Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АЛЕКСЕЙ I КОМНИН

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Алексей I Комнин. Миниатюра из рукописи XII века. Ватикан, Biblioteca Apostolica
Алексей I Комнин. Миниатюра из рукописи XII века. Ватикан, Biblioteca Apostolica
Алексей I Комнин (греч. Ἀλέξιος Α' Κομνηνός; ок. 1057 - 1118), византийский император (с 1081)

Родился около 1057 года в знатной семье, с 14 лет начал военную карьеру под началом старшего брата Исаака. Уже в 1074 году возглавил экспедицию против мятежа Руселя, предводителя норманнского отряда на византийской службе. С тех пор и до конца жизни оставался неутомимым военачальником. В 1078 году имп. Никифор III Вотаниат удостоил Алексея Комнина должности великого доместика, зап. схол и чина новелиссима. Фактически Алексей стал главнокомандующим византийским войском и вскоре получил чин севаста.

В 1078 году Алексей Комнин женился вторым браком на Ирине Дукене, происходившей из знатного и могущественного рода Дук, чем весьма укрепил свое положение. Военные успехи и семейные связи обеспечили Алексею поддержку войска и знати, что в конечном счете и привело к провозглашению его императором в 1081 году. Приняв государство, до предела сократившееся территориально и ослабленное внутренне за десятилетия правления сменявших друг друга императоров, Алексей Комнин немедленно приступил к укреплению внешнего и внутреннего положения империи. В целом его усилия по реставрации былого могущества Византии увенчались успехом, и панегирические отзывы, которыми награждает отца Анна Комнина в посвященном ему историческом сочинении "Алексиада", не лишены оснований.

На протяжении всего правления Алексей Комнин вел непрерывные войны и сложную дипломатическую игру с норманнами, сельджуками, печенегами, половцами. Весьма непростые взаимоотношения сложились у него с участниками I крестового похода, пересекавшими земли Византии в 1096-1097 годах. Алексей Комнин стремился использовать крестоносцев для возвращения утраченных во время нашествия турок-сельджуков владений империи в Малой Азии, те же в свою очередь, желая действовать независимо, обвиняли византийцев в нарушении договоров, предательстве и т. д.

Во внутренней политике главной своей задачей Алексей Комнин видел консолидацию сил и централизацию управления государством. Он решительно расправлялся с мятежами и любыми посягательствами на императорскую власть. Из наиболее заметных внутренних мероприятий Алексея Комнина следует отметить оздоровление монетного обращения, а также реформирование титулатуры. В современной науке преобладает мнение, что успехи императора в значительной мере связаны с созданием "кланового" режима правления, при котором Комнины и связанные с ними фамилии сосредоточили в своих руках всю полноту власти. Критически настроенный к Алексею Комнину историк Иоанн Зонара отмечал, что этот император "видел себя не правителем, а господином, империю же считал и называл собственным домом".

Иисус Христос благословляет имп. Алексея I Комнина. Миниатюра,  XIII-XIV в. Библиотека Ватикана
Иисус Христос благословляет имп. Алексея I Комнина. Миниатюра, XIII-XIV в. Библиотека Ватикана
В подавляющем числе византийских источников, особенно в "Алексиаде", Алексей Комнин, равно как и его жена Ирина, представлены строгими ревнителями благочестия, уделяющими много времени богословским проблемам. Знаменательно, что сама Анна, прекрасно по тому времени знакомая с античной культурой, вынуждена была заниматься "грамматикой и поэзией" тайно от родителей. "Антиэллинская" позиция императора проявилась сразу же после его прихода к власти. Уже в 1082 году состоялся суд над Иоанном Италом, учеником Михаила Пселла и его преемником в звании ипата философов, который обвинялся прежде всего в том, что придерживался "эллинских" учений. В 1095 году последовало инициированное Алексеем Комниным осуждение некоего Нила, ложно трактовавшего проблему ипостасного соединения божественной и человеческой природы Христа; затем за сходные заблуждения был анафематствован Феодор Влахернит. Как можно судить из сообщения Анны, Алексея Комнина особенно тревожило, что оба еретика оказались вхожи в дома многих знатных константинопольцев. В правление Алексея Комнина состоялся суд над богомилом Василием (последние годы XII века) Император активно участвовал в разбирательстве. Дело закончилось осуждением еретика на публичное сожжение; описание этой редкой для Византии казни Анна представляет в "Алексиаде" в подробностях.

