Свт. Арсений, еп. Элассонский. Энкаустическая икона работы о. Андрея Давыдова (2000-е гг) |
Память 29 апреля (местн.), 4 августа - обретение мощей в 2005 году [1], а также в Соборах Владимирских и Галицких святых
Основные сведения об Арсении Элассонском содержатся в его сочинениях и греч. житии святителя, написанном человеком, хорошо его знавшим [2].
Родился в январе 1550 года в селении Калориана (совр. Калогриана) близ г. Трикала (Фессалия, Греция) в семье священника Феодора, мать Хрисанфи была сестрой Ларисского митр. Неофита и племянницей св. Виссариона Ларисского, ктитора св. Виссариона монастыря (Дусику), после смерти мужа она приняла постриг с именем Христодула. Старшими братьями Арсения были Иоасаф, еп. Стагонский, Марк, еп. Димитриады, иеромонахи Афанасий [3] и Пахомий (в миру Панайотис) - «слава иеромонахов», по выражению Арсения Элассонского.
После смерти отца (ок. 1560) воспитывался в доме брата еп. Иоасафа, под руководством которого получил первоначальное образование.
В 1568-1572 гг. учился в Трикале в школе известного дидаскала монастыря Матфея, основанной Ларисским митр. Иеремией, а также у выдающегося церковного деятеля Дамаскина Студита.
В 1572 г. был пострижен в монашество Арсением, митр. Патр, через неск. дней митр. Иеремия рукоположил его во иеродиакона.
В 1572-1575 гг. вновь жил у еп. Иоасафа, после смерти последнего поселился в монастыре Дусику, где в 1579 г. Фанарским еп. Митрофаном был рукоположен во иеромонаха.
В конце 1579 г. Иеремия, ставший к тому времени Патриархом, вызвал Арсения в Константинополь и поставил чередным священником Патриаршего храма Паммакаристос. Живя в 1579 - нач. 1584 г. в Константинополе, Арсений посещал лекции дидаскалов.
Архиепископ Димоники и Элассона
21 февраля 1584 г. он был избран архиепископом Димоника и Элассона, в XVI в. входивших в Ларисскую митрополию, и с февраля 1584 г. до марта-апреля 1585 г. жил в Элассоне.
Поездка в Россию и деятельность во Львове
В мае 1585 г. Патриарх Феолипт II вызвал его в Константинополь. Здесь в это время находился посол царя Феодора Иоанновича Б. Благово, который привез Патриарху богатую милостыню на помин души почившего царя Иоанна IV Васильевича Грозного. В благодарность Патриарх Феолипт отправил посольство в Москву, в состав которого был включен и Арсений. В Москве участники посольства были приняты царем и, получив значительную милостыню, покинули русскую столицу.
На пути из России в Константинополь в мае 1586 г. Арсений сделал остановку во Львове, где получил приглашение от членов правосл. братства, терпевшего притеснения от католиков, возглавить братскую школу. В течение 2 лет Арсений преподавал во львовской школе греческий и церковнославянский языки, составил для нее учебную программу («Порядок школьный»), ориентируясь на школы, в которых учился у себя на родине. По образцу «Грамматики» Константина Ласкариса Арсений написал двуязычную «Грамматику доброглаголиваго еллинословенскаго языка» («̓Αδελφότης») (Львов, 1591).
