Архиеп. Эдмонтонский Пантелеимон (Рудык) |
В миру Рудык Петр, родился 16 июня 1898 [1] года в селе Липовцы Перемышлянского уезда Галиции в очень набожной [2] крестьянской семье. Приходился двоюродным братом будущему митрополиту Стефану (Рудыку).
В Австро-Венгрии власти прилагали большие усилия для подавления движения к переходу в Православие среди галичан, а молодой Петр пламенно желал стать иноком и послужить делу восстановления истинной веры среди своего народа. С большим риском он тайно перешёл границу в Россию для поступления в Почаевскую Свято-Успенскую Лавру. В 1912 году четырнадцатилетний Петр Рудык прибыл в Лавру и по благословению владыки Волынского Антония был принят в число ее воспитанников с правом ношения подрясника. В четырехклассной церковно-приходской школе при Лавре он получил начальное образование. При приближении линии фронта во время Первой мировой войны в 1915 году, послушник Петр вместе с лавской братией был эвакуирован в Святогорскую Успенскую пустынь Харьковской епархии.
После распада Российской империи возвратился из эвакуации и оказался во вновь обособившейся Польше. По благословению епископа Кременецкого Дионисия, управляющег Волынской епархией, в 1920 году принял монашество с именем в честь великомученика Пантелеимона Целителя.
В 1922 году закончил полный курс иноческо-богословской школы при Почаевской Лавре и был рукоположен во иеродиакона [3]. В том же году 21 июля [4] состоялась его хиротония в сан иеромонаха.
По окончании богословских классов Волынской духовной семинарии в Кременце в 1924 году, в начале следующего года был направлен на новооткрывшийся православный богословский факультет Варшавского университета, откуда выпустился в 1928 году.
Миссионер Галицкой Руси
С 1925 года был настоятелем в Георгиевском храме Львова. Одновременно он был назначен благочинным нескольких возвратившихся из унии галицких приходов. Несмотря на материальные трудности и враждебное отношение униатской иерархии и светской администрации края, отец Пантелеимон ревностно проповедовал Православие среди родного народа и присоединял к Церкви всё новый приходы из бывших униатов. Во Львове при помощи присоединившегося к Православной Церкви ставропигиального братства стал издаваться ежемесячный журнал «Воскресеніе». Для более широкого развития миссионерской деятельности отец Пантелеимон пригласил в Галицкую Русь до десяти студентов Варшавского богословского факультета, одним из которых был Вениамин (Новицкий). Совместно они открыли школу по подготовке миссионеров для просвещения униатов из местных кадров. До подписания в 1927 году конкордата между Польшей и Римо-католической церковью, после которого переход из унии в Православие стал крайне затруднителен, миссия отца Пантелеимона сумела присоединить к Церкви более тридцати общин. За ревностные труды отец Пантелеимон был возведен в сан игумена.
В 1929 году был возведен в достоинство архимандрита и назначен настоятелем Загаецкого монастыря святого Иоанна Милостивого. В этом тихом малом монастыре он быстро поднял на высокий уровень духовную и хозяйственную жизнь.
Почаевский наместник
В 1933 году был определён наместником Почаевской Лавры. Смутные годы расстроили не только огромное хозяйство лавры, но и её внутреннюю уставную жизнь, поэтому архимандрит Пантелеимон особо усердствовал в восстанавлении богослужебного устава, традиций и распевов Киево-Печерской Лавры, общего благолепия служб. В 1934 году он открыл в Лавре богословскую шестигодичную школу для иноков. Благодаря помощи православного населения Волыни были проведены капитальные наружные ремонты Успенского собора, братского корпуса и других строений. Архимандрит Пантелеимон проявлил себя ревностным сторонником церковнославянского языка и не допускал на территории Лавры совершения богослужений на украинском. Деятельный наместник сумел организовать юридическую защиту от 724 исковых заявления римо-католиков в польские суды, удержав таким образом Лавру от изъятия у Православной Церкви.
После прихода на Волынь советских войск в 1939 году у Лавры новой властью была отнята почти вся движимая собственность, закрыты все учреждения, а молодые послушники и монахи изгнаны из обители. Сам отец Пантелеимон подвергся издевательствам [5].
