Митрополит Сергий (Воскресенский) |
В миру Воскресенский Дмитрий Николаевич, родился 26 октября 1897 года в Москве в семье протоиерея.
Окончил Заиконоспасское духовное училище [1], затем учился в Московской духовной семинарии.
С 1918 по 1922 год служил на гражданской службе. По другим данным - поступил в Московскую духовную академию.
В 1920 году был принят в Московский университет, откуда в 1923 году был отчислен как "сын служителя культа".
В 1922 году поступил в Московский Данилов монастырь. Был послушником ректора Петроградской духовной академии епископа Феодора (Поздеевского), который жил в то время в Даниловом монастыре в Москве.
В 1923 году был арестован по обвинению в "антисоветской пропаганде".
В 1925 году был пострижен в монашество с наречением в честь преподобного Сергия Радонежского в Даниловом монастыре. Был возведен в сан иеродиакона, а затем и в сан иеромонаха.
С 1926 года - секретарь Московской Патриархии. Духовный сын архимандрита Георгия (Лаврова), сокелейник иеромонаха Павла (Троицкого), друг митрополита Сергия (Страгородского). В силу своих незаурядных администраторских способностей часто посылался в различные учреждения защищать монастырские права.
В 1930 году - настоятель собора в города Орехова-Зуева. Одновременно исполнял обязанности помощника митрополита Сергия (Страгородского), сотрудника Московской Патриархии по юридическим вопросам.
С 1931 года - ответственный редактор Журнала Московской Патриархии.
В 1932-1933 годах - настоятель Воскресенского храма в Сокольниках.
Возведен в сан архимандрита.
29 октября 1933 года хиротонисан во епископа Коломенского, викария Московской епархии. Хиротония состоялась в Московском храме Воскресения, что в Сокольниках. Чин хиротонии совершили митрополиты Горьковский Сергий и бывший Ленинградский священномученик Серафим, архиепископ Дмитровский Питирим, епископы Орехово-Зуевский Иоанн; Волоколамский Иоанн и Каширский Иннокентий.
С 10 мая 1934 года - епископ Бронницкий, викарий Московской епархии.
По некоторым данным в 1935 году владыка Сергий был арестован, но затем освобожден благодаря ходатайству его матери [2].
С февраля 1936 года - епископ Дмитровский.
8 октября 1937 года возведен в сан архиепископа и назначен управляющим делами Московской Патриархии.
В 1939 году - член Священного Синода, состоящего в то время из четырех иерархов. Служил в Преображенском храме Москвы.
В 1940 году объехал православных епископов вновь присоединённых к СССР территорий Западной Украины и Западной Белоруссии, взяв у них расписки в верности Московской Патриархии и в лояльности советской власти.
В конце того же года был направлен в Латвию и Эстонию для ознакомления с положением в Церкви. Возглавил погребение митрополита Виленского и Литовского Елевферия (Богоявленского). К тому времени как Эстонская Православная Церковь (с 1923 года), так и Латвийская Православная Церковь (с 1936 года) находились в юрисдикции Константинопольского Патриархата, в отличие от Православной Церкви в Литве, которая была епархией Русской Православной Церкви. После аннексии территорий Латвии и Эстонии Советским Союзом Синоды Эстонской и Латвийской Православных Церквей обратились к Московской Патриархату с просьбой воссоединить эти Церкви с Русской Матерью-Церковью.
Митр. Виленский Сергий (Воскресенский). Фото 18 мая 1942 г., Виленский Свято-Духов монастырь. |
Во время второй мировой войны отказался от эвакуации. Гестапо арестовало митрополита Сергия сразу после оккупации края, однако владыка сумел убедить гитлеровцев в том, что является антикоммунистом и что поддержка верующих придаст немцам вес в глазах населения. Сегодня из немецких и советских архивов известно, что у митрополита Сергия был опыт общения и с гестапо, и с НКВД. Еще в Москве, в Даниловом монастыре, тогда еще иеромонах Сергий (Воскресенский) был весьма близок к патриарху Тихону. Отчасти за эту близость он пять раз подвергался арестам; преследовались и его родители. Может быть, тогда-то владыка и научился искусству лавирования в интересах возрождения Церкви? В узком кругу близких к нему людей он не раз повторял: «И не таких обманывали! С НКВД справлялись, а этих колбасников обмануть нетрудно!..»