Участие в образовании Московского Патриархата. Жизнь в Москве
В 1586 г. Патриарх Иеремия II в 3-й раз вступил на Константинопольскую кафедру. Состояние церковных дел было плачевным, и Патриарх решил отправиться в Москву за милостыней. 1 мая 1588 г. вл. Арсений получил грамоту Иеремии, предлагавшего ему приехать в Замостье: здесь Патриарх должен был встретиться с канцлером Яном Замойским для получения разрешения польского короля на проезд через его страну. 20 мая А. Э. соединился с Патриархом в Замостье и выразил желание сопровождать его до рус. столицы вместе с Монемвасийским митр. Иерофеем, архим. Христофором, архидиак. Леонтием, Георгием Логофетом, Николаем Аристотелем и др. 11 июля 1588 г. посольство прибыло в Москву. Арсений Элассонский принимал участие в переговорах русского правительства с Патриархом Иеремией относительно учреждения в России Патриаршества, поддержал эту идею (среди членов греч. посольства существовали острые противоречия по вопросу об учреждении Патриаршества). Принял участие в избрании Патриарха всея Руси, состоявшемся 23 янв. 1589 г. в Успенском соборе, доставил во дворец к царю акт избрания. 26 января Патриарх Иеремия в сослужении митр. Иерофея, Арсения Элассонского и русских архиереев рукоположил св. митр. Иова во Патриарха. На торжественных обедах, устроенных царем и царицей в честь Иеремии, члены греческого посольства получили богатые дары. В феврале того же года Патриарх Иеремия совершил поездку в Троице-Сергиев монастырь и в мае 1589 г. покинул Москву. Арсений Элассонский получил от царя Феодора Иоанновича разрешение остаться в русской столице, дом вл. Арсения находился в Кремле, недалеко от царского дворца.
В мае 1591 г. Тырновский митр. Дионисий доставил в Москву акт Константинопольского Собора 1590 г., утверждавший создание Московского Патриархата. Арсений Элассонский был привлечен для рассмотрения этого документа, отвергнутого русским правительством из-за того, что в ряду православных Патриархов Московскому Патриарху отводилось 5-е место. 12 феврале 1593 г. Собор вост. иерархов в Константинополе еще раз признал законность учреждения в России Патриаршества и подтвердил 5-е место Московского Патриарха в ряду других православных Патриархов. Доставленный в Москву акт был признан рус. властями, однако привезшие этот документ архим. Неофит и чтец Иоасаф испытали в России немалые трудности, прежде чем в 1597 г. смогли возвратиться к себе. Большая роль в их освобождении принадлежала Арсению Элассонскому, благодаря чему у него завязались отношения с патриархом Александрийским святителем Мелетием (Пигасом).
«Живя в Кремле, постоянно общаясь с русским царем и Патриархом, Арсений видел свою важнейшую обязанность в том, чтобы информировать греческий мир об обстановке в России, на помощь и поддержку которой рассчитывало тогда все порабощенное турками православное население Восточного Средиземноморья» [4]. Видимо, с начала своего пребывания в Москве Арсений Элассонский стал делать подробные записи о современных ему событиях. В Триоди митр. Фотия [5] он оставил запись об основании в 1589 г. Московского Патриархата и о рождении у царя Феодора Иоанновича в мае 1592 г. дочери Феодосии. В 1590-1593 гг. Арсений Элассонский написал большое поэтическое произведение «Труды и странствования смиренного Арсения, архиепископа Елассонского, и повествование о создании Московского Патриархата». Изложение событий, приведших к образованию в России Патриархата, в поэме не расходится с русскими источниками (посольскими книгами). Арсений Элассонский старается оправдать действия патриарха Иеремии против обвинений патриарха Мелетия (Пигаса), считавшего, что Иеремия превысил свои полномочия.
Арсений Элассонский делал многочисленные вклады в греч. монастыри, в храм Воскресения Господня в Иерусалиме, монастыри Палестины и Афона. По-видимому, с посольством Дионисия, покинувшим рус. столицу в марте 1592 г., Арсений Элассонский послал в Александрийский Патриархат, в Метеоры и в монастырь Дусику рус. иконы. В том же году он сделал вклады иконами в лавру Саввы Освященного, в афонские монастыри Хиландар и Дионисиат. В 1593 г. послал 4 иконы в дар митр. Филадельфийскому Гавриилу Севиру и греч. церкви св. Георгия в Венеции, в 1594 г.- икону «Преображение» на Синай.
Между 1595 и 1598 гг. составил греч. службу св. Василию Блаженному и переслал ее в монастырь Дусику, где она хранится до наст. времени. В 1599 г. отправил на Афон рукописный Литургиарион. В 90-х гг. XVI в. выдающийся каллиграф иером. Лука (впосл. митр. Унгро-Влахийский) создал в Москве книгописную школу, к которой принадлежали Арсений Элассонский, поташанский иером. Матфей, буд. митр. Мир Ликийских, Иерофей Монемвасийский, Иерофей Кукузелис, Порфирий Созопольский, переписавшие в Москве более десятка греч. книг. В 1596 г. Арсений Элассонский по заказу Бориса Годунова написал для храма Воскресения в Иерусалиме роскошное «златокованное» Евангелие-апракос, еще одна такая же рукопись была изготовлена им и послана, вероятно в 1604 г., в лавру Саввы Освященного.
