Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОАНН ИТАЛ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иоанн Ита́л (греч. ᾿Ιωάννης ὁ ᾿Ιταλός; + после 1082), византийский философ, ученик Михаила Пселла и его преемник в том же звании, что было у учителя, "ипат философов"

Основными источниками сведений о жизни Иоана Итала являются его сочинения, произведения видных деятелей XI века (главным образом Михаила Пселла), а также "Алексиада" Анны Комнины, историческое сочинение о правлении византийского императора Алексея I Комнина. Анна Комнина приводит описание внешности философа. У Иоанна Итала были "большая голова, открытое лицо, выпуклый лоб, широко раздувающиеся при дыхании ноздри, окладистая борода, широкая грудь, крепкое телосложение", он был среднего роста [1].

Родился во второй половине 1020-х - начале 1030-х годов в Южной Италии, в семье военачальника. В детстве жил вместе с отцом на Сицилии, откуда семья бежала в византийскую Калабрию после мятежа Георгия Маниака в 1042-1043 годах. Впоследствии Иоанн Итал прибыл в Константинополь, где он, по словам Анны Комнины, сначала учился у неких ученых мужей, "обладавших грубым и суровым нравом", а потом у Михаила Пселла, с которым не раз спорил. Иоанн выступал в многолюдных местах, преподавал философию Платона, Порфирия, Ямвлиха и Прокла, но главным образом обращал внимание учеников на труды Аристотеля (в т. ч. "Органон"); как и его учитель, получил одобрение имп. Михаила VII Дуки и его братьев Констанция и Андроника.

Под влиянием Михаила Пселла он разделял некоторые воззрения античных философов Платона и Аристотеля.

Как утверждается в "Алексиаде", Иоанн Итал стал "ипатом философов" после удаления Пселла в монастырь, т. е. в 1055 году, однако, возможно, это произошло позднее, в 1070-х годах. В том же источнике сообщается, что император Михаил VII отправил Иоанна для переговоров с норманнами в г. Диррахий (ныне Дуррес, Албания). Вскоре философа обвинили в предательстве и отозвали. Опасаясь преследований, он бежал в Рим. После раскаяния он был прощен и поселен в константинопольском монастыре Живоносного Источника (Пиги).

Споры о взглядах Иоанна Итала привели к церковному разбирательству, в результате синод в Константинополе анафематствовал ряд положений его учения без указания имени философа. После того как синод по сути отказался решать вопрос о виновности философа, он обратился к патриарху Константинопольскому Косме I Иерусалимиту с просьбой расследовать его дело. Однако патриарх не стал проводить новое разбирательство. Скорее всего именно тогда (а не около 1050 года, как полагал П. Стефану) Михаил Пселл написал Похвалу Италу, восхваляя его за то, что он философски сносил все обвинения, кроме обвинения в ереси.

Спустя несколько лет был вновь поставлен вопрос о православии Иоанна Итала. Согласно рассказу Анны Комнины, имп. Алексей I Комнин, считая Иоанна Итала "смутьяном и обманщиком", поручил рассмотреть его учение своему брату севастократору Исааку, который нашел мнение императора справедливым и передал философа на суд Церкви. Однако, как следует из сохранившегося документа этого разбирательства, Иоанн обратился к патриарху Константинопольскому Евстратию Гариде с просьбой рассмотреть его взгляды. Как пишет Анна, патриарх склонялся на сторону философа, но на заседание синода явилась толпа людей, которые свидетельствовали против философов. Патриарх обратился к императору с просьбой взять разбирательство на себя.

В 1082 году на Соборе в Константинополе (см.) были рассмотрены и анафематствованы идеи Иоанна Итала. В результате разбирательства философ был сослан в монастырь. Согласно Анне Комнине, только после произнесения на него анафемы Иоанн Итал раскаялся в своих взглядах, отказался от учения о переселении душ и от неуважения к иконам, постарался сблизить с православием свои представления об идеях.

