Константинопольский монастырь Живоносного источника. Вход в храм |
- Адрес: Турция, Стамбул, квартал Балыклы
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
История монастыря восходит к концу V - началу VI века.
Существует две противоречащих друг другу версии о происхождении монастыря.
Первое упоминание монастыря "Живоносный источник" в источниках зафиксировано в трактате Прокопия Кесарийского "О постройках" (сер. VI в.), где говорится, что за стеной Константинополя в месте, именуемом Пиги (Πηγή - источник), императором Юстинианом I (527 - 565) был воздвигнут храм [1]. Также имеется упоминание монастыря в корпусе текстов "Patriae Constantinopolitanae": когда Юстиниан был на охоте, он увидел толпу, выходившую из маленькой часовни, и распорядился построить на этом месте большой храм, на который были израсходованы неиспользованные для церкви Св. Софии Константинопольской материалы [2]. Хронист Георгий Кедрин (XI-XII вв.) назвал точное время постройки храма: 33-й год правления Юстиниана (559-560) [3].
В средние века, вероятно монахами обители, была создана легенда о том, что монастырь был создан в более раннее время. Эта легенда, противоречащая вышеуказанным источникам, сохранилась в пересказе Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.) [4]. Будущий имп. Лев I (457-474), приехав из Фракии в Константинополь, обнаружил возле Золотых ворот, где были топкие места, слепого, который попросил дать ему воды и указал на место, где бил источник. Затем Лев услышал голос, повелевший ему протереть водой глаза слепому, а также, когда Лев станет императором, возвести на этом месте храм. Слепец обрел зрение, а после восшествия Льва на престол (7 февраля 457) возле источника был сооружен великолепный храм, по описанию напоминавший постройку Юстиниана. Возможно, до Юстиниана на этом месте находился незначительный монастырь: так, на Константинопольском Соборе 536 года присутствовал пресв. Зинон, названный игуменом монастыря Пресвятой Богородицы в Пиги [5].
Само название "Живоносный Источник" еще в IX веке было использовано прп. Иосифом Песнопевцем применительно к Божией Матери, а затем, когда оно закрепилось за монастырем (не позже XIV века), появилась и одноименная Богородичная икона. В поствизантийском греческом мире этот образ стал очень популярен, и множество монастырей и храмов были освящены в его честь.
С эпохи Юстиниана местность, где располагался монастырь "Живоносного Источника", рассматривалась как предместье Константинополя. Храм неоднократно реставрировался. По сообщению Псевдо-Кодина, императрица Ирина отремонтировала его после землетрясения около 790 года [6]. Страдая кровотечением, Ирина получила исцеление от недуга, выпив воды из источника, после чего сделала щедрые пожертвования монастырю, включая мозаику с изображением себя и своего сына, имп. Константина VI.
При имп. Василии I Македонянине (867-886) церковь также была перестроена и украшена мозаиками (вероятно, после землетрясения 869 года) [7].
Сожжение храма Живоносного источника воинами царя Симеона. Миниатюра из «Манассиевой летописи» (XIV в.) |
Византийскому писателю Михаилу Пселлу (XI в.) были пожалованы в личное распоряжение доходы монастыря "Живоносного Источника"; там же для него была сооружена гробница [9].
Сохранились сведения о том, что в 966 году император Никифор II Фока присутствовал в храме Живоносного Источника на службе в день Вознесения Господня [10]. По-видимому, это было обычной практикой придворного церемониала того времени. В книге императора Константина VII Багрянородного (912-959) "О Церемониях византийского двора" описана такая служба [11]. Император прибывал по морю к Золотым воротам Константинополя, садился на коня и продолжал путь по суше до баптистерия, где спешивался и переоблачался в отведенных ему покоях. Затем при входе в нартекс он ожидал приезда духовенства. Облобызавшись с патриархом, император входил вместе с ним в храм, и оба направлялись к алтарю. Помолившись перед престолом, василевс поднимался по правой лестнице на свою галерею и находился там во время литургии. Патриарх приносил императору причастие. По окончании службы император приглашал патриарха на обед в свою резиденцию.
Монастырь "Живоносного Источника" иногда служил местом ссылки. Так, будущий император Алексей I Комнин в 1078 году встретил там Георгия Мономахата, назначенного дукой Диррахия (ныне Дуррес, Албания), а фактически высланного из столицы [12]. В 1084 году тот же император Алексей сослал в этот же монастырь Иоанна Итала [13].
