Епископ Митрофан (Зноско-Боровский) в Богоявленской церкви в Бостоне, ок. 1993 года |
В миру Зноско Митрофан Константинович, родился 4 августа 1909 года в городе Брест-Литовске Гродненской губернии (ныне Брест, Белоруссия) в семье священника Константина Зноско (1865 - 1943), настоятеля Николаевского Братского храма в Бресте, гимнографа и церковного историка. В 1915 году, во время Первой мировой войны, был эвакуирован с семьей в город Елец Орловской губернии, где прот. Константин получил должность законоучителя женской гимназии, но вскоре ушел на фронт военным полковым священником в 8-м Финляндском стрелковом полку. В годы гражданской войны семья, спасаясь от голода, переехала в село Телегино Елецкого уезда.
Мать умерла от тифа, когда ему было девять лет, и дальнейшее его воспитание взяла на себя старшая сестра Ольга. Также имел братьев: Георгия (1906 -1941), Арсения (+ 1925) и Алексея.
В 1922 году прот. Константин вернулся с детьми в Брест, принадлежавший тогда Польше, и был вновь назначен настоятелем Николаевского Братского храма.
В 1922 году Митрофан поступил в 1-й класс брестской русской гимназии. В 1928 году, окончив 6 классов гимназии, поступил в Волынскую духовную семинарию в Кременце, но вскоре вернулся доучиваться в гимназию в Бресте.
В 1930 году поступил на богословский факультет Варшавского университета.
В начале 1932 года из-за конфликта с воспитателем, сторонником полонизации православной Церкви в Польше, при содействии декана факультета, первоиерарха неканонично провозглашенной автокефальной Православной Церкви в Польше Варшавского митр. Дионисия (Валединского), перевелся на богословский факультет Белградского университета, в качестве личного стипендиата патриарха Варнавы.
Во время учебы регулярно посещал первоиерарха РПЦЗ митр. Антония (Храповицкого); был знаком с иером. Иоанном (Максимовичем), с которым и в дальнейшем поддерживал дружеские отношения.
В 1935 году окончил богословский факультет Белградского университета и вернулся в Польшу, где сдал соответствующее экзамены, удовлетворил все требования богословского факультета Варшавского университета и был удостоен ученой степени.
Вступил в брак с Александрой Семеновной Цыбрук (1915 - 1989), дочерью Симеона Цыбрук, протоиерея города Бельска.
1 сентября 1935 года был рукоположен во диакона архиеп. Полесским и Пинским Александром (Иноземцевым) в г. Пинске. Был назначен законоучителем брестской русской гимназии.
25 июня 1936 года был рукоположен в сан пресвитера архиепископом Пинским и Полесским Александром (Иноземцевым) в Яблочинском монастыре и назначен настоятелем храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе Омельянец (ныне Каменецкий район Брестской обл., Белоруссия).
Был удостоен ученого звания магистра богословия на богословском факультете Варшавского университета.
В 1938 году переведен настоятелем брестского Николаевского Братского храма на место отца, ушедшего на покой. Одновременно был законоучителем в русской гимназии и начальной школе.
После присоединения Западной Белоруссии к СССР осенью 1939 года перешел в юрисдикцию Русской Православной Церкви. Был уволен из брестской русской гимназии, ставшей советской школой, но по инициативе учителей продолжал получать от них денежное содержание. Вызывался на допросы в НКВД, где его склоняли к сотрудничеству, от чего он решительно отказался, несмотря на угрозы.
23 июня 1941 года возведен в сан протоиерея.
11 декабря 1941 года назначен благочинным Брестского округа и председателем епархиального управления (канцелярия размещалась в доме иерея). Фактически управлял полусамостоятельным Брестским викариатством в отсутствие еп. Венедикта (Бобковского), бо́льшую часть времени пребывавшего в Жировицком Успенском монастыре.
В период немецкой оккупации противостоял попыткам белорусских и украинских автокефалистов утвердиться в Бресте, отказался перейти под омофор Полесского и Пинского архиеп. Александра (Иноземцева), примкнувшего к неканоничной Украинской автокефальной Православной Церкви. Преподавал Закон Божий в брестской гимназии и на педагогических курсах, окормлял православных верующих в госпиталях и в сформированном немецким командованием 3-й Донском казачьем полку, расквартированном в Бресте. Добился от оккупационных властей пастырского посещения лагеря советских военнопленных. Протестовал против снятия по решению немецких властей колоколов с Николаевского храма. Оказывал помощь семьям бойцов, ушедших в партизаны, спас нескольких евреев, выдав им справки о крещении.
