Загаецкий мужской монастырь свт. Иоанна Милостивого |
- Адрес: Украина, 47153, Тернопольская обл., Шумский район, с. Малые Загайцы
- Тел.: +380955635964, +380995527583
- Сайт: http://zagaetsky-mon.church.ua
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Монастырь основан в 1625 году вдовой полковника польских войск Ириной Ярмолинской (погребена в обители, портрет XVII в. хранится в Кременецком краеведческом музее). Ее грамоту 1646 году о даровании монастырю земель заверил подписью прп. Иов Почаевский (+ 1651): "Иоанн Железо, игумен Почаевский, устне прошоный печатор рукою власною".
С целью обращения обители в унию, в 1709 году ее подвергли разорению польские военные. Монастырь известен как униатский с 1720 года, когда игум. Варлаам Снитовский участвовал в униатском соборе в августе-сентябре 1720 года в г. Замостье (Замосць).
В 1749 году вельможа Стефан Ярмолинский подарил ей икону Божией Матери, известную позже как "Загаецкая" и "Всемилостивейшая".
В 1750-х годах селом владели помещики из римо-католиков, о чем красноречиво свидетельствует то, что православные праздники, которые отмечались и униатами, для местных крестьян не были выходными днями, а график работы-отдыха зависел от католического месяцеслова.
После третьего раздела Польши обитель одной из первых в 1794 году вернули православным.
В 1818-1853 годах при нем действовало духовное училище для детей духовенства Кременецкого уезда, впоследствии переведенное в Кременец. Обитель славилась библиотекой с книгами и документами XVI-XVIII вв. (включая экземпляр «Острожской Библии» 1581 г.).
В 1829 году на территории обители был похоронен греческий митрополит Даниил (Никонисавский), который отправился из Греции в Россию, спасаясь от турецких гонений, но по дороге заболел и скончался в таможенном г. Радзивилове (ныне Радивилов Ровненской обл., Украина). По распоряжению архим. Иерофея (Лобачевского) останки митр. Даниила были захоронены в храме свт. Иоанна Милостивого, на паперти с южной стороны.
В 1842 году монастырь из заштатного был возведен в третьеклассный с положенным штатом, состоящем из игумена, двух иеромонахов, двух иеродиаконов, пономаря и послушника. Также распоряжением Синода от 20 марта 1842 года все "недвижимое населенное имение" (133 мужского и 160 женского пола крестьян) вместе с постройками перешло в ведение казны. За обителью, кроме церкви, келейного корпуса и сада, ничего не осталось.
В 1865 - 1873 году к Загаецкой обители был приписан Кременецкий Богоявленский монастырь, и именно в нем проживали архимандриты Загаецкого монастыря.
В 1890-х годах были построены деревянный двухэтажный братский корпус, дом для паломников, а также каменная ограда с двумя арками. Часть зданий в 1899-1900 годы. была повреждена пожарами, из-за чего настоятели обители обращались с воззваниями о пожертвованиях.
В 1905 году монастырь был преобразован в общежительный, благодаря чему существенно увеличилось финансирование из средств государственной казны.
В 1912 году по инициативе архиеп. Волынского Антония (Храповицкого) и архим. Епифания в монастырском лесу был построен скит во имя свт. Иоасафа Белгородского (небольшой храм, келейные и хозяйственные постройки) для проживания пожилых монахов, в т. ч. старцев. В скиту был введен строгий устав по подобию уставов афонских обителей.
К 1917 году монастырю также принадлежали большой монастырский пруд, пасека, поле, ряд подсобных хозяйственных помещений в урочище Дворище. Местные крестьяне захватили монастырские земли, о чем вскоре сообщила газета "Трудовая Волынь" (21 ноября 1917), в декабре того же года владения помещика разграбили крестьяне Кременецкого уезда, мятеж был подавлен; пострадал ли при этом монастырь, неизвестно [1].
Во время первой мировой и гражданской войны часть монастырских зданий была разрушена, после вхождения Западной Волыни в состав Польши в 1918 году почти все земли монастыря были конфискованы.
В 1920-30-х годах монастырь состоял из двух иеросхимонахов-старцев - Виталия и Парфения, пятнадцати монахов в священном сане, девяти мантийных монахов и тридцати послушников. Приход новой власти и война значительно ослабили монашескую жизнь обители, и после войны монахов осталось всего 22.
