Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

БОГ СЫН

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Бог Сын, Сын Божий, Логос (греч. Λόγος - слово, мысль), Слово Божие, вторая ипостась Святой Троицы

Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Сын Божий

  • обладает всеми Божественными свойствами (см. Бог)
  • равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Святому Духу
  • единосущен с Ними, обладает единой Божественной сущностью (природой) со Отцом и Святым Духом

Как и всем Лицам (Ипостасям) Святой Троицы Сыну Божьему воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Ему, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Святому Духу, имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.

Св. Максим Исповедник:

"Не было, нет и не будет слова, которое выше этого Слова. Оно не лишено ума или жизни, но обладает умом и жизнью, поскольку имеет рождающий Его Ум, существующий сущностным образом, то есть Отца, и Жизнь, то есть Святой Дух, [также] существующую сущностным образом и сосуществующую с Ним" [1].

Св. Григорий Богослов:

"Свет Отца, Слово Великого Ума, превосходящее всякое слово, Высший Свет высочайшего Света, Единородный Сын, Сияющий вместе с Великим Духом, Добрый Царь, Правитель мира, Податель жизни, Создатель всего, что есть и будет. Тобою все живет" [2].

Рождение от Отца

От двух Других Лиц Святой Троицы Сына Божьего отличает личностное (ипостасное) свойство. Оно заключается в том, что Бог Сын рождается Богом Отцом. Он рождается из Божественного существа (естества) Отца, а не из ничего или другим образом. Он рождается не так, чтобы от существа Отца что-либо отделилось или Отец чего-либо лишался. Рождение Сына Божия есть рождение неразлучное, Сын родился от Отца, но не отделился от Него. Рождение Сына Божия есть рождение вечное, оно никогда не начиналось и никогда не оканчивалось (Пс. 109:3; Пс. 2:7). Рождение Сына Божия Отцом есть вечное и неразлучное рождение Божественного Слова Божественным Умом.

Для того, чтобы понять как Божественный Ум рождает Божественное Слово святые отцы указывали на ум и мысль (внутреннее слово) человека, являющегося Образом Божьим.

Свт. Игнатий (Брянчанинов):

"Ум наш - образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) - образ Сына; дух - образ Святого Духа. Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем перебывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль - без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли" [3].

Сотворение мира

Бог Отец сотворил мир Словом Своим во Святом Духе.

Св. Григорий Богослов:

"Бог словом рассеял тьму, словом произвел свет, основал землю, округлил небо, распределил звезды, разлил воздух, положил пределы морю, протянул реки, одушевил животных, сотворил человека по образу Своему, дал всему красоту. Словом и ныне рассеял Он ночной мрак и все привел во свет, порядок и прежнюю стройность" [4]

Воплощение

На Предвечном Совете Святой Троицы принято решение о воплощении Слова Божьего, предначертано принятие Им человеческого естества. "И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца" (Ин. 1:14).

В Воплотившемся Божьем Слове - Богочеловеке Иисусе Христе, Который есть Бог и Слово Отца, по сущности обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2:9). Приняв человеческую природу, Божественное Слово соединило тварное и Нетварное естество, открыв уверовавшему в Него человеку путь к обожению.

Господь Иисус Христос называется Сыном Божиим в подлинном смысле, а не каком-либо переносном, Священное Писание приписывает Ему и Божеское естество, и Божеские свойства и единосущие со Отцем и Духом. Так, Он называется:

  • Сыном Бога Отца: Отец любит Сына, и вся показует Ему, яже Сам творит.., якоже бо Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет, живит (Ин. 5:20, 21; Ин. 14:13, Ин. 17:1; Мф. 11:27)
  • Сыном единородным: тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный Ин. 3:16, Ин. 18, 1:14)
  • пребывающим в самом лоне Отца: Бога никтоже виде нигдеже: Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда (Ин. 1:18)
  • Сыном истинным: вемы, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе (1 Ин. 5:20)
  • Сыном собственным: Иже убо Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его, како убо не и с Ним вся нам дарствует; (Рим. 8:32)

Использованные материалы



[1]  Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. I. М.: "Мартис", 1993. Различные богословские и домостроительные главы. С. 257-260. Перевод А. Сидорова - http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/razlichnye_bogos...vy/

[2]  Митр. Иларион (Алфеев). Жизнь и учение св. Григория Богослова. Глава 4. Мистическое богословие - http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/jizn_Grigoriya_Bogoslova/4

[3]  Аскетические опыты. Том II. "О образе и подобии Божиих в человеке" - http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=192

[4]  Свт. Григорий Богослов. Слова. Слово 5. Второе обличительное на царя Юлиана - http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/5

Редакция текста от: 16.01.2016 11:05:26

"БОГ СЫН" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google