Титулярный архиепископ Архангельский
В 1597 г. был поставлен титулярным архиепископом Архангельским и стал «хранителем царских гробниц» в Архангельском соборе Московского Кремля. В акте избрания на царство Бориса Годунова 1 августа 1598 г. он подписался как архиепископ Архангельский, указав также свой прежний титул - «архиепископ Елассонский». Грамотой от 15 ноября 1599 г. царь пожаловал ему как архиепископу Архангельскому земли в Боровском, Клинском и Московском уездах, принадлежавшие до этого собору. На получаемые с них доходы Арсений Элассонский строил храмы в Москве и пожалованных владениях. В московском Андрониковом монастыре он построил церковь во имя Чуда архистратига Михаила, восстановил большую трапезу, выстроил каменную колокольню (о строительстве колокольни сообщает житие Арсения, однако мн. исследователи это оспаривают). В подмосковном с. Святые Отцы (Всехсвятском) «воздвиг церковь Всех святых, и украсил ее внутри и вне, обнес ее оградой кругом, и насадил около нее различные деревья, и вблизи ее устроил пруд, и вырыл вблизи колодезь, против двери ее». В с. Завидово Клинского у. на средства Арсения Элассонского была воздвигнута церковь Успения Богородицы с 2 приделами - в честь Соборов архангелов Михаила и Гавриила и всех Небесных сил бесплотных и во имя прор. Илии. Вблизи от Завидова, по-видимому в с. Спас-Заулки, Арсений Элассонский «воздвиг церковь великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». В с. Никитском Боровского у. он построил церковь во имя Архангелов, «обнес ее оградою... и насадил около нее различные деревья». В 1599 г. Арсений Элассонский отослал в метеорский монастырь Варлаам серебряный дискос, в кремлевский Архангельский собор дал вкладом Служебник (Вильно, 1583). Позднее Арсений Элассонский сделал еще ряд вкладов в Архангельский собор: в 1606 г.- Евангелие, в 1609 г.- Минею за ноябрь; на окладе печатного Евангелия XVII в., хранившегося в соборе, имелись фрагменты серебряного оклада, снятого с Евангелия,- вклада Арсения Элассонского в собор в 1609 г. По-видимому, в связи с многочисленными вкладами Арсения Элассонского его род был записан в синодик Архангельского собора. В 1602 г. отправил с иерусалимским архим. Дамаскином в монастырь Татарна подаренный ему иером. Матфеем в 1596 г. Евхологий и некоторые предметы церковной утвари. С августа 1603 по март 1604 г. в Москве для сбора милостыни находились посланцы Иерусалимского Патриарха Софрония V во главе с архим. Феофаном, буд. Патриархом. Арсений Элассонский немало способствовал успеху этого посольства.
Смутное время
В Смутное время архиепископу Архангельскому пришлось перенести немало испытаний. 20 июня 1605 г. Лжедмитрий I занял Москву, 7 июля венчался на царство. И в его встрече, и в венчании Арсений Элассонский принимал самое активное участие: после коронации самозванца в Успенском соборе «императорской короной» Арсений Элассонский в Архангельском соборе возложил на него шапку Мономаха. 30 июня состоялся Собор Русской Церкви, в котором участвовал Архангельский архиепископ. Собор низложил Патриарха свт. Иова и на его место избрал грека Игнатия. 8 мая 1606 г. Арсений Элассонский участвовал в короновании Марины Мнишек, 11 мая явился во дворец с поздравлениями и подарками новобрачным Лжедмитрию и Марине. 19 мая Арсений Элассонский был среди высшего духовенства Русской Церкви, когда после расправы с Лжедмитрием состоялось избрание царем Василия Иоанновича Шуйского. Вслед за этим Игнатий был низложен и Патриархом избрали Казанского митр. сщмч. Ермогена. Далее Арсений Элассонский стал свидетелем появления Лжедмитрия II и пленения поляками Василия Шуйского (июль 1610), пожара в Кремле (1611), при котором пострадал и дом архиеп. Арсения. После ареста поляками 1 мая 1611 г. Патриарха Ермогена Арсений Элассонский стал главой православного духовенства в Москве и в этом качестве участвовал в переговорах боярского правительства с королем Сигизмундом III, 5 окт. 1611 г. Архангельский архиепископ подписал 2 грамоты Сигизмунду и его сыну Владиславу, содержавшие «убеждение королевича к скорому приезду в Москву» для последующего коронования на царство.
