Архиеп. Вениамин (Новицкий). 1950-е. Фото с сайта Церковно-исторического музея "Христианское просвещение чувашского народа" |
В миру Новицкий Сергей Васильевич, родился 4 сентября 1900 года в с. Кривичи, Раковского уезда Минской области, в семье протоиерея Василия Новицкого (+ 1921). Семья Новицких состояла из 8 человек: отец, мать и 6 детей - 2 дочери и 4 сына. Старший из них, Валериан, впоследствии стал священником-мучеником.
Среди детей наибольшей серьезностью отличался Сережа. На нем лежала какая-то особая Божия печать, и родные видели в нем будущего служителя Церкви. Бабушка Стефанида, когда отроку было всего только три года, называла его не иначе как "мой архиерейчик". Добрые качества души будущего "архиерейчика" укреплялись и обогащались религиозной атмосферой семьи Новицких. Часто в летние вечера на крылечке дома собиралось все семейство и начиналось пение духовных кантов и разных церковных песнопений. Юному Сереже настолько нравилось церковное пение, что он до конца своей жизни сохранил к нему горячую любовь. Он не только полюбил пение, но и сам украшал его своим звонким мелодичным голосом.
В 1914 году окончил Слуцкое духовное училище и поступил в Воронежскую духовную семинарию, а через год перешел в Минскую духовную семинарию, где учился до ее закрытия (1918).
В 1919-1921 годах работал учителем в начальной школе в с. Печураны Минской губ., которое после подписания в 1921 году Рижского мирного договора оказалось на территории Польши.
В 1921 году назначен псаломщиком в Даревский приход Пинской епархии, где трудился до 1928 года. Одновременно продолжал богословское образование: в 1922-1924 годах учился в старших классах Виленской духовной семинарии, которую окончил по 1-му разряду, в 1925-1929 годах был студентом православного богословского факультета Варшавского университета.
В августе 1928 года вступил в число братии Почаевской лавры, где 15 сентября того же года был пострижен в монашество с именем Вениамин. На следующий день, 16 сентября, рукоположен во иеродиакона, а 25 декабря того же года - во иеромонаха.
15 июля 1929 года был назначен правителем дел и членом Духовного собора Почаевской лавры.
С 6 марта по 26 октября 1931 года исполнял должность настоятеля знаменитого Острожского собора Волынской епархии. Затем снова возвратился в Почаевскую лавру на прежнее место.
17 мая 1934 года возведен в сан архимандрита.
С 15 июня 1936 года - настоятель Покровского храма в г. Львове и благочинный православных приходов в Галиции.
Обладая большой культурой церковного пения о. Вениамин сумел организовать великолепные церковные хоры в Почаевской лавре, Остроге, Львове и других местах.
Во Львове совместно с архим. Пантелеимоном (Рудык) организовал миссионерскую школу по подготовке кадров для просвещения униатов. Сам же в это время разрабатывал сложные канонические проблемы и написал магистерскую диссертацию на тему "Об изменяемости канонов Православной Церкви".
В июне 1937 года был отозван в Почаевскую лавру, где нес послушания преподавателя иноческой 6-классной богословской школы и законоучителя в 7-классной народной школе при лавре.
С 9 по 11 декабря 1937 года сдал магистерские экзамены на православном богословском факультете Варшавского университета. Комиссия под председательством митрополита Дионисия в составе профессоров: А. Лотоцкого, Н. Арсеньева, М. Зызыкина, Д. Дорошенко, Н. Кулакова, А. Ланинского и С. Кириловича утвердила архим. Вениамина в степени магистра богословия.
Кроме разработки канонических вопросов и диссертаций, о. Вениамин занялся изучением духовнической практики Древней Церкви и старцев-подвижников последнего времени. Свою пастырскую деятельность он старался строить на основе святоотеческого духа и глубокого знания естественной психологии.
В 1939 году, после присоединения Зап. Украины к СССР, о. Вениамин вместе с другими клириками, ранее входившими в юрисдикцию Польской автокефальной православной Церкви, воссоединился с Московской Патриархией.
15 апреля 1941 года [1] был хиротонисан во епископа Пинского и Полесского, викария Волынской епархии с местожительством в Почаевской лавре. Хиротонию в кафедральном соборе г. Луцка совершали: митр. Киевский Николай (Ярушевич), епископ Антоний (Марценко) и епископ Поликарп (Сикорский).
22 июня 1941 года началась оккупация Украины немецкими захватчиками. Епископ Вениамин остался в оккупации и вошел в состав автономной Украинской Православной Церкви (УПЦ), номинально имевшей связь с Московской Патриархией, выступал против автокефалистских и националистических тенденций, поддерживаемых фашистским командованием. Был секретарем на состоявшемся в Почаевской лавре 18 августа 1941 года Соборе епископов, определившем статус автономной УПЦ.
