Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Икона Божией Матери "Живоносный источник" (мозаика). Греция, Веррия, Успенский монастырь (Кали-Панагия, Панагия Довра)
Икона Божией Матери "Живоносный источник" (мозаика). Греция, Веррия, Успенский монастырь (Кали-Панагия, Панагия Довра)
"Живоносный Источник" (греч. Ζωοδόχος Πηγή), икона Божией Матери

Празднование 4 апреля (ПЦА [1]) и в пятницу Светлой седмицы

В V веке в Константинополе, близ так называемых Золотых ворот, находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.

Однажды воин Лев Макелла, будущий император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды, чтобы напоить слепого. Вдруг он услышал голос: "Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко". Удивлённый таинственным голосом, он стал искать воду, но не нашёл. Когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: "Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдёшь, и напой ею жаждущего, тину же, которую найдёшь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Моё храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Моё имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов". Когда Лев исполнил все, что ему было сказано, слепой немедленно прозрел и без проводника пошёл в Константинополь, прославляя Богоматерь. Это чудо совершилось при императоре Маркиане (391 - 457).

Маркиана сменил Лев Макелла (457 - 473). Он вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник "Живоносным источником", так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.

Икона "Живоносный источник". Балыклы. Монастырь иконы Божией Матери "Живоносный источник".
Икона "Живоносный источник". Балыклы. Монастырь иконы Божией Матери "Живоносный источник".
Благоверный император Юстиниан Великий (527 - 565) долго мучился водяной болезнью. Однажды в полночь он услышал голос: "Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьёшься из Моего источника". Царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Божия Матерь явилась ему уже днём и сказала: "Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров". Больной исполнил волю Владычицы и вскоре выздоровел. Благодарный император воздвиг около храма, устроенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан  многолюдный монастырь.

В XV столетии известный храм "Живоносного Источника" был разрушен мусульманами. К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 году храм был с великим торжеством освящён; при храме устроили больницу и богадельню. Даже магометане с великим уважением говорили о Живоносном источнике и о Богоматери, Которая изливает через него Свою благодатную силу. "Великая в женах Святая Мария" - так отзываются они о Пречистой Деве, а воду из Живоносного источника называют "водой Святой Марии".

Один фессалиец с молодости испытывал сильное желание посетить Живоносный источник. Наконец, ему удалось отправиться в путь, но в пути он тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, фессалиец взял слово со своих спутников, чтобы они не предавали его погребению, а отвезли тело к Живоносному источнику, там возлили на него три сосуда с живоносной водой и только после этого погребли. Желание его было исполнено, и у Живоносного источника к фессалийцу вернулась жизнь. Он принял иночество и в благочестии провел последние дни жизни.

Явление Льву Макелле Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день (в соврем. церковном календаре РПЦ память отсутствует), а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.

Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена на иконе над громадной каменной чашей, стоящей в водоёме. У водоёма, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают исцеления.

Икона Божией Матери "Живоносный Источник".  Мастер Ангелос Акотантос. Сере­дина XV в. 77 х 40. Крит. Монастырь Одигитрии Месарас, о. Крит.
Икона Божией Матери "Живоносный Источник". Мастер Ангелос Акотантос. Сере­дина XV в. 77 х 40. Крит. Монастырь Одигитрии Месарас, о. Крит.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Почерпе́м, челове́цы, цельбы́ душа́м и те́лом моли́твою,/ река́ бо все́м предтече́т, Пречи́стая Цари́ца Богоро́дица,/ источа́ющи на́м чу́дную во́ду/ и измыва́ющи серде́ц че́рности,/ грехо́вныя стру́пы очища́ющи,/ ду́ши же освяща́ющи ве́рных// Боже́ственною благода́тию.

Тропарь, греческий, глас 3 [2]

Пресу́щный дождь [3] заче́ншая,/ исто́чник живото́чный, Де́во, яви́лася еси́,/ источи́вши нам некта́р бессме́ртия,/ во́ду, ска́чущую в живо́т ве́чный,/ пото́ки сладкостру́йныя/ от исто́чника Твоего́ всегда́./ И́миже накслажда́ющеся, вопие́м:// ра́дуйся, Исто́чниче живоно́сный.

