Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВЕНИАМИН (НОВИЦКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиеп. Вениамин (Новицкий). 1950-е.  Фото с сайта Церковно-исторического музея "Христианское просвещение чувашского народа"
Архиеп. Вениамин (Новицкий). 1950-е. Фото с сайта Церковно-исторического музея "Христианское просвещение чувашского народа"
Вениамин (Новицкий) (1900 - 1976), архиепископ Чебоксарский и Чувашский

В миру Новицкий Сергей Васильевич, родился 4 сентября 1900 года в с. Кривичи, Раковского уезда Минской области, в семье протоиерея Василия Новицкого (+ 1921). Семья Новицких состояла из 8 человек: отец, мать и 6 детей - 2 дочери и 4 сына. Старший из них, Валериан, впоследствии стал священником-мучеником.

Среди детей наибольшей серьезностью отличался Сережа. На нем лежала какая-то особая Божия печать, и родные видели в нем будущего служителя Церкви. Бабушка Стефанида, когда отроку было всего только три года, называла его не иначе как "мой архиерейчик". Добрые качества души будущего "архиерейчика" укреплялись и обогащались религиозной атмосферой семьи Новицких. Часто в летние вечера на крылечке дома собиралось все семейство и начиналось пение духовных кантов и разных церковных песнопений. Юному Сереже настолько нравилось церковное пение, что он до конца своей жизни сохранил к нему горячую любовь. Он не только полюбил пение, но и сам украшал его своим звонким мелодичным голосом.

В 1914 году окончил Слуцкое духовное училище и поступил в Воронежскую духовную семинарию, а через год перешел в Минскую духовную семинарию, где учился до ее закрытия (1918).

В 1919-1921 годах работал учителем в начальной школе в с. Печураны Минской губ., которое после подписания в 1921 году Рижского мирного договора оказалось на территории Польши.

В 1921 году назначен псаломщиком в Даревский приход Пинской епархии, где трудился до 1928 года. Одновременно продолжал богословское образование: в 1922-1924 годах учился в старших классах Виленской духовной семинарии, которую окончил по 1-му разряду, в 1925-1929 годах был студентом православного богословского факультета Варшавского университета.

В августе 1928 года вступил в число братии Почаевской лавры, где 15 сентября того же года был пострижен в монашество с именем Вениамин. На следующий день, 16 сентября, рукоположен во иеродиакона, а 25 декабря того же года - во иеромонаха.

15 июля 1929 года был назначен правителем дел и членом Духовного собора Почаевской лавры.

С 6 марта по 26 октября 1931 года исполнял должность настоятеля знаменитого Острожского собора Волынской епархии. Затем снова возвратился в Почаевскую лавру на прежнее место.

17 мая 1934 года возведен в сан архимандрита.

С 15 июня 1936 года - настоятель Покровского храма в г. Львове и благочинный православных приходов в Галиции.

Обладая большой культурой церковного пения о. Вениамин сумел организовать великолепные церковные хоры в Почаевской лавре, Остроге, Львове и других местах.

Во Львове совместно с архим. Пантелеимоном (Рудык) организовал миссионерскую школу по подготовке кадров для просвещения униатов. Сам же в это время разрабатывал сложные канонические проблемы и написал магистерскую диссертацию на тему "Об изменяемости канонов Православной Церкви".

В июне 1937 года был отозван в Почаевскую лавру, где нес послушания преподавателя иноческой 6-классной богословской школы и законоучителя в 7-классной народной школе при лавре.

С 9 по 11 декабря 1937 года сдал магистерские экзамены на православном богословском факультете Варшавского университета. Комиссия под председательством митрополита Дионисия в составе профессоров: А. Лотоцкого, Н. Арсеньева, М. Зызыкина, Д. Дорошенко, Н. Кулакова, А. Ланинского и С. Кириловича утвердила архим. Вениамина в степени магистра богословия.

Кроме разработки канонических вопросов и диссертаций, о. Вениамин занялся изучением духовнической практики Древней Церкви и старцев-подвижников последнего времени. Свою пастырскую деятельность он старался строить на основе святоотеческого духа и глубокого знания естественной психологии.