Потерявший почти все свое имущество и голодавший во время осады Кремля рус. ополчением в августе-октябре 1612 г., Арсений Элассонский сподобился явления ему прп. Сергия Радонежского, который предсказал скорое избавление от бедствий. 27 ноября во главе московского духовенства Арсений Элассонский с Владимирской иконой Божией Матери встречал вступавшее в Москву русское войско. 2 мая 1613 г. он вместе со всем духовенством встречал близ Москвы Михаила Феодоровича Романова и его мать Марфу и сопровождал их к царским гробницам, где служил молебен. 11 мая он поставил свою подпись на грамоте об избрании царем Михаила Феодоровича, 11 июля участвовал в венчании юного царя.
На тверской кафедре
В 1613 г. был назначен на Тверскую кафедру [6], за ним был также сохранен титул «архиепископ Архангельский».
В 1613 г. подписал антиминс для храма в Оршине монастыре. Житие сообщает, что он возобновил, отремонтировав и перестроив, Спасо-Преображенский кафедральный собор в Твери, в котором 25 лет не совершались богослужения. Назначил к собору «протопопов, и священников, и протодиакона, и иеродиакона, клириков, и певцов, и чтецов, чтобы петь и священнодействовать в ней и в приделах каждый день немолчно и непрерывно» [7]. Без должной аргументации данное известие оспаривается исследователями тверской старины [8]. Однако в описании собора в тверских писцовых книгах П. Нарбекова и подьячего Б. Фадеева 1626 г. отмечены многочисленные вклады Арсения: напрестольное Евангелие, обложенное серебром, ризы, епитрахили, палица, параманд, омофор, сулок - все украшенное золотым шитьем, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, и др. вещи. На нек-рых предметах были вкладные надписи святителя [9]. Пожертвовал в тверскую церковь арх. Михаила рукописное Евангелие XV в. с собственноручной вкладной записью, неск. книг - в Успенский Отроч монастырь. Житие сообщает, что «после возобновления этой соборной церкви и приделов ее он прожил там на архиепископии немного времени. Сначала 2 года и 10 месяцев, а вторично около двух месяцев» [7].
Архиепископ Суздальский
Суздальскую кафедру неизвестна. Некоторые исследователи считают, что это случилось в 1615 г., достоверно известно, что он титуловался «архиепископом Суздальским и Тарусским» в октябре 1616 г. После перевода в Суздальскую епархию святитель был освобожден от служения при Архангельском соборе и утратил титул «архиепископ Архангельский», однако продолжал жить в Москве в кремлевском Богоявленском монастыре, принимая активное участие в общецерковных делах.В 1618 г. присутствовал на Соборе, который осудил архим. прп. Дионисия (Зобниновского) и его сподвижников, исправивших Требник; участвовал в поставлении на Рязанскую архиепископию Иосифа, инока Свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря. В 1619 г. в Москву приехал Иерусалимский Патриарх Феофан, в июне 1619 г. возглавивший интронизацию Патриарха Филарета. Арсений Элассонский не только участвовал во всех богослужениях и совещаниях рус. властей с Патриархом Феофаном, но, по-видимому, являлся переводчиком и ближайшим советником последнего. 22 июня 1619 г. при наречении митр. Филарета Патриархом Московским Арсений Элассонский встречал его при входе в Успенский собор, 24 июня принимал участие в его поставлении.
В 1620 г. святитель участвовал в Соборах, принявших постановления «О крещении латынь и о их ересех» и об отношении к «белорусцам, приходящим от Польского и Литовского государства в православную веру греческого закона».