Оценки

П. Стефану обратил внимание, что обвинения Иоанна Итала по поводу учения о самостоятельном бытии и о вечности материи, о вечности идей, о воскресении с новыми телами искаженно представляют мысли, выраженные в сохранившихся сочинениях Иоанна Итала. Философ отвергал и мнение о переселении душ, поставленное ему в вину в третьей анафеме. В его сочинениях нет отрицания вечности ада или Царства Небесного. По мнению Стефану, сочинения Иоанна Итала "лишь повторяют идеи, распространенные обычно у известных среди византийцев комментаторов Аристотеля".

В византийском анонимном сатирическом диалоге "Тимарион" (первая половина XII в.) Иоанн Итал представлен как человек, безуспешно пытавшийся соединить христианство с античной философией и несведущий в грамматике. По словам Пселла, то или другое сочинение Иоанна Итала "не прельщает красотой и не увлекает сладостью, а как бы тиранствует и причиняет насилие мыслями". Анна Комнина утверждает, что Иоанн Итал "более, чем кто-либо другой, был искушен в сложнейшей перипатетической философии и особенно в диалектике", но был слаб в грамматике и риторике; она считает, что его слог "был лишен гармоничности и изящной отделки, имел характер грубый и неприкрашенный", по-гречески он говорил нечисто, отличался невоспитанностью и во время спора легко распускал руки в доказательство своей правоты. В то же время Анна признавала, что Иоанн Итал сразу же сожалел о причиненном им насилии, его сочинения "были исполнены диалектическими доводами", а он "был настолько силен и непобедим в диспутах, что его противники оказывались беспомощными и сами собой замолкали" [1].

По мнению Стефану, сочинения Иоанна Итала "лишь повторяют идеи, распространенные у известных среди византийцев комментаторов Аристотеля". Основную причину осуждения философа исследователь усмотрел в том обстоятельстве, что возрождаемая Михаилом Пселлом и Иоанном Италом "классическая культура... могла стать, как то и произошло потом, отправной точкой для разнящихся между собой концепций о мире, религии и основах политического строя", а это в свою очередь делало ее опасной для единства и прочности духовных основ империи. Более спорным представляется мнение П. П. Иоанну, согласно которому суд над Италом имел исключительно политические причины и был обусловлен верностью философа семье Дук и войной имп. Алексея I с норманнами, обитавшими в родной для Иоанна Итала Южной Италии.

Сочинения

Основным сохранившимся трудом Иоанна Итала является собрание из 93 "Вопросов и ответов", некоторые из них обращены к определенным лицам, напр. к протопроедру и друнгарию виглы Никифору, к имп. Михаилу VII, к его брату Андронику, к некоему авасгу (возможно, это груз. философ Иоанн Петрици). Большую часть сочинения скорее можно назвать записью лекций Иоанна Итала. Основные рассмотренные вопросы: о бестелесности родов и видов (5, 19), о самостоятельном бытии сущности (7), о том, что логика является орудием философии, но не ее частью (16), что не всякая, но только человеческая душа бессмертна (36), о количестве категорий (9, 29), о согласии между Аристотелем и Платоном (42), о тленности мира (71), о том, что материи не существует (92). В учении об универсалиях Иоанн Итал следует за Аристотелем и признает, что они нематериальны не сами по себе, а из-за присутствия в природе познающего. Мнения Иоанна Итала о действии и о потенции, о действующем и о пассивном интеллекте, о тождестве между познающим и познанным восходят к учению Стагирита.

Исследователи нашли в "Вопросах и ответах" следы обращения к сочинениям Аристотеля ("Категории", "Метафизика", "Об истолковании", "Физика", "О душе", "Первая аналитика", "Топика", "О небе", "О благом и злом"), Платона ("Тимей", "Государство", "Филеб", "Федр"), Аммония ("Комментарий на "Введение" Порфирия", "Комментарий на "Об истолковании" Аристотеля", "Комментарий на "Первую аналитику" Аристотеля"), Порфирия ("Введение", "Комментарий на "Категории" Аристотеля"), Прокла ("Первоосновы теологии", "Эклоги из халдейской философии"), Иоанна Филопона ("Комментарий на "О душе" Аристотеля", "Комментарий на "Категории" Аристотеля"), прп. Иоанна Дамаскина ("Введение в догматы", "Диалектика", "Изложение православной веры"), Михаила Пселла ("Всестороннее учение"). Прямые цитаты и заимствования из этих источников тем не менее достаточно редки. Иоанн Итал часто ссылается на высказывания Платона, Аристотеля и Порфирия, лишь в единичных случаях - на Аммония, Прокла и Гермогена Тарсского, ни разу не ссылается на высказывания Иоанна Филопона, прп. Иоанна Дамаскина и Михаила Пселла.