В 1939 году, после присоединения Зап. Украины к СССР, о. Вениамин вместе с другими клириками, ранее входившими в юрисдикцию Польской автокефальной православной Церкви, воссоединился с Московской Патриархией.

15 апреля 1941 года [1] был хиротонисан во епископа Пинского и Полесского, викария Волынской епархии с местожительством в Почаевской лавре. Хиротонию в кафедральном соборе г. Луцка совершали: митр. Киевский Николай (Ярушевич), епископ Антоний (Марценко) и епископ Поликарп (Сикорский).

22 июня 1941 года началась оккупация Украины немецкими захватчиками. Епископ Вениамин остался в оккупации и вошел в состав автономной Украинской Православной Церкви (УПЦ), номинально имевшей связь с Московской Патриархией, выступал против автокефалистских и националистических тенденций, поддерживаемых фашистским командованием. Был секретарем на состоявшемся в Почаевской лавре 18 августа 1941 года Соборе епископов, определившем статус автономной УПЦ.

4 августа 1942 года назначен епископом Полтавским и Лубенским. Благодаря его усилиям был восстановлен Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь, открыты несколько десятков приходов.

По Православной энциклопедии, в сентябре 1943 года еп. Вениамин был принудительно эвакуирован немцами в Германию, но бежал, спрыгнув с поезда, и добрался до Почаевской лавры.

Есть немного другая интерпретация этих событий:

При приближении советских войск о. Иоанн (Селецкий) вместе с епископом Вениамином и тремя духовными дочерьми покинули Полтаву, зная, что им неминуемо грозят сталинские лагеря, и на открытой платформе товарного поезда эвакуировались на Запад. Немецкий военный поезд шел без остановок в Германию. По мере приближения к границе о.Иоанн и епископ Вениамин все больше ощущали, что не могут уехать из России. Когда поезд приближался к г. Почаеву, они оба, не сговариваясь, встали на колени и стали умолять Бога о том, чтобы им остаться в Почаеве. Это было удивительное зрелище: полным ходом идет военный состав, а на открытой платформе молятся на коленях епископ и игумен. Бог услышал их молитву, поезд стал тормозить. Тогда женщины стали сбрасывать чемоданы на насыпь, затем все спрыгнули с поезда на ходу, после чего поезд, не останавливаясь, стал набирать скорость и ушел в Германию [2].

18 мая 1944 года, вскоре после освобождения Волынского края от фашистских войск, епископ Вениамин был арестован в Почаеве "за сотрудничество с оккупантами", заключен в тюрьму № 1 УНКГБ по Киевской обл. Виновным себя не признал.

21 октября 1944 года военным трибуналом УНКГБ по Киевской обл. он был приговорен к 15 годам лагерей.

Из письма р.б. Елены из Иркутска [2], в котором она пишет свои воспоминания о епископе Вениамине:

"... Помню, как он рассказывал о себе, что когда был в лагере, то времени на молитву у него не было, и поэтому утреннее правило приходилось читать по дороге, пока их вели к месту работы, а потом это было уже трудно, т.к. работа тяжелая, кажется лесоповал. Позже, когда он работал в медпункте, специально написал на плакате "чистота - залог здоровья" и нарисовал красный медицинский крест. Вот на этот крест и молился, когда была возможность. Говорил еще о маленькой иконке Божией Матери, напечатанной на тонкой и прочной папиросной бумаге. Эту иконку он сворачивал в несколько раз и прятал между пальцами на ногах во время постоянных лагерных обысков, боясь, что ее отнимут".

Решением трибунала от 12 июля 1955 года срок наказания был сокращен до 10 лет, и 15 августа 1955 года он был освобожден из Севлага в Магаданской обл., направлен на жительство в пос. Верхний Ат-Урях Ягоднинского района Магаданской обл., работал бухгалтером в гражданском учреждении. 11 сентября 1956 года получил предварительное разрешение "отбыть в распоряжение Московской Патриархии", с 15 сентября пребывал на покое в Троице-Сергиевой лавре.