4 августа 1942 года назначен епископом Полтавским и Лубенским. Благодаря его усилиям был восстановлен Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь, открыты несколько десятков приходов.
По Православной энциклопедии, в сентябре 1943 года еп. Вениамин был принудительно эвакуирован немцами в Германию, но бежал, спрыгнув с поезда, и добрался до Почаевской лавры.
Есть немного другая интерпретация этих событий:
18 мая 1944 года, вскоре после освобождения Волынского края от фашистских войск, епископ Вениамин был арестован в Почаеве "за сотрудничество с оккупантами", заключен в тюрьму № 1 УНКГБ по Киевской обл. Виновным себя не признал.
21 октября 1944 года военным трибуналом УНКГБ по Киевской обл. он был приговорен к 15 годам лагерей.
Из письма р.б. Елены из Иркутска [2], в котором она пишет свои воспоминания о епископе Вениамине:
Решением трибунала от 12 июля 1955 года срок наказания был сокращен до 10 лет, и 15 августа 1955 года он был освобожден из Севлага в Магаданской обл., направлен на жительство в пос. Верхний Ат-Урях Ягоднинского района Магаданской обл., работал бухгалтером в гражданском учреждении. 11 сентября 1956 года получил предварительное разрешение "отбыть в распоряжение Московской Патриархии", с 15 сентября пребывал на покое в Троице-Сергиевой лавре.
22 ноября 1956 года был назначен епископом Омским и Тюменским.
Часто посещал приходы Западной Сибири, сумел воспрепятствовать разрушению собора и ансамбля архиерейского дома в Тобольске, пожертвовав на их реставрацию деньги из епархиальных средств.
20 февраля 1958 года возведен в сан архиепископа.
Архиепископ Вениамин (Новицкий). Около 1965 года. Фото с сайта Церковно-исторического музея "Христианское просвещение чувашского народа" |
Пытался противостоять усилению антирелигиозной кампании Хрущева Н. С. Главным образом еп. Вениамин обращал внимание на проповедническую деятельность. Он сам неустанно и живо проповедовал, к тому же призывал и пастырей Церкви. Его проповеди отличались жизненным содержанием. В своих поучениях он излагал не только истины чисто духовного характера, но и научные, находя в них подтверждение богословским постулатам.
В 1970 году был членом Комиссии Св. Синода по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви. На одном из заседаний Комиссии он внес предложение, в котором говорил о необходимости пересмотра некоторых решений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1961 года, касающихся приходской жизни. В частности, он ставил вопрос о том, что приходские священники должны иметь право состоять членами церковных объединений, т. е. иметь право быть избранными в правление церковной общины, а следовательно и принимать активное участие в жизни своего прихода.
Как вспоминал архиепископ Василий (Кривошеин), высказавший на соборе 1971 года мнение о необходимости пересмотра ряда решений архиерейского Собора 1961 года, в частных беседах согласие с его позицией выразили некоторые архиереи, в том числе и Иркутский архиепископ Вениамин (Новицкий).
Архиепископ Вениамин (Новицкий). 1970-е. Фото с сайта Церковно-исторического музея "Христианское просвещение чувашского народа" |
31 мая 1973 года назначен архиепископом Чебоксарским и Чувашским.
Превозмогая тяжелое состояние здоровья, на новой кафедре он продолжал активную деятельность, его стараниями был отреставрирован кафедральный Введенский собор, приобретен дом для Чебоксарского епархиального управления, во всех приходах епархии замещены вакантные священнические места.
7 октября 1976 года у него случился сердечный приступ. Затем некоторое время он чувствовал себя лучше.
Скончался 14 октября 1976 года. На праздник Покрова Божией Матери (14 октября) он собирался ехать в храм, но, чувствуя себя неважно, остался дома. После чтения акафиста Покрову Пресвятой Богородицы он почувствовал себя лучше, но вечером, в самом начале девятого часа, приступ повторился, и он тихо скончался на руках родной сестры Анастасии.
Отпевание архиеп. Вениамина по благословению патриарха Пимена было совершено 18 октября архиепископом Куйбышевским и Сызранским Иоанном (Снычёвым) в сослужении 40 священников и 6 диаконов. После обнесения гроба вокруг собора он был опущен в могилу, вырытую во Введенском кафедральном соборе у левого клироса. Погребение совершено, согласно его просьбе, по чину архиерейского отпевания, составленного митрополитом Мануилом (Лемешевским).
Архиепископ Вениамин (Новицкий). Лето 1976 года, Чебоксары. Фото с сайта Церковно-исторического музея "Христианское просвещение чувашского народа" |
В канцелярских делах проявлял необыкновенную аккуратность. Все бумаги он укладывал в особые папки и ставил их в определенном порядке.
