Арсений (Соколовский) (1879 - не ранее 1937), епископ Оренбургский.
В миру Соколовский Арсений Болеславович, родился в 1879 году в г. Тифлисе, сын инженера-путейца Болеслава, поляка католического исповедания, и грузинской княжны, урожденной Эристовой. Был студентом юридического факультета Санкт-Петербургского университета, обучался в университете в Лозанне.
Неизвестно когда принял монашество и священный сан.
В сан архимандрита возведен в г. Баку.
27 августа 1924 г. был хиротонисан во епископа Прикаспийского и Бакинского.
В 1925 году, когда обновленцы вели подготовку к очередному собору, прилагая всевозможные усилия к тому, чтобы вовлечь и православных к этому и тем самым усилить свои фонды, епископ Арсений, как и другие чисто православные иерархи, решительно отклонил все их попытки к примирению. Посланное ему обновленцами письмо о примирении и участии в соборе епископ Арсений не принял совсем, хотя обновленцы усиленно старались вручить это письмо то через почту, то через специального рассыльного. В устном разговоре на эту тему он определенно заявил, что не может пойти ни на какие переговоры о примирении до тех пор, пока не получит соответствующих указаний от законной церковной власти. После этого Закавказское областное церковное управление решило пригласить на частную беседу к обновленческому митрополиту наиболее влиятельных членов православных приходских советов и продвигать свои планы через них помимо епископа. С этой же целью обновленцы решили устроить широкое публичное собрание духовенства и мирян обоих течений, собрать даже особый епархиальный съезд для церквей "староцерковнического" направления для выбора делегатов на собор. Вся эта кипучая деятельность развернулась вокруг епископа Арсения для того, чтобы "победить упорство руководителей тихоновщины", но сами же обновленцы вынуждены были сознаться, что все их усилия остались тщетными.
С 1928 года епархией не управлял, место пребывания неизвестно, вероятно - в ссылке.
30 декабря 1931 г. назначен епископом Оренбургским.
С 8 октября 1936 г. епархией не управлял.
В мае 1937 г. он уже находился в тюрьме, а 13 мая был приговорен к 5 годам ИТЛ.
22 мая 1937 г. был уволен на покой.
Предположительно, скончался в заключении. Год кончины неизвестен.
Это был епископ нищелюбец и в полном смысле нестяжательный. Жил он очень просто и бедно, почти в землянке. Он был больной, постоянно у него болели ноги (расширение вен) и несмотря на это, он всегда ходил в церковь пешком и один. Кроме как в храме владыка нигде не бывал.
Приношений от людей он не принимал. Для уплаты налога он отдал даже панагию. Питался очень скудно, но был приветлив к посетителям и никогда не отпускал никого без чая. Служил владыка торжественно и при малом штате духовенства. Возглас пред чтением апостола говорил по-гречески.
Часто говорил поучения. Его проповеди были кратки, но содержательны и красивы. Он говорил светским, литературным языком.
При своей простоте он был настоящим аристократом. Это проявлялось во всем: в движениях, в речи, в обращении с людьми, изысканной деликатности. В разговоре допускал шутки и остроты. Говорить с ним было легко. Он был всесторонне образован и имел великий ум, что признавали в нем даже люди, не принадлежащие к Церкви.
Сила воли у него была громадная. Он был смел, прямодушен, не любил кривить душой. Правду говорил пред всем народом. Любил детей.
Литература
- Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.1. С.390-391.
- Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ века. Кн.3./ Сост. прот.Н.Стремский. Оренбург, 2000. С.294.
Использованные материалы
- Биография на сайте "Русское Православие"
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"