Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВАСИЛИЙ МАКЕДОНЯНИН

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Младенец Василий Македонянин на руках хана Омуртага, освобождающего византийских пленников. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XI в. (Martrit. gr. 2. Fol. 82)
Младенец Василий Македонянин на руках хана Омуртага, освобождающего византийских пленников. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XI в. (Martrit. gr. 2. Fol. 82)
Василий I Македонянин (+ 886), император Византийский, основатель Македонской династии (867-1056)

Родился между 832 и 836 годами, близ Адрианополя, происходил из крестьянской семьи. Согласно официальной генеалогии, которую приводит его внук - имп. Константин VII Багрянородный (913-959), предки его отца происходили из армянского царского рода Аршакидов. В "Жизнеописании Василия" рассказывается также о пребывании младенца Василия вместе с родителями в болгарском плену и о чудесах, предвещавших его царственное будущее.

Около 855 года Василий пришел в Константинополь, где поступил на службу к некоему Феофилу, родственнику имп. Михаила III; во время поездки на Пелопоннес Василий был удостоен милостей некой богатой и знатной дамы Данилиды, обеспечившей его дальнейшее продвижение. Вскоре незаурядные физические данные Василия (имевшего прозвище Большеголовый - Κεφαλᾶς) привлекли внимание юного императора, который приблизил его ко двору. В течение нескольких лет Василий сделал головокружительную карьеру от протостратора (начальника имп. конюшен) до магистра (высшей должности в византийской табели о рангах).

В апреле 866 года в результате интриг Василия был убит дядя императора кесарь Варда, в руках которого находились все государственные дела. Вскоре Михаил III усыновил любимца и объявил своим соправителем, короновав в соборе Св. Софии 26 мая 866 года.

23 сентября 867 года Василий убил Михаила III и стал полновластным императором. Биограф Василия Македонянина оправдывает это вероломное убийство тем, что Михаил III, злоупотреблявший вином и доведший государство до плачевного состояния, угрожал Василию и покушался на его жизнь.

Василий Македонянин был женат дважды; отослав с почетом на родину свою первую супругу Марию, около 865 года он по настоянию Михаила III взял в жены красавицу Евдокию Ингерину, бывш. фаворитку императора. Старшие сыновья Василия Македонянина были провозглашены соправителями: Константин - в 869 году, Лев VI - в 870-м, Александр - в 879 г.; младший, Стефан, принял духовный сан (с 886 года - патриарх Константинопольский).

Скончался 29 августа 886 года от болезни желудка, вызванной несчастным случаем на охоте.

Церковная политика

Сразу после захвата власти Василий Македонянин вызвал в Константинополь сосланного при Варде патриарха Игнатия (847-858, 867-877); занимавший Константинопольский престол свт. Фотий (858-867, 877-886) был смещен и вскоре осужден. Тем самым был урегулирован конфликт с Римским престолом, достигший апогея после взаимного отлучения Фотия (на Римском Соборе в 863) и папы Николая I (на Константинопольском Соборе в 867). Осуждение Фотия было с удовлетворением встречено папой Адрианом II (867-872) и торжественно подтверждено Константинопольским Собором 869-870, который в католической традиции считается VIII Вселенским. При этом Василию Македонянину удалось, несмотря на сопротивление папских легатов, добиться утверждения церковной юрисдикции Константинополя над Болгарией, куда был послан архиепископ, поставленный патриархом Игнатием.

Наряду с распространением христианства среди болгар биограф Василия Македонянина ставит ему в заслугу крещение иудеев по всей империи (ок. 874), а также замирение и приобщение ко Христу "народа росов" (τὸ τῶν ῾Ρῶς ἔθνος), к которому был направлен архиепископ, поставленный патриархом Игнатием. По требованию язычников архиерей явил на собрании народа во главе с "архонтом" росов чудо с неопалимым Евангелием. В этом сообщении едва ли следует видеть попытку приписать Василию Македонянину т. н. Фотиево Крещение Руси (не позднее 867); скорее, речь идет о следующей фазе проповеди. Область миссионерской деятельности архиепископа и местожительство крещеных росов остаются предметом дискуссий. В ряду начинаний свт. Фотия, продолженных Василием Македонянином,- поддержка миссионерской деятельности святых Кирилла и Мефодия.

После кончины свт. Игнатия (+ 877) на Константинопольский престол вернулся патриарх Фотий, незадолго до этого возвращенный из ссылки и ставший воспитателем царских сыновей. Римский престол, заинтересованный в помощи византийских войск в Италии, признал Фотия на Константинопольском Соборе 879-880. Однако попытки папы добиться от Константинополя уступки Риму церковной юрисдикции над Болгарией не принесли результата.

Крупными успехами имп. Василия в борьбе с ересью павликиан, движение которых переживало в IX веке наивысший подъем, явились захват и разрушение византийцами их столицы Тефрики, других крепостей и гибель полководца павликиан Хрисохира (872 или 878).

