Григорий (Граббе), еп. б. Вашингтонский. Фото с сайта afanasiy.net/epyskop-grygoryi-grabbe |
В миру Граббе Юрий (Георгий) Павлович, родился 8 апреля 1902 года в Санкт-Петербурге в известной дворянской семье, второй сын кавалергарда, шталмейстера имп. двора графа Павла Граббе и Анастасии Георгиевны (урожд. Демидовой). Правнук А. С. Хомякова. Родной брат игум. Магдалины (Граббе).
В 1917 году окончил 6-й класс гимназии в г. Кисловодске, куда переселился его отец.
В 1920 году эмигрировал с родителями вместе с родителями в Константинополь, затем в Белград (Сербия), где в 1921 году закончил у русских профессоров среднее образование и сдал экзамены на аттестат зрелости.
С 1923 по 1926 год обучался на Богословском факультете Белградского университета, совмещал учебу с журналистской деятельностью в официальном печатном органе Архиерейского Синода РПЦЗ журнале «Церковные ведомости» и с изданием монархической газеты «Голос верноподданного».
С 1923 года - член-основатель Белградского православного кружка, затем Братства прп. Серафима.
В 1925 году вступил в брак c В.М. Яржембской, от которой у него было четверо детей. Известны сын Дмитрий, в мон. Антоний (1926 - 2005) и дочь Мария (замужем за Владимиром Шишковым).
В 1926 году из-за материальных трудностей Ю. Граббе переехал с семьей в имение отца на Волыни, где сотрудничал в качестве корреспондента и публициста с печатным органом Польской автокефальной Православной Церкви журналом «Воскресное чтение», а также был сотрудником монархического журнала «Двуглавый Орел».
В 1931 году по благословению Варшавского митр. Дионисия (Валединского) посвящен в сан чтеца с послушанием произносить проповеди.
В том же 1931 году вернулся в Сербию по приглашению митр. Антония (Храповицкого), с 12 августа 1931 по 1975 год - заведующий канцелярией Архиерейского Синода РПЦЗ.
В начале 1930-х годов Граббе часто использовал свою должность для отстаивания политических идей легитимизма (признания вел. кн. Кирилла Владимировича главой Российского имп. дома) и, пользуясь доверием со стороны митр. Антония, оказывал большое влияние на дела управления РПЦЗ. По воспоминаниям одного из современников,
В 1935 году Граббе разработал проект «Временного положения об управлении Русской Православной Церковью за границей». 6 - 19 ноября 1935 года был помощником секретаря Совещания русских иерархов для обсуждения организации русских церквей за границей по приглашению патриарха Сербского в Сремски-Карловцах. На этом Совещании было достигнуто временное примирение между разными юрисдикциями русских общин в Зап. Европе и Сев. Америке. Отклонив предложенный митр. Евлогием (Георгиевским) проект, допускавший автономность различных ветвей русской диаспоры, Совещание утвердило проект Граббе, предусматривавший сохранение главных административных полномочий за Архиерейским Синодом РПЦЗ.
С кончиной митр. Антония (10 августа 1936) и избранием нового первоиерарха РПЦЗ митр. Анастасия (Грибановского) Ю. Граббе сохранил должность секретаря Синода, которая в соответствии с новым «Временным положением...» получила наименование «правитель дел Синодальной канцелярии».
Участвовал в организации и проведении в августе 1938 года II Всезарубежного церковного Собора в Сремски-Карловци. С началом второй мировой войны играл важную роль в обеспечении контактов между Архиерейским Синодом РПЦЗ и герм. оккупационными властями.
С 21 по 26 октября 1943 года - секретарь Архиерейского совещания РПЦЗ в Вене, на котором было решено не признавать избрания патриархом Московским и всея Руси митр. Сергия (Страгородского).
В 1944 году был рукоположен в сан диакона, а 12 июня 1944 года - в сан священника Берлинским и Германским митр. Серафимом (Ляде).
В сентябре 1944 года в связи с приближением советских войск организовал эвакуацию канцелярии Синода из Белграда в Вену и затем в Карлсбад (Карлови-Вари). В ноябре 1944 года вместе с митр. Анастасием был принят командующим Русской освободительной армией ген. А. А. Власовым, способствовавшим эвакуации Архиерейского Синода РПЦЗ в г. Кемптен (Бавария).
С мая 1945 года находился в американской зоне оккупации Германии в Мюнхене, где помимо должности правителя дел (управляющего делами) Синодальной канцелярии являлся председателем Переселенческого комитета, помогавшего бывшим жителям СССР выезжать в западные страны. По инициативе иерея Георгия Граббе при Архиерейском Синоде РПЦЗ был образован Учебный комитет, заботившийся об открытии в лагерях рус. беженцев школ и гимназий.