В XIII веке на протяжении нескольких десятилетий монастырь был занят латинским духовенством, и, по сообщению Никифора Каллиста, в это время чудес не зафиксировано. В 1328 году император Андроник III Палеолог разбил лагерь рядом с монастырём, а в январе следующего года отдал весь монастырь с его доходами Константинопольскому патриарху Исаии (1323-1332) на неограниченный срок вплоть до смерти последнего, а затем права на владение монастырём перешли афонскому монастырю Великая Лавра. Сохранился документ 1367 года, по которому Великая Лавра владеет в Константинополе метохом Зоодохос Пиги (Ζωοδόχος Πηγή - Живоносный Источник) [14]. В 1330 году находившийся при смерти Андроник III выздоровел, выпив воды из источника и помазав ею лоб. В мае 1347 года дочь императора Иоанна VI Кантакузина Елена была представлена своему будущему мужу императору Иоанну V Палеологу и наделена императорскими регалиями в храме монастыря "Живоносного источника" согласно древнему церемониалу [15]. Несколько авторов оставили эпиграммы, посвященные монастырю и храмовым росписям: Мануил Фил (6), Игнатий Магистр (6) и Иоанн Евхаит (1). Согласно эпиграмме Мануила Фила, мон. Иларион Канабис починил водоем в монастыре [16].
Во время турецкой осады Константинополя в 1422 году султан Мурад II расположился прямо в храме "Живоносного Источника". Неизвестно, в каком состоянии церковь находилась перед взятием турками Константинополя в 1453 году, однако имеются сведения 1547 года, что храма больше не существовало, но больные продолжали приходить к источнику в надежде исцелиться. Лишь в 1727 году митр. Деркский и Неохорийский Никодим построил на месте монастыря часовню и возродил поклонение. Одно время на эти земли претендовали армяне, однако в нескольких турецких фирманах оговаривалось, что территория закреплена за греками. Турецкие охранники взимали с паломников налог, который шел на тюремные нужды. Затем эта территория перешла из подчинения Деркской митрополии в подчинение Константинопольскому Патриархату.
24 марта 1821 года янычары разрушили часовню и засыпали источник, и лишь в 1833 году константинопольскому патриарху Константию I было разрешено восстановить храм, который был освящен 2 февраля 1835 года. Тогда же была сооружена часовня над источником.
Архитектура
Источник Пресвятой Богородицы. Монастырь иконы Богоматери "Живоносный источник" |
Внутреннее пространство храма было организовано таким образом, чтобы весь свет концентрировался на водном источнике, который располагался ниже уровня пола. К источнику вели две лестницы по 25 ступеней, обрамленные мраморными балюстрадами и обнесенные квадратным мраморным портиком. Из чаши с отверстиями вода текла в мраморный квадратный водоем. Через храм была проложена система водоотвода. Венчал интерьер церкви сверкающий купол, а потолок был покрыт золотом. Никифор повествует также о фресковой росписи храма [18]. Из композиций он называет Пятидесятницу, Распятие, Преображение Господне, Сретение, Явление Христа св. женам и Вознесение Господне, а также икону мч. Агафоника и дву картины с изображениями двух из описанных им чудес. Из художников, украшавших храм, упомянуты чудесным образом исцеленный Игнатий и иером. Гавриил, написавший образы Спасителя, трёх святителей, прп. Онуфрия и прп. Симеона Столпника.
По сведениям Никифора, в монастыре были сооружены три часовни, освященные в честь Богородицы, св. Евстратия и св. Анны. Последняя была построена имп. Львом VI Мудрым (886-912) в знак благосклонности к монастырскому эконому Матфею, вначале сосланному императором, а затем возвращенному. В этой часовне каждый день после заутрени монахи совершали соборную молитву Богородице за весь мир. Одна из двух других часовен была построена в правление имп. Василия I женой магистра Артавазда Еленой; там совершалась торжественная соборная служба в понедельник первой седмицы Великого поста.
Чудеса и празднования в монастыре
Со средних веков в монастыре совершалось множество чудес, о некоторых из них известно из документов. Самые ранние из источников относятся к X веку (анонимное описание 47 чудес) и к началу XI века [19]. Никифор Каллист приводит список из 63 чудес, 15 из которых имели место в его время [20]. Имеются сведения о чудесах, происходивших в XVII веке [21]. К позднему времени относится легенда о монахе, жарившем рыбу во время захвата Константинополя турками в 1453 году. Когда ему сообщили печальную новость, он ответил, что поверит в нее, лишь если рыбы оживут - и после этих слов поджаренные рыбы якобы попрыгали в воду. Косвенно эту легенду отражает та иконография "Живоносного Источника", где на переднем плане изображен небольшой бассейн с тремя рыбами. Но с другой стороны, место, где располагался монастырь, имело турецкое название Балыклы (рыбное место), что вполне вероятно могло базироваться на факте существования в обители водоема с рыбками (который сохранился по сей день).
