Нет войне! Заявление редакции энциклопедии "Древо"

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ ЖИВОНОСНОГО ИСТОЧНИКА

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Константинопольский монастырь Живоносного источника. Вход в храм
Константинопольский монастырь Живоносного источника. Вход в храм
Константинопольский женский монастырь в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (Константинопольская Православная Церковь), расположен за константинопольской городской стеной напротив Силиврийских ворот в квартале Балыклы; возник на месте целительного источника.

История монастыря восходит к концу V - началу VI века.

Существует две противоречащих друг другу версии о происхождении монастыря.

Первое упоминание монастыря "Живоносный источник" в источниках зафиксировано в трактате Прокопия Кесарийского "О постройках" (сер. VI в.), где говорится, что за стеной Константинополя в месте, именуемом Пиги (Πηγή - источник), императором Юстинианом I (527 - 565) был воздвигнут храм [1]. Также имеется упоминание монастыря в корпусе текстов "Patriae Constantinopolitanae": когда Юстиниан был на охоте, он увидел толпу, выходившую из маленькой часовни, и распорядился построить на этом месте большой храм, на который были израсходованы неиспользованные для церкви Св. Софии Константинопольской материалы [2]. Хронист Георгий Кедрин (XI-XII вв.) назвал точное время постройки храма: 33-й год правления Юстиниана (559-560) [3].

В средние века, вероятно монахами обители, была создана легенда о том, что монастырь был создан в более раннее время. Эта легенда, противоречащая вышеуказанным источникам, сохранилась в пересказе Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.) [4]. Будущий имп. Лев I (457-474), приехав из Фракии в Константинополь, обнаружил возле Золотых ворот, где были топкие места, слепого, который попросил дать ему воды и указал на место, где бил источник. Затем Лев услышал голос, повелевший ему протереть водой глаза слепому, а также, когда Лев станет императором, возвести на этом месте храм. Слепец обрел зрение, а после восшествия Льва на престол (7 февраля 457) возле источника был сооружен великолепный храм, по описанию напоминавший постройку Юстиниана. Возможно, до Юстиниана на этом месте находился незначительный монастырь: так, на Константинопольском Соборе 536 года присутствовал пресв. Зинон, названный игуменом монастыря Пресвятой Богородицы в Пиги [5].

Само название "Живоносный Источник" еще в IX веке было использовано прп. Иосифом Песнопевцем применительно к Божией Матери, а затем, когда оно закрепилось за монастырем (не позже XIV века), появилась и одноименная Богородичная икона. В поствизантийском греческом мире этот образ стал очень популярен, и множество монастырей и храмов были освящены в его честь.

С эпохи Юстиниана местность, где располагался монастырь "Живоносного Источника", рассматривалась как предместье Константинополя. Храм неоднократно реставрировался. По сообщению Псевдо-Кодина, императрица Ирина отремонтировала его после землетрясения около 790 года [6]. Страдая кровотечением, Ирина получила исцеление от недуга, выпив воды из источника, после чего сделала щедрые пожертвования монастырю, включая мозаику с изображением себя и своего сына, имп. Константина VI.

При имп. Василии I Македонянине (867-886) церковь также была перестроена и украшена мозаиками (вероятно, после землетрясения 869 года) [7].

Сожжение храма Живоносного источника воинами царя Симеона. Миниатюра из «Манассиевой летописи» (XIV в.)
Сожжение храма Живоносного источника воинами царя Симеона. Миниатюра из «Манассиевой летописи» (XIV в.)
7 сентября 924 года храм был подожжен воинами болгарского царя Симеона, осаждавшими Константинополь, но затем быстро отреставрирован, т. к. в 927 году там проходило венчание болгарского царя Петра с внучкой имп. Романа I Лакапина Марией [8].

Византийскому писателю Михаилу Пселлу (XI в.) были пожалованы в личное распоряжение доходы монастыря "Живоносного Источника"; там же для него была сооружена гробница [9].

Сохранились сведения о том, что в 966 году император Никифор II Фока присутствовал в храме Живоносного Источника на службе в день Вознесения Господня [10]. По-видимому, это было обычной практикой придворного церемониала того времени. В книге императора Константина VII Багрянородного (912-959) "О Церемониях византийского двора" описана такая служба [11]. Император прибывал по морю к Золотым воротам Константинополя, садился на коня и продолжал путь по суше до баптистерия, где спешивался и переоблачался в отведенных ему покоях. Затем при входе в нартекс он ожидал приезда духовенства. Облобызавшись с патриархом, император входил вместе с ним в храм, и оба направлялись к алтарю. Помолившись перед престолом, василевс поднимался по правой лестнице на свою галерею и находился там во время литургии. Патриарх приносил императору причастие. По окончании службы император приглашал патриарха на обед в свою резиденцию.