С начала нацистской оккупации Латвии митрополит Августин (Петерсон) 20 июля 1941 года провозгласил о восстановлении ЛПЦ до 1940 года, то есть в юрисдикции патриарха Константинопольского, а также попросил оккупационные власти выслать из Латвии экзарха Литвы, Латвии и Эстонии митрополита Сергия (Воскресенского). Однако Августина поддержали только пять священников небольших сельских приходов. 25 октября 1941 года экзарх Сергий осудил действия митрополита Августина и призвал его не раскалывать Церковь. Августин не подчинился требованиям митрополита Сергия, и 15 июня 1942 года Собор епископов экзархата запретил Августина (Петерсона) в священнослужении.
Аналогичным образом развивались события и на территории Эстонии. 3 сентября 1941 года митрополит Александр (Паулус) провозгласил себя главой Эстонской Православной Церкви Константинопольского Патриархата. Его поддержали большинство православных приходов этнических эстонцев, русские же приходы остались в ведении экзархата и подчинялись епископу Нарвскому Павлу (Дмитровскому) (1872 -1946). Экзарх Сергий предал митрополита Александра церковному суду, и 5 ноября 1942 года Собор епископов экзархата запретил Александра (Паулуса) в священнослужении.
Митр. Сергею (Воскресенскому) удалось убедить немецкие власти, что им выгоднее сохранить на северо-западе епархии Московского, а не Константинопольского Патриархата - "союзника" англичан. Под руководством митрополита Сергия в дальнейшем на занятых землях была развернута широчайшая катехизаторская деятельность. По благословению владыки в августе 1941 года на территории Псковской, Новгородской, Ленинградской, Великолукской и Калининской областей была создана Духовная миссия, которой удалось к началу 1944 г. открыть около 400 приходов, на которые были поставлены 200 священников. При этом большая часть духовенство оккупированных территорий более или менее явно выражала свою поддержку патриотической позиции московского священноначалия. Многочисленны - хотя их точное количество не может быть пока установлено - случаи казни нацистами священников за чтение в храмах первого послания митрополита Сергия (Страгородского).
Митрополит Сергий добился у немцев пособий для беженцев, продовольствия, медикаментов. В это голодное время церкви имели и свечи, и масло, и просфоры для богослужения, даже вино для Таинства причастия привозили в епархию немцы. Талантливый администратор и дипломат митрополит Сергий сумел организовать издание церковных газет и журналов, возобновить преподавание в школах Закона Божия, даже открыть православный музей. В Вильнюсе на базе духовной семинарии 58 молодых людей обучались на пастырско-богословских курсах, ими руководил бывший проректор Московской духовной академии Василий Виноградов.
Иподиакон митрополита Сергия в военные годы, а ныне певчий собора Свято-Духова монастыря Борис Николаевич Лебедев вспоминает:
Осенью 1943 года были разрешены выборы Патриарха, прекратилась деятельность союза воинствующих безбожников, открывались новые приходы, духовные семинарии. Из лагерей ГУЛАГа стали отпускать на волю священнослужителей. Но митрополит Сергий (Воскресенский) предвидел новые репрессии: "Сталин - не Савл и никогда не станет Павлом", - говорил он в своем пасхальном приветствии к православным Прибалтики, заставляя усомниться тех, кто поверил, будто Сталин стал благочестивым и действительно изменил свое отношение к Церкви. Конечно, это не могло понравиться кремлевскому диктатору.
Несмотря на нажим со стороны нацистских оккупационных властей, отказался осудить выборы патриарха. По распоряжению митрополита Сергия (Воскресенского) в церквях Экзархата на всем протяжении войны в богослужениях всегда упоминалось имя местоблюстителя патриаршего престола, а потом патриарха Московского Сергия (Страгородского). При этом священноначалие Московской Патриархии объявило его преданным суду православных епископов, "как перешедшего на сторону фашизма".