Как свидетельствуют современники, император сознательно принял на себя роль защитника истинной христианской веры. Это же подтверждает и обращенная к патриарху и Синоду новелла 1107 года, начинающаяся с констатации большой опасности, которой подвергаются Церковь и души верующих. Именно осознание этой опасности заставляет Алексея Комнина озаботиться решением вопросов внутрицерковной жизни, и особенно организации клира. Многие проблемы, связанные с этой новеллой, остаются дискуссионными, однако ясно, что император видит себя в качестве оплота Православия. В этой связи не случайно, что именно по его инициативе около 1110 года Евфимий Зигавин написал сочинение "Догматическое всеоружие", не столько излагающее основы истинной веры, сколько опровергающее ереси.

В самом начале царствования Алексей Комнин вынужден был ввиду полной опустошенности казны прибегнуть к конфискации церковного имущества, что вызвало крайне негативную реакцию многих церковных деятелей во главе с митр. Львом Халкидонским. Впоследствии император постарался щедрыми дарами восполнить изъятое; многочисленные свидетельства и документы говорят о благоволении Алексея Комнина к отдельным храмам, священнослужителям, монастырям, монахам. Вместе с супругой он являлся покровителем ряда обителей, израсходовав значительные суммы на дела благотворительности. Анна Комнина и Иоанн Зонара подробно описывают приют св. Павла, устроенный Алексеем Комниным в Константинополе, где проживали многие тысячи неимущих, стариков и больных.

Алексей Комнин, как законодатель, активно участвовал в жизни Церкви: им было издано немало законов, регулирующих церковную жизнь, реформирующих церковную организацию Константинопольского Патриархата. Многочисленны императорские грамоты (хрисовулы), подтверждающие имп. дарения и привилегии храмам и монастырям, в т. ч. Афонским. Император был весьма активен в восстановлении церковного общения Константинополя и Рима после схизмы 1054 года (Собор в Константинополе в сентябре 1089) и в защите прав константинопольских диоцезов в Италии (Калабрия).

Скончался 16 августа 1118 года.

В византийских рукописях встречается несколько портретов имп. Алексея Комнина. Предположительно он изображен на миниатюре Псалтири Барберини конца XI века [1] в сцене коронации имп. семьи. Дважды портрет Алексея Комнина включен в миниатюры списков "Догматического всеоружия" Евфимия Зигавина второй четверти XII в. [2], где император предстоит в молении Христу: на одной миниатюре - с покровенными руками (напротив изображения отцов церкви), на другом - с сочинением Евфимия в руках. По мнению А. Л. Саминского, портрет Алексея Комнина представлен на одном из сохранившихся листов Четвероевангелия [3]. изображение императора имеется на маргинальной миниатюре списка Хроники Иоанна Зонары [4]. Алексей Комнин представлен человеком средних лет с бородой. Сохранившиеся портреты в целом совпадают с описанием внешности императора, сделанным Анной Комниной. Однако Анна говорит о полусферической диадеме на голове отца ("Императорская диадема правильным полукругом облекала голову" - Алексиада III. 4, 25), а изображается Алексей Комнин в плоской короне. Парные изображения Алексея Комнина и его супруги Ирины Дукены по обе стороны большого креста встречаются на монетах времени правления императора.

Сочинения

Является автором христологического сочинения "Против армян" (полемика с монофизитами, направленная, возможно, на опровержение еретических идей Нила), а также стихотворной молитвы из 100 ямбических стихов. Принадлежность Алексею Комнину приписываемой ему поэмы "Музы", которая посвящена его сыну и преемнику Иоанну II Комнину, в настоящее время оспаривается [5].