Кондак, глас 8

От неистощи́мыя Ты́, Исто́чниче богоблагода́тный,/ подае́ши ми́, точа́щи, во́ды Твоея́ благода́ти,/ приснотеку́щий па́че сло́ва,/ я́ко бо Сло́во ро́ждшая па́че смы́сла,/ молю́ Ти ся, ороси́ мя́ благода́тию, да зову́ Ти́:// ра́дуйся, Водо́ спаси́тельная.

Кондак греческий, глас 8 [4]

От неистощи́маго Твоего́ Исто́чника, Богоблагода́тная,/ подае́ши ми, точа́щи неиссяка́емо пото́ки Твоея́ благода́ти, па́че Сло́ва./ Я́ко ро́ждшую па́че помышле́ния, молю́ Тя:/ ороси́ти мя Твое́ю благода́тию, да зову́ Ти:// ра́дуйся, Водо́ спаси́тельная.

Источники

Текст анонима X века о чуде обретения источника и 47 случаях исцеления от него [5] стал основой сочинения византийского церковного историка Никифора Каллиста Ксанфопула, написанного между 1306 и 1328 годом (Λόγος διαλαμβάνων…). В добавлении к тексту анонима Никифор Каллист сообщил о прекращении чудес от источника в годы латинского управления Константинополем (1204-1261) и Лионской унии (1274), заключенной имп. Михаилом VIII Палеологом (1259-1282), и об их возобновлении (15 чудес) после вступления на престол имп. Андроника II Палеолога (1282-1328). 

Иконография

Пересказывая источник X века, Никифор Каллист упоминает два чудотворных образа Божией Матери. Один из них находился в главном нефе монастырского храма и, очевидно, являясь частью композиции "Благовещение" (у колодца?), был парным изображению арх. Гавриила. Другой помещался в крипте, рядом с источником. По преданию, именно от этого образа получила исцеление от бесплодия жена имп. Льва VI Мудрого Зоя Карвонопсина: "Отмеренный моток шелка, равный по длине образу Богоматери, что справа (от образа) Спасителя нашего в Катапиги (крипте), опоясан был вокруг (ее лона), по милости (Богоматери) она зачала славного императора Константина (VII Багрянородного)" [6]. Из описаний неясно, в какой технике (мозаика? рельеф?) было выполнено изображение. Согласно тексту Никифора Каллиста, Богородица, облаченная в имп. одежды, "словно черпала (святую) воду и святила ею кругом себя и паломников". Этот же автор дает описание еще одного, не упоминаемого ранее мозаичного изображения в крипте, к иконографии которого, очевидно, восходят известные в настоящее время изводы иконы "Живоносного Источника":

"На картине, которая была в центре свода, где потолок храма, художник своими собственными руками изобразил в совершенстве Живоносный Источник, Который исторгает наружу из своего лона Прекраснейшего и Предвечного Младенца под видом прозрачной и жаждоутоляющей воды, живой и брызжущей… Когда задвижка, что напротив образа, поднимается, дабы остановить поток воды, и тень отражается в воде, то каждый может видеть, как в зеркале, Саму Богородицу, плывущую по живительной воде, озаренную сверхъестественным сиянием. И всякий мог дивиться, что же более правдоподобно, был ли этот образ наверху извлечен из воды, непостижимо вознесшийся к солнцу и сохраненный на потолке, или образ сверху проникает в воду, отражаясь как в зеркале" [7].

Вероятно, описанная Никифором Каллистом мозаика в центре свода крипты (по мнению А. М. Тэлбот, в своде мраморного кивория над источником) была создана в период восстановления храма после XI века, вероятнее всего при имп. Андронике II в связи с возобновлением чудес. С постепенным усвоением эпитета «Живоносный Источник» Богородице [8] он становится связанным с этой иконографией, в основе которой - изображение Богоматери с Младенцем на лоне.

