Преображение Господне. 1403 г. (Феофан Грек) |
Празднуется 6 августа
В этот день вспоминается явление Иисуса Христа в божественной славе (ещё во время земной жизни) трём избранным ученикам. Иисус Христос взял "Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился перед ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же его сделались белыми, как свет" (Мф. 17:12). "И вот два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который ему надлежало совершить в Иерусалиме" (Лк. 9:30–31). "И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте" (Мк. 9:7).
Место события
Место Преображения в Евангелии не указано. Известно только, что оно совершилось на горе. Церковная традиция соотносит неназванную в Евангелиях гору с галилейской горой Фавор (откуда происходит исихастский термин "фаворский свет"). Это мнение в настоящее время вызывает возражения учёных. Фавор представляет собою небольшую возвышенность, находящуюся в южной Галилее. В новозаветную эпоху на вершине Фавора была крепость, что делало место неблагоприятным для уединения. В противовес традиционной топографии, мнение ученых склоняется в наши дни в пользу горы Ермон. Ермон, при большой высоте (ср. «высокая гора»: Мф. 17:1, Мк. 9:2), создававшей благоприятные условия для полного уединения, расположен к северу от Галилеи. Область Кесарии Филипповой, где ученики исповедали Учителя Мессию, лежит у подножия Ермона. Приурочение Преображения к Ермону отвечает и хронологии события: последующее прохождение Господа через Галилею (Мк. 9:30) накануне пути в Иерусалим естественно понимать как прохождение с севера на юг - не от Фавора к Ермону, а от Ермона к Фавору. Предлагаемая топография не есть единственно возможная. Она тоже не свободна от возражений. Но совокупность данных обеспечивает ей несомненные преимущества перед традиционным пониманием.
О горе Фаворe как месте Преображения Господа свидетельствуют блж. Иероним Стридонский и свт. Кирилл Иерусалимский [1]. Разные мнения о горах Преображения см. Евангелида и Энциклопедию Герцога, т. XV, 599.
У Дукакиса пишется, что Преображение было в феврале, то есть незадолго до страдания Христова (на основании Мф 16, 21), но ради Четыредесятницы празднуется в августе.
История праздника
Преображение Господне. Современная икона |
Слово св. Ефрема Сирина на сей день подвергается сомнению [2]. О словах свт. Иоанна Златоустого на Преображение, коих у Фабриция [3] показано три, равно и о слове свт. Кирилла Александрийского патрологи не говорят, но признаются подлинными слова на сей праздник свт. Прокла, Патриарха Константинопольского (+ 446) и епископа Василия Селевкийского (+ ок. 459). Таким образом, свидетельства о сем празднике на востоке приходятся на время не позднее V века.
Все богослужебные памятники восточные, дошедшие до нас от начала VIII века, - именно Евангелие праздничное 715 года, стихиры и каноны прпп. Космы и Иоанна Дамаскина и многие другие говорят о всеобщем праздновании Преображения Господня в VIII и последующих веках. На Западe с XV века папой Каликстом III (с 1457 г.) он сделан всеобщим праздником. Впрочем, он встречается в некоторых древних западных мартирологах и издавна на Западe торжественно совершался в некоторых церквах, например, во Франции в Туре, в Испании при св. Ильдефонсе в VII веке.
В относительно недавнее время явилось предположение, что праздник Преображения Господня 6 августа - армяно-каппадокийского происхождения и установлен в Армении в противовес языческому празднику роз в честь Астхик [4].
Освящение плодов
Согласно церковному уставу, в день праздника Преображения после Литургии совершается освящение винограда, яблок и прочих фруктовых и овощных плодов нового урожая, часть которого, по обычаю, жертвуется храму и неимущим братьям и сестрам по вере. Тем самым мы приносим Богу благодарение за все проделанные труды и результаты этих трудов, в осуществлении которых Он помогал нам и благословлял нас и окружающий нас мир.
Молитвословия
Тропарь, глас 7
Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же,/ показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́, я́коже можа́ху,/ да возсия́ет и на́м, гре́шным, Све́т Тво́й присносу́щный// моли́твами Богоро́дицы, Светода́вче, сла́ва Тебе́.
Кондак, глас тот же
На горе́ преобрази́лся еси́,/ и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́, сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша,/ да егда́ Тя́ у́зрят распина́ема,/ страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное,/ ми́рови же пропове́дят,// я́ко Ты́ еси́ вои́стинну О́тчее сия́ние.
Величание
Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стыя пло́ти Твоея́// пресла́вное преображе́ние.
Видео
Документальный фильм Студии Одигитрия по заказу Миссионерского отдела Московской епархии:
Библиография
- Архиеп. Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока., Т. III. М. 1997. С. 313
- Еп. Кассиан (Безобразов). Христос и первое христианское поколение. Часть I. Евангельская история.
Использованные материалы
- "Почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение" // Сайт Седмица.RU
[1] Огласительные беседы, 12. 16
[2] см. Фесслера об Ефремe Сирине
[3] № 242. ed. Harles
[4] Христ. Чт., 1893 г., Ч. II. стр. 644.