В 1625 г., незадолго до смерти, по повелению Патриарха Филарета принял участие в расследовании о чудотворениях от Казанской иконы Божией Матери, перенесенной из Шартомского Никольского монастыря в храм Воскресения Христова в Суздале. Расследование подтвердило чудеса от иконы, и в память перенесения иконы в Суздаль 23 ноября было установлено празднование.
За время пребывания Арсения Элассонского на Суздальской кафедре известны следующие его вклады: в 1619 г. в Николо-Шартомский монастырь рукописное Евангелие с собственноручной подписью и просьбой поминать его родителей и братьев, в 1623 г. медный ковшичек для теплоты в Боголюбовский монастырь и в 1624 г. такой же ковшичек в Евфросиниев суздальский монастырь. Вероятно, были и др. пожертвования.
Скончался 29 апреля 1625 года в Суздале, погребен в Суздальском кафедральном Рождественском соборе. Вскоре после кончины установилось его местное почитание. В 1660 г. над могилой святителя была устроена деревянная гробница и был написан его образ, в храмах Суздаля (Воскресения Христова) и епархии (в селах Знаменском и Красном Суздальского у.) появились иконы, на которых Арсений был изображен вместе с канонизированными Суздальскими чудотворцами. В 1668 г. Суздальский архиеп. Стефан обрел нетленные мощи Арсения Элассонского. Память святителя под 29 апреля и обретение его мощей под 28 апреля отмечены в Кайдаловских святцах кон. XVII в. [10]. Имя Арсения Элассонского упоминается также в списках «Описания о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). На его гробе часто заказывались панихиды. Особенно большое стечение молящихся было в пятницу перед Троицыным днем, это были преимущественно женщины и дети, просившие святителя о помощи больным детям.
Местная канонизация совершилась в 1982 г., когда имя святителя было включено в Собор Владимирских святых. В 4-м тропаре 5-й песни канона утрени Арсений Элассонский прославляется как «благочестия столп непоколебимый». О почитании святителя Арсения на православном Востоке свидетельствует существование греч. жития.
В связи с неоднократным обращением во Владимиро-Суздальский музей-заповедник Председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и по благословению Патриарха Алексия II специальная комиссия в августе 2005 г. провела археологическое обследование и вскрытие захоронения Арсения Элласонского. Тогда были обнаружены кирпичная стенка и переложенный свод склепа, остатки деревянного гроба, хорошо сохранившиеся мощи святителя Арсения и фрагменты его облачений. Мощи святого были извлечены из старой гробницы и помещены в новую раку, сооруженную над местом его захоронения. Частицу мощей через Патриарха Алексия передали Элладской Православной Церкви. Д.В. Пежемским было проведено комплексное антропологическое исследование мощей Арсения Элассонского и С.А. Никитиным сделана научная реконструкция его внешнего облика [11]. Память обретения мощей святого по благословению Святейшего Патриарха Кирилла включена в месяцеслов Русской Православной Церкви под 4 августа.
Иконография
Явление прп. Сергия Арсению Элассонскому |
Труды
Написал двуязычную «Грамматику доброглаголиваго еллинословенскаго языка» («̓Αδελφότης») (Львов, 1591).
Составил греч. службу св. Василию Блаженному.
