Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МЕЛЕТИЙ (ПИГАС)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свт. Мелетий I, патриарх Алек­сан­дрий­ский
Свт. Мелетий I, патриарх Алек­сан­дрий­ский
Мелетий I (Пигас) (греч. Μελέτιος Πηγᾶς; + 1601), патриарх Александрийский (с 5 июля 1590), местоблюститель Константинопольского патриаршего престола (март 1597 - апрель 1598), выдающийся церковный деятель, писатель, святитель

Память 13 сентября (Греч. [1]), 30 сентября (РПЦЗ [2]), 13 октября и в Соборе Галицких святых

Родился около 1535/40 годов в г. Кандия на Крите, в то время находившемся под венецианским владычеством. В XVI веке критские греки, представляя собой одну из самых активно развивающихся общин поствизантийского православного мира, играли важную роль в культурной и церковной жизни Восточного Средиземноморья. Получив начальное образование на родине, Мелетий перебрался в Венецию около 1558-1560 годов, а потом поступил в Падуанский университет, один из центров греческого образования в Италии. Обязательным условием получения университетского диплома о присвоении докторской степени было принятие католичества. Мелетий отказался это сделать, что было тогда достаточно редко.

Около 1565-1566 годов Мелетий вернулся на Крит и принял монашество в монастыре Анкарафу, духовном центре острова. В последующие годы преподавал в местной школе и стал заметной фигурой на острове. Он обратил на себя внимание Александрийского патриарха Сильвестра, тоже критянина, который в 1581 году пригласил его в Египет и возвел в сан протосинкелла, желая сделать его своим преемником.

Осенью 1583 года патриарх Сильвестр вместе с Мелетием участвовали в работе Константинопольского Собора, обсуждавшего отношение к григорианскому календарю, годом ранее введенному в католической Церкви папой Римским Григорием XIII. Тогда же они встречались с русским посланником Т. Коробейниковым, который предложил Мелетию переехать в Россию, где он мог бы найти лучшее применение своим талантам, чем в Египте. Мелетий какое-то время склонялся к этому решению, но в конечном счете остался в Константинополе, возможно в звании эпитропа (представителя) патриарха Сильвестра.

В середине 1580-х годов Константинопольский престол переживал череду смут. Несколько патриархов были свергнуты один за другим из-за интриг противоборствовавших кланов, заручившихся поддержкой османских властей ценой возраставших выплат из церковной казны. Мелетий симпатизировал бывшему патриарху Иеремии II (Траносу), отправленному османами в ссылку в 1584 году. Патриарх Сильвестр, напротив, поддерживал противника Иеремии Феолипта II, в рукоположении которого Александрийский патриарх лично принял участие (16 февраля или 10 марта 1585). В период пребывания в Константинополе Мелетий занимался активной преподавательской деятельностью, писал богословские трактаты, вел переписку с лицами, известными в церковных и светских кругах в разных регионах православного мира.

В 1587 году патриарх Сильвестр принял решение уйти на покой и поселился на острове Родос. Он вызвал к себе Мелетия и убедил его в необходимости возглавить Александрийскую Церковь. Планировалась поездка Мелетия к Антиохийскому патриарху для совершения хиротонии, но, видимо, она не состоялась [3]. Несколько лет Мелетий управлял Александрийской Церковью в сане экзарха патриарха Сильвестра, а после его кончины в 1590 году, клир и народ избрали Мелетия патриархом. Ввиду отсутствия в Египте должного числа архиереев хиротонию Мелетия совершил в Каире 5 июля 1590 года Антиохийский патриарх Иоаким V Дау (1581-1592), возвращавшийся из Константинополя, где в мае того года прошел Собор, санкционировавший учреждение Патриаршества на Руси. После интронизации Мелетия оба патриарха посетили монастырь вмц. Екатерины на Синае.