С 1945 по 1950 год - председатель Общеправославного переселенческого комитета, с 1945 по 3 декабря 1962 года - секретарь Архиерейского Синода.
24 марта 1947 года возведён в сан протоиерея.
В конце 1940-х годов являлся официальным представителем митр. Анастасия на переговорах с экзархом Западноевропейского экзархата русских православных приходов в юрисдикции Константинопольского Патриархата митр. Владимиром (Тихоницким) по вопросу церковного единства рус. диаспоры.
В 1950 году поселился в США вместе с митр. Анастасием.
С 1950 по 26 февраля 1965 года - настоятель Знаменской синодальной церкви в Нью-Йорке.
В 1950-х годах неоднократно представлял РПЦЗ в качестве наблюдателя на различных экуменических собраниях и съездах. В этот же период при активном участии прот. Г. Граббе формулировалась новая идеология РПЦЗ, в первую очередь выражавшаяся в ужесточении позиций по отношению к Московскому Патриархату. По его предложению в ноябре 1959 году Архиерейский Собор РПЦЗ утвердил особую формулу присяги для переходящих в РПЦЗ клириков РПЦ, где требовалось отречение от "беззаконных действий Московского священноначалия в связи с поддержкой им богоборческой власти". С начала 1960-х годов, после вступления РПЦ во Всемирный Совет Церквей, прот. Г. Граббе одним из первых выдвинул в адрес Московского Патриархата обвинение в «экуменической ереси», которое наряду с обвинением в «пособничестве богоборческой власти» (т. н. сергианство) стало главным препятствием для канонического общения между частями Русской Церкви на родине и за рубежом.
В 1951-1967 годах - редактор официального печатного органа РПЦЗ журнала «Церковная Жизнь», с августа 1954 года - наблюдатель на 2-й генеральной ассамблее Всемирного Совета Церквей в Эванстоне.
В 1960 году возведён в сан протопресвитера.
Принимал участие и поддерживал истцов в светском судебном процессе в Сан-Франциско (1963) над архиеп. Иоанном (Максимовичем), с которым у протопр. Г. Граббе были враждебные отношения. В 1964 году в Нью-Йорке совершил венчание самозванца М. Голеневского, выдававшего себя за чудесно спасшегося сына имп. Николая II Александровича цесаревича Алексия, что вызвало большой скандал внутри РПЦЗ. Несмотря на уверения протопр. Г. Граббе в том, что ему не было известно о самозванстве Голеневского, новый первоиерарх РПЦЗ митр. Филарет (Вознесенский) запретил ему венчание браков и временно отстранил от должности правителя дел Синодальной канцелярии. Однако с кончиной митр. Анастасия (22 мая 1965) и окончательным утверждением в должности председателя Архиерейского Синода РПЦЗ митр. Филарета, являвшегося самым молодым по времени хиротонии епископом РПЦЗ, влияние протопр. Г. Граббе заметно усилилось. Его сын, архим. Антоний (Граббе), возглавивший в 1968 году Рус. духовную миссию РПЦЗ в Иерусалиме, а также дочери протопресвитера и др. родственники со временем заняли ключевые посты в канцелярии Архиерейского Синода и играли важную роль во внутрицерковной жизни РПЦЗ. По замечанию современников, после избрания первоиерархом митр. Филарет фактически стал "пленником отца и сына (по выражению покойного архиепископа Тихона Сан-Францисского) без Духа Святого и группы его молодежи" [2].
С 26 февраля 1965 по 1981 год был 1-м помощником настоятеля Знаменской синодальной церкви.
5 июня 1967 года в связи с упразднением должности правителя дел Синодальной канцелярии (замещена должностью секретаря Синода в сане епископа) протопр. Г. Граббе был назначен консультантом при Архиерейском Синоде и зав. отделом внешних сношений. С 1976 года исполнял обязанности секретаря Синода; в 1978 года решением Архиерейского Собора утвержден в этой должности.
В 1977 году - овдовел.
В 1978 году инициировал письменный опрос епископата РПЦЗ по вопросу своего рукоположения в сан епископа. Несмотря на возражения со стороны ряда архиереев, по настоянию митр. Филарета осенью того же года определен быть епископом Манхеттенским, викарием Восточноамериканской епархии.
3 мая 1979 года был пострижен в монашество с именем в честь свт. Григория Богослова, 4 мая 1979 года возведён в сан архимандрита.
