Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АМВРОСИЙ (КАЗАНСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Амвросий (Казанский), 1927 год
Еп. Амвросий (Казанский), 1927 год
Амвросий (Казанский) (1860 - 1933), епископ б. Мелекесский

В миру Казанский Александр Николаевич, родился 10 октября 1860 года в селе Шпилево Княгининского уезда Нижегородской губернии в семье священника Николая и Марии Афанасьевны (1829 г.р.) Казанских. Родной брат Серафимы (1859 г.р.), Марии (жена священника Гребенева Уфимской епархии), обновл. еп. Сергачского Александра (Казанского) [1].

В 1876 году окончил Лысковское духовное училище по II разряду [2], в 1882 году - Нижегородскую духовную семинарию с аттестатом второго разряда [3].

12 декабря 1882 года рукоположен во иерея для церкви с. Низовки Васильевского уезда Нижегородской губернии. Был законоучителем в Низовской церковноприходской школе.

23 сентября 1895 года принят в число братии Александро-Невской лавры Петербурга, 31 октября того же года пострижен в монашество с наречением имени Амвросий.

11 марта 1906 года возведен в сан архимандрита.

С 1909 года - библиотекарь, с 1911 года - архивариус братской библиотеки Александро-Невской лавры [4].

5 апреля 1912 назначен настоятелем ростовского Троице-Варницкого монастыря Ярославской губернии.

10 мая 1913 года перемещён на должность настоятеля Николо-Улейминского монастыря [5].

22 декабря 1916 года перемещен в Московскую епархию и назначен настоятелем Коломенского Старо-Голутвина Богоявленского монастыря [6]. Среди прочих обязанностей исполнял обязанности благочинного Коломенского уезда, затем заведующего страховым делом по всем уездным монастырям Московской епархии.

15 марта 1918 года повторно назначен настоятелем Николо-Улейминского монастыря [7].

2 февраля 1920 года хиротонисан во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии, но уже 4 февраля того же года назначен епископом Любимским, викарием Ярославской епархии.

16 декабря 1921 года переведен на новооткрытую Воткинскую викарную кафедру Сарапульской епархии. Вступил в управление викариатством 27 марта 1922 года.

30 августа 1922 года на съезде духовенства, проходившего в Елабуге с 14/27 по 16/29 августа 1922 года, вместе с епископами Сарапульским Алексием (Кузнецовым) и Елабужским Георгием (Анисимовым), подписал устав «Живой Церкви», формально признав обновленческое ВЦУ временным посредником между патриархом Тихоном и его заместителем - митрополитом Агафангелом (Преображенским) [8].

С января 1923 года по 17 февраля 1924 года временно управлял Ижевской епархией [9].

В связи с арестом епископа Оханского Никона (Соловьёва), к еп. Амвросию обратились многие приходы Пермской епархии с просьбой принять их в свое подчинение. В рапорте от 15 декабря 1923 года просил патриарха Тихона "поскорее разрешить вопрос ввиду опасного стремления обновленческого духовенства Пермской епархии использовать отсутствие епископа в своих целях". Резолюцией патриарха Тихона и временного Священного Синода от 4 января 1924 года епископу Амвросию поручалась "временная забота о приходах Оханского, Осинского и других уездов Пермской епархии" [10].

8 июля 1924 года был перемещён на Сергачскую викарную кафедру Нижегородской епархии.

Не позднее марта 1925 года назначен епископом Сызранским, викарием Ульяновской епархии [11].

12 апреля 1925 года был в числе подписавших акт о передаче высшей церковной власти Крутицкому митрополиту Петру (Полянскому) [12].

Сызранское духовенство встретило нового архипастыря неприветливо, в адрес патриаршего местоблюстителя митр. Петра (Полянского) 9 июля 1925 года был направлен доклад президиума церковного совета Ильинской церкви г. Сызрани, в котором отмечалось:

"Паства верила и надеялась на возвращение своего любимого епископа Серафима и с нетерпением ждала этого благоприятного для возвращения момента. Между тем вопреки ожиданиям по причинам, для верующей паствы совершенно не понятным, в Сызрань вместо епископа Серафима прибыл епископ Амвросий. С недоверием встреченный, епископ Амвросий это недоверие укрепил своею как бы намеренно подчеркиваемой близостью с лицами, искренность перехода коих из раскола была и есть под большим и вполне основательным сомнением. Дальнейшее поведение преосвященного Амвросия, его ярко выраженная податливость к обновленчеству, ничем не оправдываемое и никакой нуждой не вызываемое изменение и сокращение формулы поминовения за богослужениями имени Святейшего, совершенно не допустимое, вопреки воле почившего Первосвятителя и сонма православных иерархов послабление в приеме в каноническое общение с православной Церковью — без покаяния публичного и без рассуждения степени виновности — не просто рядовых раскольничествующих священников, но даже и активистов, занимавших ответственно руководящие должности, умаление епископского авторитета слабоволием, непостоянством и трусостью, общая бездеятельность и неумение оздоровить приходскую жизнь пресечением ненормальных и совершенно не допустимых властвований над пастырем не общины в ее целом, а кучки самозванцев раздорщиков, оскорбляющих дерзостью и угрозами самого епископа, старческая слабость и вытекающая отсюда болезненность,— все это оттолкнуло от него паству, искренне преданную православию. /.../ епископ Амвросий — далеко не соответствует условиям опасного для православной Сызранской Церкви момента и что Церковь под его неопытным и старчески бездеятельным водительством не растет, а малится" [13].