В мае 1942 года еп. Иоанн (Лавриненко), назначенный на Брестскую кафедру Собором каноничной автономной Украинской Православной Церкви, освободил его от должности председателя епархиального управления с сохранением в правах благочинного Брестского округа и назначил его первенствующим членом духовной консистории. По просьбе еп. Иоанна, избегавшего контактов с оккупационными властями, вел трудные переговоры с представителями немецких служб, старался не допустить их вмешательства в дела Церкви. В середине 1943 года у него ухудшились отношения с еп. Иоанном, т.к. он выступал против предложений архиерея, стремившегося к большей украинизации церковной жизни. Из-за этого, а также из-за конфликта с приближенным к еп. Иоанну прот. Михаилом Зеленецким, он ушел с должности первенствующего члена духовной консистории, а затем и с должности благочинного.
В 1944 году еп. Иоанн принял решение об его исключении из клира Брестской епархии и о запрете в священнослужении из-за критики решений архиерея о переводе богослужения на белорусский язык. Однако, глава автономной Белорусской Православной Церкви Минский митр. Пантелеимон (Рожновский) отказался утвердить это решение, потребовав от еп. Иоанна в резолюции от 29 июня 1944 года "не заграждать уста таких ревностных и достойнейших пастырей Церкви".
В июле 1944 года, во время наступления советских войск в Белоруссии, прот. Митрофан выехал по приказу немецких властей из Бреста. В августе того же года прибыл в Вену и после ходатайства к Берлинскому митр. Серафиму (Ляде) зачислен в клир Германской епархии РПЦЗ. Назначен священником при рабочем лагере фирмы «Лейхметалл» в г. Берге. Проводил по субботам и воскресеньям богослужения в молельне, устроенной в одном из бараков. В декабре 1944 года был переведен на должность сверхштатного священника в Петропавловский храм в г. Калише, но уже в январе 1945 года выехал в Берлин. В феврале того же года прибыл в Нидерзаксверфен в Тюрингии (Германия), куда был эвакуирован лагерь фирмы "Лейхметалл", вновь служил там священником, окормлял соседние лагеря в Нордхаузене и Гудерслебене. После окончания второй мировой войны оказался на территории, занятой американскими войсками. Был в лагере для перемещенных лиц Мёнхехоф близ Касселя, служил в лагерном Благовещенском храме, преподавал Закон Божий в устроенных русскими беженцами начальной школе и гимназии.
В августе 1946 года, согласно указу Архиерейского Синода РПЦЗ, стал членом Синодального Миссионерского комитета. В том же году назначен членом епархиального совета Германской епархии.
В 1948 году определен настоятелем Успенского прихода в Касабланке (Марокко).
В это время в русской православной общине в Марокко произошло разделение. Настоятель Воскресенского храма в г. Рабате архим. Варсонофий (Толстухин) и игум. Митрофан (Ярославцев) перешли с рабатским приходом в юрисдикцию Московского Патриархата. Однако возглавляемый администратором А.И. Русиным приходской совет домового Успенского храма в Касабланке, окормлявшегося клиром из Рабата, отказался присоединиться к РПЦ и обратился за получением священника к предстоятелю РПЦЗ митрополиту Анастасию (Грибановскому). 2 сентября 1948 года прот. Митрофан прибыл в Марокко.
В конце 1948 года в Касабланке был организован Свято-Сергиевский благотворительный фонд для помощи больным и нуждающимся. При приходе действовала православная школа для русских детей, устраивались театральные представления и концерты духовной музыки. Окормлял группы православных верующих в 20 населенных пунктах по всему Марокко: церковь в честь Пресвятой Троицы в г. Бурназель (Марокко), а также церковь Державной иконы Божией Матери в г. Марракеш (Марокко) и церковные общины в гг. Агадир, Сафи, Афу-рер-Бени-Меляль, Фки-бен-Сала и Сетат (Марокко).
В 1949 году община РПЦЗ помимо Успенской церкви во временном помещении в Касабланке имела уже Свято-Троицкий храм, устроенный в бараке в пригороде Касабланки Бурназеле, и домовую церковь в г. Марракеше; в следующем году была устроена домовая церковь в подвальном помещении в Рабате. В начале 1950 года прот. Митрофан получил указ Архиерейского Синода РПЦЗ о назначении его благочинным и ответил, что он не может принять его ни к сведению, ни к исполнению, т. к. в нем не названы подведомственное ему духовенство и приходы. В 1951 году по поручению Архиерейского Синода сумел уладить конфликт в русском приходе в Бизерте (Тунис), за что получил от Синода благодарность.
После отъезда из Туниса еп. Нафанаила (Львова) 17 декабря 1954 года назначен администратором общин РПЦЗ в Северной Африке с подчинением ему приходов в Марокко, Алжире и Тунисе. Руководил строительством нового храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Касабланке (освящен в 1958).