22 ноября 1956 года был назначен епископом Омским и Тюменским.

Часто посещал приходы Западной Сибири, сумел воспрепятствовать разрушению собора и ансамбля архиерейского дома в Тобольске, пожертвовав на их реставрацию деньги из епархиальных средств.

20 февраля 1958 года возведен в сан архиепископа.

Архиепископ Вениамин (Новицкий). Около 1965 года. Фото с сайта Церковно-исторического музея "Христианское просвещение чувашского народа"
Архиепископ Вениамин (Новицкий). Около 1965 года. Фото с сайта Церковно-исторического музея "Христианское просвещение чувашского народа"
21 февраля 1958 года назначен архиепископом Иркутским и Читинским с поручением временного управления Хабаровской и Владивостокской епархиями. Жил в городе Иркутске и служил часто в Знаменском соборе.

Пытался противостоять усилению антирелигиозной кампании Хрущева Н. С. Главным образом еп. Вениамин обращал внимание на проповедническую деятельность. Он сам неустанно и живо проповедовал, к тому же призывал и пастырей Церкви. Его проповеди отличались жизненным содержанием. В своих поучениях он излагал не только истины чисто духовного характера, но и научные, находя в них подтверждение богословским постулатам.

В 1970 году был членом Комиссии Св. Синода по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви. На одном из заседаний Комиссии он внес предложение, в котором говорил о необходимости пересмотра некоторых решений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1961 года, касающихся приходской жизни. В частности, он ставил вопрос о том, что приходские священники должны иметь право состоять членами церковных объединений, т. е. иметь право быть избранными в правление церковной общины, а следовательно и принимать активное участие в жизни своего прихода.

Как вспоминал архиепископ Василий (Кривошеин), высказавший на соборе 1971 года мнение о необходимости пересмотра ряда решений архиерейского Собора 1961 года, в частных беседах согласие с его позицией выразили некоторые архиереи, в том числе и Иркутский архиепископ Вениамин (Новицкий).

"Почему же вы... не выступали тогда на совещании и не сказали этого?" — спросил его архиепископ Василий после заседания Собора. "Меня обманули... вызвали в Предсоборную комиссию и долго внушали, что постановления 1961 г., как вытекающие из государственных законов, не являются дискуссионным вопросом... Теперь я вижу, что дискуссия была". "Владыко... но раз вы увидели, что дискуссия была, почему же вы тоже не высказали своих взглядов?" Архиепископ Вениамин посмотрел на меня: "Знаете, я пробыл 12 лет на каторге, на Колыме. Вновь начинать это в моем возрасте я не в силах. Простите!" [3]

Архиепископ Вениамин (Новицкий). 1970-е. Фото с сайта Церковно-исторического музея "Христианское просвещение чувашского народа"
Архиепископ Вениамин (Новицкий). 1970-е. Фото с сайта Церковно-исторического музея "Христианское просвещение чувашского народа"
Несмотря на противодействие органов власти, много ездил по епархии, часто служил, уделяя большое внимание формированию хоров и благолепию богослужений. В конце 1960-х годов при объезде Иркутской епархии попал под сильное радиоактивное облучение. В результате лучевой болезни у него выпали все волосы и искривилась шея.

31 мая 1973 года назначен архиепископом Чебоксарским и Чувашским.

Превозмогая тяжелое состояние здоровья, на новой кафедре он продолжал активную деятельность, его стараниями был отреставрирован кафедральный Введенский собор, приобретен дом для Чебоксарского епархиального управления, во всех приходах епархии замещены вакантные священнические места.

7 октября 1976 года у него случился сердечный приступ. Затем некоторое время он чувствовал себя лучше.

Скончался 14 октября 1976 года. На праздник Покрова Божией Матери (14 октября) он собирался ехать в храм, но, чувствуя себя неважно, остался дома. После чтения акафиста Покрову Пресвятой Богородицы он почувствовал себя лучше, но вечером, в самом начале девятого часа, приступ повторился, и он тихо скончался на руках родной сестры Анастасии.