Публикации:

  • Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ̓Ανάλεκτα. Τ. 1. Σ. 116-123 [богосл. трактат];
  • Maas P. Die Musen des Kaisers Alexios I // BZ. 1913. Bd. 22. S. 348-369 [«Музы» и отр. из молитвы].

Литература

  • Никифор Вриенний. Исторические записки. СПб., 1856. М., 19972;
  • Анна Комнина. Алексиада / Вступ. ст., пер., коммент. Я. Н. Любарского. М., 1965. СПб., 19962;
  • Attal. Hist. S. 199 f.;
  • Zonara. Annales. Vol. 2. P. 717f.
  • Chalandon F. Essai sur le règne d'Alexis Ier Comnène (1081-1118). P., 1900;
  • Гроссу Н., свящ. Церковно-религиозная деятельность византийского императора Алексея I Комнина (1081-1118) // ТКДА. 1912. № 7/8. С. 501-543;
  • Успенский. История. Т. 3. С. 41-86;
  • Васильев. История. Т. 2. С. 14-54, 121-125, 134-136;
  • Leib B. Complots à Byzance contre Alexis Ier Comnène, 1081-1118 // Bsl. 1962. T. 23. P. 250-275;
  • Gautier P. L'édit d'Alexis Ier Comnène sur la réforme du clergé // REB. 1973. T. 31. P. 165-201;
  • Morrison C. La Logarikè: Réforme monétaire et réforme fiscale sous Alexis Ier Comnène // TM. 1979. T. 7. P. 419-464;
  • Lounghis T. C. The Failure of the German-Byzantine Alliance on the Eve of the First Crusade // Δίπτυχα. 1979. Τ. 1. Σ. 158-167;
  • Skoulatos B. Les premières réaction hostiles à Alexis Ier Comnène (1081-1083) // Byz. 1979. T. 49. P. 385-394;
  • Angold M. The Byzantine Empire 1025-1204: A Political History. L.; N. Y., 1984. P. 114-149;
  • Βαρζός Κ. ῾Η γενεαλογία τῶν Κομνηνῶν. Θεσσαλονίκη, 1984. Τ. Β´ . Σ. 87-113;
  • Alexios I Komnenos: Papers of the Second Belfast Byzantine Intern. Colloquium (14-16 Apr. 1989) / Ed. by M. Mullett and D. Smythe. Belfast, 1996.
  • Wroth W. Catalogue of the Imperial byzantine Coins in the British Museum. L., 1908. Vol. 2. Pl. 55, 1;
  • Spatharkis. P. 28-31, 33, 37, 40, 122-129, 172-174, 180. Fig. 79-82, 84-85, 122;
  • Head C. Imperial Byzantine Portraits: A verbal and Graphic Gallery. New Rochelle; N. Y., 1982. P. 116-119;
  • Magdalino P., Nelson R. Emperor in Byzantine Art оf the Twelfth Century // ByzF. 1982. Bd. 8. P. 123-183;
  • Саминский А. Л. Неизвестные константинопольские миниатюры начала комниновской эпохи // Музей 9. М., 1988. С. 175-197;
  • Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000. С. 49, 57, 72, 116, 120, 127, 135.

Использованные материалы

  • Я. Н. Любарский, О. Е. Этингоф. "Алексей I Комнин" // Православная энциклопедия, т. 1, с. 627-628



[1]  Vat. gr. 372. Fol. 5r

[2]  Vat. gr. 666. Fol. 2r-v; ГИМ. Греч. № 387. л. 6-6об.

[3]  РГАДА. ф. 196. оп. 3. ед. хр. 62. 1091 г.?

[4]  Моdеnа. Biblioth. Estense. gr. 122. Fol. 280v., между 1425 и 1453 гг.

[5]  Anastasi R. Studi di filologia bizantina // Quaderni del Siculorum Gymnasium. 1976. T. 2

Редакция текста от: 01.02.2020 16:36:04

"АЛЕКСЕЙ I КОМНИН" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google