Внешняя политика

Усилия имп. Василия были направлены на укрепление существующих границ империи в противовес идее о борьбе за возвращение утраченных некогда территорий, высказывавшейся в кругах, близких к Варде и Фотию. С болгарами и Русью были заключены мирные соглашения. Установились тесные связи с Арменией. Военные действия на Востоке (873-882) не были отмечены крупными успехами, кроме победы над павликианами. На Западе борьба против арабов велась более удачно. При помощи франкского имп. Людовика II был освобожден г. Бари (871). Взятие арабами Сиракуз (878) предотвратить не удалось, но впоследствии был одержан ряд побед на море и на суше в Южной Италии и Сицилии (879-886). Политическую зависимость от Византии признали Неаполь, Гаэта, Амальфи, Беневент и Салерно. Был восстановлен византийский контроль над восточным побережьем Адриатики.

Внутренняя политика

Правление имп. Василия ознаменовано оживлением законотворческой деятельности. Было положено начало полномасштабному пересмотру и «очищению» законов (см. Анакатарсис). В качестве начального этапа комиссия во главе с патриархом Фотием подготовила около 886 года сборник, названный "Исагогой" (от греч. Εἰσαγωγή - введение) из 40 титулов, где впервые в византийском праве была предпринята попытка провести идею о четком разграничении власти императора и патриарха. К концу правления имп. Василия была закончена большая часть работы над созданием пересмотренного корпуса законов - "Василик".

Правительство Василия Македонянина пыталось упорядочить взимание налогов. Официальная биография представляет императора защитником бедных. При нем на территории Большого дворца был построен зал Кенургий (греч. Καινούργειον, собственно "новосозданный") и Новая церковь (греч. Νέα ἐκκλησία), а после землетрясения 869 года отреставрирован центральный неф собора Св. Софии.

Образ Василия Македонянина в литературе и искусстве

Василия I Македонянин. Гравюра из "Тестамента Василия, царя греческого, к сыну своему Льву Философу". Киев, 1680. Л. 3 об. (РГБ)
Василия I Македонянин. Гравюра из "Тестамента Василия, царя греческого, к сыну своему Льву Философу". Киев, 1680. Л. 3 об. (РГБ)
Сын имп. Василия Лев VI посвятил ему пространную эпитафию, внуку Константину VII приписано в заглавии авторство биографии основателя Македонской династии - "Исторического повествования о жизни и деяниях славного царя Василия", сохранившегося в качестве пятой книги т. н. Хроники Продолжателя Феофана. Автор, всячески восхваляя Василия Македонянина и рисуя мрачный образ его предшественника, "пьяницы" Михаила III, приводит немало полулегендарных преданий из его жизни, но вместе с тем сообщает ряд ценных исторических сведений, приводит и рассказ о Крещении "росов" и чуде с Евангелием - этот эпизод, воспроизводимый впоследствии другими авторами, является по сути единственным упоминанием о Крещении Руси в византийских исторических сочинениях, умалчивающих о Крещении при св. Владимире. Известны также анонимные сказания и легенды о царствовании Василия Македонянина.

Изображение имп. Василия Македонянина находилось в Новой церкви, а также на миниатюрах рукописной Псалтири [1] в начале (вместе с семьей) и на обороте 3-го листа.

Сочинения

Известно, что имп. Василий не владел грамотой и едва умел написать свое имя. Между тем в рукописной традиции ему приписываются "Поучительные главы к сыну Льву" [2], написанные в 880-882 годах, и т. н. второе поучение Льву VI. Предполагается, что их автором являлся патриарх Фотий или кто-то из его окружения.

Публикации:

  • Тестамент, или Завет Василия, царя греческого, к сыну его Льву Философу. СПб., 1718;
  • Василия Македонянина, царя греческого, увещательные 66 глав к сыну своему Льву. М., 1776;
  • Неизвестная редакция «Второго поучения» Василия I (867-886) Льву VI / Предисл., публ. и пер. И. С. Чичурова // Тр. каф. древних языков. М., 2000. С. 201-212. (Тр. Ист. фак. МГУ; 15. Сер. III: Instrumenta studiorum; 6)

