Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КОНСТАНТИН VI

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Константин и Ирина. Фрагмент фрески "VII Вселенский Собор". Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г. Мастер Дионисий
Константин и Ирина. Фрагмент фрески "VII Вселенский Собор". Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г. Мастер Дионисий
Константин VI Слепой (771 - 797 / после 802), византийский император (с 14 апреля 776 - соправитель отца, имп. Льва IV, с 9 сентября 780 - под регентством матери имп. Ирины; декабрь 790 - август 797 - единоличный правитель).

Родился 14 января 771 года в семье императора Льва IV и императрицы Ирины.

Практически все имеющиеся данные о Константине сообщает «Хронография» прп. Феофана Исповедника, в которой сочетаются благожелательные и неприязненные по отношению к нему сведения. Первые, по-видимому, отражают приверженность группы византийской знати к Исаврийской династии, а вторые - с одной стороны, недовольство нерешительностью Константина при отстранении имп. Ирины от власти, и с другой - враждебность к династии.

14 апреля 776 года состоялось венчание Константина VI на царство имп. Львом IV, что явилось нарушением порядка престолонаследия, утвержденного имп. Константином V в 769 году, поскольку т. о. младшие единокровные братья Льва были исключены из числа претендентов на трон. Поэтому имп. Лев потребовал от высших сановников принести специальную присягу на верность Константину. Тем не менее дядья Константина Христофор, Никифор и Никита представляли постоянную политическую опасность на протяжении всего царствования Константина.

В 780 году состоялась помолвка Константина с дочерью Карла Великого Ротрудой, однако, несмотря на интенсивные переговоры о браке, в 787 году помолвка была разорвана по инициативе Карла.

После смерти своего отца, с 9 сентября 780 года Константин VI правил под регентством матери имп. Ирины.

В сентябре-октябре 787 года Константин вместе с матерью присутствовал на заседаниях VII Вселенского Собора в Никее, на котором было восстановлено иконопочитание.

В 788 году имп. Ирина женила Константина на Марии из Амнии, внучке св. Филарета Милостивого, будто бы выбранной в результате "царских смотрин" [1]. У Константина родились дочери Евфросиния (впоследствии вторая жена имп. Михаила II) и Ирина.

В начале 790 года имп. Ирина предотвратила заговор в пользу Константина VI, но в том же году фемные войска принудили ее к отречению и Константин стал править единолично.

Походы Константина против болгар и арабов в 791-792 годах окончились безрезультатно.

В 792 году император примирился с матерью, Ирина снова получила статус соправительницы, хотя и не реальную власть. Это примирение вызвало недовольство фем (особенно фемы Армениак), жестоко подавленное императором. 

Столкновения в Малой Азии продолжались до 793 года и, вероятно, повлияли на боеспособность византийской армии, которая в 792 году потерпела тяжелое поражение от болгар при Маркеллах, в значительной степени из-за просчетов Константина как полководца. Ему пришлось заключить мир на условиях выплаты дани.

В августе 792 года был раскрыт заговор в пользу сыновей Константина V, Никифор был ослеплен, а остальным заговорщикам отрезали языки.

В 795 году Константин развелся с Марией, отправив ее в монастырь (у Феофана в рассказе о постриге Марии употреблены глаголы "заставил" и "убедил" [2]), и женился на Феодоте, кувикуларии (фрейлине) имп. Ирины, от которой имел сына Льва (род. в октябре 796), умершего во младенчестве, и еще одного ребенка, которого имп. Никифор I впоследствии лишил наследства [3].

Развод с Марией и новый брак Константина вызвали протест дальних родственников Феодоты - игумена Саккудийского монастыря Платона и его племянника Феодора Студита. Они разорвали общение со патриархом Константинопольским Тарасием, который позволил игум. Кафарского монастыря Иосифу обвенчать Константина с Феодотой (т. н. михианский раскол). Игнатий Диакон рассказывает о порочности Константина и о его "упорстве во грехе" [4], а более поздние источники - о том, что Константин угрожал патриарху Тарасию восстановить иконоборчество [5] и даже идолопоклонство [6], однако все это сообщалось скорее всего с целью оправдать поведение патриарха во время "михианской схизмы". Часть недовольных заключенным браком была заточена в тюрьму, часть - сослана в Фессалонику.

В 796 году болгарский хан Кардам потребовал выплатить дань, в ответ на что Константин отправил ему конский навоз в платке. Император выступил с войском во Фракию, но хан не принял бой.

В июле 797 года, когда Константин вернулся из безуспешного похода против арабов, некие солдаты из тагм (столичных гвардейских частей) попытались его схватить. Тогда он переправился в Малую Азию, чтобы собрать фемные войска. Имп. Ирина, по утверждению Феофана, была очень напугана намерениями Константина и думала послать к нему епископов, чтобы получить гарантии неприкосновенности, а затем удалиться от дел. Однако среди сопровождающих императора были верные ей люди, и она дала им знать, что выдаст их, если те не доставят Константина в столицу. 5 августа его переправили в Константинополь и заточили во дворце. Там Константина ослепили в той самой палате Порфира, где он появился на свет.