Еп. Львовский Пантелеимон (Рудык), управляющий Киевской епархией. Фото из архива Управления Патриаршими приходами в Канаде |
Архиерей на Украине военного времени
27 марта 1941 года он был хиротонисан во епископа Львовского в Елоховском Богоявленском соборе Москвы, будучи рекомендован владыкой Николаем (Ярушевичем) в видах предстоящей миссии по обращению униатов. Хиротонию совершили местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский), экзарх Западных областей Украины и Белоруссии митрополит Волынский и Луцкий Николай, экзарх Латвии и Эстонии митрополит Литовский и Виленский Сергий (Воскресенский), архиепископ Ровенский и Кременецкий Алексий (Громадский), епископ Камень-Каширский Антоний (Марценко), архиепископ Острожский Симон (Ивановский), архиепископ Орловский исповедник Николай (Могилевский). Он пробыл наместником Почаевской Лавры до 2 июня 1941 года, когда был освобожден от этого послушания с предписанием постоянного пребывания во Львове, в котором для него была подготовлена резиденция [6].
После начала Великой Отечественной войны по приглашению архиепископа Алексия (Громадского) принял участие в Почаевском совещании 18 августа 1941 года и принял участие в образовании временно автономной Украинской Православной Церкви.
18 декабря 1941 года на правах епархиального архиерея Киевской епархии владыка Львовский прибыл в Киев [7] где вступил в каноническое общение с проживавшим там схиархиепископом Антонием (Абашидзе). Предстояло организовать епархиальную жизнь почти с «нуля» в сложнейших условиях военного времени. Владыка сразу же открыл епархиальное управление и временно обосновался в Покровском женском монастыре. При помощи помощников начал освящать новооткрытые храмы, назначать в них священников и выдавать антиминсы, по возможности литургисал ежедневно. Для пополнения духовенства в Киеве были образованы проверочные комиссии для ставленников перед хиротонией и краткосрочные (от 1 до 6 месяцев) курсы. Однако, вскоре немецкие власти запретили богословское образование и только осенью 1943 года, когда советские войска уже приближались к городу, разрешили создать духовную семинарию в Киеве. Трудами епископа Пантелеимона в Киевской епархии были открыты и обеспечены духовенством до пятисот храмов.
Автокефалистов-раскольников он принимал в Православие как обновленцев - т.е. только после публичного покаяния через новое посвящение при отсутствии канонических препятствий. Вместе с большинством верующих и духовенства выступил категорически против попытки компромиссного примирения с автокефалистами в 1942 году, став одним из инициаторов Архиерейского Собора автономной Украинской Церкви 30 октября того года. Через вмешательство немецких властей не смог принять участия в Архиерейском Соборе в Ковеле 6 июня 1943 года. 25 сентября 1943 года архиепископ Пантелеимон вместе со своим келейником и иподиаконом монахом Димитрием (Щур) по распоряжению немецкой власти об эвакуации гражданского населения был вынужден эмигрировать на Запад.
На перепутье в Европе
После отбытия из Киева остановился в Варшаве. Здесь митрополит Варшавский Дионисий, узнав, что глава автономной Украинской Церкви архиепископ Дамаскин арестован советскими военными властями, единолично в апреле 1944 года объявил титул первоиерарха автономной Украинской Церкви переданным владыке Пантелеимону. Вероятно именно с этого времени владыка Пантелеимон начинает титуловаться "Киевским" [8]. Имеются свидетельства, что владыка Пантелеимон в конце 1944 года в Берлине представлялся архиепископом, главой автономной Украинской Православной Церкви [9].
После окончания Второй мировой войны оказался в самом крупном лагере для перемещенных лиц в Германии – Шляйсгайме близ Мюнхена, где проживало более 7000 беженцев и имелось значительное количество духовенства. 5 апреля 1946 года в Мюнхене в числе других 12-ти архиереев автономных Украинской и Белорусской Церквей был принят в Русскую Православную Церковь Заграницей в сане архиепскопа Киевского и Галицкого [10].
В составе Русской Православной Церкви Заграницей
Принял деятельное участие в Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей в Мюнхене в 1946 году.