Отпевание архиеп. Вениамина по благословению патриарха Пимена было совершено 18 октября архиепископом Куйбышевским и Сызранским Иоанном (Снычёвым) в сослужении 40 священников и 6 диаконов. После обнесения гроба вокруг собора он был опущен в могилу, вырытую во Введенском кафедральном соборе у левого клироса. Погребение совершено, согласно его просьбе, по чину архиерейского отпевания, составленного митрополитом Мануилом (Лемешевским).

Архиепископ Вениамин (Новицкий). Лето 1976 года, Чебоксары. Фото с сайта Церковно-исторического музея "Христианское просвещение чувашского народа"
Архиепископ Вениамин (Новицкий). Лето 1976 года, Чебоксары. Фото с сайта Церковно-исторического музея "Христианское просвещение чувашского народа"
Архиепископ Вениамин был незаурядным архиереем Русской Православной Церкви. Он отличался кипучей энергией. Большую часть жизни он посвящал молитвенному подвигу дома и в храме и церковным делам. К себе он был очень строгим. Избегал роскоши, в пище всегда был воздержанным. Вина почти не употреблял. В торжественные дни, когда предлагалось "велие утешение" на трапезе, даже в дни своих именин, владыка дозволял налить каждому гостю только по одной рюмке сухого вина. Вместо вина употреблялись фруктовые напитки. Не имел пристрастия к деньгам. Все свои денежные средства раздавал нуждающимся. Ежемесячно он посылал около 20 переводов бедным.

В канцелярских делах проявлял необыкновенную аккуратность. Все бумаги он укладывал в особые папки и ставил их в определенном порядке.

В обращении с духовенством и пасомыми всегда был ласков и приветлив. На лице - легкая улыбка. В разговорах избегал осуждения. Очень любил местные праздники. Службы их обставлял торжественностью. Келейное правило в домашних условиях жизни никогда не опускал, даже и тогда, когда телесный его организм подвергался немощам и болезням.

Из письма р.б. Елены из Иркутска [2]:

"Владыка всем благотворил, любил делать подарки, особенно бедным и сиротам. Никогда не отказывал, если кто-то просил у него денег и не спрашивал обратно. Всех молодых ставленников и вообще работающих в храме кормили бесплатными обедами, благотворили нищим. На все большие праздники своей рукой Владыка раздавал всем молящимся крестики и иконки на память...

Владыка наш Вениамин не любил благословлять на монашество. Он говорил, что монашествующему священнику в миру очень трудно - слишком много соблазнов и неизбежны падения. Поэтому Владыка чаще благословлял хорошие семейные пары. Он говорил, что когда у священника есть крепкая здоровая семья - он много сильнее и надежнее себя чувствует. У него есть "тылы" - помощь и поддержка во всем. Владыка любил делать подарки, особенно молодеженам. Им он всегда дарил большие деревянные настенные часы с боем. У многих тогда были эти владыкины часы и другие подарки."

Шестидесятые-семидесятые годы; борьба с религией, преследования верующих, агитация по всем направлениям и на работе и дома. Многие слушались и боялись даже заходить в Церковь. Возникал вопрос о долгожданном "коммунизме", который "восторжествует" при победе "атеизма". Владыка легко разрешал эти наши недоумения. "Что такое коммунизм? - спрашивал он, - и отвечал: - Это древо, это наука, безо всяких оснований, без родословной, без корней родоначальных, обреченное на забвение. - Какая фантазия, измышление нездорового ума. - Истина восторжествует и замолчит атеизм". Эти проповеди утверждали нас в вере, а враги терзали нашего Владыку и писали против него "грязные" статьи в газетах. Кроме внешних врагов, внутренние враги среди служителей Церкви терзали сердце архиерея. Не нравились очень затяжные службы по 4 часа и более, очень длинные проповеди, общение с простым народом. Все это отражалось на его здоровье".

