Хандский Иоанновский храм (молитвенный дом). Фото 2019 г. |
- Престол: прп. Иоанна Дамаскина
- Адрес: Япония, преф. Айти, г. Ханда. 3-33, Okkawa-Nishinomiya-chō, Handa-shi, Aichi-ken, 475-0068, JAPAN(〒475-0068愛知県半田市乙川西ノ宮町3-33)
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Храм расположен в 20 минутах ходьбы от к северу от железнодорожной станции Оккава, в непосредственной близости к востоку от синтоистской кумирни Оккава-Цусима-дзиндзя.
Проповедь Православия на полуострове Тита была начала несколько южнее Ханды - в деревне Уцуми (ныне в составе посёлка Минами-тита префектуры Айти) - катехизатором из Нагои в 1883 году и пошла успешно. В 1885 году православная община возникла и в самой Ханде. Около того же времени появилась община и в соседней деревне Оккава (ныне также в составе города). Окормление местных христиан было поручено настоятелю Сидзуокского прихода. В 1887 году Хандские прихожане наняли помещение для проповеди в единственном в то время местном здании западной постройки. Когда в 1892 году для обозрения места сюда приезжал святитель Николай Японский у общины имелась молельная комната.
Оккавский (Хандский) молитвенный дом. Рисунок катехизатора Петра Мотидзуки |
С 1923 года в течение десяти лет местный катехизатор Петр Мотидзуки на собственные средства издавал ежемесячник "Какусэй" ("Пробуждение", 『覚醒』). В 1926 году приход принимал архиепископа Японского Сергия и в том же году Хандский молитвенный дом был упразднён. Весь межвоенный период катехизатор Мотидзуки продолжал свою деятельность без жалования, поддерживая веру Хандских и Оккавских православных; пастырское окормление поручалось священникам Нагойского и Тоёхасского приходов. В 1949 году Хандская и Оккавская общины были объединены под именем Хандской церкви; общим местом молитвы стал Оккавский (отныне Хандский) молитвенный дом.
В послевоенный период Хандский приход закрепился за Нагойским настоятелем. Благодаря основательности постройки, во время тайфуна залива Исэ ("тайфуна Вера") в 1959 году, здание церкви почти не пострадало, хотя большинство окрестных домов было разрушено. Молитвенный дом получил наименование церкви во имя преподобного Иоанна Дамаскина. На начало XXI века храм по-прежнему окормлялся Нагойским священником, обыкновенно совершавшим богослужения раз в месяц. 20 октября 2013 года приход отмечал столетие своего молитвенного дома, в связи с чем митрополит Токийский Даниил возглавил богослужение при значительном стечении верующих. 21 июня 2019 года администрация города Ханды признала молитвенный дом и его иконостас городским культурным достоянием [3].
Статистика
- 1911 - в Ханде наличных: 17 семей, 48 человек; по спискам: 46 семей, 103 человека; в Оккава наличных: 13 семей, 36 человек; по спискам: 13 семей, 41 человек [4]
- 1923 - в Ханде наличных: 8 семей, 30 человек; по спискам: 49 семей, 139 человека; в Оккава наличных: 10 семей, 35 человек; по спискам: 18 семей, 63 человек [5]
- 1956 - 24 семьи, 119 человек [6]
- 1999 - 20 семей, 67 человек [7]
- нач. XXI в. - на литургию в храм обыкновенно собирается до 20 человек [8]
- 20 октября 2013 - на юбилейной литургии возглавленной митрополитом Токийским Даниилом около 95 человек [9]
Боковая черепица Хандской церкви |
Архитектура
Церковь выполнена в виде добротного деревянного дома в традиционном японском вкусе. К скруглённому потолку внутри храма на расстоянии около 20 см между собой прикреплены тонике балки, создающие мягкий ритмический акустический эффект. Торцы коньков крыши украшены боковой черепицей с клеймами в виде крестов.
Настоятели
- Сидзуокские священники (упом. 1892 - упом. 1923)
- Нагойский священник (упом. 1925 - упом. 1926)
- Тоёхасские священники (упом. 1935 - упом. 1953)
- Нагойские священники (упом. 1955 - 12 июля 2015 (10 ноября 2015) [10])
- Осакский священник (10 ноября 2015 - 1 апреля 2016)
- Нагойский священник (с 1 апреля 2016)
Иконостас Хандского Иоанновского молитвенного дома. Фото 2019 г. |
Святыни
- иконы из России, включая образа XVIII-XIX веков
- иконы на Царских вратах - старые копии икон Санкт-Петербургского Казанского собора
- список Казанской иконы Божией Матери - образ XIX века, дар митрополита Токийского Даниила по случаю столетия молитвенного дома 20 октября 2013
Использованные материалы
- Страницы официального сайта Киотоской епархии:
- http://www.orthodox-jp.com/westjapan/handa/handa.htm - 半田ハリストス正教会のご紹介
- http://www.orthodox-jp.com/westjapan/churchlist.htm - 西日本主教区各地の教会
- Бесстремянная Г. Е., Японская Православная Церковь. История и современность, Сергиев Посад: Троице-Сергиева Лавра, 2006, 236-238.
- 「『イオアン・ダマスキン聖堂』成聖百周年記念祭 半田教会」『西日本正教』、№135、冬2014、2-3。
[1] Обычно называется храмом, но престол не имеет частицы святых мощей, почему также упоминается как молитвенный дом.
[2] Посвящение согласно 『大日本正教会公会議事録』東京:日本正教会、1911、30 (вторая пагинация)。
[3] 「新たに半田市有形文化財を指定しました」『はんだ市報』2019.07.15号(No.1494)、11頁、https://www.city.handa.lg.jp/kikaku/shise/koho/shiho/h31/doc...pdf
[4] 『大日本正教会公会議事録』東京:日本正教会、1911、50-51。
[5] 日本正教会総務局編『公会議事録』東京:正教本会事務所、1923、150。
[6] 『公会議事録』東京:日本ハリストス正教会、1956、(9)。
[7] Саблина Э. Б., 150 лет Православия в Японии. История Японской Православной Церкви и её основатель Святитель Николай, M.: АИРО-XXI; СПб.: "Дмитрий Буланин," 2006, 195.
[8] http://www.orthodox-jp.com/westjapan/handa/handa.htm; Бесстремянная Г. Е., Японская Православная Церковь. История и современность, Сергиев Посад: Троице-Сергиева Лавра, 2006, 238.
[9] 「『イオアン・ダマスキン聖堂』成聖百周年記念祭 半田教会」『西日本正教』、№135、冬2014、2。
[10] Первая дата - принятие решения на ежегодном Соборе Японской Церкви, вторая - дата отъезда Нагойского настоятеля. По соборному решению временное окормление Хандского прихода было возложено на Тоёхасского настоятеля, но прежде чем тот приступил к этому служению, по благословению митрополита Даниила Токийского постановление было отменено.