ИЕРОФЕЙ МОНЕМВАСИЙСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иерофей (ок. 1520 - ок. 1602), митрополит Монемвасийский, друг и соратник Константинопольских патриархов Иеремии II и Кирилла Лукариса и Александрийских патриархов Мелетия I Пигаса и Сильвестра

Родился около 1520 года в Янине.

Учился в патриаршей школе в Константинополе у известного ритора и дидаскала Феофана Элеавулкоса. Иерофей был известен как талантливый каллиграф и переписчик рукописей.

В 1569 году был возведен в сан архимандрита.

В 1572 году поставлен митрополитом Монемвасии (Пелопоннес).

В 1580-х годах поддерживал патриарха Иеремию II в его борьбе за патриаршую кафедру против митр. Пахомия Кесарийского и митр. Феолипта Филиппопольского.

В 1587-1589 годах сопровождал патриарха Иеремию II в его поездке по Западнорусской митрополии и в Москву. В середине 1580-х годов Священный Синод Константинопольской Патриархии принял решение об отправке Иерофея для сбора пожертвований в Россию. По неизвестным причинам в поездку отправился и патриарх Иеремия II, Иерофей стал не главой посольства, а одним из спутников патриарха. О пребывании Иерофея в России сообщается в Хронике Псевдо-Дорофея и 3-й книге Греческих дел Посольского приказа (24 июня 1588 - февраля 1594). По прибытии в Москву вселенский патриарх и его свита были приняты в Кремле царем Феодором Иоанновичем (18 июля 1588). Согласно московскому придворному церемониалу, гости побывали у государя "на приезде" и, покидая столицу, "на отъезде". В посольской книге прощальный визит греков в Кремль не зафиксирован, что объясняется либо утратой документа, с которого для книги делалась копия, либо утратой части книги. Описание последнего приема Иеремии II у царя Феодора Иоанновича сохранил митр. Арсений Элассонский [1]. В феврале 1589 года Иерофей в свите патриарха Иеремии II посетил Троице-Сергиев монастырь. На царских аудиенциях и во время посещения монастыря Иерофей, как и другие греческие иерархи, получил в дар иконы в серебряных окладах, кубки, меха, дорогие ткани и деньги, а также изделия троицкой расписной деревянной посуды.

Митр. Иерофей был противником идеи учреждения патриаршества в Москве. Наряду с другими участниками посольства решительно отвергал предложение о занятии Иеремией II московской патриаршей кафедры. Иерофей доказывал, что Иеремия не может остаться в Москве, т. к. он не знает языка и местных обычаев, и не должен совмещать руководство двумя престолами как διεπίσκοπος. Когда же Иеремии было предложено занять древний престол во Владимире, Иерофей в негодовании заметил, что "это было место хуже Кукуса" (куда в свое время был сослан свт. Иоанн Златоуст). Московский акт об учреждении Патриаршества в России митр. Иерофей подписывать отказывался, "дабы не разделилась Церковь Божия и не произошла великая схизма"; однако, видя согласие патриарха и бесполезность сопротивления, документ подписал.

Пребывание Иерофея в Москве в 1588-1589 годах засвидетельствовано еще в нескольких источниках. К ним относится запись митр. Арсения Элассонского в греч. Триоди митр. Фотия [2], а также пометы самого Иерофея в рукописи, позднее вошедшей в состав сборника из библиотеки Иерусалимского Патриархата [3]. В 1588 году он переписал часть рукописи: "В лето 7097-е (1588), сентября 17-го, во вторник. Митрополит Иерофей, в Москве". Покидая Москву в мае 1589 года, он увез рукопись с собой и, остановившись в Валахии, уже в 1591 году дополнил ее текстами Иосифа Вриенния и других сочинений. На листе 396 об. он записал: "Иерофей митрополит Монемвасии, в лето 7099-е (1591), июня 10-го, в Валахии, на пути из России".

Из Валахии в Константинополь Иерофей не вернулся и, т. о., не мог подписать синодальное постановление 1590 года об учреждении Патриаршества в России. Подпись на синодальной грамоте сделана не его рукой, что подтверждается и палеографическим анализом. Официальным посланником восточных Церквей в России с актом об утверждении Московского Патриаршества стал митр. Дионисий Тырновский.