Священноначалием Зарубежной Церкви в 1947 году был назначен на служение в Аргентину как архиепископ Буэнос-Айресский и Аргентинский. Он прибыл в свой кафедральный город, Буэнос-Айрес, в начале 1948 года. Кафедральный собор, епархиальное управление и архиерейский дом пришлось размещать в наёмных помещениях. Владыка Пантелеимон преуспел в устроении епархиального центра, но, из-за интриг римо-католического клира, с Аргентинскими властями не поладил и был вынужден покинуть страну [11].
В первой половине 1950 года был командирован в Иран, но вскоре это назначение было отменено и в середине 1951 года [12] он был послан в Северную Африку для устройства отдельной епархии для этой области. Прибыв в туда, он обосновался при Воскресенском храме в Тунисе. В связи с этим патриарх Александрийский Христофор II запретил сослужения своего духовенства с представителями Русской Зарубежной Церкви, сочтя появление епископа вторжением на свою каноническую территорию. Из-за болезни настоятеля Тунисского храма архиепископу Пантелеимону часто приходилось служить одному.
В 1952 году был переведен в Канаду управляющим Западно-Канадской и Эдмонтонской епархией. В 1954 году был перемещен на Восточно-Канадскую и Монтреальскую кафедру. Паству владыки Пантелеимона составляли преимуществнно бедные крестьяне – переселенцы из Галиции, Буковины и Волыни, - и их потомство. Архиепископ Пантелеимон стоял на страже сохранения эмигрантскими общинами церковнославянского языка в богослужении, традиционного уклада жизни и религиозного быта.
В 1957 году, не позднее августа, был почислен на покой подвергшись клеветнической кампании. В те годы первоиерарх Зарубежной Церкви митрополит Анастасий был уже в преклонном возрасте и архиепископ Пантелеимон был одним из его вероятных наследников, вследствии чего возбудил против себя интриги [13].
Архиерей Патриархата в Канаде
Написал прошение патриарху Московскому и всея Руси Алексию о стремлении быть в общении с Русской Православной Церковью в Отечестве. 5 марта 1959 года, после принесения покаяния, был вновь принят в епископат Московского Патриархата. 8 мая того же года в Никольском соборе Нью-Йорка возглавил архиерейскую хиротонию Досифея (Иванченко). 8 августа 1959 года, одновременно с учреждением Эдмонтонской и Канадской епархии Московского Патриархата был назначен её архипастырем. Тем временем Архиерейский Собор Зарубежной Церкви в Нью-Йорке 18 октября-14 ноября 1959 года исключил его из иерархии Русской Православной Церкви Заграницей.
Паства его во многом осталась прежней, но предстояло вновь устраивать епархию. В приобретенном на личные средства домике в Эдмонтоне владыка и его келейник, архидиакон Димитрий (Щур), устроили крестовую церковь в честь Явления Божией Матери на Почаевской горе в 1240 году с престольным праздником в пятницу Светлой седмицы. С 1960 года стали регулярные паломнические поездки верующих из Канады в СССР, с 1962 года - епархиальные съезды, заседания епархиального управления и епархиального совета. С 1963 года стал ежеквартально выходить двуязычный «Канадський Православний вісник» ("Canadian Orthodox Messenger"). Был установлен общеепархиальный праздник «День Православия в Канаде» в одно из воскресений июля. Для пополнения состава духовенства владыка смог убедить канадские власти допускать приезд в страну священнослужителей присылаемых из Украинского Экзархата Русской Православной Церкви.
Владыка воспитывал каноническую дисциплину и не переносил западного духа демократии при решении церковных вопросов. Делом многих трудов было убеждение приходов, желавших сохранять практическую самостоятельность от какого-либо священноначалия, принять типовой устав. Архиепископ регулярно посещал приходы в дни престольных праздников, при отсутствии приходских настоятелей сам совершал богослужения и требы как обычный священник. От духовенства владыка требовал активного миссионерского служения и сам лично показывал пример, читая на разных приходах лекции. Особое внимание уделял молодежи, основав во многих приходах молодежные братства, требовал учреждения воскресных школ при каждом приходе. Деятельность архипастыря служила к увеличению числа приходов до 35, а также к умножению прихожан, в связи с чем многие храмы были перестроены.