Можно предположить, что по побуждению Патриарха Феофана Арсений Элассонский обработал свои заметки, которые он делал в Москве на протяжении многих лет, и превратил их в «Историю России» - первое греч. сочинение на эту тему, кратко излагающее русскую историю со времени Крещения до вступления на царство Михаила Феодоровича (более подробно описаны события после смерти Иоанна IV Грозного). В «Истории» Арсений Элассонский вновь рассказывает о событиях, приведших к учреждению Московского Патриархата. В разногласиях между Патриархом Иеремией и русской стороной, обнаружившихся в процессе переговоров, Арсений Элассонский винит спутников Патриарха. Для церковной истории имеют также значение подробные записи Арсения о пожертвованиях царей Феодора Иоанновича и Бориса Годунова храмам и монастырям России и правосл. Востока, а также Патриаршим кафедрам. Отдельные сведения, в этой связи сообщаемые Арсением Элассонским, являются уникальными. При описании Смуты Арсений Элассонский не касается религиозной стороны событий, рассматриваемых им как результат столкновений политических интересов отдельных группировок людей и государств. Подобно боярскому правительству в Москве, он видел выход из бедствий в приглашении на русский трон королевича Владислава; все, что мешало осуществлению этого плана, воспринимал враждебно: он называет участников восстания в Москве весной 1611 г. «глупыми и пьяными холопами». Лишь позднее, испытав ужасы пребывания в осажденной Москве, он изменил свое мнение. Большое значение имеют подробные описания в «Истории» коронации Лжедмитрия I и Марины Мнишек, уточняющие соответствующие рус. свидетельства, а также оценки Арсением Элассонским некоторых событий церковной истории тех лет. Так, он полагал, что Игнатий был поставлен Патриархом в соответствии с церковными канонами, низложен же без достаточных оснований. «История России» была переписана в Москве сопровождавшими Патриарха Феофана архим. Христофором и архидиак. Неофитом и увезена на Восток. Копия была найдена А. А. Дмитриевским в Сумелийском монастыре под Трапезундом в одной рукописи с житием Арсения Элассонского.
Существует мнение, что Арсений Элассонский является составителем рус. летописного свода 1-й пол. XVII в.- «Пискаревского летописца», однако эта точка зрения не получила признания в научной литературе.
Опубликованы:
- Арсений Елассонский. Мемуары из русской истории // Хроники Смутного времени. М., 1998. С. 163-210. (История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII-XX);
- Труды и странствования смиренного Арсения, архиеп. Элассонского, и повествование об установлении Московского патриаршества // БТ. 1968. Сб. 4. С. 257-276.
Литература
- Федоров Ананий. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале // ВОИДР. Кн. 22. Отд. мат-лы. С. 32-34, 191-196;
- Описание о российских святых. С. 207-208;
- Акты Российского государства. Архивы московских монастырей и соборов XV - нач. XVII в. М., 1998. С. 47-48, 75-77, 438-439;
- Житие Арсения («Месяца апреля в 13-й день успение блаженнейшего отца нашего Арсения, архиепископа Суздальского») // Хроники Смутного времени. М., 1998. С. 205-209;
- Маштафаров А. В. Суздальский владычный дом в документах XVI - нач. XVII в. // Русский дипломатарий. М., 1999. Вып. 5. С. 87, 91;
- «Книга о новоявленных чудесах преподобного Сергия Радонежского. Творение Симона Азарьина» // Клосс Б. М. Избранные труды. Т. 1. С. 483;
- Минея (МП). Июнь. Ч. 2. 240, 251.
- Parinus I., Rivautells A., Berta F. Codices manuscripti Biblothecae Regiae Tautinensis Athenaei. Taurini, 1749. T. 1. P. 433-469;
- Иоасаф (Гапонов), иером. Князь Д. М. Пожарский и Арсений, архиеп. Суздальский. Владимир, 1854;
- Вознесенский Г. Арсений, архиепископ Суздальский. Владимир, 1856;
- Galitzin A. Document relatif au Patriarcat Moscovite, 1589. P., 1857. 1. P. 1-69;
- Ζαμπέλιος Σ. Καθίδρυσις Πατριαρχείου ἐν ῾Ρωσσίᾳ. ̓Εν ̓Αθήναις, 1859, 19832;