По-видимому, в 1590 году Иерофей был вынужден оставить Монемвасийскую кафедру, которую в 1592 году занимал уже его преемник Геннадий. Т. о., с начала 1590-х годов Иерофей не участвовал в делах вселенской Патриархии. Синодальный акт 1593 года, подтверждающий статус Русской Патриаршей кафедры, подписал Монемвасийский митр. Лаврентий.

Возможно, Иерофей оставался в Дунайских княжествах, откуда и приехал вторично в Москву в середине 1590-х годов. Здесь он переписал ок. 250 листов сборника сочинений блж. Августина для иерусалимского иером. Дамаскина [4], оставив собственноручную запись: "В лето 7105-е (1596), индикт 10-го, сентября 11-го. В Москве. Иерофей Монемвасийский кир Дамаскину иеромонаху святого града Иерусалима". Это единственное свидетельство о втором пребывании Иерофея в России. Русские источники того времени, которые могли бы дополнить краткую информацию рукописных помет Иерофея, утрачены. Рукопись 1588 года (ныне хранящаяся в Иерусалиме), с которой Иерофей вернулся в Россию, была оставлена им Арсению Элассонскому для последующей отправки в Константинополь в качестве вклада на помин души. Поручение Иерофея косвенно подтверждает тот факт, что контакты бывш. Монемвасийского митрополита с Константинополем прервались. В 1603 году, после кончины Иерофея, рукопись была отослана Арсением Элассонским в Константинопольскую Патриархию.

Митрополит Иерофей скончался около 1602 года.

Литература

  • ГИМ. Син. № 703: Сб. исторический, 2-я пол. XVII в.;
  • Crusius M. Turcograeciae libri octo. Basileae, 1584;
  • Δωρόθεος Μονεμβασίας, μητρ. Βιβλίον ἱστορικόν. ᾿Ενετίησιν, 1631;
  • Historia politica et patriarchica Constantinopoleos / Ed. I. Bekker. Bonnae, 1849;
  • Kresten O. Das Patriarchat von Konstantinopel im ausgehenden 16. Jh.: Der Bericht des Leontios Eustratios im Cod. Tyb. Mb. 10. W. etc., 1970;
  • Посольская книга по связям России с Грецией (правосл. иерархами и мон-рями): 1588-1594 гг. / Подгот. изд.: М. П. Лукичев, Н. М. Рогожин. М., 1988.
  • Терновский Ф. А. Изучение визант. истории и ее тенденциозное приложение в Др. Руси. К., 1876. Вып. 2. С. 69, 71-73, 105, 191;
  • Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к правосл. Востоку в XVI-XVII ст. Серг. П., 19142. С. 34-60;
  • Γριτσόπουλος Τ. Α. ῾Ιερόθεος μητρ. Μονεμβασίας // ΘΗΕ. 1965. Τ. 6. Σ. 796-798;
  • Лебедева И. Н. Поздние греч. хроники и их рус. и вост. переводы. Л., 1968. (ППС; Вып. 18(81));
  • Hannick C. Le métropolite Hiérotée de Monembasie et son rôle dans l'érection du patriarcat de Moscou // RES. 1991. Vol. 63. N 1. P. 207-215;
  • idem. Hiérotée métr. de Monembasie [6] // DHGE. 1993. T. 24. Col. 429-431;
  • Фонкич Б. Л. Греч. рукописи и док-ты в России в XIV - нач. XVIII в. М., 2003. С. 32-33, 46-47, 378-379, 382, 398.

Использованные материалы



[1]  Труды и странствования смиренного Арсения, архиеп. Элассонского, и повествование об установлении Московского патриаршества // БТ. 1968. Сб. 4. С. 257-276

[2]  ГИМ. Син. греч. № 462

[3]  Hieros. Patr. 111

[4]  CPolit. Bibl. Patr. 147, кон. XVI в.

Редакция текста от: 24.11.2019 15:20:55

"ИЕРОФЕЙ МОНЕМВАСИЙСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google