В своей резолюции от 21 июля 1925 года митр. Петр (Полянский) отвечал:

"Призываю сызранское духовенство находиться в мире со своим архипастырем. Возникшие недоразумения должны быть разрешены в духе взаимной любви. В противном случае г. Сызрань будет лишен возможности иметь своего отдельного епископа. Преосвященного Амвросия братски прошу уладить возникшие недоразумения и впредь воздерживаться от всего, что волнует паству" [14].

В "Вестнике Свящ. Синода" за 1926 год имеется указание, что Сызранский обновленческий епископ Павел (Краснорецкий) во время подготовки к собору 1925 года пытался лично войти в сношение с епископом Амвросием, приглашал его во имя церковного мира и любви принять участие в предсоборной работе. Епископ Амвросий на это сначала ответил, что цель хороша и обещал через две недели дать письменный ответ. Однако вместо ответа он возвратил обратно все полученные им воззвания и программу собора и явно не пожелал никакого сближения с обновленцами [15].

Ушёл на покой не позднее 7 марта 1926 года, когда во епископа Сызранского был хиротонисан Авраамий (Чурилин).

В 1929 году назначен на Мелекесское викариатство Ульяновской епархии.

В 1932 году почислен на покой.

Скончался 28 апреля 1933 года.

По отзывам некоторых современников, в обращении с окружающими он был груб и придирчив. Возможно, это была неправильно оцененная требовательность.

Литература

  • Хроника церковной жизни [кончина епископа Амвросия (Казанского)] // Журнал Московской Патриархии. М., 1933. №16-17, с. 9.
  • ФПС III, с. 1.
  • "Вестник Священного Синода (обновл.) 1926, № 7, с. 7.

Использованные материалы



[1]  Клирики. К. №10 // Официальный сайт Лысковской епархии, http://lyskovskaya-eparhya.ru/kliriki-k/

[2]  "Разрядный список учеников Лысковского духовного училища за 1875-76 учебный год" // Нижегородские епархиальные ведомости, 1876, №16 (15 августа), с. 392.

[3]  В машинописи Мануила (Лемешевского) имеет место путаница с биографией сщмч. Амвросия (Гудко): "Родился в Холмской губернии, окончил Холмскую духовную семинарию. Высшее образование получил в Санкт-Петербургской духовной академии. <...> По окончании академии в 1893 году занимал целый ряд преподавательских должностей. В 1902 году был ректором Волынской духовной семинарии", см. http://www.ortho-rus.tk/cgi-bin/ps_file.cgi?2_6968

[4]  Голубятникова Н. Д., Из истории формирования братской библиотеки Александро-Невской Лавры // Научно-богословский журнал "Христианское чтение", 2014. № 4. с. 91, http://christian-reading.info/data/2014/04/2014-04-04.pdf

[5]  Определение Св. Синода 10 - 24 мая 1913 года за № 4165 // Церковные ведомости. 1913. №22 (1 июня), с. 320.

[6]  Определение Св. Синода от 22 - 23 декабря 1916 года за № 9496 // Церковные ведомости. 1917. №3 (21 января), с. 18.

[7]  Постановление Св. Патриарха и Св. Синода от 2 (15) марта 1918 года за № 38// Церковные ведомости. 1918. №13/14 (15 (28 апреля)), с. 84.

[8]  Малых Александр, свящ., Основные вехи истории Ижевской епархии в ХХ веке. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата богословских наук, С. 7 // Портал Богослов.Ru: http://www.bogoslov.ru/data/081/193/1234/Малых А., свящ..pdf. Малых, Александр Павлович, История Ижевской и Удмуртской епархии в XX веке, Ижевск : ОАО "Ижевская респ. тип.", 2010., С. 47.

[9]  "Архиереи" // Официальный сайт Ижевской и Удмуртской епархии, http://arhiv.udmeparhia.ru/diocese/Arhi/

[10]  1924г. - Акты Осинского уездного церковного совета - http://zz-project.ru/osa/243-1924g-akty-osinskogo-uezdnogo-t...eta

[11]  Документы Патриаршей канцелярии 1925–1926 годов, стр. 71, примеч. 59 - http://www.sedmitza.ru/data/734/984/1234/Vest1_0056-073.pdf

[12]  "Изменения в составе епископата 1917-1939". Список составлен в 1977 году для первого издания книги Льва Регельсона "Трагедия Русской Церкви.1917 - 45 гг.", "Епископы, подписавшие акт о восприятии митр. Петром власти Местоблюстителя", http://www.apocalyptism.ru/Russian-Episkopat-.htm

[13]  Документы Патриаршей канцелярии 1925-1926 годов, № 11, стр. 63-64 - http://www.sedmitza.ru/data/734/984/1234/Vest1_0056-073.pdf

[14]  Документы Патриаршей канцелярии 1925-1926 годов, стр. 65 - http://www.sedmitza.ru/data/734/984/1234/Vest1_0056-073.pdf

[15]  "Вестник Свящ. Синода" 1926, № 7, с. 7

Редакция текста от: 10.12.2022 07:29:06

"АМВРОСИЙ (КАЗАНСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google