В 1949 году уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Тернопольской обл. К. Шкуренко выступил с инициативой закрытия монастыря, которую поддержал глава Совета по делам РПЦ при СМ СССР Г. Г. Карпов. В начале 1950 года Тернопольский облисполком принял решение передать здание братского корпуса и хозяйственные постройки местному колхозу им. Калинина. Совет по делам РПЦ при СМ СССР поддержал это решение и принял постановление о закрытии монастыря. Насельники были переведены в действующие обители Тернопольской обл.: Почаевскую лавру, Свято-Духовский лаврский скит и Кременецкий Богоявленский монастырь. 12 февраля 1950 года колхоз им. Калинина принял по акту от настоятеля игум. Феодосия (+ 1961) все здания и имущество [2]. В 1952 году в монастырском корпусе разместилась загаецкая начальная школа (в 1964 переведена в новое помещение). В 1960 году решением исполкома Шумского райсовета скит свт. Иоасафа был уничтожен, сохранились лишь 3 могилы насельников скита. В 1960-х годах на Монастырской горе была оборудована радиостанция, в двухэтажном братском корпусе открыта школа, в 1975 году устроен радиомаяк. Иоанновский храм, обращенный в приходский, оставался действующим, игум. Феодосий совершал богослужения по монастырскому уставу. 24 марта 1964 года решением исполкома Кременецкого районного совета церковь была снята с регистрации и подлежала закрытию, но из-за многочисленных протестов со стороны прихожан это постановление впоследствии было отменено, окончательное решение о снятии с регистрации общины так и не было принято.
С 2002 года ведутся работы по восстановлению монастыря. При Иоанновском храме был открыт скит для монахов из Почаевской лавры.
9 марта 2004 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви благословлено открытие монастыря [3].
В 2007 году началось восстановление скита свт. Иоасафа Белгородского в лесу близ с. Загайцы.
В 2007 году историками Тернопольского областного педагогического университета им. В. Гнатюка совместно с сотрудниками Тернопольского областного архива был создан документальный фильм «Загаецкий монастырь».
Основные сооружения и достопримечательности
Храм свт. Иоанна Милостивого 1626-1637 гг. (изображение храма есть на портрете Ярмолинской). Освящён в 1646 году. Построен в фортификационном стиле, над входом возвышается большая колокольня с бойницами для пушек и мортир, которая занимает половину крыши небольшого храма. Бойницы расположены по всему периметру церковного сооружения, и всего их насчитывается двадцать четыре. Второй купол возвышается над Алтарем, а с правой стороны к Алтарю примыкает братский корпус, а точнее сказать, та его часть, которая уцелела на сегодняшний день.
В начале XXI века храм во имя свт. Иоанна Милостивого представляет собой однонефную постройку, в плане близкую к квадрату. Храм перекрыт двухскатной кровлей, над его восточной частью помещен барочный щипец, увенчанный крестом. С востока к храму примыкает обширная пятигранная апсида. Фасады храма и апсиды имеют общее оформление: верхний ярус украшен декоративным аркатурным поясом из сдвоенных арочек, в которые вписаны 24 бойницы. С запада к храму примыкает почти равная ему по ширине двухярусная четвериковая колокольня со следами перестроек, увенчанная невысоким шпилем. Иконостас в стиле барокко, возможно, сохранился со времени ремонта храма в 1720 году.
Загаецкий монастырь |
Корпус келий XVIII века, Г-образный (из-за уклонной местности, его дворовой фасад имеет один ярус, а внешний - два). Северное крыло корпуса келий примыкает с юго-востока к апсиде храма.
Святыни
- старинный список иконы Божией Матери "Загаецкая". В храме раньше находилась сама икона, но в 2006 году ее похитили вооруженные грабители
- икона свт. Иоанна Милостивого с частицей мощей
- икона св. Маманта с частицей мощей - дар архиеп. Антония (Храповицкого)
Настоятели, наместники
- Вассиан (Савчак) (упом. 1667)
- Феодосий (Волынец)
- Мартиниан (Полумиркович) (1700 - 1714)
- Аркадий (Закревский) (1796 - 19 июля 1808)
- Антоний (Рудницкий) (упом. 1800)
- Иасон (Ендржеевич)
- Иероним (Визерский) (1808 - 1812)
- Макарий (Остальский) (9 сентября 1812 - 12 мая 1813) [4]
- Иринарх (14 июня 1813 - ?)