12 мая 1979 года хиротонисан во епископа Манхэттенского, викария Восточно-Американской епархии. Хиротонию возглавил митрополит Филарет (Вознесенский) в Нью-Йорке, вопреки полученным незадолго перед хиротонией протестам со стороны Сан-Францисского архиеп. Антония (Медведева), Лос-Анджелесского архиеп. Антония (Синкевича), Сиракузского еп. Лавра (Шкурлы), Сиэтлского еп. Нектария (Концевича) и Брисбенского еп. Константина (Ессенского), а также прот. Митрофана Зноско-Боровского и других клириков и мирян. 11 июня 1979 г. митр. Филарет выпустил особое циркулярное письмо, оправдывавшее совершение его хиротонии, в котором отмечалось:
С 28 октября 1981 года - правящий епископ Вашингтонский и Флоридский с сохранением должности секретаря Синода.
После кончины митр. Филарета (21 нояб. 1985) и избрания новым первоиерархом РПЦЗ митр. Виталия (Устинова) на Архиерейском Соборе 1986 года еп. Григорий был освобожден от должности секретаря Синода и почислен на покой.
На покое сперва жил у сестры в Леснинском монастыре в Провемоне, Франция (1986-1988), потом снова в США.
В конце 1980-х он неоднократно призывал епископат РПЦЗ к ставшей возможным с началом перестройки в СССР «наступательной тактике», т. е. открытию на канонической территории Московского Патриархата приходов и епархий РПЦЗ, заявляя о безблагодатности и еретичности РПЦ.
После принятия Архиерейским Собором РПЦЗ в мае 1990 года «Положения о приходах свободной Российской Православной Церкви» и решения об учреждении иерархии РПЦЗ на территории России поддержал образованную в Суздале бывш. архим. РПЦ Валентином (Русанцевым) раскольническую группу, организационно и финансово способствовав созданию т. н. Российской православной свободной церкви. В мае 1995 года еп. Григорий посетил Россию, где одобрил принятое группой Русанцева решение об административном отделении от Архиерейского Синода РПЦЗ. По возвращении из Суздаля он сделал дополнение к своему завещанию, выразив пожелание, чтобы его отпевание совершалось иерейским чином без участия епископов РПЦЗ.
Скончался 7 октября 1995 года, в Элмвуд-Парке, шт. Нью-Джерси (США). 9 октября 1995 года состоялось отпевание в Казанской церкви. г. Ньюарка, которое возглавил зять епископа прот. Владимир Шишков. Погребен на кладбище Новодивеевского Успенского женского монастыря (шт. Нью-Йорк).
Сочинения
- Корни церковной смуты. Белград, 1927
- A.C. Хомяков. Варшава, 1929
- Англикане и Православная Церковь. 1930
- Единство и единственность Церкви. Варшава, 1929
- Истинная соборность. Варшава, 1930
- Культура, прогресс и Церковь. Варшава, 1931
- Церковь и государство в будущей России. Белград, 1931
- Единение или раздробление. Белград, 1932
- Лжеправославие на подъеме. Дж., 1954
- Правда о Русской Церкви на родине и за рубежом. Дж., 1961
- Церковь и ее учение в жизни. Собрание сочинений. Т. 1. Мадрид, 1964. Т. 2. Монреаль, 1970; Т. 3. Дж., 1992
- Русская Церковь перед лицом господствующего зла. Дж., 1991
- Страницы дневника. Новый Журнал. Н.-Й. 2003. № 232
- Письма. М., 1998; Переписка с прот. Г. Флоровским и А. Шмеманом. Публ. М. Псаревой. Вестник РХД. 2005. № 189.
Награды
- митра (13 апреля 1956)
- право ношения двух наперсных крестов и совершения литургии при отверстых царских вратах (15 апреля 1971)
Литература
- Никон (Рклицкий), архиеп. Жизнеописание блаженнейшего Антония
- Евлогий, митр. Путь моей жизни; 25-летие священства протопр. Г. Граббе. ПР. 1970. № 12
- Памяти ушедших. Епископ Григорий (Граббе). ПР. 1995. № 20
- Зайде Г., иерей. Памяти епископа Григория (Граббе). ВГЕ. 1995. № 6
- Косик В.И. Русская Церковь в Югославии.
Использованные материалы
- Антуан Нивьер. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели в русской эмиграции в Западной и Центральной Европе:
- Вениамин (Гомартели), мон. "Григорий (Граббе)" // Православная энциклопедия, Т. 12, С. 570-572 (публ. 18 июля 2011):
[1] Маевский. Т. 2. С. 151-152
[2] Митрофан (Зноско-Боровский), еп. С. 312
[3] Циркулярное письмо председателя Архиерейского Синода РПЦЗ митр. Филарета от 29 мая/11 июня 1979. № 11/37/170