Сохранилось несколько небольших сочинений Иоанна Итала. В сочинении "К императору Андронику, спросившему о диалектике" Иоанн Итал целиком следует за произведениями Аристотеля "Топика", "Первая аналитика", "Об истолковании". Следующие произведения Иоанна Итала являются продолжением первого. "Изложение о материи силлогизмов и их составе" основано на "Физике" и "Топике" Аристотеля, "Риторический метод в обозрении" - на "Риторике" и "Никомаховой этике" Стагирита. Написанное Иоанном Италом "Изложение второй книги "Топики", по наблюдениям Стефану, представляет собой извлечение из сочинения на ту же тему Александра Афродисийского. Принадлежность Иоанну Италу "Оправдательного письма архиерею" была поставлена под сомнение Гуйаром.

Публикации:

  • Johannes Italos. Opuscula selecta / Ed. G. Cereteli. Tphilisiis, 1924-1926. 2 vol.; в рус. пер. - в кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 2, М., 1969, с. 627- 629.
  • Johannes Italos. Quaestiones quodlibetales. Ettal, 1956;
  • Иоанн Итал. Сочинения / Ред.: Г. Ф. Церетели. Тбилиси, 1966.

Литература

  • Michael Psellus Oratoria minora. Or. 19 / Ed. A. R. Littlewood. Lpz., 1985;
  • Anna Comnène. Alexiade. Lib. 5. Cap. 8-9 / Ed., trad. B. Leib. P., 1937. Vol. 1;
  • Анна Комнина. Алексиада. СПб., 1996;
  • RegPatr, N 907, 923-927.
  • Успенский Ф. И. Делопроизводство по обвинению Иоанна Итала в ереси // ИРАИК. 1897. Т. 2. С. 1-66;
  • Stephanou P. Jean Italos, philosophe et humaniste. R., 1949;
  • Joannou P. Die Illuminationslehre des Michael Psellos und Johannes Italos. Ettal, 1956;
  • Gouillard J. Le Synodicon de l'Orthodoxie // Travaux et Mémoires du Centre de Recherche d'Histoire et Civilisation de Byzance (TM). 1967. Vol. 2. P. 56-61;
  • Кечакмадзе Н. Н. Из истории общественной мысли в Византии XI в. "Византийский временник", 1968, т. 29 (54), с. 170-176:
  • Gouillard J. Le procès officiel de Jean l'Italien: Les actes et leurs sous-entendus // Travaux et Mémoires du Centre de Recherche d'Histoire et Civilisation de Byzance (TM). 1985. Vol. 9. P. 133-174;
  • idem. Une lettre de (Jean) l'Italien au patriarche de Constantinople? // Ibid. P. 175-179;
  • Clucas L. The Trial of John Italos and the Crisis of Intellectual values in Byzantium in the 11th cent. Münch., 1981;
  • John Italos // ODB. 1991. Vol. 2. P. 1059-1060;
  • Любарский Я. Н. Комментарий (примеч. 557-593) // Анна Комнина. Алексиада. СПб., 1996. С. 509-514;
  • Aubert R. Jean Italos // DHGE. T. 27. Col. 155-156.
  • Щукин Т. А., Иоанн Итал (Биография) // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. , т. 2. 2010, с. 321-323:
  • Бибиков M.В., Иоанн Итал // Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010, т. 2, Е - М, Приложения, с. 146:
  • Византийский словарь: в 2 т. / [сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 391;
  • "Иоанн Итал" // Биографический указатель на портале Хронос:

Использованные материалы



[1]  Ann. Comn. Alex. V 8

Редакция текста от: 26.01.2020 16:46:35

"ИОАНН ИТАЛ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google