В обращении с духовенством и пасомыми всегда был ласков и приветлив. На лице - легкая улыбка. В разговорах избегал осуждения. Очень любил местные праздники. Службы их обставлял торжественностью. Келейное правило в домашних условиях жизни никогда не опускал, даже и тогда, когда телесный его организм подвергался немощам и болезням.
Из письма р.б. Елены из Иркутска [2]:
Сочинения
- "Об изменяемости канонов Православной Церкви". (Магистерское сочинение).
- "Трагические страницы истории Церкви на оккупированной территории": (Из воспоминаний очевидца). ЖМП. 1975, № 7, с. 12-13.
- Предложение архиеп. Иркутского и Читинского Вениамина Председателю Комиссии к Поместному Собору РПЦ 1971 г. Высокопреосвященнейшему Митрополиту Пимену № 659 от 24 декабря 1970 года.
- Слово в день Рождества Христова. ЖМП. 1977, № 1, с. 40-42.
- Слово на Великий пост. ЖМП. 1977, № 3, с. 26-28.
- Воскрес во спасение всем людям. "Голос Православия" (нем. яз.), 1977, № 4, с. 26-30.
Награды
- крест на клобуке (11 мая 1963)
- орден св. равноап. кн. Владимира I степени (1966, ко дню 25-летия служения в архиерейском сане)
Литература
- Архив Московской Патриархии. Личн. дело; Архив УСБУ Тернопольской обл. Д. № 13922-П.
- "Русская Православная Церковь в Великой Отечественной войне": Сборник Церковных документов 1941 г. с. 67.
- Журнал заседаний Св. Синода от 22/ХI-1956 г.
- Журнал заседаний Св. Синода № 6 от 21/II-1958 г.
- ЖМП. 1958, № 2, с. 8; № 3, с. 5; № 8, с. 12; № 11, с. 9.
- -"-, 1959, № 2, с. 30.
- -"-, 1960, № 12, с. 21.
- -"-, 1961, № 8, с. 32.
- -"-, 1962, № 6, с. 10.
- -"-, 1966, № 11, с. 1.
- -"-, 1967, № 4, с. 17; № 8, с. 34.
- -"-, 1968, № 9, с. 26; № 11, с. 11.
- -"-, 1969, № 8, с. 1; № 9, с. 28.
- -"-, 1970, № 5, с. 6; № 6, с. 22; № 7, с. 11; № 10, с. 6, 29; № 11, с. 4.
- -"-, 1971, № 2, с. 27; № 4, с. 27; № 6, с. 2; № 8, с. 46; № 9, с. 35; № 10, с. 22.
- -"-, 1972, № 9, с. 24.
- -"-, 1973, № 7, с. 1; № 10, с. 33; № 11, с. 9.
- -"-, 1974, № 2, с. 29; № 6, с. 33; № 9, с. 9.
- -"-, 1975, № 6, с. 17; № 10, с. 22.
- -"-, 1977, № 1, с. 18-21 (Некролог).
- ФПС, 1, № 290, с. 12.
- ФПС IV, с. 2
- ФПС V, № 49.
- Дополнение к Кат-Ес.
- "Слово" (газета) от 19 дек. 1937 г. № 51 (432), издаваемая в Варшаве.
- Автобиография архиеп. Вениамина.
- Епископ Иоанн (Снычев). Состав Р.П. Церковной Иерархии на 1966 год, с. 22.
- Stdo 1967, 10, 9.
- F. Heuer, Die ortodoxe Kirche, S.180, 222.
- Vest. russ. chr. dv. 66/67 (1962) 40.
- M. Bourdeaux, Patriarchs and Prophets, s. 73.
- Russia Cristiana 73 Januar 1966) 13-27
- N. Theodorowitsch, Relligion und Atheismus ion der UdSSR (Munchen 1970), s. 152f.
- Furov zahlt ihn zu den "unzuverlassigen" Hierarchen ( 3. Grppe ).
Использованные материалы
- Е. В. Липаков. "Вениамин (Новицкий)" // Православная энциклопедия, т. 7, с. 641-642
- Биография на сайте "Русское Православие"
- "Исповедники: верность служению" // Публикация на Правмире без указания автора и источника
- Фотографии с сайта Церковно-исторического музея "Христианское просвещение чувашского народа"
[1] Дата хиротонии 15 июня 1941 г., приведенная в ЖМП. 1977. № 1. С. 19, представляется неверной - ПЭ, https://www.pravenc.ru/text/150303.html
[2] "Исповедники: верность служению" // Публикация на Правмире без указания автора и источника - https://www.pravmir.ru/ispovedniki-vernost-sluzheniyu/
[3] Цыпин Владислав, прот. Глава IX. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Пимене (1970–1990) // История Русской Церкви 1917-1997 - http://azbyka.ru/library/tsypin_istoriya_russkoy_tserkvi_11-all.shtml