Монастырь "Живоносного Источника" иногда служил местом ссылки. Так, будущий император Алексей I Комнин в 1078 году встретил там Георгия Мономахата, назначенного дукой Диррахия (ныне Дуррес, Албания), а фактически высланного из столицы [12]. В 1084 году тот же император Алексей сослал в этот же монастырь Иоанна Итала [13].

В XIII веке на протяжении нескольких десятилетий монастырь был занят латинским духовенством, и, по сообщению Никифора Каллиста, в это время чудес не зафиксировано. В 1328 году император Андроник III Палеолог разбил лагерь рядом с монастырём, а в январе следующего года отдал весь монастырь с его доходами Константинопольскому патриарху Исаии (1323-1332) на неограниченный срок вплоть до смерти последнего, а затем права на владение монастырём перешли афонскому монастырю Великая Лавра. Сохранился документ 1367 года, по которому Великая Лавра владеет в Константинополе метохом Зоодохос Пиги (Ζωοδόχος Πηγή - Живоносный Источник) [14]. В 1330 году находившийся при смерти Андроник III выздоровел, выпив воды из источника и помазав ею лоб. В мае 1347 года дочь императора Иоанна VI Кантакузина Елена была представлена своему будущему мужу императору Иоанну V Палеологу и наделена императорскими регалиями в храме монастыря "Живоносного источника" согласно древнему церемониалу [15]. Несколько авторов оставили эпиграммы, посвященные монастырю и храмовым росписям: Мануил Фил (6), Игнатий Магистр (6) и Иоанн Евхаит (1). Согласно эпиграмме Мануила Фила, мон. Иларион Канабис починил водоем в монастыре [16].

Во время турецкой осады Константинополя в 1422 году султан Мурад II расположился прямо в храме "Живоносного Источника". Неизвестно, в каком состоянии церковь находилась перед взятием турками Константинополя в 1453 году, однако имеются сведения 1547 года, что храма больше не существовало, но больные продолжали приходить к источнику в надежде исцелиться. Лишь в 1727 году митр. Деркский и Неохорийский Никодим построил на месте монастыря часовню и возродил поклонение. Одно время на эти земли претендовали армяне, однако в нескольких турецких фирманах оговаривалось, что территория закреплена за греками. Турецкие охранники взимали с паломников налог, который шел на тюремные нужды. Затем эта территория перешла из подчинения Деркской митрополии в подчинение Константинопольскому Патриархату.

24 марта 1821 года янычары разрушили часовню и засыпали источник, и лишь в 1833 году константинопольскому патриарху Константию I было разрешено восстановить храм, который был освящен 2 февраля 1835 года. Тогда же была сооружена часовня над источником.

Архитектура

Источник Пресвятой Богородицы. Монастырь иконы Богоматери "Живоносный источник"
Источник Пресвятой Богородицы. Монастырь иконы Богоматери "Живоносный источник"
Никифор Каллист составил описание храма, построенного имп. Львом I, однако очевидно, что автор имел в виду постройку, существовавшую в его время, т. е. в XIV веке [17]. По его словам, храм располагался частично выше уровня земли, частично - ниже; по форме он представлял собой прямоугольник, длинная сторона которого на 1/3 была длиннее ширины. С четырёх сторон церковь была окружена портиками: с востока и запада они были расположены на некотором расстоянии от постройки, с двух же других сторон примыкали к ней.

Внутреннее пространство храма было организовано таким образом, чтобы весь свет концентрировался на водном источнике, который располагался ниже уровня пола. К источнику вели две лестницы по 25 ступеней, обрамленные мраморными балюстрадами и обнесенные квадратным мраморным портиком. Из чаши с отверстиями вода текла в мраморный квадратный водоем. Через храм была проложена система водоотвода. Венчал интерьер церкви сверкающий купол, а потолок был покрыт золотом. Никифор повествует также о фресковой росписи храма [18]. Из композиций он называет Пятидесятницу, Распятие, Преображение Господне, Сретение, Явление Христа св. женам и Вознесение Господне, а также икону мч. Агафоника и дву картины с изображениями двух из описанных им чудес. Из художников, украшавших храм, упомянуты чудесным образом исцеленный Игнатий и иером. Гавриил, написавший образы Спасителя, трёх святителей, прп. Онуфрия и прп. Симеона Столпника.

По сведениям Никифора, в монастыре были сооружены три часовни, освященные в честь Богородицы, св. Евстратия и св. Анны. Последняя была построена имп. Львом VI Мудрым (886-912) в знак благосклонности к монастырскому эконому Матфею, вначале сосланному императором, а затем возвращенному. В этой часовне каждый день после заутрени монахи совершали соборную молитву Богородице за весь мир. Одна из двух других часовен была построена в правление имп. Василия I женой магистра Артавазда Еленой; там совершалась торжественная соборная служба в понедельник первой седмицы Великого поста.