Архиепископ посетил с паломничеством СССР в сентябре 1961 года и в середине 1967 года, когда своим посещением помог уберечь от закрытия особо дорогую для него Почаевскую Лавру. Также посещал Святую Землю в августе-ноябре 1962 года; Польшу в июне-июле 1967 года; Святую Гору Афон в июле-сентябре 1968 года, причём по дороге побывал также в Лондоне, Салониках, Афинах и Париже.
Владыка уже долгое время был болен диабетом, и вскоре по приезде с Афона его состояние внезапно ухудшилось. Врачи признали резкое ослабление деятельности сердца и сопутствующее заболевание легких. Скончался архиепископ Пантелеимон 2 октября [14] 1968 года в 5 часов 30 минут утра в ближайшем от архиерейской резиденции госпитале имени королевы Александры города Эдмонтон. Чин погребения был совершен в Варваринском соборе, но согласно с высказанным в свое время пожеланием владыки, чтобы его похоронили вне шумного города, его прах был погребен на центральном месте кладбища ближайшего храме Рождества Богородицы в местечке Никсу (Nisku, Rabbit Hill).
Награды
- бриллиантовый крест на клобук (от Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в Мюнхене, 10 мая 1946)
- орден вел. кн. Владимира 1-ой степени (к 50-летию служения патриарха Алексия в епископском сане и в память совместного служения, от патриарха Московского и всея Руси Алексия I, 11 мая 1963)
Труды
- "Речь при вручении жезла новопоставленному еп. Досифею", ЖМП, 1959, № 10, 13.
Документы, источники, литература
- OCA Archives, Box 20.
- Документы из Архива Управления Патриарших приходов в Канаде.
- Воспоминания настоятельницы Кременецкого Богоявленского женского монастыря игумении Мариониллы.
- Воспоминания архиепископа Николаевского и Вознесенского Питирима
- Свидетельство игумении Амвросии (Мартенс) от 14 сентября 2009 года.
- Рус. Прав. Церк. и Вел. Отеч. война. Сборник церковных документов, 1941, 67, 73.
- Правда о религии в России, МП, 1942, 63.
- Раневский, С., Украинская Автокефальная Церковь, Jordanville, 1948, 14, 15.
- ФПС I, № 288, 12, III; 6, IV; 6, V, № 149.
- ФАМ 14.
- ЖМП, 1959, № 6, 40-42; № 10, 6, 11, 13; 1960, № 1, 18; № 3, 6, 23; № 11, 15; 1961, № 1, 16; № 10, 3-4; 1963, № 6, 10; 1968, № 12, 26-30.
- Дополнения к Кат-ЕС.
- Cerkovnyj Vestnik, 1968, № 11, 8-10.
- Seide, G., Geschichte der ROK im Ausland, 421, 465 u.a.
- Heyer, F., Die orthodoxe Kirche, 168, 175, 177, 180, 190, 191, 195, 197, 208, 209, 216, 219, 222, 224.
- Dallin, A., Deutsche Herrschaft in Russland, Dusseldorf, 1958, 497.
- Prav. Rus', 1959, 24, 11; 1960, 17, 16.
- Std0, 1967, № 9, 14; № 10, 9; 1968, № 9, 14; 1969, № 1, 26-29.
- IKZ, № 50(1960), 6.
- Svitic, A., Prav. Cerkov' v Polse, 194, 202.
- Vlasovs'kyj, I., Narys istorii UPC, IV, 2, passim.
- Николаев, К. Н., Восточный обряд, Париж: YMCA-Press, 1950, 297.
- Иванов, И., "Церковные дела в Тунисе," Русская мысль, Париж, 1951, № 402, 4.
- "Хроника церковной жизни в Тунисе," Русская мысль, Париж, 1951, № 369, 5.
- Из деяний Архиерейского собора Русской Православной Церкви Заграницей (Состоявшагося 18 октября – 14 ноября 1959 г. в г. Нью-Йорке, США), Jordanville, 1960, 134-135.
- Пантелеімон, архиєп., "Моя поїздка до Патриархії," Канадський Православний вісник, 1963, ч. 1, 12-15.
- Канадський Православний вісник, 1964, ч. 3, 20; ч. 4, 17.
- "Обрання Предстоятеля Польської Православної Церкви," Канадський Православний вісник, 1965, ч. 2, 16.
- Борис, Григорій, прот., "Світлий образ владики архієпископа Пантелеймона," Канадський Православний вісник. Меморіяльне видання в память упокоївшогося архиєпископа Пантелеймона, 1968, ч. 4, 3-4.