Немцы были недовольны размахом церковного возрождения и отказом митрополита выполнять их требования и признать выборы патриарха неканоничными. Весной 1944 года IV отделу полиции безопасности и гестапо уже был известен каждый шаг православного экзарха: и то, что он отмежевывается от других иерархов, которые тесно сотрудничают с немцами, и что он слушает московское радио, и что любит советскую песню "Синий платочек"... Немцы поняли наконец, что экзарх только создавал видимость служения им, а на самом деле главным для него была церковная работа по объединению трех Церквей соседних прибалтийских государств для выполнения назначенной им православной миссии по возрождению церковной жизни.
28 апреля, в пятницу, пришла телеграмма из Риги: скончался друг митрополита оперный солист Дмитрий Смирнов, певший еще с Федором Шаляпиным в Мариинском театре. Владыка любил хорошее церковное пение и, чтобы придать архиерейскому богослужению особую торжественность, привозил с собой обладателей хороших голосов. В Ригу на похороны он решил взять бас московского Большого театра - певца Иннокентия Редикульцева: тот попал с женой в немецкое окружение под Смоленском и теперь солировал в хоре Свято-Духова монастыря.
Отслужив панихиду по усопшему Дмитрию Смирнову, владыка сказал сослужившему ему священнику Михаилу Кузменко: «Сегодня я отпевал себя». Предчувствие смерти не оставляло экзарха в последний год. Он позаботился о духовном завещании, в котором назначил трех кандидатов в заместители экзарха. Оставил распоряжение о своем погребении в Риге на Покровском кладбище.
Алла Ивановна Огиевич (ныне Буцкене) в свои 16 лет пела на клиросе Святодуховской церкви. Она вспоминает:
29 апреля 1944 года владыку, водителя, Иннокентия Редикульцева и его жену, находят расстрелянными в машине.
Литовская прогерманская газета «Naujoji Lietuva»:
До сегодняшнего дня полной ясности произошедшего нет.
На судебном процессе по делу о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков на территории Латвийской, Литовской и Эстонской ССР были представлены секретные документы, указывавшие на убийство экзарха нацистами. О совершении же этого преступления советской разведкой имеется лишь одно свидетельство рижского священника Николая Трубецкого, активного участника Псковской миссии, организованной митрополитом Сергием. За участие в ней батюшка отсидел в лагере 10 лет и потом рассказывал, что получил признание одного заключенного о том, что по приказу МГБ тот участвовал в убийстве экзарха. Однако документов, подтверждающих это, нет.
Похоронен около храма на Покровском кладбище в Риге.
По мнению В.Алексеева, смерть митрополита Сергия произвела сильное впечатление на патриарха Сергия и стала главной причиной его скоропостижной смерти (15 мая 1944 года).
Матери экзарха Зое Дмитриевне в 1946 году прислали кованый сундучок, а в нем - то, что осталось от сына: панагия, пуховое одеяло, подушка и рубаха с двенадцатью дырочками от пуль...
Награды
- крест на клобук (2 ноября 1938)
Сочинения
- Докладная записка о состоянии ортодоксальной Церкви на Востоке, англ. перевод в: Eastern Churches Review VI (1974) 135-161.
Литература
- "ЖМП" 1934, № 18-19, с. 8.
- "ЖМП" 1934, № 20-21, с. 3, 4.
- "Правда о религии в России". МП, 1942, с. 62, 24.
- "Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война".
- Сборник церковных документов, с. 33-36.
- "Списки архиереев 1897-1944гг. Патриарха Алексия", с. 27.
- ФМП № 60, с. 24.
- ФПС I № 279 с. 11.
- ФПС II с. 7.
- ФПС IV с. 7.
- ФПС V № 170.
- ФАМ 14.
- W. Alexeev, Russian orthodox Bishopsin Soviet Union, 1941-1953 (New York) s. 65-69.
- W. Alexeev (Th. Stavrou, The Great Revival. The Russian Church Under Geman Occupation 73-78.
- W. Alexeev, Le drame de l'exarque Serge Voskresenskij et l'election du patriarche de Moscou, in Irenikon 1957, 181 -202.