- Иерофей (Лобачевский) (20 августа 1814 - 11 августа 1829)
- Флавиан (Тихвинский) (1829 - 1831) ...
- Флавиан (Тихвинский), 2 раз (1833 - 1837)
- Христофор (Эммаусский) (1837 - 1847)
- Феодосий (Шаповаленко) (1848 - 1852)
- Ефрем (Рязанов) (1852 - 1857)
- Феофилакт (Губин) (1857 - 1860)
- Рафаил (Троицкий) (1861 - 1875)
- Модест (Коммисаржевский) (1875 - 1881)
- Мелитон (Ненадкевич) (1881 - 1886)
- Алипий (1886 - 1889)
- Феодосий (1889 - 1890)
- Филарет (1890 - 1891)
- Макарий (1891 - 1893)
- Лаврентий (1893 - 1901 [5])
- Анатолий (Ключарев) (22 мая 1901 - 1902 [6])
- Феодосий (1902 - 1904)
- Пантелеимон (Рожновский) (1904 - 1905)
- Антоний (упом. 1907)
- Епифаний, в схиме Евфимий (упом. 1909 - 1913) ....
- Геронтий (упом. 1916 - упом. 1917)
- Поликарп (Сикорский) (1922 - октябрь 1923) ....
- Пантелеимон (Рудык) (1929 - 1933)
- Иона (Андрианов) (1933 - 1934)
- Сергий (Владиславлев) (1934) и/о
- Марк (Якимчук) (1934 - 1936)
- Иувеналий (Скорняков) (1935 - 1936)
- Николай (Родик) (1936 - ?)
- Феодосий (Молдован) (1944 - 1961) ....
- Филадельф (Собчук) (2004 - 2007), и/о
- Геронтий (Галлий) (18 октября 2007 - 25 ноября 2016)
- Иов (Осипов) (25 ноября 2016 - 25 апреля 2018), и/о
- Герман (Вельков) (с 25 сентября 2018 [7])
Литература
- Лит.: Петров Н. И. Краткие сведения о православных монастырях Волынской епархии, в настоящее время не существующих // Волынские ЕВ. 1867. № 2. С. 32-40; № 3. С. 49-58; № 4. С. 59-71; № 5. С. 75-87; № 6. С. 91-97; № 7. С. 101-107; № 8. С. 135-148.
- Антонович В. Б. Очерк состояния православной Церкви в Юго-Зап. России по актам (1650-1798). К., 1871.
- он же. Монография по истории юго-зап. России. К., 1885.
- он же. Моя сповiдь: Вибранi iст. та публiцистичнi твори. К., 1995. С. 492-502.
- Stecki T. J. Wołyń pod względem statystycznym, historycznym i archeologicznym. Lwów, 1871. T. 2;
- Сендульский А., свящ. Загаецкий св. Иоанна Милостивого мужской третьеклассный монастырь // Волынские ЕВ. 1877. № 20. Ч. неофиц. С. 845-875;
- Archiwum książąt Lubartowiczów Sanguszków w Sławucie. Lwów, 1890. T. 4: 1535-1547. S. 471-472; Девятисотлетие православия на Волыни, 992-1892 гг. Житомир, 1892. С. 106.
- А. И. История монастыря // Холмско-Варшавский епарх. вестник. 1900. № 1. С. 6-7; Анатолий [Ключарёв], иером. Загаецкий св. Иоанна Милостивого муж. третьеклассный мон-рь (Волынской епархии) и его нужды. СПб., 1901.
- Теодорович Н. И. Волынская ДС. Почаев, 1901;
- [C. Ф. Л.] Загаецкий св. Иоанна Милостивого муж. общежительный мон-рь. Почаев, 1912;
- Липинський В. К. Раïна з Козiрад Боговiтинiвна, дружина Костянтина на Ярмолинцях Ярмолинського, фундаторка православного Загаєцького монастыря в 1637 р.: Машинопис // Липинський В. Украïна на переломi: 1657-1659: Замiтки до iсторiï украïнського державного будiвництва в ХVII ст. К.; Вiдень, 1920. С. 32;
- Orłowicz M. Ilustrowany przewodnik po Wołyniu. Luck, 1929. S. 21.