Каким именно было изображение Богородицы в крипте, неизвестно. Сохранившиеся памятники представляют два широко распространенных в Византии типа изображения: образ Богоматери-Оранты с воздетыми в молении руками, Младенец в медальоне или без него (в рус. традиции тип «Воплощение - Знамение») и образы Кириотиссы, или Никопеи,- Богородица держит перед Собой медальон с Младенцем Христом или Самого Младенца. Самые ранние сохранившиеся изображения "Живоносного Источника", известные с XIV века, представляют Богоматерь в типе Оранты с благословляющим Младенцем на лоне. В монастыре Вронтохион в Мистре, которому покровительствовал имп. Андроник II, подписное изображение Живоносного Источника встречается в росписи церкви Богородицы Одигитрии (Афендико) (ок. 1322): в нартексе, над входом в храм, изображена Богородица с Младенцем в фиале (чаше), по сторонам - полуфигуры праведных Иоакима и Анны в молении, в верхней зоне - небольшие фигурки двух ангелов; причем юж. парекклисион церкви св. Феодоров (роспись ок. 1400) того же монастыря имеет освящение в честь Божией Матери "Живоносный Источник". Тогда же, в XIV веке, мастером византийской выучки была создана роспись церкви Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде (1363 или после 1380), где на зап. стене, над входом в храм, изображена сходная композиция, но без ангелов по сторонам. Впоследствии большее распространение получил извод, где Богоматерь в фиале изображена держащей обеими руками Младенца Христа (роспись сер. XVI веке в приделе вмч. Георгия Победоносца в монастыре св. Павла на Афоне).

Для Руси изображение "Живоносного Источника" в росписи волотовской церкви XIV века осталось единичным примером. Один из первых образцов этой композиции в XVII веке представлен в росписи Иоанно-Богословского придела (диаконника) Благовещенского собора в Сольвычегодске (1600, работа московской артели Федора Савина и Стефана Арефьева; пропись XVIII-XIX веков). Распространение этого сюжета, главным образом в иконописи, приходится на середину XVII века, после того как в 1654 году, при патриархе Никоне, в состав русской Цветной Триоди была включена Служба иконе Божией Матери "Живоносный Источник" и Сказание о ней, созданные Никифором Каллистом, а несколькими годами позже в сборнике "Небо Новое" (Львов, 1665) архим. Иоанникий (Галятовский) привел рассказ о 16 чудесах в главе "Чуда Пресвятой Богородицы от Источника еи" (Л. 20-22 об.). Вскоре сюжет был освоен иконописцами Оружейной палаты, создавшими развитую иконографическую схему [9], дополненную клеймами чудес на полях [10].

Сохранившиеся иконы второй половины XVII - XVIII века свидетельствуют об одновременном существовании двух изводов: Богородица с Младенцем на руках восседает в драгоценном фиале в виде потира, возвышающемся из водоема на фоне традиционного для русской иконы пейзажа в виде горок с лещадками [11]; Богородица с Младенцем (благословляет обеими ручками) представлена на престоле под сводами белокаменного храма у самого источника вод [12], как вариант этого типа - изображение Богородицы не на престоле, а на облаках, сходящих в воды купели [13]. По сторонам Богородицы - два ангела на облаках. Вокруг водоема, имеющего, как правило, форму квадрифолия,- фигуры людей (цариц и царей, архиереев, монашествующих, простого люда), черпающих и пьющих воду из источника; их изображения связаны со Сказанием, иногда дополнены комментирующими надписями в картушах. Чудеса в клеймах в основном следуют варианту, предложенному в сб. «Небо Новое», чаще их 16 - по числу описанных, однако чудеса могут идти в разной последовательности, дробиться на несколько клейм, количество которых может достигать 25 (икона из РГИАХМЗ). Как правило, чудеса даны в следующем порядке (по иконе из ЦМиАР):

  • обретение имп. Львом I источника; исцеление слепого водой из источника;
  • построение имп. Львом I храма у источника;
  • исцеление имп. Юстиниана; исцеление царицы Елены от бесплодия;
  • обновление храма имп. Василием I Македонянином, чудеса от источника;
  • исцеление от бесплодия царицы Зои;
  • воскрешение жителя Фессалоники;
  • Богоматерь спасает людей во время разрушения храма;
  • исцеление бесноватых и спасение от темницы водой от источника;
  • исцеление имп. Льва Мудрого, его брата Стефана, царицы Феофании и Иерусалимского патриарха Иоанна;
  • исцеление патрикия Тарасия и его матери; исцеление имп. Романа и императрицы;
  • исцеление монахов;
  • спасение от царского гнева патрикия и протоспафария;
  • исцеление варягов.

