Светлая седмица (греч. Διακαινήσιμος - "Поновленная") - первые семь дней празднования Святой Пасхи, от собственно Пасхи до Недели Фоминой.
На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.
Каждый день после Литургии совершается праздничный крестный ход, и в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола.
В пятницу, когда совершается празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник» [1], после литургии бывает, по обычаю, малое освящение воды.
Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» (Откр. 10, 6).
Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием "Христос Воскресе!", "Воистину Воскресе!".
История праздника
В Ромейской империи празднование Светлой Седмицы проходило пышно и торжественно. В императорском дворце организовывалась трапеза для бедных, а в Четверг Светлой Седмицы угощение готовилось в резиденции патриарха Константинопольского. Из императорской казны раздавались щедрые дары и пожертвования. Из тюрем освобождались заключенные, совершившие нетяжкие преступления. Запрещалось работать на протяжении всей Светлой Седмицы (42-е правило патриарха Константинопольского Никифора I Исповедника) и предписывалось каждый день посещать церковь (6-е правило Пято-Шестого Собора).
Использованные материалы
- Православная энциклопедия "Азбука веры"
- Сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) (греч.):
- "ΑΦΙΕΡΩΜΑ: Η ΕΒΔΟΜΑΔΑ ΤΗΣ ΔΙΑΚΑΙΝΗΣΙΜΟΥ," сайт посвященный области Воио Το Βόιον:
[1] Это празднование было установлено в честь открытия в Константинополе храма Пресвятой Богородицы "Живоносный Источник" (Ζωοδόχος Πηγή) святым императором Львом Макеллой в второй половине V века