Смерть Константина датируется по-разному. Из рассказа Феофана Исповедника можно понять, что император умер вскоре после ослепления [7]. Однако согласно другим источникам, он дожил до правления имп. [8] (802-811). Хроника Симеона Логофета (конец X века) утверждает, что после свержения Константин жил в странноприимном доме Исидора (позднее монастырь Покаяния, греч. τῆς Μετανοίας [9]), а когда к власти пришел Никифор I, показал ему, где во дворце спрятаны сокровища [10]. Последнее сообщение следует считать одной из легенд на тему алчности Никифора. Прп. Феодор Студит [3] говорил, что имп. Никифор вернул тело Константина его законной супруге. Впоследствии саркофаг Константина из вифинского мрамора находился в монастыре Ливадия, т. н. монастыре "Госпожи Евфросинии" (по имени дочери Константина имп. Евфросинии), рядом с могилами Марии Амнийской и их с Константином дочерей.

Литература

  • Niceph. Const. Chron.;
  • idem. Antirrh. //PG. 100. Col. 508;
  • Georg. Mon. Chron. (рус. пер.: Георгий Амартол. Хронограф / Ред.: Э. Г. фон Муральт. СПб., 1859. С. 495);
  • Sym. Log. Chron. 2006;
  • Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1977. Bd. 2. S. 48, 88, 91-94, 136;
  • Chronicon Bruxellense / Ed. F. Gumont // Anecdota Bruxellensia. Gent, 1894. T. 1: Chroniques byzantines du manuscrit 11376. P. 32;
  • Mich. Glyc. Annales. P. 505, 529;
  • Theodoros Scutariotes. Σύνοψις Χρονική // Σάθας. ΜΒ. 1894. Τ. 7. Σ. 126, 127-129, 132;
  • Theod. Stud. Ep. 218, 221 // PG. 99. Col. 1658-1659, 1670;
  • idem. Praepositi parva catehesis / Ed. E. Auvray. P. 1891. P. 258;
  • idem. Magna Catehesis / ᾿Εκδ. ᾿Α. Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. СПб., 1904. P. 803;
  • Phot. Ep. 1;
  • Duffy J., Parker J, ed. The Synodicon Vetus. Wash., 1979. P. 126, 128, 192;
  • The Letter of the Three Patriarchs to Emperor Theophilos and Related Texts / Ed. J. A. Munitiz e. a. Camberley, 1997;
  • The Unpublished Saint's Life of the Empress Irene / Ed. W. T. Treadgold // ByzF. 1982. Bd. 8. Cap. 1, Cap. 8-11 [BHG, N 2205];
  • Const. Porphyr. De cerem. II 42;
  • Patria CP. T. 2. P. 212; T. 3. P. 219, 134, 135, 258, 269, 278;
  • LP. Vol. 1. Cap. 97. P. 511;
  • Annales Regni Francorum inde ab a. 741, usque ad a. 829, qui dicuntur Annales Laurissenses Maiores et Einhardi / Ed. F. Kurze. Hannover, 1895. P. 83, 95, 105;
  • Alcuin. Ep. 174 // MGH. Epp. T. 4. P. 288;
  • Libri Carolini. 6, 8, 12, 14, 16, 18, 19, 81, 148, 171, 210 // Opus Caroli regis conta synodum / Hrsg. A. Freeman. Hannover, 1998;
  • Mich. Syr. Chron. III 9-12;
  • The History of al-Tabari / Ed. E. Yarshater. Albany, 1995. Vol. 29. P. 221; 1990. Vol. 30. P. 168.
  • Brooks E. W. On the Date of the Death of Constantine the Son of Irene // BZ. 1900. Bd. 9. S. 654-657;
  • Guilland R. Recherches sur les intitutions byzantines. B., 1967. Vol. 2. P. 319. (BBA;
  • 35);
  • Speck P. Kaiser Konstantin VI.: Die Legitimation einer fremden und der Versuch einer eigenen Herrschaft: Quellenkritische Darstellung von 25 Jahren byzant. Geschichte nach dem ersten Ikonoklasmus. Münch., 1978. 2 Bde;
  • Treadgold W. T. The Chronological Accuracy of the Chronicles of Symeon the Logophete for the Years 813-845 // DOP. 1979. Vol. 33. P. 157-197;
  • idem. The Byzantine Revival, 780-842. Stanford, 1988. P. 89-110, 483f;
  • idem. A History of the Byzantine State and Society. Stanford, 1997. P. 367, 417-422, 426, 433-437, 450, 552, 571;
  • Constantine VI // ODB. Vol. 1. P. 501-502;
  • Lilie R. J. Byzanz unter Eirene und Konstantin VI. (780-82). Fr./ M. etc., 1996;
  • PMBZ, N 3704.

Использованные материалы



[1]  Rydén L. The Life of St Philaretos the Merciful Written by His Grandson Niketas. Uppsala, 2002. P. 82-92

[2]  Theoph. Chron. P. 469

[3]  Theod. Stud. Ep. 31

[4]  Ignatii Diaconi Vita Tarasii archiepiscopi Constantinopolitani / Ed. I. A. Heikel // Acta Societatis Scientiarum Fennicae. Helsinki, 1889. Vol. 17. P. 412 [BHG, N 1698

[5]  Narratio de Tarasio et Nicephoro // PG. 99. Col. 1852

[6]  Cedrenus G. Сomp. hist. Vol. 2. P. 26

[7]  Theoph. Chron. P. 472, 16-18

[8]  Никифор Геник=Никифора I

[9]  Sym. Log. Chron. 2006. P. 230, 304-305

[10]  Sym. Log. Chron. 2006. P. 205, 23-25

Редакция текста от: 09.04.2021 08:07:17

"КОНСТАНТИН VI" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google