На многих иконах встречаются интересные детали. Так, на иконе из ЦМиАР в клейме "Богоматерь спасает людей во время разрушения храма" Богородица в чаше (тип Оранты с Младенцем) представлена в рост в медальоне (клеймо 9). На иконе из ГВСМЗ в традиционную сюжетную канву включены образы святых целителей и, возможно, небесных покровителей заказчика с надписями возле каждого: свт. Николай Чудотворец, сщмч. Антипа Пергамский, прп. Пелагея, сщмч. Харалампий, преподобные Сергий Радонежский и Паисий Великий; в правой части доски закреплена эмалевая иконка с поясным изображением свт. Димитрия Ростовского, соразмерным прочим фигурам святых. На иконе из РГИАХМЗ на полях дополнительно изображены 13 медальонов, в которых представлены Господь Саваоф (в центре верхнего поля) и 12 апостолов (на боковых полях). На иконе из местного ряда иконостаса церкви арх. Михаила в дворцовом с. Бронничи (ныне г. Бронницы Московской обл.), 1702-1704 гг. (ЦМиАР), работы Кирилла Уланова и Тихона Филатьева, совмещены оба извода: Богоматерь с Младенцем в фиале представлена в центре водоема под сводами главного нефа базиликального сооружения.

В росписи церкви прор. Илии в Ярославле на южной стене придела в честь Покрова Пресвятой Богородицы (посл. четв. XVII в.) Богородица с Младенцем Христом на левой руке изображена стоящей в рост на зеленовато-голубых облаках, спускающихся с небес в купель, вокруг Нее по границе розового сияния Славы - фигуры семи парящих ангелов, два вверху венчают Богородицу короной, другие касаются Ее одежд, средний ангел справа придерживает обеими руками за локоток Младенца. Композиционно такой тип изображения напоминает образ Богоматери, известный по иконам "Всех скорбящих Радость" московского извода (икона из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке; прославилась в 1688). В остальном (образы страждущих у бассейна, огороженного кирпичными стенами) роспись соответствует иконографии известных к тому времени памятников.

Сложную иконографическую программу имеет икона из церкви прор. Илии в Черкизове в Москве. Чтимый образ "Живоносного Источника" дополняют иконы Божией Матери (Цареградская, "Умягчение злых сердец"; Иерусалимская, "Взыскание погибших") и святителей (свт. Кирилл Иерусалимский - обличитель ариан, отрицавших Богоматеринское достоинство Пресв. Девы, и свт. Софроний Иерусалимский - составитель водосвятных стихир на Богоявление). В основе композиции Беседная икона Божией Матери, на которой изображено явление Богоматери и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу, в среднике - икона "О Всепетая Мати", представляющая собой изобразительный гимн Богородице.

Изображение "Живоносного Источника" как в кратком, так и в полном изводе широко тиражировалось в гравюрах.

Составители сборников чудотворных Богородичных икон в XIX - начала XX века отмечали большое количество почитаемых в XVIII-XIX веках в России образов "Живоносного Источника", в числе немногих приводили иконы из Саровской пустыни (принесена основателем иеросхим. Иоанном в нач. XVIII века, к ней направлял страждущих прп. Серафим Саровский); из Тулы (две иконы в церквах Староникитской и свт. Николая), из Новодевичьего монастыря в Москве (сохр.) и многие другие [14]

Изображение "Живоносного Источника" получило также широкое распространение в южнославянском искусстве [15], а также в критской и итало-критской иконописи.