Литература

  • Theoph. Contin. V. P. 211-353;
  • Genesios. Reges. IV / Ed. A. Lesmüller-Werner, I. Thurn. B., 1978. P. 76-91. (CFHB; 14);
  • Scriptores post Theophanem / Ed. I. Bekker. Bonn, 1838. P. 686-700, 838-848. (CSHB);
  • Leonis Grammatici Chronographia / Ed. I. Bekker. Bonn, 1842. P. 253-262. (CSHB);
  • Theodosii Meliteni Chronographia / Ed. Th. Tafel. Münch., 1859. P. 176-183;
  • Книгы времянныя и образныя Георгия мниха / Изд. В. М. Истрин. Пг., 1922. Т. 2. С. 17-24;
  • Ioannis Scylitzae Synopsis historiarum / Ed. I. Thurn. B., 1973. P. 115-170. (CFHB; 5);
  • Ioannis Zonarae Epitome historiarum. XVI / Ed. Th. Büttner-Wobst. Bonn, 1897. P. 417-440;
  • Vogt A., Hausherr I. Oraison funèrbe de Basile par son fils Léon VI le Sage. R., 1932. (OrChr; 25);
  • Moravcsik G. Sagen und Legenden über Kaiser Basileios I. // DOP. 1961. Vol. 15. P. 59-126;
  • Vom Bauernhof auf den Kaiserthron: Leben des Kaisers Basileios I., beschrieben von Konstantinos VII. Porphyrogennetos / Übers., eingeleit. und erkl. v. L. Beyer. Graz; W.; Köln, 1981.
  • Васильев А. А. Византия и арабы. СПб., 1902. Ч. 2: Полит. отношения Византии и арабов за время Македонской династии;
  • Васильев А. А. Происхождение имп. Василия Македонянина // ВВ. 1906. Т. 12. С. 148-165;
  • Vogt A. Basile Ier, empereur de Byzance (867-886) et la civilisation byzantine à la fin du IXe siècle. P., 1908. N. Y., 1972r;
  • Brooks E. W. The Age of Basil I // BZ. 1911. Bd. 20. S. 486-491;
  • Россейкин Ф. М. Фотий и Василий Македонянин: (1-е низложение Фотия, патр. Константинопольского) // БВ. 1915. № 4. С. 835-860;
  • Adontz N. L'age et l'origine de l'empereur Basile Ier (867-886) // Byz. 1933. T. 8. P. 475-500; 1934. T. 9. P. 223-260;
  • Adontz N. La portée historique de l'oraison funèbre de Basile I par son fils Léon VI le Sage // Byz. 1933. T. 8. P. 501-513;
  • Острогорский Г. А. Братья Василия I // Сб. в памет на проф. П. Ников. София, 1940. С. 342-350;
  • Tobias N. Basil I (867-886), the Founder of the Macedonian Dynasty. New Brunswick, 1969;
  • Beck H.-G. Geschichte der Ortodoxen Kirche im Byzant. Reich. Gött., 1980. S. 107-112;
  • Лихачева В. Д., Любарский Я. Н. Памятники искусства в «Жизнеописании Василия» Константина Багрянородного // ВВ. 1981. Т. 42. С. 171-183;
  • Schminck A. Studien zu mittelbyzant. Rechtsbüchern. Fr./ M., 1986. S. 100-103;
  • ᾿Αγαπητός Π. Α. ῾Η εἰκόνα τοῦ αὐτοκράτορα Βασιλείου Α´ στὴ φιλομακεδονικὴ γραμματεία, 867-959 // ῾Ελληνικά. 1989. Τ. 40. Σ. 285-323;
  • Чичуров И. С. Традиция и новаторство в полит. мысли Византии кон. IX в.: (Место «Поучительных глав» Василия I в истории жанра) // ВВ. 1986. Т. 47. С. 95-100;
  • Чичуров И. С. О датировке и актуальности поучений Василия I // Древнейшие государства на территории СССР, 1987. М., 1989. С. 173-178;
  • Чичуров И. С. Теория и практика визант. имп. пропаганды: (Поучения Василия I и эпитафия Льва VI) // ВВ. 1989. Т. 50. С. 106-115;
  • Чичуров И. С. Полит. идеология средневековья: Русь и Византия. М., 1990. С. 33-34, 67-117;
  • Βλυσίδου Β. Ν. ᾿Εξωτερικὴ πολιτικὴ καὶ ἐσωταρικὲς ἀντιδράσεις κατὰ τὴν ἐποχὴ τοῦ Βασιλείου Α´. ᾿Αθῆναι, 1991;
  • Μέντζου-Μεϊμάρη Κ. Ο Αυτοκράτωρ Βασίλειος Α´ και η Νέα Εκκλησία̇ Αυτοκρατορική ιδεολογία και εικονογραφία // Βυζαντιακά. 1993. Τ. 13. Σ. 47-94;
  • Markopoulos A. Autour des Chapitres parénétiques de Basile Ier // Εὐτυχία: Mélanges offerts à H. Ahrweiler. P., 1998. T. 2. P. 469-470;
  • Kresten O. Zur Rekonstruktion einer Schenkungsurkunde des Kaisers Basileios I. für die Hagia Sophia in Konstantinopel // WSt. 2001. Bd. 114.

Использованные материалы

  • П. И. Жаворонков, П. В. Кузенков. "Василий I Македонянин" // Православная энциклопедия, т. 7, с. 100-102



[1]  Paris. gr. 139, 879-883 гг.

[2]  PG. 107. Col. 22-56

Редакция текста от: 08.01.2020 14:42:48

"ВАСИЛИЙ МАКЕДОНЯНИН" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google