- Iсаєвич Я. Д. З iсторiï викладання фiлософiï на Украïнi (XVI-XVIII ст.) // Вiд Вишенського до Сковороди: (З iсторiï фiлос. думки на Украïнi XVI-XVIII ст.). К., 1972. С. 29-35
- Возгомент В., протодиак. (Пермская епархия): Некролог // ЖМП. 1979. № 10. С. 31.
- Pidłypczak-Majerowicz M. Bazylianie w Koronie i na Litwie. Warsz., 1986; idem. Biblioteki i bibliotekarstwo zakonne na wschodnich ziemiah Rzeczypospolitej w XVII-XVIII w. Wrocław, 1996.
- Смолiй В. А., Ричка В. М. В'ячеслав Липинський та його праця «Украïна на переломi, 1657-1659 гг.» // Укр. iст. журнал. К., 1992. № 2. С. 141-143.
- Жилюк С. I., Костриця М. Ю. Мон-рi Волинi. Житомир, 1996.
- Бесараб М. Правосл. мон-рi Шумщини // Новини Шумщини: Газ. Шумьск, 2000. 22 липня.
- Лисенко О.Є. Релiгiйне питання у теорiï та практицi украïнського нацiоналiзму в 1 пол. 20 ст. // Укр. iст. журнал. 2000. № 6. С. 29-50.
- Гаврилюк В. Вiдроджується обитель (Загаєцький мон-р) // Новини Шумщини: Газ. Шумьск, 2002. 2 жовтня; он же. Тут живуть люди з чистими помислами // Там же. 2009. 7 серпня. С. 7.
- Сисюк В., Ковалишин Д. Памятки icторiï, культури, визначнi постатi Шумщини // Студентський наук. вiсн. Тернопiльского державного педагогiчного ун-ту iм. В. Гнатюка. Тернопiль, 2002. Вип. 5. С. 222-224.
- Собчук В. Боговитиновичi: Генеалогiя i маєтки // До джерел: Зб. наук. праць на пошану Олега Купчинського з нагоди його 70-рiччя. Львiв, 2004. Т. 1. С. 521-533.
- Петровський О., Мрига В. Культурна спадщина Украïни: Загаєцький св. Iоанна Милостивого чоловiчий мон-р. Тернопiль, 2005.
- Соловей О. Загаєцький чоловiчий мон-р св. Iоанна Милостивого в ХIХ-ХХ ст. // Релiгiя i церква в iсторiï Волинi: Зб. наук. праць. Кременець, 2007. С. 173-181
- Стоцький Я. Держава i релiгiï в захiдних областях Украïни: Конфесiйнi трансформацiï в контекстi державноï полiтики 1944-1964 р. К., 2008;
- Шумщина у визвольнiй боротьбi 20 cт.: Кн. памятi. Шумськ, 2008. С. 51-52.
Использованные материалы
- Пидгайко В.Г., Иоанна Милостивого святителя Загаецкий мужской монастырь, Православная Энциклопедия, Т. 25, с. 24-31 (частично)
- В честь свт. Иоанна Милостивого Загаецкий мужской монастырь, официальный сайт Синодальной комиссии Украинской Православной Церкви по делам монастырей
- Иоанн Полищук, протодиак. "Обитель милостивого святителя"
- Свято-Иоанновский Загаецкий мужской монастырь, краткая справка; сайт благотворительного фонда Богуслав
[1] Котельников К. Г. Крестьянское движение в 1917 г. М., 1927. С. 292
[2] ГА Тернопольской обл. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 1454. Л. 42-64
[3] "Журнал №10", Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 09.03.2004 года, http://sinod.church.ua/2014/01/15/zasidannya-9-bereznya-2004-roku/
[4] Теодорович Н. И., Волынская духовная семинария, Почаев, 1901, с. 847-848.
[5] "Загаецкій святаго Иоанна Милостивого мужской третьеклассный монастырь (Волынской епархии) и его нужды" первое издание в пользу монастыря управляющего Загаецким монастырем иеромонаха Анатолия", СПб, Синодальная типография, 1901, стр. 28.
[6] Анатолий (Ключарёв), иеромонах. См.Биографическая база данных и собрание материалов Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/8856/
[7] "Журнал № 21", Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 25 сентября 2018 года, официальный сайт Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви, 25 сентября 2018, http://news.church.ua/2018/09/25/zhurnaly-zasedaniya-svyashh...=ru