Сочинения

  • "Об изменяемости канонов Православной Церкви". (Магистерское сочинение).
  • "Трагические страницы истории Церкви на оккупированной территории": (Из воспоминаний очевидца). ЖМП. 1975, № 7, с. 12-13.
  • Предложение архиеп. Иркутского и Читинского Вениамина Председателю Комиссии к Поместному Собору РПЦ 1971 г. Высокопреосвященнейшему Митрополиту Пимену № 659 от 24 декабря 1970 года.
  • Слово в день Рождества Христова. ЖМП. 1977, № 1, с. 40-42.
  • Слово на Великий пост. ЖМП. 1977, № 3, с. 26-28.
  • Воскрес во спасение всем людям. "Голос Православия" (нем. яз.), 1977, № 4, с. 26-30.

Награды

  • крест на клобуке (11 мая 1963)
  • орден св. равноап. кн. Владимира I степени (1966, ко дню 25-летия служения в архиерейском сане)

Литература

  • Архив Московской Патриархии. Личн. дело; Архив УСБУ Тернопольской обл. Д. № 13922-П.
  • "Русская Православная Церковь в Великой Отечественной войне": Сборник Церковных документов 1941 г. с. 67.
  • Журнал заседаний Св. Синода от 22/ХI-1956 г.
  • Журнал заседаний Св. Синода № 6 от 21/II-1958 г.
  • ЖМП. 1958, № 2, с. 8; № 3, с. 5; № 8, с. 12; № 11, с. 9.
  • -"-, 1959, № 2, с. 30.
  • -"-, 1960, № 12, с. 21.
  • -"-, 1961, № 8, с. 32.
  • -"-, 1962, № 6, с. 10.
  • -"-, 1966, № 11, с. 1.
  • -"-, 1967, № 4, с. 17; № 8, с. 34.
  • -"-, 1968, № 9, с. 26; № 11, с. 11.
  • -"-, 1969, № 8, с. 1; № 9, с. 28.
  • -"-, 1970, № 5, с. 6; № 6, с. 22; № 7, с. 11; № 10, с. 6, 29; № 11, с. 4.
  • -"-, 1971, № 2, с. 27; № 4, с. 27; № 6, с. 2; № 8, с. 46; № 9, с. 35; № 10, с. 22.
  • -"-, 1972, № 9, с. 24.
  • -"-, 1973, № 7, с. 1; № 10, с. 33; № 11, с. 9.
  • -"-, 1974, № 2, с. 29; № 6, с. 33; № 9, с. 9.
  • -"-, 1975, № 6, с. 17; № 10, с. 22.
  • -"-, 1977, № 1, с. 18-21 (Некролог).
  • ФПС, 1, № 290, с. 12.
  • ФПС IV, с. 2
  • ФПС V, № 49.
  • Дополнение к Кат-Ес.
  • "Слово" (газета) от 19 дек. 1937 г. № 51 (432), издаваемая в Варшаве.
  • Автобиография архиеп. Вениамина.
  • Епископ Иоанн (Снычев). Состав Р.П. Церковной Иерархии на 1966 год, с. 22.
  • Stdo 1967, 10, 9.
  • F. Heuer, Die ortodoxe Kirche, S.180, 222.
  • Vest. russ. chr. dv. 66/67 (1962) 40.
  • M. Bourdeaux, Patriarchs and Prophets, s. 73.
  • Russia Cristiana 73 Januar 1966) 13-27
  • N. Theodorowitsch, Relligion und Atheismus ion der UdSSR (Munchen 1970), s. 152f.
  • Furov zahlt ihn zu den "unzuverlassigen" Hierarchen ( 3. Grppe ).

Использованные материалы



[1]  Дата хиротонии 15 июня 1941 г., приведенная в ЖМП. 1977. № 1. С. 19, представляется неверной - ПЭ, https://www.pravenc.ru/text/150303.html

[2]  "Исповедники: верность служению" // Публикация на Правмире без указания автора и источника - https://www.pravmir.ru/ispovedniki-vernost-sluzheniyu/

[3]  Цыпин Владислав, прот. Глава IX. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Пимене (1970–1990) // История Русской Церкви 1917-1997 - http://azbyka.ru/library/tsypin_istoriya_russkoy_tserkvi_11-all.shtml

Редакция текста от: 11.10.2023 16:25:45

"ВЕНИАМИН (НОВИЦКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google