- Соколовский, А., прот., "Кончина и погребение Высокопреосвященнейшего Пантелеимона, архиепископа Эдмонтонского и Канадского," Канадський Православний вісник. Меморіяльне видання в память упокоївшогося архиєпископа Пантелеймона, 1968, ч. 4, 5-10.
- One Church, 1968, № 6, 5-7.
- Алексеев В. И., Ставру Ф., Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории, гл. 5, Украина, Журнал «Русское Возрождение», № 16, 1981 (IV):
- Cerk. Zizn, 1984, № 3/4, 56f.
- Митрофан (Зноско-Боровский), еп., Хроника одной жизни (воспоминания), М., 1995, 280.
- Константинов, Д. В., Через туннель XX столетия (Материалы к истории русской политической эмиграции. Вып. III) [Попов, А. В., ред.], М.: ИАИ РГГУ, 1997, 396-397.
- Фотиев, К., Свитич, А., Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии 1917-1950 гг., М., 1997, 72, 271.
- Киреев, Александр, протодиак., Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах, М., 2002, 314-316.
- Шкаровский, М. В., Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР), М.: Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 2002, 517.
- Шкаровский, М. В., Православная Церковь в рейхскомиссариате «Украина», ч. 2:
- Шкаровский, М. В., Русская Православная Церковь и власовское движение:
- Историко-биографический справочник "Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей".
- Міненко, Тимофій, протопр., Православна Церква в Україні під час Другої світової війни (1939-1945). В 3 т., Вінніпег-Львів: Львівский музей історії релігії «Логос», 2000, т. 1 (Волинський період), 189, 192.
- Петрушко, Владислав, О попытках униатского прозелетизма в Советском Союзе накануне Великой Отечественной войны, 2002:
- A Century of Faith. St. Barbara’s Russian Orthodox Cathedral (1902-2002), Edmonton, Alberta, 2002, 34-38, 68, 70.
- Фотиев, Кирилл, прот., "Попытки украинской церковной автокефалии в ХХ веке," «Украинская» болезнь русской нации, М., 2004, 283-284:
- Ростислав (Колупаев), игум., Русские в Северной Африке Диссертация:
- http://www.teolog.ru/lib/t2.php?pid=83#_ednref142 (гл. 3, «Приходская жизнь в Тунисе»)
- Шапка, Р., "Краткий очерк истории «твердых» русинов в Канаде," Международный исторический журнал «Русин», 2007, № 3 (9), 146-156:
- www.rusyn.md/14pdf
- Свято-Успенская Почаевская Лавра, гл. 19, "Воссоединение. Война. Послевоенные годы (1939-1959)":
Использованные материалы
- "Жизненный путь и архипастырское служение в Канаде архиепископа Пантелеимона (Рудыка) (К юбилею 50-летия учреждения Эдмонтонско-Канадской епархии Московского Патриархата)," официальный сайт патриарших приходов Русской Православной Церкви в Канаде:
- Статья биобиблиографического справочника Религиозная деятельность русского зарубежья:
- Страница сайта Русское Православие:
- Ионафан, архиеп. Нью-Йоркский, Соколовский, Алексий, прот., «Архиепископ Пантелеимон», Журнал Московской Патриархии, 1968, № 12, 26-30.
- Страница туристического сайта Tunisie.Ru:
- Соллогуб, А. А., гр., ред., Русская Православная Церковь Заграницей. 1918-1968, Нью-Йорк: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, 1968, т. I, 136; т. II, 807-808, 1186, 1282.
[1] Основная версия. Статья биобиблиографического справочника "Религиозная деятельность русского зарубежья", http://zarubezhje.narod.ru/mp/p_028.htm, указывает две дополнительные версии - 1896 или 1899 год. Страница туристического сайта Tunisie.Ru, http://www.tunisie.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=287, указывает год рождекия как "1896(8)?". Некролог в «Журнале Московской Патриархии» – 1899 год.
[2] По воспоминаниям настоятельницы Кременецкого Богоявленского женского монастыря игумении Мариониллы тётя владыки Пантелеимона была в числе насельниц Обычского Николаевского женского монастыря Кременецкого уезда (ныне Шумского района).