- Σάθας Κ. Ν. Βιοϒραφικὸν σχεδίασμα περὶ τοῦ πατριάρχου ῾Ιερεμίου Β´ (1572-1594). ̓Εν ̓Αθήναις, 1870. Σ. πϒ´ - πδ´, 35-81;
- Оглоблин Н. Арсений, архиеп. Элассонский, и его «Описание путешествия в Московию» // Ист. б-ка. 1879. № 8. С. 1-44; № 9. С. 45-97;
- Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880. С. 61-62, 285-286, 376, 379, 381-382;
- Барсуков. Источники агиографии. Стб. 59-60; Титов А. А. Суздальская иерархия. М., 1892. С. 69-71;
- Дмитриевский А. Архиеп. Елассонский Арсений и мемуары его из рус. истории по рукописи трапезундского Сумелийского мон-ря. К., 1899;
- Первухин Г. П. О Тверских иерархах. Тверь, 1901. С. 75;
- Сергий (Спасский). Месяцеслов;
- В. Д. Арсений грек, архиеп. Суздальский // Владимирские ЕВ. 1910. № 25 (отд. отт. Владимир, 1910);
- Питирим (Нечаев), еп. Арсений, архиеп. Элассонский, и его поэма об учреждении русского патриаршества. Труды и странствования смиренного Арсения, архиеп. Элассонского, и повествование об установлении Московского патриаршества // БТ. 1968. Сб. 4. С. 251-280;
- Фонкич Б. Л. Греческо-русские культурные связи в XV-XVII вв.: Греч. рукописи в России. М., 1977. С. 19-21, 50, 51, 53, 55-60;
- он же. Греческое книгописание в России в XVII в. // Книжные центры Древней Руси: XVII в. СПб., 1994. С. 19-20;
- Греков И. Б. Об идейно-политических тенденциях некоторых лит. памятников нач. XVII в.: (Об авторе Пискаревского летописца) // Культурные связи народов Восточной Европы в XVI в. М., 1978. С. 329-357;
- Ϫημητρακόπουλος Θ. ̓Αρσένιος ̓Ελασσόνος (1550-1626). Βίος καί ἔρϒο. Συμβολή στή μελέτη τῶν μεταβυζαντινῶν λοϒίων τῆς ̓Ανατολῆς. ̓Αθήνα, 1984;
- Зилитинкевич В. С. Арсений Елассонский // СККДР. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1: А-З. С. 108-110
- Vocotopoulos P. L. Encore deux icones envoyées de Russie par Arsène d'Elassone // Ϫελτίον τῆς Χριστιανικῆς ̓Αρχαιολοϒικῆς ῾Εταιρείας. ̓Αθήνα, 1992. Περ. Ϫ´. Τ. ΙΣΤ´. 1991-1992. Σ. 167-170;
- Шевченко Е. Э. Книжные вклады «именитых людей» XVI-XVII вв. в Нило-Cорскую пустынь // Рукописные памятники: Публикации и исследования /РНБ. СПб., 1997. Вып. 4. С. 145-162 (об А. Э.- с. 152-155);
- Жукова Л. В. Арсений, архиеп. Элассонский и Архангельский, гречанин // Троицкие чтения, 1997. Б. Вяземы, 1998;
- Мартынова М. В. Евангелие Архангельского собора Московского Кремля // Россия и христианский Восток. М., 2002. Вып. 2.
Использованные материалы
- А. В. Маштафаров, Б. Н. Флоря, В. И. Вахрина. "Арсений Элассонский" // Православная энциклопедия т. 3, с. 442-446
[1] Календарь на официальном сайте Издательства Московской Патриархии, http://calendar.rop.ru/?idd=229. Празднование в честь обре́тения мощей свт. Арсения Элассонского, архиеп. Суздальского, внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 15 августа 2017 года. См. Дар сокровенный. Православный календарь с чтением и толкованием Священного Писания на каждый день, М.: Синтагма, 2018, с. 270, сноска 81.
[2] Житие было найдено А. А. Дмитриевским в монастыре Сумела под Трапезундом.
[3] Посетил Москву в 1591 вместе с Тырновским митр. Дионисием, доставившим в Россию акт Константинопольского Собора 1590 г. об учреждении Московского Патриархата
[4] Фонкич. Греческо-русские культурные связи. С. 58
[5] ГИМ. Син. греч. № 462
[6] наиболее ранний известный документ, в котором он назван «архиепископом Тверским и Кашинским», датируется июлем 1613 - ААЭ. Т. 3. СПб., 1836. № 4. С. 7
[7] Житие. С. 208
[8] Салимов А. М. Тверской Спасо-Преображенский собор. Тверь, 1994. С. 51-52
[9] Выпись из Тверских писцовых книг П. Нарбекова и подьячего Б. Фадеева 1626 г. Тверь, 1901. С. 4, 9, 10-12
[10] Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 549
[11] http://www.museum.vladimir.ru/archive?filein=1144746900.news
[12] Большаков. С. 96
[13] ИРЛИ. Колл. Перетца. № 524. Л. 157об.
[14] Маркелов. Т. 1. С. 461