Чудеса и празднования в монастыре

Со средних веков в монастыре совершалось множество чудес, о некоторых из них известно из документов. Самые ранние из источников относятся к X веку (анонимное описание 47 чудес) и к началу XI века [19]. Никифор Каллист приводит список из 63 чудес, 15 из которых имели место в его время [20]. Имеются сведения о чудесах, происходивших в XVII веке [21]. К позднему времени относится легенда о монахе, жарившем рыбу во время захвата Константинополя турками в 1453 году. Когда ему сообщили печальную новость, он ответил, что поверит в нее, лишь если рыбы оживут - и после этих слов поджаренные рыбы якобы попрыгали в воду. Косвенно эту легенду отражает та иконография "Живоносного Источника", где на переднем плане изображен небольшой бассейн с тремя рыбами. Но с другой стороны, место, где располагался монастырь, имело турецкое название Балыклы (рыбное место), что вполне вероятно могло базироваться на факте существования в обители водоема с рыбками (который сохранился по сей день).

Из особых празднований в монастыре, помимо упомянутого Вознесения Господня, на котором обычно присутствовал император, в монастыре торжественно отмечались также: 8 января воспоминание о чуде в Кане Галилейской [22], 9 июля годовщина освящения храма [23], 16 августа память о чуде, происшедшем в правление имп. Льва I, когда вода в источнике перестала на время бить, а потом полилась опять [24]. В пятницу Светлой седмицы в монастыре до настоящего времени поется служба, составленная Никифором Каллистом.

Некрополь

Место захоронения Константинопольских патриархов. Стамбул. Балыклы. Монастырь иконы Богоматери "Живоносный источник"
Место захоронения Константинопольских патриархов. Стамбул. Балыклы. Монастырь иконы Богоматери "Живоносный источник"
В монастыре "Живоносный Источник" находятся захоронения константинопольских патриархов [25]

Литература

  • Manuelis Philae Carmina / Ed. E. Miller. P., 1855. Vol. 1. P. 25, 66, 67, 73, 390, 399.
  • Bénay S. Le monastère de la Source à Constantinople // EO. 1899. Vol. 3. P. 223-228, 295-300;
  • Janin. Églises et monastères. P. 223-228;
  • Talbot A.-M. Epigrams of Manuel Philes on the Theotokos tes Peges and its Art // DOP. 1994. Vol. 48. P. 135-165.

Использованные материалы

  • Ю. А. Казачков. "Живоносный источник" иконы Божией Матери монастырь" // Православная энциклопедия, т. 19, с. 179-181.



[1]  Procop. De aedificiis. I 3

[2]  Preger T. Scriptores originum Constantinopolitanarum. Lpz., 1907. Vol. 2. P. 259

[3]  Cedrenus G. Comp. hist. T. 1. P. 678

[4]  PG. 147. Col. 72-77

[5]  Mansi. T. 8. Col. 882, 907, 930

[6]  Preger T. Ibid. P. 260

[7]  Theoph. Contin. P. 323

[8]  Cedrenus G. Comp. hist. T. 2. P. 304, 310, 371; Theoph. Contin. P. 406, 414

[9]  Michael Psellus. Scripta minora: Magnam partem adhuc inedita / Ed. E. Kurtz, F. Drexl. Mil., 1941. Vol. 2. P. 221, 229

[10]  Cedrenus G. Comp. hist. T. 2. P. 371

[11]  Const. Porphyr. De cerem. P. 101-104

[12]  Ann. Comn. Alex. 1937. I 16

[13]  Ann. Comn. Alex. 1937. V 8

[14]  см.: Janin. Églises et monastères. P. 225. № 11

[15]  Cantacus. Hist. Vol. 3. P. 11

[16]  Manuelis Philae Carmina. 1855. Vol. 1. P. 67

[17]  PG. 147. Col. 76-77

[18]  см.: Bénay. 1899. P. 225, 227

[19]  4 чуда; см.: Gédéon M. I. Βυζαντινὸν ορτολόγιον. Constantinopole, 1899. P. 126

[20]  De sacris aedibus deque miraculis Deiparae ad Fontem // ActaSS. Nov. T. 3. P. 878-889

[21]  Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ᾿Ανάλεκτα. Τ. 1. Σ. 280

[22]  SynCP. Col. 380; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 191

[23]  SynCP. Col. 810; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 335

[24]  SynCP. Col. 904

[25]  Фотография списка похороненных в некрополе патриархов - https://content.foto.my.mail.ru/list/oliop/24520/h-24557.jpg

Редакция текста от: 13.02.2022 14:49:21

"КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ ЖИВОНОСНОГО ИСТОЧНИКА" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google