29 мая 1959 года был освобожден от должности администратора общин в Северной Африке и настоятеля прихода в Марокко в связи с переездом в США в распоряжение председателя Архиерейского Синода. В июне того же года прибыл в Нью-Йорк.
С октября 1959 года - настоятель Свято-Серафимовский храм в Си-Клифе, штат Нью-Йорк (США). Организовал при приходе церковную школу.
С 1966 по 1967 год состоял в епархиальном совете Восточно-Американской епархии РПЦЗ.
С 1967 по 1975 год безвозмездно преподавал апологетику и сравнительное богословие в Свято-Троицкой семинарии, в 1974-1975 годах также вел занятия по пастырскому богословию. В 1972-1973 годах исполнял обязанности ректора семинарии во время болезни архиеп. Аверкия (Таушева).
Лекции прот. Митрофана отличались глубокой содержательностью, меткие и точные формулировки в них дополнялись многочисленными примерами из жизненного опыта. Прот. Митрофан многократно выступал со статьями и обращениями в русской эмигрантской печати, часть статей была издана в виде сборника в 1983 году. Также он подготовил к изданию сборник проповедей по годовому кругу богослужения. Составил учебник по сравнительному богословию, который впоследствии был переиздан в России и использовался в качестве пособия в духовных учебных заведениях РПЦ. Написал воспоминания о своей жизни, неоднократно переиздававшиеся.
В 1986 году был удостоен сана протопресвитера.
В 1989 году овдовел. В 1990 году был пострижен в монашество с именем в честь сщмч. Митрофана (Краснопольского), архиеп. Астраханского.
24 ноября 1990 года возведен в сан архимандрита и призван к архиерейскому служению. Несколько раз отказывался он от этого жребия, ссылаясь на свой преклонный возраст, но в конце принял его, как волю Божию о себе.
24 ноября 1990 года был хиротонисан во епископа Бостонского, викария Восточно-Американской епархии РПЦЗ. Хиротония была совершена в Монреале.
Несмотря на преклонный возраст, до самой кончины совершал богослужения, одновременно с архиерейскими трудами продолжал исполнять обязанности настоятеля Си-Клиффского прихода. Пользовался большим авторитетом среди духовенства и мирян как РПЦЗ, так и РПЦ. Приветствовал происходившие в конце XX века в России изменения в области государственно-церковных отношений, оказывал благотворительную помощь возрождению в стране духовной жизни. В последнем своем Рождественском послании в 2001 году писал: "Наблюдая происходящее на родине нашей, чувствую и вижу приближение дня торжества Солнца Правды, дня, когда, огнем испытанная, Православная Россия займет ее положенное в семье народов место, восстановит и политическое, и нравственное равновесие во всем мире".
Скончался утром 15 февраля 2002 года, на 92 году жизни. В начале литургии его поминали как правящего архиерея, а на сугубой ектенье уже молились за упокой его души. Отпевание в 17 часов в Свято-Серафимовском храме г. Си-Клифа возглавил митрополит Лавр (Шкурла) в сослужении епископов: Монреальского и Канадского Михаила (Донскова) и Буэнос-Айресского и Южно-Американского Александра (Милеанта) и многочисленного сонма духовенства. Погребен в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле на монастырском кладбище рядом с могилой матушки Александры Семеновны.
Сочинения
- «В защиту правды», сборник статей на церковные-общественные темы
- Сборник проповедей по годовому кругу богослужений. Москва, 1995
- «Хроника одной жизни» - автобиографические очерки
- Православие. Римо-католичество. Протестантизм. Сектантство: Сравнительное богословие. Сергиев Посад. Изд-во Московского подворья Свято-Троице Сергиевой Лавры. 1998 . 267 с..
Награды
Литература
- Папков Андрей, иерей. Памяти новопреставленного еп. Митрофана (Зноско-Боровского) // Вестник Германской епархии. 2002. № 2; Правосл. Русь. Джорд., 2002. № 5. С. 3-6.
- Памяти еп. Митрофана (Зноско-Боровского) // Митрофан (Зноско-Боровский). Хроника одной жизни. 2006. С. 4-12.
- Попов А. В. Мемуары еп. Митрофана (Зноско-Боровского) как источник по истории российского православного зарубежья // Працы гiстарычнага факультэта БДУ: Навук. зб. Мн., 2009. Вып. 4. С. 182-188.
Использованные материалы
- Православная энциклопедия, т. 45, с. 480-482 (эл. версия 16 августа 2021):
- Страница сайта "Русское Православие":
- Андрей Папков, прот. Памяти епископа Бостонского Митрофана (Зноско-Боровского) // Официальный сайт Русской Православной Церкви Заграницей
- Пастыри Константин и Митрофан Зноско. Их духовное наследие возвращается потомкам Тысячелетнего Бреста // городской портал Бреста
[1] указ Архиерейского Синода за № 1991