- W. Alexeev, L'Eglise orthodoxe russe sous l'occupation allemande (1941-1944) 243-276.
- W. Alexeev, The Orthodox Churh Under German Occupation: An Unpublished Memorandum by the Exarch of the Baltic Area, Metropolit Sergii, in; Eastern Churches Review VI (1974) 131E.-161.
- E. Treulieb, Metropolit Sergii von Riga und die "Orthodoxe Mission"in Pleskau, in: KiO 8(1965)55-66.
- W. Kahle, Die Orthodoxie im baltischen Raum. Ein Uberblick, in: KiO 21/22 (1978) 97.
- Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte III, 31-35, 65. (История Церкви России в новое время. В 3-х томах Мюнхен / Зальцбург 1965-1968гг).
- свящ. А. Ионов, Записки миссионера (Псковская миссия) в: "Правосл. Русь" 1982, 22 с. 9-11; 23, 7-10.
- Лев Регельсон. Трагедия русской Церкви, Париж, 1977, с. 511, 512.)
- A.E Levitin (Krasnov), Die Glut deiner Hande 121.
- D. Pospielovsky, The Russian Church, 6, 147, 187f, 190, 377; Exarch 183, 227, 232.
- N. Struve 49, 72, 77, 523.
- Вестник русского христианского движения. 127 (1979) 246.
- W. Fletcher, Studi in Survival. New York 1965, s. 101f.
- W. Fletcher, The Russian Orthodox ground,Churh Under 81f, 154.
- А. Андреев, Г. Героник, Крест на службе у свастики, в: NiR 1963, 11 43-48.
- A. Чертков, Москва 1968, 161.Н. Китев, Исповедники и мученики 30-х годов, в Vest. russ. chr. dv. (Вестник русского христианского движения) 150 (1987) 235-248.
- Быль и другая правда, в: NiR 1988, 5, 14-15.
- F. Heyer, Die orthodoxe Kirche, 166, 168.
- G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 67, 170.
- Die Orthodoxe Kirche in Russland. Dokumente ihrer Gtschichte (860-1980), hg. Von P. Hauptmann und G. Stricker (Gottingen 1988):R. Rossler, Die Russiche Orthodoxe Kirche in Sowjtstaat (seit 1917), hier: Dokument № 280. (Ортодоксальная Церковь в России. Документы ее истории (869-1980 гг.), под ред. П. Хауптмана и Г. Стрикера Русская ортодоксальная Церковь в Советском Государстве(после 1917 года), здесь документ № 280.
- Мануил (Лемешевский), митр., Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно), Erlangen, 1979-1989, т. 6, с. 96-100.
- Губонин М. Е., сост., _Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях_, М., 1994, с. 991.
- У Бога все живы: Воспоминания о Даниловском старце архимандрите Георгии (Лаврове), М.: Даниловский благовестник, 1996, с. 43.
- Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие, СПб., 1999, с. 5.
- Голиков А., свящ., Фомин С., Кровью убеленные. Мученики и исповедники Северо-Запада России и Прибалтики (1940-1955). Мартиролог православных священнослужителей Латвии, репрессированных в 1940-1952 гг., М., 1999, с. 8-32.
- Киреев Александр, протодиак., Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах, М., 2002, с. 188.
- Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР). -М.: Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 2002. С. 519.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века:
- Страница портала Русское Православие:
- Статья биобиблиографического справочника Религиозная деятельность русского зарубежья:
- Полонский Вадим, "Церковь в годы войны: служение и борьба на оккупированных территориях", официальный сайт Русской Православной Церкви, 6 мая 2005:
- Арефьева И., "Гибель экзарха под Ковно", Мир Православия, 2005, №7:
- Гаврилин Александр, Доклад на международной конференции «Вторая мировая война и страны Балтии. 1939 — 1945»:
[1] Соколова Лидия, Романова Светлана, "«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?", информационно-аналитическая служба Русская народная линия, 18 октября 2014, http://ruskline.ru/analitika/2014/10/18/oblichenie_stalinsko...ma/
[2] Alexeev W., см. раздел "Литература"
[3] «Православная Москва», №10, май 2005 г.