Свт. Ме­летий Алек­сан­дрий­ский
Свт. Ме­летий Алек­сан­дрий­ский
Патриарх Мелетий был не согласен с введением на Руси Патриаршества и обвинял Константинопольского патриарха Иеремию, вновь взошедшего на кафедру в 1587 году, в совершении неканонического действия, поскольку в нем не участвовала Александрийская Церковь. В Москве, видимо, знали об этой позиции. Кроме того, русское правительство не было удовлетворено тем, что в иерархии православных патриархов Московскому первосвятителю отвели пятое место, а не третье, как хотели в России. Восточным патриархам вместе с дарами были отправлены новые грамоты. Патриарх Мелетий, оценив финансовые и политические ресурсы Руси, изменил свою позицию и согласился с учреждением Московского Патриаршества.

12 февраля 1593 года по инициативе патр. Мелетия в Константинополе состоялся Собор восточных патриархов. К тому времени Мелетий стал играть первенствующую роль на православном Востоке. Он председательствовал на Соборе и выступал представителем Антиохийского престола, остававшегося вакантным после смерти Иоакима V. Собор подтвердил учреждение Патриаршества в Русской Церкви и принял ряд других постановлений, относящихся главным образом к упорядочению церковной жизни. В т. ч. были введены запреты монахам покидать монастыри, клирикам - занимать светские должности, осуждались симония, в частности дорогостоящие одеяния высшего духовенства. Предписывались меры по активизации просветительской работы в епархиях и в очередной раз провозглашалось неприятие григорианского календаря.

Примерно в то же время по завершении своего образования в Италии в Константинополь прибыл племянник Мелетия, будущий патриарх Александрийский и Константинопольский Кирилл (Лукарис), уже тогда выделявшийся своими талантами. Патриарх возвел его в сан священника и отправил в Киевскую митрополию. Мелетий с опасением следил за усилением католичества в западнорусских землях и поддерживал тесные связи с лидерами православной партии в Речи Посполитой. Кирилл Лукарис впоследствии по причине активного сопротивления Брестской унии (окт. 1596) был объявлен польскими властями османским шпионом и бежал из страны.

В апреле 1593 года русский царь Феодор Иоаннович через послов Μ. Ф. Огаркова и Коробейникова вручил богатые дары Александрийскому патриарху и другим православным иерархам, не были обделены и монастыри. Вместе с возвращавшимся посольством Г. А. Нащокина патриарх Мелетий отправил в Россию своего племянника архим. Неофита с грамотами о деяниях Собора 1593 года. В Москве, однако, остались крайне недовольны тем, что русскому патриарху опять отказали в третьем месте в иерархии православных первосвятителей. Неофита обвинили в шпионаже и посадили в тюрьму, и Мелетию пришлось писать ходатайства об освобождении своего родственника.

Патриарх Мелетий пытался оправдать титул Александрийских патриархов - "вселенского судии". Он активно участвовал в делах других Поместных Церквей и пытался разрешать конфликты, возникавшие в православном мире

Известна переписка 1592-1595 годов Мелетия с Антиохийскими патриархами Иоакимом V Дау и Иоакимом VI ибн Зияде (1593-1603). Александрийский первосвятитель разбирал кадровые проблемы Антиохийской Церкви, убеждал своих корреспондентов в необходимости поддержки строгого поста и в недопустимости неканонических действий среди епархиальных архиереев, пусть даже и пользовавшихся поддержкой османской власти [4].

Одной из самых болезненных проблем межцерковных отношений было положение дел с монастырем вмц. Екатерины на Синае. После смерти в 1592 году Синайского еп. Афанасия патр. Мелетий пытался определить на его место своего друга мон. Паисия, однако братия отдала предпочтение некоему Лаврентию, который в нарушение всех канонов принял поставление от двух епископов Антиохийского престола. Мелетий требовал отменить хиротонию, но Антиохийский патриарх Иоаким VI поддержал своих епископов и привлек на свою сторону Иерусалимского патриарха Софрония V. Конфликт Мелетия и Иоакима усугубился вмешательством Антиохийского патриарха в конце 1590-х годов в нестроения среди кипрского клира. Иоаким претендовал на юрисдикцию Антиохийского престола над Кипром, упраздненную еще в V веке. Известно письмо Мелетия Антиохийскому патриарху от 5 сентября 1599 года, где он в самых резких выражениях обвинял своего Антиохийского собрата в канонических проступках и угрожал ему низложением. В мае 1601 года Синайский епископ пошел на примирение с Мелетием и поддерживавшим его Константинопольским патриархом, принес покаяние и был восстановлен в сане [5].

