 году для первого издания книги Льва Регельсона "Трагедия Русской Церкви.1917 - 45 гг.", "Епископы, подписавшие акт о восприятии митр. Петром власти Местоблюстителя", http://www.apocalyptism.ru/Russian-Episkopat-.htm
[13] Документы Патриаршей канцелярии 1925-1926 годов, № 11, стр. 63-64 - http://www.sedmitza.ru/data/734/984/1234/Vest1_0056-073.pdf
[14] Документы Патриаршей канцелярии 1925-1926 годов, стр. 65 - http://www.sedmitza.ru/data/734/984/1234/Vest1_0056-073.pdf
[15] "Вестник Свящ. Синода" 1926, № 7, с. 7