[3] Так в жизнеописании на сайте патриарших приходов Русской Православной Церкви в Канаде, http://www.orthodox-canada.com/ru/about-us/history/russkiy-z...ta/. По http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5713 - рукоположен во иеродиакона 13 декабря 1920 года.
[4] Так в жизнеописании на сайте патриарших приходов Русской Православной Церкви в Канаде, http://www.orthodox-canada.com/ru/about-us/history/russkiy-z...ta/. По http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5713 - 26 июля.
[5] По словам очевидцев - старых монахов. См. Свято-Успенская Почаевская Лавра, гл. 19, "Воссоединение. Война. Послевоенные годы (1939-1959)," www.pochaev.org.ua /?p=history/history_ - цит. по жизнеописанию на сайте патриарших приходов Русской Православной Церкви в Канаде, http://www.orthodox-canada.com/ru/about-us/history/russkiy-z...ta/
[6] Міненко, Тимофій, протопресвітер, Православна Церква в Україні під час Другої світової війни (1939-1945). В 3 т., Вінніпег-Львів: Львівский музей історії релігії «Логос», 2000, т. 1 (Волинський період), 192; Григорій, Борис, прот., "Світлий образ владики архієпископа Пантелеймона," Канадський Православний вісник. Меморіяльне видання в память упокоївшогося архиєпископа Пантелеймона, 1968, ч. 4, 4. Цит. по жизнеописанию на сайте патриарших приходов Русской Православной Церкви в Канаде, http://www.orthodox-canada.com/ru/about-us/history/russkiy-z...ta/
[7] Алексеев В. И., Ставру Ф., Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории, гл. 5, Украина, Журнал «Русское Возрождение», № 16, 1981 (IV), ricolor.org/arhiv/russkoe_vozrojdenie/1981/7/, цит. по по жизнеописанию на сайте патриарших приходов Русской Православной Церкви в Канаде, http://www.orthodox-canada.com/ru/about-us/history/russkiy-z...ta/
[8] Ещё в 1943 году состоял Львовским. В ризнице домового храма в честь Явления Божией Матери на Почаевской горе архиерейской резиденции в Эдмонтоне имеется напечатанный по благословению Святейшего Болгарского Синода в начале 1940-х годов антиминс с надписью «Освятися священнодействием Преосвященнаго Пантелеимона, епископа Львовскаго, управ. Кіевской епархіей, в лето Господне 1943, месяца марта, день 21». См. жизнеописание на сайте патриарших приходов Русской Православной Церкви в Канаде, http://www.orthodox-canada.com/ru/about-us/history/russkiy-z...ta/
[9] OCA Archives, Box 20. Шкаровский, М. В., Русская Православная Церковь и власовское движение, http://ricolor.org/history/roa/rp/. См. жизнеописание на сайте патриарших приходов Русской Православной Церкви в Канаде, http://www.orthodox-canada.com/ru/about-us/history/russkiy-z...ta/
[10] Титул указан по Соллогуб, А. А., гр., ред., Русская Православная Церковь Заграницей. 1918-1968, Нью-Йорк: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, 1968, т. II, 136.
[11] Соллогуб, А. А., гр., ред., Русская Православная Церковь Заграницей. 1918-1968, Нью-Йорк: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, 1968, т. II, 1186.
[12] Дата по Соллогуб, А. А., гр., ред., Русская Православная Церковь Заграницей. 1918-1968, Нью-Йорк: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, 1968, т. II, 1282.
[13] Кроме самого владыки Пантелеимона, несправедливыми обвинения считали епископ Савва (Сарачевич), протоиерей Митрофан Зноско-Боровский, его долголетний келейник архимандрит Димитрий (Щур), многочисленные духовные чада. По сообщению отца Митрофана, главным обвинителем являлся протоиерей Г. Граббе. См. Митрофан (Зноско-Боровский), еп., Хроника одной жизни (воспоминания), М. 1995, 280; свидетельство игумении Амвросии (Мартенс) 14 сентября 2009 года - цит. по жизнеописанию на сайте патриарших приходов Русской Православной Церкви в Канаде, http://www.orthodox-canada.com/ru/about-us/history/russkiy-z...ta/
[14] В некоторых материалах встречается ошибочная дата 3 октября.