С июня 1593 по март 1597 года с небольшим перерывом патриарх Мелетий жил в Египте. Патриарх заново обустроил монастырь св. Саввы в Александрии, вел проповедническую деятельность, в т. ч., как утверждают некоторые авторы, на арабском языке. Он поддерживал связи с главами Коптской Церкви и эфиопским царем Малак-Сагадом (1563- 1597), боровшимся с мусульманами и не принимавшим союза с католиками. К 1592-1594 годам относится активизация миссионерской деятельности латинян среди коптов. Посольство Коптского патриарха, прибывшее в Рим в 1594 году, подписало документы о принятии унии, возможно тем самым превысив свои полномочия. В коптской общине начались волнения. Некоторые копты в знак протеста против заключения унии перешли в юрисдикцию православного патриарха. Мелетий вмешался в коптский конфликт, выступив на стороне противников католичества. По утверждению западных авторов, патриарх прибег к помощи османских властей, традиционно препятствовавших католическому прозелитизму на своих землях. Известно окружное послание патриарха Мелетия к коптам от декабря 1594 года, касавшееся даты празднования Пасхи и непризнания григорианского календаря. В итоге Коптский патриарх Гавриил VIII (1587- 1603) отказался от принятия унии и введения нового календаря под давлением большинства своих единоверцев [6].

Продолжительное отсутствие патриарха на Константинопольском престоле в 1590-х годах, частая смена недолговечных патриархов привели в расстройство церковные дела. Собор архиереев и архонтов Константинопольской Церкви обратился к Мелетию с просьбой принять местоблюстительство Патриаршего престола. Это обращение поддержал и султан Мехмед III (1595-1603). В марте 1597 года Мелетий прибыл в столицу. По настоянию султана он выступил посредником в мирных переговорах Высокой Порты и мятежного валашского правителя Михая Храброго (1593-1601), вытеснившего османов из земель севернее Дуная. Возобновление Михаем в 1598 году военных действий пошатнуло позиции Мелетия при дворе. Он потерял расположение султана. Еврейские ростовщики требовали погашения огромных долгов Константинопольской Церкви. В апреле 1598 года Мелетий, обремененный этими проблемами, уступил Константинопольский престол бывш. патриарху Матфею II и уехал в Египет.

В последний год жизни Мелетий озаботился выбором преемника. Весной 1601 года он писал Кириллу Лукарису, призывая его в Египет. Кирилл приехал 11 сентября 1601 года, он успел увидеть Мелетия за два дня до его смерти.

Скончался 13 сентября 1601 года в Александрии, Египет.

Патриарх Мелетий был прославлен Александрийской Православной Церковью, после чего, решением Священного Синода от 7 мая 2003 года, его память была внесена в диптих святых Русской Православной Церкви.

Литература

  • Материалы для истории архиепископии Синайской горы. СПб., 1909. Т. 2. С. 264-442. (ППС; 58);
  • Малышевский И. И. Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах Русской церкви. Киев : тип. Киевопечер. лавры, 1872. - 2 т.;
  • Runciman S. The Great Church in Captivity. Camb., 1968. P. 214, 235, 261-266;

Использованные материалы



[1]  "Ὁ Ἅγιος Μελέτιος Πηγᾶς", сайт ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Еп. Фанарийский Агафангел (Харамандидис), Синаксарь Православной Церкви), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/640/sxsaintinfo.aspx

[2]  Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, с. 118, https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/sept-2019.pdf.

[3]  Материалы для истории. 1909. С. 264-265

[4]  Мат-лы для истории. 1909. С. 264-268, 271-282

[5]  Τζώγα. 2009. Σ. 414-428; Материалы для истории. 1909. С. 283-292

[6]  Материалы для истории. 1909. С. 269-271

Редакция текста от: 14.05.2021 10:25:03

"МЕЛЕТИЙ (ПИГАС)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google