Из особых празднований в монастыре, помимо упомянутого Вознесения Господня, на котором обычно присутствовал император, в монастыре торжественно отмечались также: 8 января воспоминание о чуде в Кане Галилейской [22], 9 июля годовщина освящения храма [23], 16 августа память о чуде, происшедшем в правление имп. Льва I, когда вода в источнике перестала на время бить, а потом полилась опять [24]. В пятницу Светлой седмицы в монастыре до настоящего времени поется служба, составленная Никифором Каллистом.
Некрополь
Место захоронения Константинопольских патриархов. Стамбул. Балыклы. Монастырь иконы Богоматери "Живоносный источник" |
- Анфим V (Хрисафидис) (+ 1842)
- Мелетий III (Панкалос) (+ 1845)
- Герман IV (+ 1853)
- Константий I Мудрый (+ 1859)
- Иоаким II (Коккодис) (+ 1878)
- Дионисий V (Харитонидис) (+ 1891)
- Иоаким III (Деведзис) (+ 1912)
- Анфим VII (Цацос) (+ 1914)
- Григорий VII (Зервудакис) (+ 1924)
- Константин VI (Арапоглу) (+ 1925)
- Василий III (Георгиадис) (+ 1929)
- Фотий II (Маниатис) (+ 1935)
- Вениамин I (Псомас) (+ 1946)
- Максим V (Вапорцис) (+ 1972)
- Афинагор I (Спиру) (+ 1972)
- Димитрий I (Пападопулос) (+ 1991)
Литература
- Manuelis Philae Carmina / Ed. E. Miller. P., 1855. Vol. 1. P. 25, 66, 67, 73, 390, 399.
- Bénay S. Le monastère de la Source à Constantinople // EO. 1899. Vol. 3. P. 223-228, 295-300;
- Janin. Églises et monastères. P. 223-228;
- Talbot A.-M. Epigrams of Manuel Philes on the Theotokos tes Peges and its Art // DOP. 1994. Vol. 48. P. 135-165.
Использованные материалы
- Ю. А. Казачков. "Живоносный источник" иконы Божией Матери монастырь" // Православная энциклопедия, т. 19, с. 179-181.
[1] Procop. De aedificiis. I 3
[2] Preger T. Scriptores originum Constantinopolitanarum. Lpz., 1907. Vol. 2. P. 259
[3] Cedrenus G. Comp. hist. T. 1. P. 678
[4] PG. 147. Col. 72-77
[5] Mansi. T. 8. Col. 882, 907, 930
[6] Preger T. Ibid. P. 260
[7] Theoph. Contin. P. 323
[8] Cedrenus G. Comp. hist. T. 2. P. 304, 310, 371; Theoph. Contin. P. 406, 414
[9] Michael Psellus. Scripta minora: Magnam partem adhuc inedita / Ed. E. Kurtz, F. Drexl. Mil., 1941. Vol. 2. P. 221, 229
[10] Cedrenus G. Comp. hist. T. 2. P. 371
[11] Const. Porphyr. De cerem. P. 101-104
[12] Ann. Comn. Alex. 1937. I 16
[13] Ann. Comn. Alex. 1937. V 8
[14] см.: Janin. Églises et monastères. P. 225. № 11
[15] Cantacus. Hist. Vol. 3. P. 11
[16] Manuelis Philae Carmina. 1855. Vol. 1. P. 67
[17] PG. 147. Col. 76-77
[18] см.: Bénay. 1899. P. 225, 227
[19] 4 чуда; см.: Gédéon M. I. Βυζαντινὸν ορτολόγιον. Constantinopole, 1899. P. 126
[20] De sacris aedibus deque miraculis Deiparae ad Fontem // ActaSS. Nov. T. 3. P. 878-889
[21] Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ᾿Ανάλεκτα. Τ. 1. Σ. 280
[22] SynCP. Col. 380; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 191
[23] SynCP. Col. 810; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 335
[24] SynCP. Col. 904
[25] Фотография списка похороненных в некрополе патриархов - https://content.foto.my.mail.ru/list/oliop/24520/h-24557.jpg