Литература

  • Λόγος διαλαμβάνων τὰ περ τῆς συστάσεως τοῦ σεβασμίου οἴκου τῆς ὑπεραγίας Δεσποίνης ἡμῶν Θεοτόκου τῆς ἀειζώου πηγῆς / Ed. A. Pamperis. Lpz., 1802;
  • De sacris aedibus deque miraculis Deipare ad Fontem // ActaSS. Nov. Т. 3. P. 878-889;
  • PG. 147. col. 76-77.
  • Millet G. Monuments byzantins de Mistra. P., 1910. Pl. 88-105;
  • Медаковић Д. Богородица «Живоносный Источник» у српскоj уметности // ЗРВИ. Београд, 1958. Књ. 5. С. 203-217;
  • Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 445, 453;
  • Velmans T. L'iconographie de la «Fontaine de vie» dans la tradition byzantine ŕ la fin du Moyen Âge // Synthronon: Art et archéologie de la fin de l'Antiquité et du Moyen Âge / Ed. A. Grabar. P., 1968. P. 128-134;
  • Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989. Кат. 168;
  • Talbot A. M. Epigrams of Manuel Philes on the Theotokos tes Peges and its Art // DOP. 1994. Vol. 48. P. 136-137;
  • она же. Чудотворные образы в К-польском храме «Живоносного Источника» // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси / Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 117-122;
  • Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 372-377;
  • София Премудрость Божия: Кат. выст. М., 2000. Кат. 79. С. 230;
  • Похвала Богоматери: Иконы Ярославля XIII-XX вв. из собр. ЯИАХМЗ. Кат. выст. / Авт.-сост.: О. Б. Кузнецова, А. В. Федорчук. М., 2003. Кат. 15. С. 38-41;
  • Хохлова И. Л. Иконы Рыбинского музея. М., 2005. Кат. 6. С. 32-35;
  • Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. Кат. 111. С. 488-489;
  • Православная икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 167-168.

Использованные материалы

  • Э. В. Шевченко. "Живоносный источник" // Православная энциклопедия. Т. 19, С. 175-177
  • "Икона Божией Матери «Живоносный Источник», страница календаря на официальном сайте Издательства Московской Патриархии:
  • "Явление иконы «Живоносный источник»" // Поселянин Е. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. - М: АНО "Православный журнал «Отдых христианина»", 2002:
  • Страница календаря на портале Правовславие.Ru:
  • "Чудо благочестивого воина Льва", "Внутри монастырских стен" - главы статьи "Я проснулся и увидел Босфор...", страница сайта "Культурный ландшафт. Ассоциация этнических общин Северной Буковины. (взята иллюстрация)
  • "Ἡ Ζωοδόχος Πηγὴ στὸ Μπαλουκλὶ", страница греческого сайта "Ῥωμαίικο Ὁδοιπορικό". (иллюстрация)
  • «История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI-XX века. Лилия Евсеева. Греческая икона после падения Византии. Раздел «Критские художники второй половины XV в. создание стиля». Тверь: Верхов С. И., 2014. (взята иллюстрация)



[1]  "The Life Giving Fountain of the Mother of God", страница календаря на официальном сайте Православной Церкви в Америке, - https://www.oca.org/saints/lives/2021/04/04/100268-the-life-...god

[2]  "Тропари и кондаки еллинстии. Постная и Цветная Триодь. Источник: Ωρολογιον το μεγα. Αθηνα". https://ulita-n.livejournal.com/11929.html

[3]  Вар.: облак. Хотя ομβρος по-гречески означает именно «вода, поток», но часто переводится как облак, туча. (Примеч. переводчика)

[4]  Вариант существующего или странный перевод в существующем тропаре (Примеч. переводчика)

[5]  De sacris aedibus… P. 878-889

[6]  цит. по: Тэлбот. 1996. С. 118

[7]  цит. по: Тэлбот. 1996. С. 120

[8]  Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 373; Talbot. 1994. P. 136-137

[9]  иконы кон. XVII в.; кон. XVII - нач. XVIII в.; обе в ГТГ - Антонова, Мнева. Каталог. С. 445, 453

[10]  икона 1675 г., ЦМиАР - София Премудрость Божия. 2000. Кат. 79

[11]  иконы: из ЦМиАР; 1-й трети XVIII в., РГИАХМЗ

[12]  иконы: кон. XVII - нач. XVIII в., ГТГ; кон. XVII - нач. XVIII в., НХМ - Православная икона. С. 167-168; нач. XVIII в., ЯИАМЗ - Похвала Богоматери. Кат. 15

[13]  икона посл. трети XVIII в., ГВСМЗ - Иконы Владимира и Суздаля. Кат. 111

[14]  см. в кн.: Поселянин. Богоматерь. С. 231-232

[15]  об этом см.: Медаковић. 1958. С. 203-217

Редакция текста от: 06.02.2022 23:00:54

"ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google